ART 75024
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9 49965. - ISSN 2304-120X.
Шаяхметова В. К., Брынских С. А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75024. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75024.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Шаяхметова Валерия Каусаровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск valesha3004@mail.ru
Брынских Светлана Александровна,
магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск 8Ьгупвк1кЬ@уапЬех. ги
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Сделан вывод о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет более результативной, если: осуществить моделирование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы; разработать и реализовать программу психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы, включающую обучение конструктивным способам поведения и навыкам саморегуляции. Ключевые слова: агрессия, формы агрессивного поведения, основные типы агрессивных проявлений, дерево целей, модель, программа психолого-педагогической коррекции, технологическая карта.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди подростков.
1. Проблема агрессивного поведения подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей (Н. И. Аркаева, В. И. Долгова, Ю. Б. Можгинский, B. ^ Мухина [1, 4, 5]). Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии по существу только начинается. Вот почему тема нашей работы достаточно актуальна в настоящее время.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения старших подростков.
В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Шаяхметова В. К., Брынских С. А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART
научно-методический электронный журнал ^^o^L.htm. - Г-с. реп'Эл l?-
ART 75024 УДК 159.9 49965. - issn 2304-120X.
Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: тест А. Басса - А. Дарки, «Тест руки» Э. Вагнера, методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку).
Математико - статистические: Т-критерий Вилкоксона, многофакторный дисперсионный анализ.
Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 44 г. Копейска. В исследовании участвовали подростки в возрасте 16 лет МОУСОШ № 44 г. Копейска в количестве 23 человек: 13 девочек и 10 мальчиков.
Нами изучены особенности агрессивного поведения этих подростков; составлено дерево целей и на его основании разработана модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Модель содержит четыре блока: диагностический, коррекционный, аналитический, прогностический.
В диагностический блок входят три методики, на основе которых проводится комплектование групп.
В коррекционный блок входит программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, которая включает: обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; работа с семьей.
В аналитический блок входят: анализ результативности коррекционных занятий (сравнение результатов на начало и конец эксперимента); выявление динамики в количественном и качественном отношении.
В четвертый прогностический блок входят конкретные рекомендации родителям, учителям и подросткам, которые способствуют более полной реализацией психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Эффективность психолого-педагогической коррекции зависит от трех составляющих: адекватность поставленных целей, задач, правильный выбор методов и принципов работы, прогнозирование психолого-педагогической коррекции.
Модель психолого - педагогической коррекции призвана помочь подросткам снизить уровень агрессии до приемлемого (адекватного) значения.
Исследование проводилось в три этапа: теоретический; опытно - экспериментальный, контрольно - обобщающий.
Обобщая результаты эксперимента, можно сделать вывод о том, что у 7 подростков, а это составляет 30% имеет выраженную черту агрессивности как личностного образования. Так, при диагностике уровня агрессивности по методике Г. Айзенку было выявлено: высокий - 17 человек, что составляет 74%, средний - 4 человека, что составляет 17%, низкий - 2 человека, это 9%. По методике «Тест руки» Э. Вагнера: высокий уровень - 15человек(65%), средний уровень - 3 человека (13%), низкий уровень - 5человек (22%). По методу А. Басса - А.Дарки: высокий уровень - 13 человек (56%), средний уровень - 8 человек (35%), низкий уровень - 2 человека (9%).
В исследовании мы сделали предположение, что социальная принадлежность ребенка может влиять на уровень агрессивности. В случае подтверждения гипотезы в экспериментальную группу, должны попасть подростки, которых бы объединяла их семейная ситуация. И тогда нам необходимо было бы учесть выявленные особенности в предстоящей коррекционной работе.
пи
КОНЦЕПТ
Шаяхметова В. К., Брынских С. А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75024. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon
научно-методический электронный журнал Ceptru/20-i5/75024.htm. - Го""с. рег.: Эл №фс 77- Щ\\ ART 75024 УДК 159.9 49965. - issn 2004-120X.
Для того чтобы проверить исследовательскую гипотезу мы применили многомерный дисперсионный анализ. Для расчета была использована программа SPSS Statistics 19 (общая линейная модель - ОЛМ - многомерная).
В качестве независимых переменных нами были выбраны показатели состава семьи: полные - 1, неполные - 2, а так же показатели благополучия - 1 и неблагополучия - 2. В качестве зависимых переменных были использованы данные враждебности и агрессивности.
