УДК 159. 99
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1
Е. В. Панова
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
В настоящее время роль персонала в производственной деятельности энергетических компаний значительно возросла. Работники рассматриваются в качестве главного стратегического ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность, и необходимого условия для достижения поставленных целей, поэтому создание эффективного механизма управления персоналом крайне важно.
Выявление психолого-акмеологических основ профессиональной компетентности с целью ее развития станет ключевым преимуществом руководителей низшего и среднего звена газовой отрасли. Более того, управленческие решения о кадровых перемещениях станут более эффективными. Именно профессиональная компетентность интегрирует знания, умения, деловые и личностные качества специалиста, что позволяет эффективно решать задачи разного уровня и осуществлять профессиональную деятельность [1].
Деятельность руководителей рассматривается с различных позиций в социологии, психологии, менеджменте, теории управления организациями, в том числе и акмеоло-гии. Изучаются проблемы отбора, подбора, расстановки кадров, формирования резерва. Осуществляется психологическая диагностика руководителей разного уровня, экспертная и оценочная деятельность, изучается эффективность профессиональной деятельности руководителей, этим объясняется широта и разноплановость полученных результатов.
В последние годы проводятся психолого-акмеологические исследования личност-но-деятельностных характеристик государственных служащих [2]. В то же время проблема профессиональной компетентности руководителя, а особенно ее психолого-ак-меологической основы, изучена недостаточно.
Понятие «компетентность» все чаще рассматривается с позиции исследования пси-холого-акмеологических ресурсов личности — всего того, что ей принадлежит (черты характера, способности, ценности, психические состояния). Можно утверждать, что данная целостная система обладает свойством саморегуляции, способна к постоянному обновлению, что, в свою очередь, определяет профессиональные возможности личности и выступает основанием психолого-акмеологического понятия «личностно-профессиональный потенциал» [3]. Каждая личность обладает ресурсами, не все они могут быть развиты, но при благоприятных условиях, востребованные ресурсы развиваются более полно. Человек способен совершенствовать внутренние ресурсы, способен овладеть и распоряжаться ими. С этой позиции мы можем рассматривать ресурсы как акмеологические, так как они направлены на оптимизацию деятельности, повышение ее эффективности при низких энергозатратах и повышении удовлетворенности субъекта труда. Данная возможность субъекта превращается в психотехнологию (внутреннюю систему личностной регуляции), с помощью которой он способен эффективно и рационально использовать свой потенциал, повышать профессионализм. Таким
© Е. В. Панова, 2012
образом, в основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, готовность и способность самоопределяться, саморазвиваться, реализовываться в своей профессии, создавая и привнося в нее нечто новое.
В системе понятий акмеологии А. А. Деркач определяет компетентность как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представление о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии [4].
Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер в своей работе «Компетенции. Модели максимальной эффективности работы» дают следующее определение: компетенция — базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях. «Базовое качество» означает, что компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека в различных ситуациях. «Причинное отношение» — что компетенция предопределяет и вызывает определенное поведение [5]. А «на основе критериев» — что при помощи критерия или стандарта можно измерить исполнение, а компетенция это исполнение прогнозирует. Также данное понятие определяют как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности к успешной деятельности на его основе с учетом социальной значимости. Многие авторы отмечают, что понятие компетентности во многом зависит от вида профессиональной деятельности, как «многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера» [6]. И. А. Зимняя в своих исследованиях показала, что компетенции — некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека.
Выделены три группы компетенций:
1. Компетенции, относящиеся к личности, субъекту деятельности, общения:
— компетенции здоровьесбережения;
— компетенции ценностно-смысловой ориентации;
— компетенции гражданственности;
— компетенции самосовершенствования.
