Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента как будущего специалиста'

Психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента как будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ACMEOLOGICAL CONCEPTION / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ И САМОСОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE AND SELF-CREATIVE ACTIVITY / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПЕДАГОГОВ / TRAINING FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джига Н. Д., Елец Ж. В.

В статье излагается психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента. Автор считает, что саморазвитие заключается в создании условий, при которых в процессе обучения будущего специалиста созидательной и самосозидательной деятельности студент становится субъектом обучения, созидая себя как преподавателя ради будущей продуктивной творческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джига Н. Д., Елец Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the psychological and acmeological conception of improving creative and self-creative activity of students. The authors argue that self-development consists in creating conditions under which, in the course of teaching creative and self-creative activity to future professionals, students become the object of education, creating themselves as a teacher for further efficient creative activity

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента как будущего специалиста»

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ И САМОСОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Н. Д. Джига, Ж. В. Елец

Аннотация. В статье излагается психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента. Автор считает, что саморазвитие заключается в создании условий, при которых в процессе обучения будущего специалиста созидательной и самосозидательной деятельности студент становится субъектом обучения, созидая себя как преподавателя ради будущей продуктивной творческой деятельности.

Ключевые слова: акмеологическая концепция, созидательная и самосозидательная деятельность, подготовка будущих специалистов-педагогов.

Summary. The article presents the psychological and acmeological conception of improving creative and self-creative activity of students. The authors argue that self-development consists in creating conditions under which, in the course of teaching creative and self-creative activity to future professionals, students become the object of education, creating themselves as a teacher for further efficient creative activity.

Keywords: acmeological conception, creative and self-creative activity, training future teachers.

31

Психолого-акмеологическая концепция создает все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представлений об успехе, высоких достижениях, высокой продуктивности, необходимых для развития личности и будущей самосозидательной деятельности. Идеи самореализации путем самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, ак-меологии, психологии, педагогике, ло-гопсихотерапии (Б. Г Ананьев, А. А. Бо-далев, Б. С. Братусь, Д. Бьюдженталь,

А. А. Деркач, Н. Л. Карпова, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. Б. Некрасова, В. А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл и др.) [ 1-4]. В проекции на подготовку будущего специалиста, в том числе специалиста-педагога, это означает осознание каждым студентом того обстоятельства, что наиболее полное раскрытие всей глубины профессиональной и личностной актуализации возможно благодаря владению внутренними механизмами саморазвития и самосозидания. Созидание и самосозидание специалиста - это всегда твор-

32

чество, творение чего-то нового на основе преобразования познанного.

Созидание студента как будущего специалиста мы рассматриваем как психолого-акмеологическую категорию. Другими словами, подготовка студента должна быть ориентирована на формирование у него определенных черт личности, а также его готовности к самоактуализации. Однако получение данного результата нельзя «вложить» в сознание студента, данный процесс «запускается» в результате личностной работы студента над собой. В связи с этим для продуктивности созидательной деятельности студента как будущего специалиста важно создать особые условия для их постоянного самосовершенствования, саморазвития и самореализации потенциальных возможностей.

Вместе с тем анализ специальной литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день аспект самосовершенствования созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста путем развития потребности в самоактуализации изучен недостаточно.

В ходе проведенных нами теоретических исследований было выявлено, что хотя стремление к позитивному самоизменению и продуктивному выстраиванию себя заложено в человеке природой, эффективность протекания саморазвития студента зависит, с одной стороны, от внутренней готовности студента к саморазвитию, а с другой - от включенности его в созидательную деятельность, ориентированную на самосовершенствование и самовыражение в направлении все большей сложности.

В свою очередь, самопознание активизирует самоопределение, которое

приводит студента к самостоятельному выбору учебных целей и задач. А саморегуляция служит условием и средством осуществления самореализации, которая позволяет студенту максимально проявить свой потенциал в разнообразных ситуациях, включая отношение к заданию, к другим участникам учебной работы и т.п. [5, с. 74].

Экспериментальное исследование особенностей самосовершенствования созидательной деятельности.

Развитие созидательной деятельности рассматривалось нами как достижение нескольких уровней, обеспечивающих самосовершенствование индивидуальных умений и ведущих к самосозиданию.

Проведенные нами экспериментальные исследования дали возможность обозначить алгоритм организации самосовершенствования студентов в условиях созидательной учебной деятельности и выявить взаимосвязь между:

- уровнем организованного осуществления созидательной учебной деятельности и уровнем осознания необходимости саморазвития через «запуск» студентами таких процессов как саморефлексия, самопознание, самореализация путем развития нестандартного мышления;

- прогностико-диагностическим уровнем созидательной деятельности и уровнем активной саморегуляции, соответствие между которыми достигается посредством самореализации и самоорганизации студентов;

- уровнем активного воплощения акме-ядра преподавателем и созиданием его в своих студентах ради продуктивного решения стоящих перед будущим специалистом задач.