В результате многофакторного дисперсионного анализа значимые уровни не выявлены. Состав семьи не влияет на уровень агрессивности старших подростков: показатель агрессивности - 0,918, враждебности - 0,643, что не попадает в зону значимости. По факту благополучия мы так же не выявили влияние на уровень агрессивности: показатель агрессивности - 0,882, враждебности - 0,654.
Таким образом, параметры агрессивности не зависят от семейного состава и благополучия.
Сложившаяся ситуация требует проведения психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения, чтобы снизить уровень агрессивности.
Поэтому нами была разработана и проведена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков, которая состоит из десяти занятий. Коррекционная программа соответствует цели и задачам исследовательской работы, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их эмоциональной устойчивости и характера ценностных ориентаций (В. И. Долгова, А. А. Осипова [2, 3, 6]).
Программа коррекции поможет подросткам поверить в свои положительные качества, умение конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эм-патии и рефлексий, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и контролировать свое поведения. Основными методами работы были дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.
После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации коррекци-онной психолого-педагогической программы.
По тесту А. Басса - А. Дарки в группе произошли изменения: низкий уровень агрессивности увеличился с 9% на 14% (с 2человек на Зчеловека), средний уровень агрессивности изменился, до эксперимента этот уровень составлял 35%(8человек), после проведения коррекционных занятий уровень агрессивности увеличился до 43% (10 человек), высокий уровень агрессивности после эксперимента составил 43% (10 человек), наблюдается снижение, до эксперимента он составлял 56% (13 человек).
Распределение показателей испытуемых по уровню агрессивности по методике Г. Айзенка. В группе низкий уровень агрессивности увеличился с 9% на 14% (на 1 человека), средний уровень агрессивности изменился, до эксперимента этот уровень составлял 17%, после проведения коррекционных занятий уровень агрессивности увеличился до 29% (на 2 человека), средний уровень агрессивности увеличился за счет изменения высокого уровня агрессивности с 74% (5 человек) до 57% (4 человека).
Распределение показателей испытуемых по уровню агрессивности по проективной методике Э. Вагнера «Руки». Анализируя представленные данные, можно отметить, что после коррекционных занятий, произошло снижение уровня склонности к открытому агрессивному поведению с 71% (5 человек) до 57% (4 человека). Следовательно показатель суммарной агрессии А < -1 с 29% (2 человека из 7 человек) увеличился до 43% (3 человека из 7 человек), что говорит о низкой вероятности
ru Q м
КОНЦЕПТ
Шаяхметова В. К., Брынских С. А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75024. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon cept.ru/2015/75024.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75024 УДК 159.9
проявления агрессии, только в особо значимых ситуациях, то есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.
Для оценки сдвигов в показателях уровня агрессивности старших подростков применялся Т-критерий Вилкоксона
Результаты расчетов данного критерия подтверждают снижение уровня агрессивного поведения после проведения программы психолого-педагогической коррекции.
Для закрепления результатов и дальнейшей коррекции агрессивного поведения были составлены психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения старших подростков для учителя и родителей.
Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы нами была разработана технологическая карта, она позволяет контролировать последовательность данных процессов от этапа к этапу.
Ссылки на источники
1. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. - Челябинск, 2012. - 229 с.
2. Долгова В.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: Health as a factor of quality and lifetime of biological species / Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). - London, 2013. - С. 67-70.
3. Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ори-ентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). - London, 2014. - С. 62-65.
4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито, 2009. - 184 с.
5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2010. - 640 с.
6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие - М.: Сфера, 2009. - 512 с.
Valeria Shayakhmetova,
Candidate оf Psychological Sciences, Assistant Professor of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk valesha3004@mail.ru Svetlana Brinsky,
graduate student at the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk sbrynskikh@yandex.ru
Psychological-pedagogical correction of aggressive behavior older adolescents in secondary schools
Abstract. The article discusses the features of psycho-pedagogical cor correction aggressive behavior of older adolescents. The conclusion is that the psycho-pedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents in secondary schools will be more effective if: ASU-may serve as a basis modeling of psychological-pedagogical correction aggressive behaviour of older adolescents in secondary schools; to develop and implement a program of psychological-pedagogical correction aggressive behaviour of older adolescents in secondary schools, including learning constructive ways of conduct and self-regulation skills. Key words: aggression, a form of aggressive behavior, the main types of aggression, the objective tree, the model, the program of psychological-pedagogical correction, MP. graduate student,
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
ГУ r\J
9772304120159