9. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах // Журнал практического психолога. 1996. №2. С. 32 — 37.
10. Фельдман И.Л. Сравнительный анализ динамики профессионального самопознания в структуре .^-концепции учителя начальных классов. — М., 2005.
11. Шайденкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к воспитанию школьников // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы международной научной конференции 7—8 октября 2004 года. — М., 2004. С. 589-592.
© Агапов В.С., Тимофеева О.В. 2005
Т.В. Зобнина
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
последние годы выраженную остроту приобрел социальный заказ на подготовку высококомпетентных, инициативных, творческих специалистов, что требует дальнейшего совершенствования системы высшего профессионального образования. Это относится и к психологической подготовке будущих учителей.
Психология в педагогическом вузе — одна из профилирующих учебных дисциплин. Очевидно, что психология к настоящему времени прошла большой этап накопления, анализа, обобщения данных о сознании человека как «интегративном выражении психических процессов, позволяющем понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь» [1, с. 262] и теперь активно обращается к исследованию второй «составляющей» сознания — самосознанию личности. Эта тенденция в психологической науке непосредственным образом сказывается и на процессе ее преподавания в учебных заведениях. В психологических учебных курсах традиционно рассматриваются структура и генезис сознания как ориентации человека во внешнем мире, на основе чего осуществляется переход к проблематике самосознания личности.
Достаточно широко проблема осознания человеком себя как индивида, личности, субъекта деятельности освещается в акмеологии — науке о путях, закономерностях, факторах самодвижения зрелого человека к вершинам профессионального совершенства. Это не случайно, ведь рефлексию правомерно рассматривать в качестве главного механизма выхода человека на высшие уровни профессионализма. Осуществление же синтеза психологии и акмеологии позволяет расширить угол зрения на проблему творческой самореализации человека в процессе созидательной деятельности, способствует целостному конструктивному оформлению знаний о человеке как реальном носителе собственного опыта и социальных связей.
Бесспорно, процесс самореализации человека обусловлен во многом характером его жизненных обстоятельств; вместе с тем значительная часть его достижений в жизни зависит и от него самого: его установок, ценностных ориентаций, силы воли, мотивации, способностей. Формированию у молодых людей, обучающихся в вузах и готовящихся вступить во взрослую самостоятельную жизнь, позитивного внутреннего настроя, воспитанию у них потребности в самореализации в существенной мере может способствовать синтез психолого-акмеологического знания.
Разрабатывая акмеологический подход к преподаванию психологии как систему организации преподавательской деятельности, мы опирались на акмеологический подход к исследованию человека, у истоков которого стоял Б.Г. Ананьев. Акмеологический подход к исследованию человека — это стратегия комплексного (целостного) подхода к изучению человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Согласно принципам данного подхода, индивидуальное развитие человека выражается в трех планах:
а) онтопсихологической эволюции психофизиологических функций (характеристика человека как индивида);
б) становлении деятельности человека и истории его развития как субъекта труда (характеристика человека как субъекта деятельности);
в) своеобразии жизненного пути человека (характеристика человека как личности).
Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, т.е. его индивидуальность.
Данный подход, на наш взгляд, является отражением более широкого общенаучного подхода — системного подхода к изучению объектов и явлений окружающей действительности. Поскольку индивидные, личностные, деятельностные характеристики человека, формирующиеся под воздействием внешних и внутренних факторов, тесно связаны между собой, в процессе преподавания психологии мы рассматриваем психические процессы, состояния и свойства личности в их физиологических детерминантах, в социальном контексте, а также в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Тем самым, следуя логике системного подхода, мы устанавливаем широкие внутрипредметные и межпредметные связи. Человека мы рассматриваем как сложную саморегулирующуюся систему, включенную в структуру глобальных систем (ноосферы, биосферы, этносферы), что формирует у студентов наиболее полную картину его существования и развития.
Выделяя в психологическом развитии человека такие планы, как биологический, возрастной и исторический, мы распространяем системный подход на процессы филогенеза, антропогенеза, онтогенеза психики, на вопросы взаимодействия человека и окружающего мира.
Принимая во внимание специфику педагогической деятельности, системный подход мы используем и при анализе функционирования системы образования, что предполагает широкое оперирование понятием «педагогическая система» как «совокупности структурных и функциональных элементов, подчиненных педагогическим целям» (Н.В. Кузьмина), а также освещение вопроса о преемственности деятельности педагогических систем (дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных учреждений, высших профессиональных учреждений и др.). Тем самым в качестве главного фактора формирования целостной психической организации человека мы рассматриваем включение его в систему непрерывного образования.
Наряду с реализацией принципа системности акмеологический подход к профессиональной подготовке студентов-педагогов предусматривает расширение акмеологической тематики в рамках преподаваемых учебных дисциплин. К акмеологической тематике мы относим проблему самореализации человека в жизни; вопросы профессионализма и профессионализации развития личности; проблематику творчества; вопросы самопознания и саморазвития личности; вопросы продуктивности профессионально-педагогической деятельности. Очевидно, что обозначенные вопросы отчасти принадлежат «сфере интересов» психологической науки, поэтому фрагментарно освещаются нами в курсах общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; в ряде же аспектов они выходят за рамки традиционно сложившегося предмета психологии, что и создает основу для интеграции психологии и акмеологии.
Реализация акмеологического подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов, основную цель которого мы видим в овладении ими акмецелевыми стратегиями творческой самореализации в созидательной деятельности, осуществляется посредством применения акмеологических образовательных технологий. Акмеологические технологии
образования, тесно связанные с педагогическими, психологическими, социальными, дея-тельностными технологиями, способствуют активизации внутреннего потенциала студентов (мотивационно-целевой сферы их личности, самосознания, способностей, волевых качеств) как условия их восхождения к своему акме-уровню.
