Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма'

Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛОЖНЫЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACMEOLOGY / PROFESSIONALISM / POLY-PROFESSIONALISM / POLY-PROFESSIONAL COMPETENCY / COMPLICATED TYPES OF POLY-FUNCTIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посохова Анастасия Ввладиславовна

В статье представлены основные положенияпроблемы полипрофессионализма личности и деятельности. Показано, что в сложных видах деятельности важны так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с главными направлениями или функциями сложной деятельности. Для сложных видов профессиональной деятельности обоснована важная роль полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма. С психолого-акмеологических позиций даны определения полипрофессионализма, раскрыто его содержание, определены пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-acmeological grounds of poly-professionalism problems

The article presents the main provisions of the problems personality poly-professionalism and activities. It is shown that in complex activities, the so-called poly-profesional qualities and skills associated with the principal directions or functions of complex activities are important. For complex professional activities, it is proved that the role of a multi-professional competency, productive development of which leads to the attainment of a poly-professionalism, is of importance. Poly-professionalism has been determined and disclosed in its contents, as well as the ways of its development on the psycho-acmeological positions.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма»

УДК 159.9:62

Посохова Анастасия Владиславовна

кандидат психологических наук, доцент Институт Международной торговли и права ароsоhоvа@ mаil.ru

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В статье представлены основные положения проблемы полипрофессионализма — личности и деятельности. Показано, что в сложных видах деятельности важны так называемые полипрофесиональные качества и умения, связанные с главными направлениями или функциями сложной деятельности. Для сложных видов профессиональной деятельности обоснована важная роль полипрофессиональной компетентности, продуктивное развитие которой приводит к обретению полипрофессионализма. С психолого-акмеологических позиций даны определения полипрофессионализма, раскрыто его содержание, определены пути развития.

Ключевые слова: акмеология, профессионализм, полипрофессионализм, полипрофессиональная компетентность, сложные многофункциональные виды деятельности.

В настоящее время проблема профессионализма привлекает все большее внимание исследователей разных наук -социологии, экономики, философии, психологии (В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов, А.В. Понедел-ков, В.А. Сулимов, А.И. Турчинов и др.). Проведены теоретические и конкретно-прикладные исследования профессионализма в разных сферах профессиональной деятельности. Однако наиболее интенсивная разработка данной проблемы начала осуществляться в акмеологических исследованиях, в которых она является одной из самых главных (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Было раскрыто психолого-акмеологическое содержание феномена профессионализма, обоснован понятийный аппарат этой проблемы, разработаны критерии оценки профессионализма. Было показано, что профессионализм имеет системную организацию и состоит из двух подсистем (профессионализма личности и деятельности), обосновано понятие «профессионал», разработаны психолого-амеологические модели профессионализма, частные акмеологичес-кие концепции профессионализма и его развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.). Проблема профессионализма активно разрабатывается в прикладных направлениях акмеологии, особенно в акмеологии управления [3].

В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда подчеркивалась важная роль такого личностно-профессионального свойства, как профессиональная компетентность. Она по существу является центральным звеном, главной составной частью профессионализма, ведь без высокого уровня компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии профессиональная компетентность, позиционируется, прежде всего, как сложное личностно-профессиональное свойство субъекта деятельности, несводимое только к профессиональной эрудиции или квалификации, а, прежде всего, проявляющееся в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения. Понятие «ведение» близко по содержанию к понятию компетенция как сфере приложения общей

системы соответствующих профессиональных знаний, умений, профессионального статуса, области их проявления, то есть сущностью компетенции является общепризнанная сфера профессиональной деятельности, имеющая определенные границы [5].

Отличительной особенностью разработки проблемы профессионализма на нынешнем этапе стало то, что профессионализм изучается в сложных многофункциональных видах профессиональной деятельности. К ним относится деятельность государственных служащих, управленческая деятельность, предпринимательство и др. [6]. Выполняемые сложные виды профессиональной деятельности характеризуются наличием различных, но равноценных направлений или функций, которые имеют разное содержание и значимость которых может динамически изменяться в зависимости от профессиональных ситуаций.

