Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические факторы и условия обеспечения < эффективной профессиональной деятельности руководителя ОВД'

Психолого-акмеологические факторы и условия обеспечения < эффективной профессиональной деятельности руководителя ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические факторы и условия обеспечения < эффективной профессиональной деятельности руководителя ОВД»

Таким образом, личности импульсивные, имеющие интерес к технике, подвижные, с раскованным поведением, быстро принимающие решения, не обладают способностью к сопереживанию, эмпатии.

Следующая статистическая взаимосвязь относительного изменения эмпатии с показателями методики Амтхауэра (0,49) показывает, что личности одаренные, обладающие творческим потенциалом, характеризуются высокими баллами поданной методике, обладают большей способностью к сопереживанию, эмпатии.

Таким образом, экспериментально проведенное изучение воздействия войсковой стажировки на коррекцию эмпатии личности позволяет сделать вывод о влиянии этих психологических факторов на способность испытуемых к коррекции сопереживания, что способствует эффективной деятельности военнослужащих при обучении и воспитании лиц, проходящих срочную службу.

Такие психологические факторы, как «оптимис-тичность», «импульсивность», нередко оказывают негативное влияние на поведение педагогов при проведении учебных занятий, а психологические факторы «тревожность», «мужественность—- женственность», «пессимистичность» и высокий интеллект испытуемых способствуют развитию у них эмпатии.

ЛШЕРАТУРА

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошенко. — М.: Политиздат, 1985.

2. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск: Изд. НГПИ,1987,— 90 с.

3. Соколков Е.А. Философско-социологические аспекты формирования личности специалиста в высшей военной школе: Автореф. дис... канд. филос. наук. — Новосибирск, 1990,— 18 с.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД

Канд. психол. наук, доцент М.В. Шайкова

Курский филиал Орловского юридического института

МВД России

Одной из центральных проблем повышения эффективности деятельности руководителя ОВД является установление факторов, обусловливающих высокую продуктивность деятельности кадров. Опыт прикладных исследований, экспертные оценки специалистов и практиков свидетельствуют, что среди множества таких факторов видное место принадлежит психоло-го-акмеологическим: личностно-деловые качества, их потенциал, мотивы, индивидуальный стиль деятельности и многое другое, что определяет продуктивность деятельности. Психолого-акмеологические факторы различны, хотя тесно взаимосвязаны между собой и

имеют одну психологическую основу. Психологические факторы нацелены на достижение общественно приемлемого уровня эффективности деятельности руководителей. Акмеологические — на развитие личности в профессиональной деятельности, движение к вершинам профессионализма (1,111).Это полностью согласуется с современными представлениями о сущности акмеологических факторов, согласно которым они являются главными причинами, имеющими характер движущих сил, формирующими профессионализм деятельности (А.А.Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина и др.). Поэтому, с точки зрения системной методологии, психологические и акмеологические факторы являются разноуровневыми, хотя и принадлежат к одной системе.

Для определения указанных факторов необходим специальный психолого-акмеологический анализ деятельности руководителя ОВД. Такой анализ состоит из двух этапов. На первом определяются уровень профессионализма, психологические профессионально важные качества, мотивы деятельности. На втором строится акмеограмма руководителя ОВД, выявляется факторы раскрытия творческого потенциала личности, потребности к достижениям, определение траектории индивидуальной профессиональной карьеры.

Мы предлагаем следующие критерии выбора психологических оснований для классификации деятельности руководителя ОВД: интересная деятельность; возможность работать самостоятельно, делать Полезное, решать задачи, требующие высокой ответственности; возможность контакта с другими людьми; уровень принятия решений и обязательность их реализации соответствующими исполнительными структурами. Можно выделить руководителей ОВД, принимающих решения, подлежащие реализации соответствующими структурами; принимающих решения на уровне отдельных организационных структур; производящих информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений; осуществляющих реализацию и контроль принятых решений (2, 11-12).

Предложенная нами психологическая классификация не противопоставляется принятой в психологии и акмеологии. Предлагаемая типология может стать основой для проведения прикладных психоло-го-акмеологических исследований деятельности руководителя ОВД, по результатам которых устанавливаются значимые условия и факторы повышения эффективности деятельности.

