► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.31 ББК 74.24
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE NATIONAL SCHOOL
Курилкина Валентина Николаевна
Доцент кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», кандидат философских наук E-mail: [email protected]
Винокурова Екатерина Спиридоновна
Доцент кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Kurilkina Valentina N.
Assistant Professor at the Department of Teaching Methods in Information Science of Institute of Mathematics and Information Science, North-Eastern Federal University in Yakutsk, PhD in Philosophy E-mail: [email protected]
Vinokurova Ekaterina Spiridonovna
Assistant Professor at the Department of Teaching Methods in Information Science of Institute of Mathematics and Information Science, North-Eastern Federal University in Yakutsk, PhD pn Education E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в национальной школе. В условиях глобализации проблема этнической идентичности и национального самосознания детей и молодежи является важной. Происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение культур, взаимовлияние этносов. В некоторых национальных республиках существует
Abstract. The article is devoted to the acute issue of psychological and pedagogical support of the educational process in the national school. In the context of globalization, the problem of the ethnic and national identity of children and young people is important. There is a close interaction and interpenetration of cultures, the mutual influence of ethnic groups. In some national republics there is a threat of language extinction. Under these
угроза исчезновения языков. В этих условиях вызывает большой интерес исследование развития личности ребенка, обучающегося в национальной школе. Целью исследования является определение психолого-педагогических методик для диагностики личностного развития учащегося в пространстве национальной школы. В статье рассматриваются основные направления и принципы организации образовательной деятельности национальной школы (на примере начальной школы-лаборатории при СВФУ), возможности психолого-педагогического сопровождения детей в школе, методики психолого-педагогической диагностики детей начальной школы. В статье приводятся принципы организации образовательного процесса в национальной школе, сформулированные В. Е. Степановой. Результаты проведенного исследования показывают, что существует необходимость в разработке комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся национальной школы, удовлетворяющей принципам гуманизма, духовного и интеллектуального саморазвития.
conditions, it is of great interest to study the development of the personality of a child studying in the national school. The aim of the study is to determine the psychological and pedagogical methods to diagnose the student's personal development in the environment of the national school. The article discusses the main directions and principles of the organization of educational activities of the national school (using the example of a primary school-laboratory at NEFU), the potentials of psychological and pedagogical support for children at school, methods of psychological and pedagogical diagnosis of primary school children. The article presents the principles of the organization of the educational process in the national school, defined by V. E. Stepanova. The results of the study show that there is a need to develop a complex of medical, psychological and pedagogical support for students of the national school that satisfies the principles of humanism, spiritual and intellectual self-development.
Ключевые слова: концепция, национальная школа, этнопедагогика, духовное развитие, самосознание, саморазвитие, этническая идентичность, психолого-педагогическая диагностика, психологическое тестирование, личностный рост, начальная школа.
Keywords: conception, national school, ethnopedagogy, spiritual development, self-awareness, self-development, ethnic identity, psychological and pedagogical diagnostics, psychological testing, personal growth, primary school.
В 1991 г. в Якутии впервые был принят важный документ, сыгравший значительную роль в развитии образования Республики Саха (Якутия) - Концепция обновления и развития национальных школ республики. Основными принципами этой концепции являются: реализация конституционного права обучения и воспитания детей на родных языках, начиная с дошкольного; формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики; приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур [1].
Понятие «национальная школа» появилось в 1990-е гг. Под этим понимают школу, в которой учатся дети коренной национальности [2, с. 3]. В современной педагогике понятие «национальная школа» трактуется как система образования детей, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком. Это школа диалога культур, формирующая у своих воспитанников национальную и этнокультурную толерантность [3. с. 69].
Были открыты такие национальные общеобразовательные учреждения, как «Айыы кьЛата», Якутская государственная национальная гимназия (ЯГНГ), Саха гимназия. Впервые были введены такие программы, как «Национальная культура коренных народов Якутии», «Кыыс Куо», «Урунг уолан», «Ураанхай саха огото» и другие.
ЯГНГ как национальная школа имеет свою Концепцию образования, разработанную на основе национальной культуры, традиций и системы воспитания народа Саха, проживающего в экстремальных условиях Крайнего Севера.
У народа Саха имеется своя этнопедагогическая система, бережно сохраняемая и передаваемая последующим поколениям. По определению Г. Н. Волкова, «этнопедагогика -наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа и нации» [4, с. 30-31]. Этнопедагогика - наука, изучающая особенности национального характера, который сохранился благодаря системе народного воспитания и сложился под влиянием исторических условий.
В первую очередь, воспитание проводится через трудовую деятельность. Во время труда ребенок получает первоначальные навыки общения с окружающим миром, умение ставить цели и задачи, решать поставленные проблемы определенным способом, проверенным в течение многих лет.