Применительно к студентам, готовящимся к профессиональной трудовой деятельности, правомерно говорить об акмеологических технологиях освоения избранной профессии. Известно, что факторами самодвижения к профессионализму являются образ (модель) продуктивной деятельности (чем она характеризуется), понимание путей достижения вершин профессионализма в ней (за счет чего достигается), поиск собственных путей достижения мастерства (как я могу этого достичь). Исходя из этого, акмеологические технологии обучения предусматривают моделирование студентами авторской системы деятельности, цель которой — в минимально короткий срок создать такую профессиональную технологию, которая была бы максимально продуктивной, а также формирование у них идеализированного образа «^-профессионал» с опорой на представления о профессионально значимых качествах личности педагога и свойствах своей личности. Моделирование мы рассматриваем как аспект профессионального целеполагания, как важный механизм саморазвития личности будущих специалистов.
Главная цель применения акмеологических технологий образования — способствовать творческой самореализации будущих специалистов, поэтому эти технологии можно назвать технологиями обучения творчеству в профессиональной деятельности. Учитывая то, что развитию творческих качеств учащихся содействуют только творчески работающие педагоги, акмеологические технологии образования предполагают осуществление преподавания на уровнях, системно-моделирующих деятельность учащихся и формирование их личностных свойств.
Под акмеологическими технологиями в профессиональном образовании мы понимаем совокупность форм, методов, средств преподавательской деятельности, способствующую максимальной реализации внутреннего потенциала студентов в учебно-познавательной, а затем в профессиональной деятельности. Действия, выполнение которых составляет содержание акмеологических технологий обучения (освоения профессии), имеют внутреннюю природу и направлены на человека как субъекта деятельности (хотя цели самосовершенствования соотносятся с прогнозируемыми целями профессиональной деятельности). Поскольку субъектами учебно-профессиональной деятельности являются и студенты, и преподаватели, акмеологические технологии адресованы всем участникам образовательного процесса.
Наличие интегративных связей между психологией и акмеологией делает возможным, на наш взгляд, введение понятия «акмеологическая психология», отражающего, с одной стороны, дальнейшую дифференциацию психологического знания, с другой стороны, свидетельствующего об усилении взаимодействия психологии с рядом наук. В центре внимания акмеологической психологии — творческая самореализация личности в процессе созидательной деятельности. Так как этот аспект психического развития личности отражает процесс самодвижения человека к своему акме-уровню, данную предметную область правомерным представляется назвать акмеологической психологией. Поскольку самореализация осуществляется в наибольшей мере в зрелом периоде жизни, акмеологическая психология обращается преимущественно к исследованию психических процессов, свойств и состояний человека, проходящего ступень зрелости и, прежде всего, пик своего наивысшего расцвета (акме). Основная сфера самореализации взрослых людей — профессиональная трудовая деятельность, поэтому акмеологическая психология тесно связана с психологией труда; она взаимодействует также с общей, возрастной, педагогической, социальной психологией, с психологией личности, с психологией творчества.
Предметная область акмеологической психологии определяет и ее методологию. Философская сфера методологических знаний, включающая в себя представления о категориях и принципах науки, дает общие ориентиры в исследовании окружающей действительности и является основой мировоззренческого обобщения его результатов. Акмеологическая со-
ставляющая в психологических исследованиях опирается на категории «профессионализм», «профессионализация личности», «акме», «творчество», «самореализация», «рефлексия», «акмеологические факторы продуктивности деятельности» и др.
Поскольку проблема самореализации личности имеет многофакторную природу, ак-меологический подход интегрирует в себе методологические подходы и принципы, сложившиеся в системе различных наук в области современного гуманитарного знания. Он базируется на общеметодологических подходах (системном, комплексном, субъектном); на общеметодологических принципах (принцип детерминизма, генетический принцип, принцип единства сознания и деятельности); на специальных методологических принципах (принцип субъекта деятельности, принцип потенциального и актуального, принцип оптимальности, принцип моделирования, принцип обратной связи, операционно-технологический принцип). Диагностические методы, применяемые в психолого-акмеологических исследованиях (метод независимых характеристик, методы рейтинга и ауторейтинга, контент-анализ, тесты креативности, личностные опросники, методика парных сравнений и др.) соответствуют требованиям надежности и валидности.
Расширяя в ходе преподавания психологии акмеологическую проблематику творческой самореализации личности, мы исходим из убеждения в том, что предоставление молодежи широких возможностей творческого самовыражения в сфере образования развивает, прежде всего, само общество. И, наоборот, не участвуя в этом процессе, провозглашая профессиональную самореализацию молодых людей их личным делом, общество повышает риск нисходящей динамики и обрекает себя на постепенную, но неизбежную деградацию. Психолого-акмеологическая подготовка будущих педагогов, актуализирующая их потенциал саморазвития, развивающая рефлексивную культуру, совершенствующая навыки самоорганизации деятельности, повышающая уровень мотивации достижений, может оказать значительную пользу выпускникам вузов в их профессионально-личностном росте.
Литература_
1. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн., 1998.
© Зобнина Т.В., 2005
О.А. Идобаева, Т.А. Подольская
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
инамика современной жизни требует, чтобы профессиональное (прежде всего — высшее профессиональное) образование во всех его многообразных формах рассматривалось не только как процесс усвоения знаний и формирование профессиональных навыков и умений. Его необходимо определить и как процесс становления характера, как процесс личностного развития профессионала. А. Маслоу писал: «Как же следует приступать к обучению, например, инженеров? Ответ очевиден: мы должны научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности приветствовать все новое. В самом основном это относится и к подготовке руководителей, лидеров и администраторов в бизнесе и индустрии. Это должны быть люди, способные взять под контроль стремительное и неизбежное устаревание только