Многочисленные теоретические и прикладные исследования по проблемам эффективности трудовой деятельности, закономерностям формирования профессионализма, психологии личности индивидуального стиля деятельности, психологически профессионально значимых качеств, выполненных в рамках таких наук, как общая психология (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Б.Ф. Ломов и др.), психология труда (Е.А. Климов, Н.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.), психология управления (PJL Кричевский, Л.Д. Кудря-шова, В.И. Лебедев, A.B. Филиппов и др.), акмеология (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, A.A. Реан и др.), позволяют утверждать, что эффективность любой профессиональной деятельности за-

висит отряда условий и групп факторов. Среди значимых психолого-акмеологических условий можно отметить следующие: общественная потребность в профессионализме; престиж; высокий социальный статус; создание эффективной системы подготовки к деятельности.

Среди значимых психолого-акмеологических факторов можно выделить те, которые реально влияют на продуктивность деятельности руководителей ОВД: профессиональная компетентность; опыт и профессиональные умения; личностно-деловые профессионально важные качества; потенциал личности; особенности мотивации деятельности.

Перечисленные факторы обладают ярко выраженной психологической спецификой, что безусловно позволяет утверждать необходимость рассмотрения особой категории — психологической компетентности руководителя ОВД.

Профессиональная компетентность (от лат. «принадлежность по праву») представляет собой совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности. Иными словами, компетентность в первую очередь связана с имеющимися профессиональными знаниями, профессиональной эрудицией (3,308). Применительно к руководителям ОВД профессиональная компетентность определяется уровнем специального образования (в том числе системы повышения квалификации, переподготовки и самообучения). Не останавливаясь на содержательной стороне обучения и самообучения, отметим, что этот процесс во многом зависит от способностей личности, а для руководителей ОВД, деятельность которых непосредственно связана с принятием ответственных решений, от вида сложных частных способностей — общих и специальных.

Для руководителя ОВД важным качеством является умение решать нестандартные проблемы и задачи. Стандартные проблемы, т.е. наиболее часто встречающиеся в практической деятельности, обычно решаются на основе отработанных алгоритмов. Но часто возникают нестандартные ситуации, не имеющие готовых алгоритмов решения, нередко предъявляющие взаимоисключающие требования. Найдя нестандартный способ решения, можно не только добиться желаемого результата, но и приобрести авторитет.

О выраженности определенных качеств можно судить по умению мыслить масштабно (это и характеристика самооценки и уровня мышления, и понимание своих должностных обязанностей и перспектив роста). Масштабно мыслящий руководитель — это тот, кто мыслит в соответствии с масштабом своей деятельности, но все-таки чуть шире. Одной из главных психологических трудностей, с которой сталкиваются руководители ОВД, перешедшие на «повышение», — это приведение масштаба своего мышления в соответствие с новым рангом. Новая должность, как правило, предъявляет новые требования к деятельности и поведению, существенно отличающиеся от прежних, что необходимо учитывать.

Общие способности к профессиональной деятельности проявляются и в умении обеспечить самоорга-

низацию и самоконтроль, и прежде всего — самостоятельно и научно обоснованно решать профессиональные вопросы. Профессиональные знания осваиваются быстрее, если руководитель ОВД доводит интеллектуальные способности до высокого уровня. Итак, главная задача деятельности руководителя ОВД заключается в принятии ответственных решений, а важными интеллектуальными качествами являются системность мышления и интуиция. В психологических исследованиях неоднократно подчеркивалось, что хороший специалист непременно должен обладать практическим умом с такими характеристиками, как быстрота вхождения в задачу, находчивость, способность предвидеть результат принятых решений. Однако практический ум — это еще и способность мыслить системно, т.е. рассматривать явления как единое целое со множеством взаимосвязанных элементов, функциональных связей, в развитии, а не как нечто застывшее. Отметим, что это качество связано с научным мышлением, основанным на знании системной методологии (т.е. рассмотрением процесса, явления, объекта как единого целого, состоящего из отдельных взаимосвязанных элементов, сгруппированных в подсистемы, при всесторонних, в том числе иерархических, связях между ними). У руководителей ОВД, принимающих ответственное решение, системность мышления также проявляется в учете различных последствий реализации решения. Кроме того, необходимо уметь упрощать (выделять главное, что определяет взаимовлияние) деятельность. Это качество есть проявление системного мышления. Отсутствие системности мышления у руководителей ОВД приводит к наиболее серьезным ошибкам в их деятельности (4,162).

Уровень развития интуиции определить сложно. Во всяком случае, нам не известны инструментальные психологические методы оценки этого сложного качества. Об интуиции можно судить по выдвигаемым гипотезам и прогнозам в условиях неопределенности, которые подтверждаются, но при первом рассмотрении могут показаться недостаточно логически обоснованными. Эта функция интеллекта изучена наукой недостаточно, но есть основания полагать, что интуиция связана с особым психическим состоянием в деятельности, которое называют вдохновением. Иногда оно видится как природное качество личности, трудно поддающееся логическому анализу и осмыслению, но реально проявляющееся в точности прогнозов, степени совпадения прогнозных сценариев с последующими реальными событиями.

Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от многих факторов. Здесь особенно важны опыт, знания, умения и навыки. Большую роль играет также психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до беспредметного уровня. Интуиция, кроме того, связана с индивиду-

ально-психологическими особенностями человека: одни люди во многих случаях склонны действовать исходя из логики фактов, другие часто полагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт.

В сфере сознания интуитивное решение проявляется при определенных условиях. В частности, ситуация напряженной поисковой деятельности руководителя ОВД выражается в двух сферах: эмоциональной и мыслительной. Наиболее благоприятные условия для верного решения складываются в тот момент, когда руководитель перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, т.е. основными условиями являются целеустремленность, настойчивость, увлеченность делом. Следующее условие возникновения интуиции — предварительное упрощение проблемы. Для руководителя ОВД большое значение имеют мастерство в самонаблюдении, самопознании, являющиеся одновременно опосредованным объективным знанием.

Как часть творческого мышления интуиция не включает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, отыскать ее фактическое основание, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность.

Интуиция является эвристическим, а не доказательным процессом, и ее заключение носит вероятностный характер. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения, без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Мы считаем, что переход от одной логической системы к друг ой возможен лишь с помощью интуиции.

В психологическом понимании опыт — это качество личности, сформированное путем обучения и практической деятельности. Однако в данном случае категорию «качество личности» мы рассматриваем более широко: в ее содержание входят профессиональные знания, умения, навыки, характерный стиль деятельности, которые дают высокий эффект, экономят время, снижают психолого-энергетические затраты. Опыт позволяет быстро и безошибочно классифицировать ситуации, определять причинно-следственные связи, выбирать оптимальные способы решения. Он, как правило, приобретается со временем, но это случается при условии использования специальных знаний и формирования и развития профессиональных умений и навыков, освоения продуктивных алгоритмов решения профессиональных задач.

Умения — это относительно устойчивые способы выполнения профессиональных задач с высокой эффективностью. Они зависят как от специфики деятельности, так и от способностей и знаний субъекта деятельности. По своей сути они являются знаниями, воплощенными в решении конкретных профессиональных задач, а значит, освоенными моделями деятельности, реализуемыми на практике. Специальные умения составляют основу важнейших умений руководителя ОВД, они многообразны по своему характеру (5).

Опыт руководителя ОВД зависит от специальных навыков, т.е. умений, доведенных до автоматизма и осуществляемых отчасти на неосознанном уровне. Специальный навык формируется, когда в практической деятельности руководителя ОВД постоянно встречаются хотя и разнообразные, но достаточно типичные ситуации. Специальные навыки является ценными сточки зрения профессионализма деятельности, они позволяют действовать даже в сложных ситуациях с минимумом ошибок и просчетов, экономя время.

Развитие специальных умений, навыков, освоение профессиональных знаний, приобретение опыта способствуют формированию профессионального мастерства руководителя ОВД.

Теперь остановимся на психолого-акмеологичес-ком содержании умений руководителя ОВД. Они во многом определяются категорией руководителя, которая определяет и специфику его деятельности. Основные функции руководителя ОВД связаны с принятием ответственных решений, когда, безусловно, на первое место выходят умения принимать решения и реализовывать их. Проблема принятия решений в деятельности руководителя ОВД сложна и требует специального рассмотрения. Самые общие требования следующие: своевременность, точность, адресность, смелость, а в случае необходимости — нетривиальность.

В то же время руководитель ОВД должен обладать специфическими психологическими умениями, которые обусловливают эффективность межличностного взаимодействия. В структуре деятельности руководителя ОВД взаимодействие и неизбежно связанные с ним различные формы делового общения занимают центральное место. В психологии межличностное взаимодействие рассматривается в широком и узком смысле. Как показывают исследования, взаимодействие руководителей ОВД ближе по своему содержанию к следующим категориям: случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух или более людей, имеющие следствием взаимное изменение их проведения, деятельности и установок. Основными признаками такого взаимодействия являются: 1) предметность, т.е. наличие общей цели, которая обусловливает необходимость сопряжения усилий; 2) эксплицированность —доступность для регистрации или стороннего наблюдения; 3) си гу-ативность — достаточно жесткая регламентация определенными условиями; 4) рефлексивная многозначность — возможность проявления как осознаваемых, так и неосознаваемых намерений. Взаимодействие руководителей ОВД в процессе своей деятельности может проявляться в виде сотрудничества, кооперации и конкуренции (6).