Проведенные психолого-акмеологические исследования показали, что если профессиональная деятельность является сложной, связанной с выполнением разнообразных функций, то речь должна идти не столько о профессиональной компетентности, сколько о компетентностях, объединенных в одну систему и связанных общей главной целью профессиональной деятельности. С акмеологичес-кой точки зрения в сложных видах профессиональной деятельности можно говорить о наличии пространства профессиональных компетентностей (В.С. Агапов, В.Г Зазыкин, А.С. Карпенко, Е.В. Селезнева, Ю.В. Синягин и др.). К примеру, профессиональная компетентность субъектов управления является пространством компетентностей, которые соответствуют их важнейшим управленческим компетенциям: специальной профессиональной, отражающей вид профессиональной деятельности; управленческой и организаторской; финансово-экономической; правовой; психологической; социальной; коммуникативной; акмеологической [2; 6; 10].

Приведем еще один пример: профессиографи-ческий анализ предпринимательской деятельности позволил описать важнейшие ее направления: управление; организация взаимодействий; эконо-

© Посохова А.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

93

мическая деятельность; прогностическая деятельность; оценочная деятельность; правовая деятельность; рекламная деятельность и др., которые связаны единой целью предпринимательской деятельности. Значимость их сопоставима. Для успешного выполнения предпринимательской деятельности по данным направлениям необходимо обладать соответствующими компетентностями, которые требуют различных знаний и умений. Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет собой пространство из выше названных компетентностей, которое представляет собой их систему. Системные связи определяются общей предпринимательской компетентностью.

В психолого-акмеологических исследованиях установлено, что пространство компетентностей содержательно имеет двойственную характеристику. С одной стороны, оно, как отмечалось, связано с отдельными направлениями выполняемой сложной профессиональной деятельности, интегрированных в конкретный ее вид. С другой стороны, оно обладает сходством с субъектным пространством (А.С. Огнев). Отсюда развитие профессиональной компетентности сопровождается расширением и углублением субъектного пространства, что констатирует особую значимость для данной проблемы методологического принципа субъектности.

В современных психолого-акмеологических исследованиях пространство или система профессиональных компетентностей позиционируется как полипрофессиональная компетентность. Следует отметить, что в настоящее время наметилась отчетливая тенденция к расширению видов профессиональной деятельности, в которых необходима именно полипрофессиональная компетентность.

Проблема полипрофессиональной компетентности наиболее полно разработана в работах Н.Н. Па-чиной [7]. В ее исследованиях было показано, что полипрофессиональная компетентность необходима для ряда профессий так называемого полипрофессионального профиля. Отмечена потребность в полипрофессиональной компетентности при организации кооперативных связей - полипрофессиональная компетентность необходима практически всем руководителям так называемых головных организаций и предприятий, имеющих многочисленные кооперативные связи.

Проблема полипрофессиональной компетентности разрабатывалась преимущественно в связи с необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов полипрофессионального профиля (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина, Н.П. Фетискин и др.). В рамках данного направления исследований были обоснованы важные определения. В частности, полипрофессиональная компетентность представлялась как структурно-динамическое ин-тегративное новообразование, направленное на решение внутрипрофессиональных и межпрофесси-

ональных задач. То есть она представляет собой систему внутрипрофессиональных и межпрофессиональных компетентностей. Внутрипрофессио-нальную компетентностную систему образуют базовые профессионально значимые компетенции, а межпрофессиональную - прежде всего, конкретно профессиональные, информационно-проектные и психолого-акмеологические.

Было показано, что при профессиональной подготовке специалистов в русле идеи полипрофессиональной компетентности необходимо выделить «акмеологическое ядро» развития полипрофессиональной компетентности, включающее следующие виды компетентности: профессиологическую; аутопсихологическую; акмеологическую и интегра-тивную. Каждая из них состоит из мотивационно-го, когнитивного, регулятивного и рефлексивного компонентов.