В ходе исследования были выбраны три группы - одна эксперимен-

тальная и две контрольные. Экспериментальная группа состояла из студентов 2 курса Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) (27 чел.). Контрольная группа № 1 состояла из студентов 2-ого курса БГПУ, контрольная группа № 2 - из студентов второго курса Белорусского государственного аграрного технического университета (БГАТУ) (54 чел.).

В указанных группах было проведено исследование по методике Э. Шо-строма «Самоактуализационный тест» (CAT), которая построена по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Для анализа данных нами был использован коэффициент корреляции Пирсона и сделаны определенные выводы, которые касаются особенностей самоактуализации студентов БГПУ, обучающихся созидательной деятельности на практических и семинарских занятиях по психологии, в период психолого-педагогической практики, во время самостоятельной работы в школах и гимназиях г. Минска.

Коэффициент корреляции вы-считывался между показателями по экспериментальной группе и показателями в контрольной группе по каждой шкале теста. Это дало возможность говорить не только о самоактуализации в целом, но и о самоактуализации, в том числе различиях в ней по гендерному признаку. В экспериментальной группе состояло 6 юношей и 21 девушка, в контрольной группе № 1-7 юношей и 20 девушек, в контрольной группе № 2-13 юношей и 14 девушек. Предлагаемые студентам суждения не обязательно являлись строго альтерна-

тивными. Тем не менее респондентам предлагалось выбрать те из них, которые в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

Анализ результатов исследования гендерных особенностей самосовершенствования личности студентов говорит о том, что уровень самоактуализации у юношей БГПУ выше, чем у девушек, что не наблюдается в техническом вузе БГАТУ. Данные исследования изложены в приведенных ниже диаграммах, где столбцы обозначают следующие шкалы (слева направо):

Шкала ценностных ориентации Шкала гибкости поведения Шкала сензитивности к себе Шкала спонтанности Шкала самоуважения Шкала самопринятия Шкала представлений о природе че ловека

Шкала синергии Шкала принятия агрессии Шкала контактности Шкала познавательных потребностей

Шкала креативности.

Проведем анализ средних значений и корреляции по каждой из шкал: Вычисляем коэффициент корреляции по формуле:

_ ^ Хху Хх Ху

х 2-(X х)2 ^ N у 2-(X у)2' где N - количество всех испытуемых, х - результаты по одной шкале (в баллах),

у - результаты по другой шкале (в баллах),

2 - суммирование всех баллов, полученных при оценке признаков х или у.

33

34

Диаграмма 1.1. Данные по тесту для студентов БГПУ по шкалам

Диаграмма 1.2. Данные по тесту САТ студентов БГАТУ

По шкалам ценностных ориента-ций, гибкости поведения, сензитивно-сти, самоуважения, спонтанности, самопринятия, представлений о природе человека, синергии, познавательных потребностей, креативности корреляция между студентами БГПУ и студентами технического вуза отсутствуют (0,06), а показатели по данной шкале наиболее высокие у студентов БГПУ.

По Шкале принятия агрессии корреляция между студентами БГПУ и студентами технического вуза присутствует, что говорит о наличие взаимосвязи между данными показателями (-0,63), а показатели по данной шкале наиболее высокие у студентов БГПУ (54,93 >

51,95). То же самое касается Шкалы контактности, где показатели корреляции между студентами БГПУ и студентами технического вуза составляют -0,43 и наиболее высоки у студентов БГПУ (52,70 > 52,11).

Корреляционный анализ по шкалам теста самоактуализации, а также вычисление коэффициента корреляции между двумя шкалами у каждой из групп позволили построить корреляционные матрицы. Данные по этим матрицам отличаются: существуют различия в структуре процесса самоактуализации студентов БГПУ и студентов БГАТУ по показателям взаимосвязанности между гибкостью поведения и контактностью, спонтанностью и самопринятием, самоуважением и сензи-тивностью к себе, созиданием и самосозиданием. Проделанная работа позволила прийти к следующим выводам.

1. По шкале принятие агрессии и контактности между группой 2-ого курса студентов БГПУ и группой 2-ого курса студентов технического вуза БГАТУ существует определенная взаимосвязь.

2. Уровень самоактуализации у студентов-педагогов выше, чем у студентов-инженеров (причем в определенной пропорции), что способствует личностному росту будущих педагогов, стимулируя их к созидательной и самосозидательной деятельности.

3. Уровень самоактуализации у юношей педагогического вуза выше,

чем у девушек; гендерные различия в техническом вузе не выражены.

4. Выявлена взаимосвязь между самореализацией и самоактуализацией, а также более ярко выраженное стремление студентов БГПУ к саморазвитию.

