МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х
составляющей погрешности измерений, широко применяется при измерении линейных величин.
10.Способ использование тестовых сигналов.
Сущность тестовых методов повышения точности измерений заключается в определении параметров статической функции преобразования (СФП) с помощью дополнительных преобразований тестов, каждый из которых функционально связан с измеряемой величиной.
11. Метод обратного преобразования.
Этот метод применяется при автоматической коррекции погрешности средств измерений. Для реализации этого метода используется обратный преобразователь, статическая реальная функция преобразования которого должна совпадать с функцией. Этот метод эффективен, когда обратный преобразователь значительно точнее прямого преобразователя.
12.Способ использование информационной избыточности.
Под информационной избыточностью понимается такое состояние измерительной информации, при котором она больше необходимой для реализации функций управления объектом. Избыточная информация может использоваться для повышения точности измерений. Примером использования информационной избыточности может служить включение в измерительную систему дополнительных средств измерений.
Пример использования способов повышения точности измерений (способ выполнения многократных измерений)
Считая диаметр цилиндрического вала равным результату, полученному при измерении микрометром в одном сечении и в одном направлении, мы допускаем случайную погрешность, полностью определяемую отклонениями формы исследуемого вала.
Составляющую погрешности, о которой идет речь, можно уменьшить, если в методике измерений предусмотреть п измерений, перед каждым из которых вал поворачивают на угол 360 /п, известно, что случайная составляющая погрешности измерений среднего значения меньше случайной составляющей погрешности измерений текущих значений в корень квадрат «п» раз.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы повышения точности измерений является важными и нужными процедурами на предприятие, для достижения качественной продукции, а следовательно востребованной.
Список использованной литературы: 1. Т. А. Бахметьева В. А. Государственная система обеспечения эффективности измерений при управление технологическими процессами. Метод и способ повышения точности измерений// Всероссийский научно -исследовательский институт метрологической 2010
© Ванякина М.В., 2017
УДК 004.85.159
Ваулин Анатолий Сергеевич
канд. техн. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
г. Москва, Рф E-mail: [email protected] Семин Вячеслав Михайлович канд. техн. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
г. Москва, Рф E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ
Аннотация
Особенностью статьи является попытка обратить внимание на необходимость продуманного подхода
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
к таким этапам разработки программы как выбор имен переменных, создание комментариев, структурирование, оформление отладочных фрагментов, процедур и др. Все это способствует развитию у студентов продуктивного метода мышления. Такой подход облегчает программирование, чтение и отладку программы.
Ключевые слова
Алгоритмизация, программирование, программа, фрагмент, обучение, мотивация, адаптация, мышление, психология, память, информация, метод
Обучение программированию является составной частью общей подготовки будущих специалистов. Развитие систем программирования, представляющих большие возможности в обработке информации, требуют улучшения подготовки студентов в этой области.
В связи с этим необходима постоянная работа, направленная на совершенствование преподавания дисциплины и улучшения усвояемости изучаемого материала.
В рамках традиционного коллективного обучения считается, что для подготовки студентов формируется группа на весь период обучения по единой программе студентами одного возраста и одного уровня подготовки. В действительности подготовка студентов сильно различается, не говоря о различии психологических личностных качеств обучаемых.
Успешное освоение программирования требует наличия способности к абстрагированию, гибкости мышления, склонности к анализу и планированию, критичного и самокритичного восприятия, желания учиться и переучиваться. На практике приходится сталкиваться с отсутствием некоторых личностных качеств и практического опыта. В силу различных причин в начальный период у отдельных студентов возникает психологический барьер, развитие которого может привести к состоянию фрустрации. Для студентов, впервые изучающих программирование, это связано с непониманием базовых понятий дисциплины, сложностью перехода от схемы алгоритма к его записи с использованием управляющих операторов языка.
Продолжая совершенствование традиционной формы обучения, обращается внимание на возможность использования методов и возможностей психологии программирования.
Психология программирования является наукой, изучающей деятельность человека, работающего с вычислительными и информационными системами. Следовательно, отдельные методы и возможности этой науки могут и должны быть использованы в обучении [2].
Предметом исследования психологии программирования является деятельность человека в области программирования, связанной с психологическими закономерностями приема и переработки информации, психологическими процессами в памяти (восприятие информации, мышление).
Среди целей психологии программирования в данном случае выделяются те, которые непосредственно связаны с обучением языкам программирования [3, с. 19,20]. Это совершенствование практики программирования, начиная с рационального использования комментариев в программах, продуманного выбора имен обрабатываемых данных, структур управления и типов данных, структурирования записи программ.
Поэтому с самого начала обучения необходимо менять и формировать психологию отношения студента к написанию программы. Необходимо прививать понимание того, что создаваемая программа для компьютера читается людьми. Следовательно, очень важна ее читаемость и доступность в понимании.
Выбор имен. Имена должны иметь преемственность с реальной физической сущностью данных, их обозначением, принятом в конкретной проблемной области, например математике, механике, сопромате, бизнесе.