Разработка проблемы полипрофессиональной компетентности у субъектов выполняющих сложную многофункциональную деятельность в акмео-логическом контексте, то есть связанном с развитием профессионализма, привела к выходу на более масштабную проблему - проблему полипрофессионализма. На первых этапах разработки проблемы полипрофессионализма исследования проводились с так называемыми специалистами полипрофессионального профиля. Иногда их называли полипрофессионалами, хотя это, конечно, неточное определение. Важной отличительной особенностью таких исследований было то, что полипрофессиональные аспекты рассматривались в большинстве случаев применительно к малым группам, включающим специалистов разного профиля, но объединенных на достижение одной цели. Среди них особенно следует отметить исследования, выполненные в рамках педагогической акме-ологии (Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Лунева, О.Г. Носкова, Д.М. Вечедов и др.). Полипрофессионализм в этих исследованиях рассматривается в контексте профессионализма многофункци-оной деятельности.

В дальнейшем данные исследования стали осуществляться в собственно акмеологическом русле, то есть в изучении полипрофессионализма как системы профессионализма различной направленности, имеющей различный научный базис - управление, право, психологию, педагогику, акмеологию и пр.

Данные исследования стали основой акмеоло-гической разработки проблемы полипрофессионализма (И.А. Валеева, Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина), правда, в относительно узком профессиональном поле, - в объектном и предметном пространстве педагогической деятельности. Иными словами, это были исследования на методологическом уровне особенного, они не вышли на уровень общего, что, безусловно, снижает их зна-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

чимость для других сложных видов профессиональной деятельности.

Дальнейшая разработка проблемы позволила высказать предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-профессиональное свойство не сводится к совокупности знаний, умений и навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень развития, а представляет собой функциональную систему различных видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной профессиональной деятельности. В такой системе каждый вид профессионализма является подсистемой общей системы полипрофессионализма.

На основании проведенных теоретических исследований было дано следующее определение полипрофессионализма как функциональной системы взаимодействия подсистем (профессиональных областей деятельностей), обеспечивающих достижение вершинных результатов. Полипрофессиональная подготовка специалиста определялась как процесс многоуровневого взаимодействия обучающих и обучающихся с целью овладения вершинами различных профессиональных деятельностей (Н.Н. Пачина). Отсюда полипрофессиональная подготовка специалиста в конечном итоге предполагает раскрытие сущности, связанной с совершенствованием специалиста, достижением им акме-вершин полипрофессионального развития. Полипрофессиональное развитие представляет собой процесс качественных изменений, актуализирующих интег-ративные новообразования в системах профессиональных деятельностей.

Представленное определение в свете последних достижений акмеологии, безусловно, нуждается в уточнении. Однако оно может стать опорой в разработке проблемы полипрофессионализма субъектов сложных видов деятельности, например, управленческой или предпринимательской.

Исходя из современного понимания категории профессионализм (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин), можно утверждать, что полипрофессионализм следует так же рассматривать в единстве его составляющих полипрофессионализма деятельности и полипрофессионализма личности. В соответствии с данным подходом автором были обоснованы следующие определения.

Полипрофессионализм деятельности следует рассматривать как качественную характеристику субъекта труда, проявляющуюся в следующих свойствах:

- высоком уровне полипрофессиональной компетентности и полипрофессиональной квалификации;

- разнообразии эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

- совершенном владении современными алгоритмами и способами решения разнообразных профессиональных задач, соответствующих компетенциям;

- высокой стабильной результативности деятельности;

- устойчивой тенденцией повышения результативности.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию, которое осуществляется.

Полипрофессионализм личности следует рассматривать как качественную характеристику субъекта труда, проявляющуюся в следующих свойствах:

- высоком уровне развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности;

- высоком уровне развития акмеологических инвариантов профессионализма;

- креативности личности и деятельности;

- высоком осознанном уровне профессиональных и личностных притязаний;

- характеристиками мотивационной сферы и ценностных ориентаций, направляющих на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;

- высоком уровне нормативности регуляции деятельности и отношений.

Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию, которое осуществляется у тех, кто направлен на достижение профессионализма.