5. Продвижение по уровням саморазвития влечет за собой изменение механизмов совершенствования личности студентов и его продуктивного образа-результата.

Для достоверности своих выводов совместно с Н. В. Кузьминой нами была разработана «Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие будущей созидательной деятельности», а также методика ее использования (Приложение).

Одним из пунктов технологии является изучение созидательной деятельности студентов и влияния их созидательных умений на активность. С помощью данной технологии, а также метода ранжирования и экспертной оценки были выявлены важнейшие созидательные умения студентов, их гендерные различия, а также их влияние на активную созидательную деятельность будущих педагогов и специалистов.

Для юношей/девушек: 1) важно, 2) реально:

• видеть, анализировать и решать проблемные ситуации, разрешать противоречия, решение которых предполагает использование нестандартных способов - 1) 4,0% / 4,67%, 2) 2,55% / 3,45%;

• самостоятельно делать выводы, выделять главное, устанавливать на основе частных общие способы решения -1) 3,88% / 4,56%, 2) 2,62% / 3,8%;

• видеть и находить нестандартные способы решения ситуаций, фор-

мулировать проблему (нестандартный вопрос), решать задачи, алгоритмы которых не изучались - 1) 3,99% / 4,33%, 2) 2,75% / 2,80%;

• оценивать, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся условиям, формулировать задачу и цель -1) 4,12% / 5,00%, 2) 3,62% / 4,8%;

• быстро отыскать нужную информацию - 1) 4,50% / 5,00%, 2) 3,82% / 4,8%;

• придерживаться избранной позиции в отношении той или иной проблемы, решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения -1) 3,88% / 4,56%, 2) 2,62% / 3,8%;

• выделять задачу (ситуацию) из фона - 1) 4,88% / 4,56%, 2) 3,22% / 3,99%;

• осуществлять разумное перспективное планирование, принимать решение, прогнозировать, предвидеть -1) 4,98% / 5,00%, 2) 3,82% / 4,2%.

Кроме того, нами была выявлена взаимосвязь между созиданием и развитием нестандартного мышления, позволяющего решать нестандартные (проблемные задачи) и предлагать оригинальные решения.

Мы оценили цели и результаты созидательной деятельности студентов и изучили влияние продуктивных образов результатов на качество созидательной деятельности, выявив следующие параметры развития студентов в условиях организованной созидательной работы (выборка составила 280 студентов): способности (от 15 до 50%), мотивы (от 20 до 60%), направленность (от 12 до 65%), ответственность (от 14 до 40%), компетенции (от 18 до 30%), продуктивные компетентности (от 10 до 65%), развитие интеллекта (от 10 с до 30%), развитие нестандартного (проблемного) мышления (от 20 до 30%),

35

36

созидательные умения (от 10 до 20%), соуправление и самоуправления (от 10 до 60%), постоянное самосовершенствование (от 10 до 50%).

Таким образом, развитие созидательных умений влияет на совершенствование созидательной и самосозидательной деятельности, умение управлять своим психическим состоянием, развитие волевой целеустремленности, личностных и профессиональных качеств.

Исходя из экспериментальных исследований, установлено, что основными структурообразующими компонентами самосовершенствования созидательной деятельности будущего специалиста являются:

• формирование профессиональной направленности и профессиональной пригодности будущего специалиста;

• развитие нестандартного (проблемного) мышления путем постоянного решения задач, упражнений, психолого-акмеологических профессиональных ситуаций, создаваемых в учебном и профессиональном процессе созидательной деятельности;

• развитие созидательных умений;

• постоянное самосовершенствование как дальнейшее движение к вершинам продуктивности и саморазвития путем самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов;

• управление-соуправление-само-управление личности студента как сложный, непрерывный процесс усиления собственного потенциала познавательной деятельности и активности созидательной деятельности;

• продуктивные образы-результаты;

• главные факторы, которым нужно следовать для самореализации («Я»-

реальное, «Я »-идеальное, «Я »-будущее, «Я»-концепция, «Я»-образ, «Я»-образ-результат), и ликвидация разрыва между реальным образом своей личности и его эталоном, что положительно влияет на студенческую активность;

• собственная программа созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста, разработанная на основании практических психолого-акмеологических рекомендаций, и необходимость связи программ с курсовыми и дипломными работами.

Эффективность самореализации и самосовершенствования достигается путем реализации и развития структурообразующих компонентов созидательной деятельности, а также создания практической программы самосовершенствования созидательной деятельности, над которой преподаватель работает со студентами целый год и которая защищается на экзамене как практическую часть экзамена. Кроме того, программа тесно связана с производственной практикой и развитием нестандартного (проблемного) мышления, личностных качеств, соответствующих будущей профессиональной деятельности, а также с гностическими, прогностическими и конструктивнны-ми способностями, позволяющими развивать созидание и потенциальные возможности каждого студента.