2. Компетенции социального взаимодействия во всех сферах:
— компетенции взаимодействия с обществом — толерантность, уважение, мобильность;
— компетенции в общении — знание и соблюдение традиций, этикета, деловая переписка, иноязычное общение.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
— компетенции в познавательной деятельности — интеллектуальная деятельность;
— компетенции деятельности — игра, учение, труд;
— компетенции информационных технологий [7].
Ю. Г. Татур определил компетентность, как сложную структуру, состоящую из «компонентов». Он считает, что компетентность любого вида должны составлять положительная мотивация к проявлению компетентности, ценностно-смысловые
отношения к содержанию и результату деятельности, знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности, умение и опыт успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний [6].
Понятие «профессиональной компетентности» является важной составляющей и показателем высокого уровня профессионализма. Профессиональная компетентность включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. И. А. Зимняя рассматривает следующие составляющие понятия профессиональной компетентности: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); знание содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [8]. Э. Ф. Зеер считает, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций и привычек [4].
Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками, акцент делается на том, какими должны быть эти знания, навыки и опыт. Также под профессиональной компетентностью подразумевают индивидуально-психологическое образование. Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [4].
При рассмотрении структуры профессиональной компетентности с позиций ак-меологии необходимо выделить следующие ее компоненты:
1. Гностический (когнитивный) компонент предполагает наличие необходимых профессиональных знаний.
2. Регулятивный компонент позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения собственно профессиональных задач.
3. Рефлексивно-статусный компонент дает право за счет признания авторитетности действовать именно так.
4. Нормативный компонент определяет круг полномочий, сферу профессионального ведения.
5. Коммуникативный компонент проявляется в общении [1].
Профессиональная компетентность также зависит от личностных качеств субъекта деятельности — мотивации, интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, рассматривается как главный когнитивно-регуляторный компонент системы профессионализма личности и деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Профессиональная компетентность является системой знаний, которая связана с умениями эффективно и ответственно действовать в определенной профессиональной сфере. Поэтому профессионал должен обладать не только знаниями, но и набором психических качеств.
В структуре профессиональной компетентности выделяют ее подвиды. В частности А. К. Маркова указывает:
— специальную компетентность — владение субъектом деятельности профессиональной деятельностью, способность субъекта проектировать дальнейшее профессиональное развитие;
— социальную компетентность — ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального общения;
— личностную компетентность — владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;
— индивидуальную компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии [9].
Это далеко не все виды профессиональной компетентности. Структура ее может меняться в зависимости от рассматриваемой сферы профессиональной деятельности.
И. Е. Елина в своем исследовании показала, что общество признает компетентным такого специалиста, который соответствует процессу профессиональной деятельности. При этом направленность деятельности не имеет значения. Важно, чтобы объективные и субъективные свойства структуры профессиональной деятельности были адекватны друг другу. Тогда их совокупность будет определять результативность деятельности и характеризовать компетентность специалиста. И. Е. Елина выделяет три уровня компетентности: психолого-акмеологический (духовно-культурный), социально-психологический и индивидуально-психологический. Она определяет компетентность как подвижное и динамическое психологическое образование. Указанный автор считает, что характеристики деятельности компетентного специалиста качественно преобразуются посредством рефлексии — специалист может использовать имеющийся у него акмеологический потенциал для корректировки своей деятельности. В этом смысле он повышает свою компетентность, осуществляет перенос знаний, навыков и умений в новые условия [1]. Таким образом, специалист осуществляет профессиональную деятельность адекватно сложившейся ситуации, интегрируя свой психолого-акмеологический потенциал.
Еще одним акмеологическим компонентом компетентности считают готовность личности к деятельности [10]. Данное понятие включает в себя способность осуществлять деятельность и предполагает наличие мотива к ее реализации. Готовность к деятельности — это проявление активности личности в преодолении внутренних противоречий и творческой реализации планов. Поэтому можно говорить о профессиональной компетентности как о готовности преодолевать внутренние противоречия, мобилизуя свои акмеологические ресурсы, эффективно решать профессиональные задачи в различных ситуациях.
