Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические основы профессиональной компетентности руководителей газовой отрасли'

Психолого-акмеологические основы профессиональной компетентности руководителей газовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ / НАПРАВЛЕНИЕ / ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ENERGETIC COMPANIES / PROFESSIONALISM / COMPETENCE / INTERNAL RESOURCES / PSYCHOLOGICAL DEPARTMENTS / CONCEPT / GAS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панова Елена Валерьевна

В условиях повышения конкурентоспособности многих энергетических компаний в настоящее время профессионализм руководителей и специалистов в данной области приобретает особое значение. Использование компетентностного подхода к работе, направленной на овладение профессиональной компетентностью и повышение ее уровня, позволит руководителям максимально реализовать свой потенциал в решении технических, экономических и социальных задач организации. Целью настоящей работы является определение психолого-акмеологических основ, содержания и структуры профессиональной компетентности руководителей газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and akmeological foundations of managers' professional competence in the gas field

Due to the increasing competitiveness among the energetic companies the issue of professionalism of specialists and managers is very important today, namely the structure of professionalism and the process of work optimization. Th e process of development of professional competence is the only eff ective instrument. It helps implement internal resources in solving technical, economic and social tasks of an organization. Th e issue of development of managers professional competence has so far gained little scientifi c consideration. At the same time many gas organizations have already established psychological departments which aim to solve various problems: HR, grading, reserve. We think that using competence concept is of high priority. It helps increase managers professionalism and fi nd the most appropriate way to achieve the aims and carry out the plans of the gas organizations.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические основы профессиональной компетентности руководителей газовой отрасли»

УДК 159. 99

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

Е. В. Панова

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время роль персонала в производственной деятельности энергетических компаний значительно возросла. Работники рассматриваются в качестве главного стратегического ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность, и необходимого условия для достижения поставленных целей, поэтому создание эффективного механизма управления персоналом крайне важно.

Выявление психолого-акмеологических основ профессиональной компетентности с целью ее развития станет ключевым преимуществом руководителей низшего и среднего звена газовой отрасли. Более того, управленческие решения о кадровых перемещениях станут более эффективными. Именно профессиональная компетентность интегрирует знания, умения, деловые и личностные качества специалиста, что позволяет эффективно решать задачи разного уровня и осуществлять профессиональную деятельность [1].

Деятельность руководителей рассматривается с различных позиций в социологии, психологии, менеджменте, теории управления организациями, в том числе и акмеоло-гии. Изучаются проблемы отбора, подбора, расстановки кадров, формирования резерва. Осуществляется психологическая диагностика руководителей разного уровня, экспертная и оценочная деятельность, изучается эффективность профессиональной деятельности руководителей, этим объясняется широта и разноплановость полученных результатов.

В последние годы проводятся психолого-акмеологические исследования личност-но-деятельностных характеристик государственных служащих [2]. В то же время проблема профессиональной компетентности руководителя, а особенно ее психолого-ак-меологической основы, изучена недостаточно.

Понятие «компетентность» все чаще рассматривается с позиции исследования пси-холого-акмеологических ресурсов личности — всего того, что ей принадлежит (черты характера, способности, ценности, психические состояния). Можно утверждать, что данная целостная система обладает свойством саморегуляции, способна к постоянному обновлению, что, в свою очередь, определяет профессиональные возможности личности и выступает основанием психолого-акмеологического понятия «личностно-профессиональный потенциал» [3]. Каждая личность обладает ресурсами, не все они могут быть развиты, но при благоприятных условиях, востребованные ресурсы развиваются более полно. Человек способен совершенствовать внутренние ресурсы, способен овладеть и распоряжаться ими. С этой позиции мы можем рассматривать ресурсы как акмеологические, так как они направлены на оптимизацию деятельности, повышение ее эффективности при низких энергозатратах и повышении удовлетворенности субъекта труда. Данная возможность субъекта превращается в психотехнологию (внутреннюю систему личностной регуляции), с помощью которой он способен эффективно и рационально использовать свой потенциал, повышать профессионализм. Таким

© Е. В. Панова, 2012

образом, в основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, готовность и способность самоопределяться, саморазвиваться, реализовываться в своей профессии, создавая и привнося в нее нечто новое.

В системе понятий акмеологии А. А. Деркач определяет компетентность как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представление о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии [4].

Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер в своей работе «Компетенции. Модели максимальной эффективности работы» дают следующее определение: компетенция — базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях. «Базовое качество» означает, что компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека в различных ситуациях. «Причинное отношение» — что компетенция предопределяет и вызывает определенное поведение [5]. А «на основе критериев» — что при помощи критерия или стандарта можно измерить исполнение, а компетенция это исполнение прогнозирует. Также данное понятие определяют как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности к успешной деятельности на его основе с учетом социальной значимости. Многие авторы отмечают, что понятие компетентности во многом зависит от вида профессиональной деятельности, как «многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера» [6]. И. А. Зимняя в своих исследованиях показала, что компетенции — некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека.

Выделены три группы компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к личности, субъекту деятельности, общения:

— компетенции здоровьесбережения;

— компетенции ценностно-смысловой ориентации;

— компетенции гражданственности;

— компетенции самосовершенствования.

2. Компетенции социального взаимодействия во всех сферах:

— компетенции взаимодействия с обществом — толерантность, уважение, мобильность;

— компетенции в общении — знание и соблюдение традиций, этикета, деловая переписка, иноязычное общение.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

— компетенции в познавательной деятельности — интеллектуальная деятельность;

— компетенции деятельности — игра, учение, труд;

— компетенции информационных технологий [7].

Ю. Г. Татур определил компетентность, как сложную структуру, состоящую из «компонентов». Он считает, что компетентность любого вида должны составлять положительная мотивация к проявлению компетентности, ценностно-смысловые

отношения к содержанию и результату деятельности, знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности, умение и опыт успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний [6].

Понятие «профессиональной компетентности» является важной составляющей и показателем высокого уровня профессионализма. Профессиональная компетентность включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. И. А. Зимняя рассматривает следующие составляющие понятия профессиональной компетентности: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); знание содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [8]. Э. Ф. Зеер считает, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций и привычек [4].

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками, акцент делается на том, какими должны быть эти знания, навыки и опыт. Также под профессиональной компетентностью подразумевают индивидуально-психологическое образование. Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [4].

При рассмотрении структуры профессиональной компетентности с позиций ак-меологии необходимо выделить следующие ее компоненты:

1. Гностический (когнитивный) компонент предполагает наличие необходимых профессиональных знаний.

2. Регулятивный компонент позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения собственно профессиональных задач.

3. Рефлексивно-статусный компонент дает право за счет признания авторитетности действовать именно так.

4. Нормативный компонент определяет круг полномочий, сферу профессионального ведения.

5. Коммуникативный компонент проявляется в общении [1].

Профессиональная компетентность также зависит от личностных качеств субъекта деятельности — мотивации, интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, рассматривается как главный когнитивно-регуляторный компонент системы профессионализма личности и деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Профессиональная компетентность является системой знаний, которая связана с умениями эффективно и ответственно действовать в определенной профессиональной сфере. Поэтому профессионал должен обладать не только знаниями, но и набором психических качеств.

В структуре профессиональной компетентности выделяют ее подвиды. В частности А. К. Маркова указывает:

— специальную компетентность — владение субъектом деятельности профессиональной деятельностью, способность субъекта проектировать дальнейшее профессиональное развитие;

— социальную компетентность — ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального общения;

— личностную компетентность — владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

— индивидуальную компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии [9].

Это далеко не все виды профессиональной компетентности. Структура ее может меняться в зависимости от рассматриваемой сферы профессиональной деятельности.

И. Е. Елина в своем исследовании показала, что общество признает компетентным такого специалиста, который соответствует процессу профессиональной деятельности. При этом направленность деятельности не имеет значения. Важно, чтобы объективные и субъективные свойства структуры профессиональной деятельности были адекватны друг другу. Тогда их совокупность будет определять результативность деятельности и характеризовать компетентность специалиста. И. Е. Елина выделяет три уровня компетентности: психолого-акмеологический (духовно-культурный), социально-психологический и индивидуально-психологический. Она определяет компетентность как подвижное и динамическое психологическое образование. Указанный автор считает, что характеристики деятельности компетентного специалиста качественно преобразуются посредством рефлексии — специалист может использовать имеющийся у него акмеологический потенциал для корректировки своей деятельности. В этом смысле он повышает свою компетентность, осуществляет перенос знаний, навыков и умений в новые условия [1]. Таким образом, специалист осуществляет профессиональную деятельность адекватно сложившейся ситуации, интегрируя свой психолого-акмеологический потенциал.