В структуре межличностных взаимодействий важную роль играет адекватная оценка партнера по взаимодействию, точное знание его истинных мотивов и целей деятельности, отношений. Именно от этого во многом зависит эффективность взаимодействий, именно это часто позволяет избежать крупных ошибок и промахов в работе руководителя ОВД. В психологии

такие умения обычно связывают с проницательностью. Проницательностью принято называть качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное — предвидеть. Проницательность проявляется в точном определении черт личности, характера человека, предвосхищении его эмоциональных реакций, возможных форм поведения и отношений. Считается, что проницательность вырабатывается в процессе практической деятельности, связанной с общением и взаимодействием. Однако этот путь весьма тернист и связан с ошибками и просчетами. В то же время процесс приобретения этого ценнейшего личностно-делового качества и связанных с ним умений можно существенно упростить и ускорить, если опираться на психологические закономерности восприятия, понимания и оценивания человека человеком. Для руководителя ОВД проницательность является профессионально важным качеством, так как от его выраженности во многом зависит успех межличностных взаимодействий и делового общения.

В методическом отношении проблема проницательности является крайне сложной, так как поведение человека и его отношения детерминируются боль-шим количеством факторов и условий (природные качества, тип темперамента, воспитание, социальный статус, отношения, нормы поведения, психические состояния и многое другое). Все это еще более усложняется в случае принятия человеком в его взаимодействиях неких социальных ролей, довольно устойчивых, но в то же время искусственных форм поведения. Высокая эффективность проницательности обеспечивается наличием определенной, ясно сформулированной задачи. Проницательность тесно связана с наблюдением и, как психический процесс и форма деятельности, выражает интеллектуальное качество — профессиональную наблюдательность, которая становится чертой личности руководителя ОВД. Так как проницательность руководителя ОВД имеет по преимуществу объяснительный характерно этим обеспечивается проникновение в сущность наблюдаемого явления.

Решать задачи, связанные с познанием и оценкой других людей, при таком обилии факторов сложно, однако в психологии разработан надежный путь, который базируется на фундаментальном принципе психологического детерминизма, согласно которому поведение человека и его отношения проявляются, как бы преломляясь через призму внутренних условий, поэтому на основе внешних сторон поведения и отношений можно определить его внутренние условия личностные особенности, характер, мотивы поведения, представления о себе, социальные установки и др. В этом и заключается психологическая сущность проницательности.

Прежде всего это связано с умением наблюдать и анализировать. Наблюдение— мощный психологический метод познания, однако наиболее полную информацию о человеке дают те компоненты его поведения, реакций и отношений, которые осуществляются помимо его воли или без сознательного контроля, а таковых немало. В первую очередь, это невербаль-

ные компоненты общения — мимика, позы, пантомимика, интонационные характеристики речи, дистантные отношения. Многое о человеке могут сказать его внешний вид, цветовые предпочтения в одежде, интерьере жилища, литературные или музыкальные пристрастия, виды искусств, любимые жанры. Надежными индикаторами характерологических особенностей человека являются физиогномические признаки, а также конституциональные.

Психологическая наблюдательность — это умение подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, способность понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психический «подтекст» каждого действия и поступка (7).

Важным аспектом психологии наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать собственные поступки и действия, учитывать ошибки и вовремя исправлять их.

Наконец, не следует пренебрегать существенными очевидными связями между почерком человека и его характером, особенностями самооценки. Недаром, по мнению одного из основателей экспериментальной психологии А. Бине, «личность и индивидуальность проявляются буквально во всем, в том, как человек садится, берет предметы». Поэтому, даже играя социальные роли, человек тем не менее как бы дает о себе разнообразную и точную информацию. Однако она должна быть правильно обработана. В этом случае важную роль играют как психологические исследования личности, характера, эмоций, психических состояний, на основании которых эта информация анализируется, так и специальные методы анализа. Среди них в первую очередь следует назвать сопоставление, индукцию и дедукцию, мысленное перевоплощение в образ другого человека, установление причинно-следственных связей.

Следующая важная группа профессиональных умений руководителя ОВД представляет собой совокупность разнообразных коммуникативных умений.

Коммуникативная сторона деятельности руководителя ОВД заключается в организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, связях, возможном месте нахождения. Виды делового общения во многом зависят от вида соответствующей деятельности руководителя ОВД и его статуса.