Таким образом, полипрофессионализм в акме-ологическом понимании - это не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития важнейших личностно-про-фессиональных качеств, креативности и пр.), но расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в первую очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а так же интегрирование их в единую систему поликомпетентности, которая является важной составной частью полипрофессионализма. Такое расширение пространства, как отмечалось, сходно с ак-меологическим феноменом развития субъектности, то есть расширением субъектного пространства.

Идеи полипрофессионализма в акмеологии пока не нашли должного отражения в научных исследованиях, хотя для этого созданы все необходимые предпосылки. В существующем в акмеологии понятийном аппарате полипрофессионализм и производные от него понятия в настоящее время представлены в лишь постановочном плане.

Для разработки проблемы полипрофессионализма необходимы координированные масштабные исследования в пространствах сложных видов профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профес-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

95

сионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. - 2012. - № 4; 2013. - № 2.

2. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмео-логическое условие профессионализма // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 25-31.

3. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. - М.: МААН, 2004.

4. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмео-логического объекта // Акмеология. - 2012. - № 3. -С. 20-26.

5. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. - М.: ИПК ГС, 2008.

6. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих / под ред.

А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005.

7. Пачина Н.Н. Акмеология развития полипрофессиональной компетентности: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2013.

8. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность: акмеологический ракурс рассмотрения // Па-радигмальные основания психологии компетентности: материалы 1 Всерос. симпозиума. Кострома, 3 февраля 2012. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - С. 69-74.

9. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. - 2012. - № 2. - С. 49-54.

10. Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности. - М.: Эдельвейс, 2000.

УДК 159.922.8

Ковалевская Екатерина Владимировна

Псковский государственный университет summereal@gmail. сот

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПСКОВСКОГО РЕГИОНА*

В данной статье приводятся результаты исследования мотивации профессионального выбора как компонента карьерного самоопределения старшеклассников Псковского региона. Приводятся данные об особенностях потребностей и мотивов выбора профессии у учащихся средних общеобразовательных школ г. Пскова и г. Великие Луки.

Ключевые слова: карьерное самоопределение, мотивы выбора профессии, потребности, рынок труда, факторный анализ.

Одной из задач Псковского региона является обеспечение рынка труда кадрами, которые отвечают потребностям региональной экономики. При этом, согласно статистике, в последнее время большинство молодых людей стремятся получить модные и высокооплачиваемые, с их точки зрения, профессии, такие как экономист, менеджер, юрист и пр., в результате чего создается переполнение рынка данными специалистами, а другие сферы (строительная, педагогическая, производственная и т.д.) испытывают существенный дефицит квалифицированных кадров. Опросы абитуриентов показывают, что в целом они осуществляют профессиональный выбор, находясь под влиянием родителей, средств массовой информации, педагогов, друзей и моды, и редко задумываются над иными возможными вариантами будущих профессий. Также старшеклассники редко анализируют свои собственные желания, интересы, потребности. Поэтому для психологической науки важно не только определить истинные мотивы старшеклассников при осуществлении профессионального выбора, но и в последствии осуществить на основе полученных данных психолого-педагогичес-

кое сопровождение учащихся с целью повышения уровня осознанности процесса их карьерного самоопределения.

Проблема мотивации профессионального выбора является актуальной для современной психологии. Данной проблемы, так или иначе, касались такие исследователи, как:

- зарубежные: В. Берг, Р. Кросс, К. Мак Дениэлз, Х. Маккей, Н. Джисберс, Э. Мур, Р. Харвей и др.;

- отечественные: К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Демин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Л. Купрей-ченко, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.Н. Осин, Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина и др.

В современной зарубежной психологии мотивация чаще всего понимается как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает поведение, ориентированное на достижение определенной цели [5, с. 389]. При этом под профессиональной мотивацией понимается процесс, обуславливающий целенаправленное поведение в сфере профессиональной деятельности на всех этапах ее становления.

В отечественной психологии мотивацию понимают с двух основных направлений. Согласно первому направлению мотивация представляет собой

* Публикация подготовлена в рамках проекта 14-16-60001 «Интерактивное обучение как форма психолого-педагогической поддержки карьерного самоопределения старшеклассников», поддержанного ФГБУ РГНФ и Администрацией Псковской области.

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Ковалевская Е.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.