Наша программа состоит из:

• самопознания: изучения психических процессов, свойств и качеств личности, продуктивных образов результата;

• постоянного решения нестандартных (проблемных) и психолого-акмеологических профессиональных ситуаций, создаваемых нами в учебном процессе, способствующих самосовершенствованию созидания;

• самообразования, самоуправления, самоконтроля;

• самодиагностики и коррекции;

• психоконсультирования и индивидуальной треннинговой работы с каждым.

Таким образом, психолого-акмеоло-гическая концепция самосовершенствования созидательной деятельности будущего специалиста путем самоактуализации позволяет студенту самореализоваться, способствует профессиональному самовыражению и самоорганизации, что расширяет возможности саморазвития и самосовершенствования для достижения искомого результата в своей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. - М., 2000.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.

3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М, 1998.

4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: Учебн. пособие. -ИЦПКС, 2001. - 144 с.

5. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.

6. Кузьмина Н. В. Джига Н. Д., Жарино-ва Е. Н. Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие их будущей созидательной деятельности. - М., 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие их будущей созидательной деятельности [см.: 6]

1. Технология содержит методику и основные понятия-постулаты теории акме-оценки (перед выполнением методики необходимо, чтобы респонденты усвоили основные понятия):

1) акме-оценка,

2) акме-ядро духовных продуктов,

3) дидактическое акме-ядро духовно-материализованных и материальных продуктов,

4) акмеологические законы,

5) образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Технология акме-оценки студентами влияния АСД преподавателя и собственной активности состоит из трех частей.

Часть 1. Оценка категории цели и результатов созидательной деятельности студента и преподавателя как компетентных лиц

Задание 1.1. Напишите, как вы формулируете цели своей созидательной деятельности как будущего специалиста. Можно их конкретизировать.

Задание 1.2. Перечислите свойства: индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, достаточный уровень развития которых обеспечивает вам как студенту успешное саморазвитие.

Задание 1.3. Перечислите свойства, которые вы будете в себе развивать. Ответы подлежат контент-анализу.

Часть 2. Оценка студентами акме-ядра духовных продуктов, развиваемых в себе под руководством преподавателя

Задание 2.1. С помощью 100-баль-ной шкалы оцените уровень развития у вам названных свойств на момент нача-

37

ф

38

ла работы с конкретным преподавателем и на момент ее завершения (шкала № 1, от 10 до 100).

Продуктивные образы результата:

1) способности - начало ... завершение...

2) мотивы - начало ... завершение.

3) направленность - начало ... завершение.

4) ответственность - начало ... завершение.

5) компетенции - начало ... завершение.

6) продуктивная компетентность - начало . завершение.

7) развитие интеллекта - начало . завершение.

8) развитие нестандартного (проблемного) мышления - начало . завершение.

9) развитие созидательных умений -начало . завершение.

10) постоянное самосовершенствование - начало . завершение.

Какие важные признаки в шкале не названы, и какими признаками вы хотели бы ее дополнить.

Часть 3. Оценка студентами дидактического акме-ядра АСД преподавателя как средства обеспечения условий созидания духовных продуктов в их свойствах человека и профессионала

Задание 3.1. Оцените по 100-бальной шкале: меру влияния акме-целевых стратегий преподавателя на вашу готовность к предстоящей деятельности, компетентность, устремленность на овладение основами мастерства (шкала № 2):

1) цели АСД преподавателя, мера их соответствия вашим целям: преподаватель . вы .

2) согласованность учебной и научной информация с целями образования и потребностями студентов: преподаватель

3) средства образовательной коммуникации, предъявляемые преподавателем и создаваемые с участием студентов: преподаватель . вы .

4) согласованность требований преподавателей с потребностями студентов

5) помощь студентам и взаимопомощь студентов в преодолении трудностей ученья

6) культурная среда общения и справочные группы в ней, создаваемые преподавателем и по инициативе студентов: преподаватель . вы .

7) самостоятельная подготовка презентаций, статей, выступлений на конференции, курсовых, дипломных работ: преподаватель . вы .

8) дополнительные характеристики АСД преподавателя и собственной работы с ним по учебной дисциплине: преподаватель . вы .

Задание 3.2. Оцените акме-целевые стратегии управления преподавателем процессами созидания духовных продуктов в студентах и самосозидательные стратегии студента по овладению компетенциями на пути к продуктивной компетентности (шкала № 3):

1) гностические компетенции: преподаватель . вы .

2) прогностические компетенции преподаватель . вы .

3) проектировочные компетенции: преподаватель . вы .

4) конструктивные компетенции: преподаватель . вы .

5) коммуникативные компетенции: преподаватель . вы .

6) организаторские компетенции: преподаватель . вы .

7) Ваши личные дополнения и суждения о системе преподавателя. ■

. вы .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.