Во все времена и у всех народов мира народная педагогика служит основой для воспитания подрастающего поколения. Народная педагогика часто зависит от географического положения и климата определенного этноса. Каждый этнос стремится воспитывать в своих детях трудолюбие, смелость, доброту, умение справляться с трудностями, развивает природные умственные и физические способности. У каждого народа есть система воспитания, которая передается из поколения в поколение. Народом передается социальный и общественный опыт, нормы поведения, национальные традиции, этнические заповеди, соответствующие времени и степени развития общества [5].
Таким образом, преемственность позволяет каждому поколению впитать и дальше развивать то лучшее, что сохранено предшественниками - духовные ценности народа. В наше время требуется осмыслить, адаптировать и интегрировать национальную систему воспитания в нашу современность.
В современной общественно-экономической и социально-культурной ситуации особая роль среди педагогических систем общего образования принадлежат общеобразовательной школе, в частности, школе I ступени, обеспечивающей начальный процесс обучения. В 2013 г. был открыт филиал ЯГНГ - начальная школа-лаборатория Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.
В 2018 г. начальная школа-лаборатория выиграла грант Министерства образования РС (Я) и стала «Форсайт-центром метапредметного образования младших школьников». Ю. В. Громыко и А. Г. Асмолов метапредметной называют деятельность, которая называлась общеучебной [6; 7].
Сюда можно отнести такие умения, как целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез. А. В. Хуторской и В. В. Краевский мета-предметную деятельность понимают как деятельность, которая не может быть оторвана от предметной деятельности, метапредмет есть предметно-оформленная связка образовательных объектов и связанных с ними проблем [8; 9]. Основной идеей проекта является создание форсайт-центра организации метапредметного открытого образования в начальной школе. Одной из задач, поставленных перед школой - форсайт-центром, является разработка и апробация комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом влияния различных факторов на успешность освоения образовательной программы учащимися.
Коллектив школы работает по авторской концепции кандидата философских наук В. Е. Степановой «Бэйэни куруолэнии» [10].
Приоритетные направления деятельности школы «Бэйэни кYPYeлэнии» (саморазвитие, самоидентификация себя как личности) - «yhуйуу-yhуйуллуу» (Обучение-Самообучение):
• создание ценностных ориентаций, где приоритетом является культ человека/этноса - личности/индивидуальности, культ саморазвития, культ творчества и поиска как условие для сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья;
• переориентирование школы знания на Школу взросления, имеющей особый дух среды, исходящие из особенностей возрастного развития, укоренностью школы в собственные этнические корни и открытостью перед большим образовательным пространством «Республика Саха - Россия - мир»;
• повышение педагогической культуры родителей школы как главных «yhуйааччы» в очеловечивании среды развития;
• «выращивание» инновационного потенциала педагогического коллектива - быть Уhуйааччы: проектировать и моделировать идеи и подходы в практических формах деятельности;
• признание в деятельности педагогического коллектива действия методологических принципов проектирования образовательных систем школы;
• выполнение социального заказа на качество образовательных услуг.
Организация образовательной среды школы-лаборатории основывается на следующих принципах:
• персонифицированный подход к развитию личности, способностей, к особенностям характера и темперамента;
• развитие личности согласно своей индивидуальной траектории роста;
• укрепление психологического и душевного равновесия в соответствии с его этнокультурными особенностями;
• мотивация ребенка на успех;
• пробуждение у ребенка увлеченности учебой на основе формирования устойчивой мотивации познания личностно-ориентированного подхода;
• проживание детства во время обучения в школе;
• образовательный процесс основывается на принципах гуманизма, духовного и интеллектуального саморазвития;
• пространство развития личности ребенка - семейные и родовые традиции, уклад жизни, культура, национальное самосознание и этническая идентичность.
Для успешной реализации приоритетных направлений необходимо разработать и использовать комплекс медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом влияния различных факторов на успешность освоения образовательной программы учащимися. Проблема исследования заключается в отсутствии системы мониторинга психолого-педагогического сопровождения детей, обратной связи педагогического процесса и индивидуальной траектории развития каждого ученика.
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в школе-лаборатории позволит:
1. Систематически отслеживать в динамике уровень психологического, интеллектуального развития учащихся школы-лаборатории.
2. Выявлять случаи некомфортного, тревожного состояния учащихся, возможно связанных с физическим и психологическим здоровьем учащихся, или с проблемами коммуникации с одноклассниками или учителем.
3. Осуществлять обратную связь с использованием авторской методики В. Е. Степановой с фактическим функционированием деятельности школы.
4. Выявить уровень комфортности ученика в образовательном пространстве школы, состояние психологической атмосферы в классе, степень коммуникативной комфортности в общении с одноклассниками и учителем.
5. Построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания.
6. Сформировать у школьников способности к национальному самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
7. Оказать консультативную помощь родителям школьников.
Одной из функций психолого-педагогического сопровождения детей является диагностическая функция. В начальной школе-лаборатории в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах были проведена психолого-педагогическая диагностика с целью построения индивидуальной образовательной траектории.