Еще одним акмеологическим компонентом компетентности считают готовность личности к деятельности [10]. Данное понятие включает в себя способность осуществлять деятельность и предполагает наличие мотива к ее реализации. Готовность к деятельности — это проявление активности личности в преодолении внутренних противоречий и творческой реализации планов. Поэтому можно говорить о профессиональной компетентности как о готовности преодолевать внутренние противоречия, мобилизуя свои акмеологические ресурсы, эффективно решать профессиональные задачи в различных ситуациях.

О. М. Бобиенко в контексте профессиональной компетентности выделяет специальные компетенции и ключевые компетенции. Специальные компетенции формируются в процессе выполнения одного класса задач, а ключевые компетенции инвариантны относительно типа профессиональной деятельности. Ключевые компетенции обладают признаками многофункциональности (позволяют решать задачи не только профессиональной, но и повседневной деятельности), надпредметности (применимы на работе и дома), многомерности (включают различные умственные и интеллектуальные процессы). Так же О. М. Бобиенко отмечает, что понятие «компетенция» шире «знания», «умения», «навыки». Компетенции существуют в виде деятельности, а не

только информации о ней, обладают свойством переноса — могут применяться при решении разного типа задач, позволяют человеку действовать в типовых и нестандартных ситуациях. Таким образом, компетенции — это не только знания, умения и навыки, но и способность выполнять деятельность [10]. Профессиональная компетентность предполагает готовность руководителя преодолевать внутренние противоречия и, мобилизуя свои ресурсы, в том числе акмеологические, творчески реализовывать планы и программы деятельности, эффективно решая профессиональные задачи. Профессиональная компетентность является фактором эффективности профессиональной деятельности, который характеризует профессионализм деятельности.

Обзор научной литературы позволяет говорить о том, что профессионализм руководителя основан на профессионализме деятельности, профессионализме личности, нормативности деятельности и поведения, продуктивной Я-концепции. При этом руководитель должен быть активным субъектом профессионального развития: ставить цели и достигать их, самостоятельно организовывать процесс профессионализации, обогащать свой профессиональный опыт посредством деятельности и общения.

При решении вопросов подбора, отбора, назначений и кадровых перемещений в газовой отрасли большое внимание уделяется психологической диагностике и экспертной оценке с использованием компетентностного подхода. В ходе данных мероприятий исследуются и оцениваются показатели интеллектуальной эффективности, ценностных ориентаций, изучаются особенности памяти, внимания, характеристики личности, стрессоустойчивость руководителей. В частности, рассматриваются способности к ориентировке в новых, нестандартных ситуациях, степень осознанности структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути. Изучаются способности к осознанному устранению противоречий своего развития, владение адаптивными способами саморегуляции, волевыми качествами; готовность к саморазвитию, инициативность, целеполагание, включенность в деятельность и интенсивность прилагаемых усилий. Рассматривается вопрос о способности руководителей видеть в перспективе дальнейшее профессиональное развитие. Это означает, что важно изучать и учитывать приемы, технологии, которые используются руководителями при осуществлении профессиональной деятельности, оценивать зрелость личности в целом. С целью повышения эффективности процедуры исследования личности и уровня профессионализма руководителя используют модели компетенций, которые разработаны с учетом специфики и направления профессиональной деятельности. На основании полученных данных формируются программы личностно-профессионального развития. В них учитываются личностные и профессиональные особенности руководителя, даются рекомендации о приоритетных направлениях саморазвития, прохождении дополнительного обучения, тренингов.

Литература

1. Деркач А. А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Ак-меологические основы управленческой деятельности. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2000.

2. Деркач А. А. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб. пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2006. 108 с.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 317 с.

4. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2002. 650 с.

5. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / пер. с англ. M.: HIPPO, 2005.

6. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: монография. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 1999. 392 с.

7. Софьина В. Н., Полянин В. А. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля: монография. Ковров: Изд-во Ковровск. технолог. академ, 2008. 220 с.

8. Катаева Л. И. Подготовка кадров государственной службы: учеб.-метод. пособие / Л. И. Катаева, В. Н. Маркин, А. К. Маркова, А. С. Мельничук, В. А. Сергеев, А. П. Федоркина, Е. А. Яблокова, Н. В. Колисниченко. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2004.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 309 с.

10. Психология профессиональной деятельности: лекции / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2004. 342 с.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.