Еще один блок психолог ических умений связан со способностью осуществлять различные виды психологических воздействий. К психологическим воздействиям относятся и описанные выше коммуникативные умения, однако только к ним они не сводятся. В общем случае психологические воздействия делятся на два класса (Г.А. Ковалев): воздействие на сознание и на подсознание. Воздействие на сознание осуществляется в процессе обучения, с помощью управления мотивационной сферой личности, а также с использованием методов убеждения. Некоторые методы довольно часто применяются на практике— внушение, психологическое заражение и подражание. Кстати, как свидетельствуют проведенные опросы,

умение внушать, заражать и вызывать подражание многими руководителями ОВД весьма ценится и считается профессионально важным, так как оно существенно упрощает руководство большими коллективами.

Осуществлять психологические воздействия можно используя невербальный канал общения. Понимание невербального языка не только повышает эффективность делового общения и взаимодействия, но и позволяет осуществлять в их процессе различные психологические воздействия. Психологические воздействия обычно направлены, в первую очередь, на социально обусловленные стороны личности — направленность, ценности, мотивы, отношения, интересы. Кроме того, психологические воздействия способны серьезно влиять на психическое состояние и опыт личности.

Существуют и другие психологические умения, влияющие на продуктивность деятельности руководителя ОВД, например, связанные с психологической саморегуляцией.

Данные психологические умения руководителя ОВД входят в структуру социально-психологической, психолого-педагогической и дифференциально-псйхо-логической компетентности (Е.С. Кузьмин и Н.В. Кузьмина).

Личностно-деловые качества — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики руководителя ОВД, которые оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому их часто называют психологически профессионально важными (В.Д. Шадриков). Это весьма сложные в психологическом отношении образования, зависящие от индивидуальных особенностей личности, ее характера, направленности, способностей и др.

Когда речь идет о личностно-деловых качествах руководителя ОВД, то обычно называют организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, работоспособность (В.И. Лебедев, В.М. Шепель, A.B. Фйлиппов и др.). Рассмотрение проблемы с акмеологических позиций требует особого выделения таких личностно-деловых качеств руководителя ОВД, которые обусловливают успешность личностно-профессионального развития и достижения высоких стандартов профессионализма деятельности. Приведенные психолого-акмеологические исследования деятельности представителей различных профессий показали, что специалисты, осуществляющие свою деятельность со стабильно высокой продуктивностью, обладают некими общими психологическими качествами и умениями, которые решающим образом влияют на результативность их работы. Они названы археологическими инвариантами профессионализма. Прикладные психологические и акмеологи-ческйе исследования позволили выявить общие и специфические акмеологические инварианты профессионализма. Общими (то есть теми, которые присущи любому профессионалу, независимо от специфики его

профессиональной деятельности) являются развитость функций антиципации (и соответствующие умения осуществлять точные прогнозы), высокий уровень саморегуляции (и умения управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стресс-устойчивость), устойчивая образная сфера личности (было показано, что ошибки специалисты допускают вследствие изменений эталонов качества деятельности, хранящихся в памяти, и «сбоев» в механизме сличения, а это связано с характеристиками образной сферы личности) и направленность на принятие решений в деятельности (в том числе и умений принимать нестан-дартные решения). Специфические акмеологические инварианты профессионализма зависят в известной мере от особенностей выполняемой деятельности. Например, для классов деятельности «человекчеловек» или «человек — коллектив» важную роль играет коммуникабельность личности (направленность на взаимодействие и общение, внимательное отношение к партнерам, экстраверсия) и развитые коммуникативные умения.

Акмеологические инварианты профессионализма можно определять с помощыс» различных методов психологи ческой диагностики, и их необходимо развивать для достижения высокой продуктивности деятельности. Развитие акмеологических инвариант профессионализма, как и личностно-профессиональное развитие в цедам, может осуществляться с использованием акмеологических методов и формирования алгоритмов продуктивной деятельности.

Существуют также и другие психологические факторы: роль воздействия на мотивационную сферу руководителя ОВД, в частности, изменения соотношения мотивов достижений и избежания неудач, изменения ориентации деятельности на общегосударственные интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

2. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М„ 1996.

4. Мельников В.М., Ямновский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.

5. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Вып. 2. — Пермь, 1978.

6. Реан A.A. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения // Основы общей и прикладной акмеологии: Учеб. пос. — М.: РАГС при Президенте РФ, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1994.

7. Сащенко Н.П. Психологические основы продуктивных отношений управленческой деятельности: Авто-реф. дис... канд. психол. наук. — М.: РАУ, 1993.

8. Ясюкова J1.A. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.