На 1-м этапе в 2016-2017 учебном году диагностика была проведена по следующим примерным методикам [11]:
1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.
2. Методика изучения воображения. Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
3. Методика изучения воображения. Методика 14. «Рисунок».
4. Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различия в объектах.
5. Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика 20. «Матрицы Равена».
В 2017-2018 гг. тестирование было проведено по следующим методикам [11]:
1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
2. Методика изучения воображения. Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение).
3. Методика изучения воображения. Методика 14. «Рисунок».
4. Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различия в объектах.
5. Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика 20. «Матрицы Равена».
6. Методика 25. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела.
По результатам тестирования были выявлены учащиеся с высоким уровнем тревожности и коммуникативного дискомфорта при общении с одноклассниками. В связи с этим была проведена индивидуальная работа учителя с родителями и некоторыми учащимся. Были даны рекомендации для посещения детского психолога и по обследованию состояния общего здоровья.
Выводы
1. Проблема психолого-педагогической диагностики детей, обучающихся в национальной школе, является актуальной.
2. Существует необходимость в разработке комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения, удовлетворяющей принципам гуманизма, духовного и интеллектуального саморазвития.
3. Мониторинг позволяет выявлять индивидуальные черты характера, коммуникативные качества и позволяет учителю и родителям вовремя выявлять и корректировать некоторые перекосы психологического, интеллектуального и личностного развития учащихся и заниматься ранней профессиональной ориентацией.
4. Усиливается потребность в развитии системы национальных школ.
5. Для контроля и обеспечения качества функционирования Школы-лаборатории при СВФУ на основе авторской методики В. Е. Степановой необходим контроль за фактическим положением дел в школе и «обратная связь» с помощью построения системы психолого-педагогической диагностики.
Список литературы
1. Концепция обновления и развития национальных школ // Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). - М., 2002.
2. Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 мая 1997 г. - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. - 303 с.
3. Елаев Н. К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 45-47.
4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
5. Сивцева И. А. Этнопедагогика народа саха «yhynyy» - духовная основа формирования личности // Вестник ЯГУ - 2008. - Т. 5, № 3. - С. 97-99.
6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогических искусств). - Минск, 2000.
7. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
8. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - № 1. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10. htm (дата обращения: 25.11.2018).
9. Хуторской А. В., Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.
10. Степанова В. Е. Саха уерэгэ оскуолага: «Айыы КьЛата» оскуола саха уерэгин тэрийиигэ маннайгы хардыылара». Дар предков в образовательном пространстве. - Якутск, Бичик, 2012. - 160 с.
11. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
12. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
References
1. Kontseptsiya obnovleniya i razvitiya natsionalnykh shkol. In: Zhirkov Е. P. Kak voz-rodit natsionalnuyu shkolu. Shagi Respubliki Sakha (Yakutiya). Moscow, 2002.
2. Natsionalno-regionalnyy komponent obrazovaniya v usloviyakh ego standartizatsii. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference 30-31 May 1997. Birsk: Izd-vo BirGPI, 1997. 303 p.
3. Elaev N. K. Nastoyashchee i budushchee buryatskoy natsionalnoy shkoly. Pedagogika. 1997, No. 1, pp. 45-47.
4. Volkov G. N. Etnopedagogika. Moscow: Akademiya, 1999. 168 c.
5. Sivtseva I. A. Etnopedagogika naroda sakha "Uhuyuu" - dukhovnaya osnova formirovaniya lichnosti. Vestnik YAGU. 2008, Vol. 5, No. 3, pp. 97-99.
6. Gromyko Yu. V. Mysledeyatelnostnaya pedagogika (teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshikh obraztsov pedagogicheskikh iskusstv). Minsk, 2000.
7. Asmolov A. G. Kak proektirovat universalnye uchebnye deystviya: ot deystviya k mysli. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 151 p.
8. Khutorskoy A. V. Metapredmetnoe soderzhanie i rezultaty obrazovaniya: kak realizo-vat gosudarstvennye obrazovatelnye standarty (FGOS). Internet-zhurnal "Eydos". 2012, No. 1. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (accessed: 25.11.2018).
9. Khutorskoy A. V., Kraevskiy V. V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel-nykh standartakh. Pedagogika. 2003, No. 2, pp. 3-10.
10. Stepanova V. Е. Sakha yerege oskuolaga: "Ayyy Kyhata" oskuola sakha ueregin teriyiige man-naygy khardyylara". Dar predkov v obrazovatelnom prostranstve. Yakutsk, Bichik, 2012. 160 p.
11. Nemov R. S. Psikhologiya: uchebnik dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: v 3 kn. Kn. 3: Psikhodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psikhologicheskoe issledovanie s elementami matematicheskoy statistiki. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1998. 632 p.
12. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 28.11.2018 The article was received on 28.11.2018