О. М. Бобиенко в контексте профессиональной компетентности выделяет специальные компетенции и ключевые компетенции. Специальные компетенции формируются в процессе выполнения одного класса задач, а ключевые компетенции инвариантны относительно типа профессиональной деятельности. Ключевые компетенции обладают признаками многофункциональности (позволяют решать задачи не только профессиональной, но и повседневной деятельности), надпредметности (применимы на работе и дома), многомерности (включают различные умственные и интеллектуальные процессы). Так же О. М. Бобиенко отмечает, что понятие «компетенция» шире «знания», «умения», «навыки». Компетенции существуют в виде деятельности, а не
только информации о ней, обладают свойством переноса — могут применяться при решении разного типа задач, позволяют человеку действовать в типовых и нестандартных ситуациях. Таким образом, компетенции — это не только знания, умения и навыки, но и способность выполнять деятельность [10]. Профессиональная компетентность предполагает готовность руководителя преодолевать внутренние противоречия и, мобилизуя свои ресурсы, в том числе акмеологические, творчески реализовывать планы и программы деятельности, эффективно решая профессиональные задачи. Профессиональная компетентность является фактором эффективности профессиональной деятельности, который характеризует профессионализм деятельности.
Обзор научной литературы позволяет говорить о том, что профессионализм руководителя основан на профессионализме деятельности, профессионализме личности, нормативности деятельности и поведения, продуктивной Я-концепции. При этом руководитель должен быть активным субъектом профессионального развития: ставить цели и достигать их, самостоятельно организовывать процесс профессионализации, обогащать свой профессиональный опыт посредством деятельности и общения.
При решении вопросов подбора, отбора, назначений и кадровых перемещений в газовой отрасли большое внимание уделяется психологической диагностике и экспертной оценке с использованием компетентностного подхода. В ходе данных мероприятий исследуются и оцениваются показатели интеллектуальной эффективности, ценностных ориентаций, изучаются особенности памяти, внимания, характеристики личности, стрессоустойчивость руководителей. В частности, рассматриваются способности к ориентировке в новых, нестандартных ситуациях, степень осознанности структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути. Изучаются способности к осознанному устранению противоречий своего развития, владение адаптивными способами саморегуляции, волевыми качествами; готовность к саморазвитию, инициативность, целеполагание, включенность в деятельность и интенсивность прилагаемых усилий. Рассматривается вопрос о способности руководителей видеть в перспективе дальнейшее профессиональное развитие. Это означает, что важно изучать и учитывать приемы, технологии, которые используются руководителями при осуществлении профессиональной деятельности, оценивать зрелость личности в целом. С целью повышения эффективности процедуры исследования личности и уровня профессионализма руководителя используют модели компетенций, которые разработаны с учетом специфики и направления профессиональной деятельности. На основании полученных данных формируются программы личностно-профессионального развития. В них учитываются личностные и профессиональные особенности руководителя, даются рекомендации о приоритетных направлениях саморазвития, прохождении дополнительного обучения, тренингов.
Литература
1. Деркач А. А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Ак-меологические основы управленческой деятельности. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2000.
2. Деркач А. А. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб. пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2006. 108 с.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 317 с.
4. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2002. 650 с.
5. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / пер. с англ. M.: HIPPO, 2005.
6. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: монография. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 1999. 392 с.
7. Софьина В. Н., Полянин В. А. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля: монография. Ковров: Изд-во Ковровск. технолог. академ, 2008. 220 с.
8. Катаева Л. И. Подготовка кадров государственной службы: учеб.-метод. пособие / Л. И. Катаева, В. Н. Маркин, А. К. Маркова, А. С. Мельничук, В. А. Сергеев, А. П. Федоркина, Е. А. Яблокова, Н. В. Колисниченко. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2004.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 309 с.
10. Психология профессиональной деятельности: лекции / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во Рос. акад. гос. служащ., 2004. 342 с.
Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.