Имена переменных, описывающих объекты, должны наилучшим образом определять их, например, точность лучше описать идентификатором eps, чем просто t.
Длина имени должна быть оправданной, так как слишком короткие имена будут недостаточны для понимания, а слишком длинные - затруднять чтение программы и увеличивать объем программы. Особенно следует исключать выбор схожих по написанию имен, например, DX1O и DXI0.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Различие имен должно быть ощутимым, а при их назначении должна быть использована определенная система. Имена целого типа данных следует записывать с букв I, J, K, L, M, N. Сразу на этапе описания обрабатываемых данных следует обращать внимание студентов, что упорядочивание имен по алфавиту значительно облегчает их поиск при чтении программы.
Например, список имен переменных, расположенных по алфавиту alfa, Amax, beta, Bmax, Cmax, SrArA, sumA, sumB легче воспринимается, чем список, расположенный произвольно.
Комментарии. Грамотные комментарии не загромождают программу, а наоборот позволяют определить назначение программы, найти интересующие фрагменты программ и методы обработки. Комментарии могут быть вводными, оглавлениями и пояснительными.
Пояснительные комментарии очень важны в тех фрагментах программ, которые трудны для понимания. С пояснительными комментариями легче и быстрее отлаживать программу. Для наглядности комментарии можно выделять пустыми строками и включать в программу в процессе ее создания.
Каждая программная единица должна начинаться с комментариев и в общем случае включать информацию, содержащую назначение программной единицы, указания к ее использованию, названия математических методов, сведения об объеме программы, авторе, дате создания и др.
Пробелы в записи. Читаемость программы значительно возрастает, если использовать пробелы в записи операторов и выражений.
Пустые строки. Запись пустых строк является приемом улучшения наглядности программ, которую часто недооценивают. Особенно это ощущается при отображении на экране протокола обработки данных. Отделение входной от выходной информации пустой строкой значительно повышает скорость восприятия информации.
Например, протокол вида
Введите число n элементов массива A
5
Массив A
1.25 3.64 -2.87 1.85 -3.86 -4.58
Среднее арифметическое положительных элементов
SrPolA = 2.25 ,
лучше для восприятия, чем протокол без разделения строк
Введите число n элементов массива A
5
Массив A
1.25 3.64 -2.87 1.85 -3.86 -4.58
Среднее арифметическое положительных
элементов
SrPolA = 2.25 ,
Структурирование в записи программ. В записи программы необходимо использовать структурирование: ключевые слова записываются строчными буквами, один оператор на строке, отступ (2-8 пробелов) от начала строки для указания связи между операторами, расположение соответствующих операторных скобок друг под другом.
Например,
for i := 1 to n do begin
sum := 0;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
for j := 1 to m do begin
A[i, j] :=
sum := sum + A[i, j]; end;
D[i] := sum; end;
Описание процедур необходимо отделять пустой строкой или выделять строкой комментария, например,
//....................................................................................
Процедуры и сложные циклические процессы полезно заканчивать комментарием вида end ; // Конец procedure Sum end; // Конец for i
Прививая студентам продуманное отношение к разработке программ, напоминая, что программы читаются людьми можно добиться улучшения наглядности программ и в конечном счете к ускорению понимания и отладки программ.
Другим способом воздействия на сознание обучаемого является используемый в психотехнологии метод утверждения и повторения. Данный метод может применяться при изложении ряда разделов дисциплины, например, простейших приемов обработки данных (вычисление суммы, произведения, нахождения наибольшего/наименьшего значения и др.)
В этом случае прием программирования подается в виде готового шаблона (алгоритма), который активно задействует имеющиеся в сознании стереотипы.
Использование утверждения на начальном этапе изучения позволяет отказаться от обсуждения готового шаблона обработки данных.
С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, где зарождаются мотивы последующих действий обучаемого. Прием повторения сводится к многократному повторению информации, чтобы она отложилась в памяти студента и в дальнейшем была использована.
При использовании этого приема следует выделить базовые понятия дисциплины, максимально упростив их и таким образом добиваться большей восприимчивости [1, с. 1006].
Одним из базовых понятий дисциплины является оператор присваивания, состоящий из двух частей, разделенных символом присваивания. Левая часть оператора является результатом действия, а правая -выражением обработки данных. Эти понятия предельно строго формализованы, но не все студенты понимают и усваивают смысл оператора.
При задании начального значения для рекуррентных выражений вычисления суммы, произведения ошибки не бывает, так как присваивается числовое значение или записывается выражение (sum := 0; или pr := 1). При нахождении максимального (минимального) элемента из-за механического восприятия оператора он часто записывается студентами в виде b[1] := bmax; что приводит не только к получению неверного результата, но и изменению данных массива b.
В заключение можно отметить, что настойчивое обращение внимания студентов на запись и оформление текстов программ не только меняет их психологию программирования, но и способствует разрешению проблемных ситуаций при разработке алгоритмов и текстов программ. У постоянно работающих студентов меняется психология отношения к процессу разработки программ, что способствует появлению эмоциональной устойчивости, аккуратности и хорошей работоспособности. Навыки, приобретенные студентом при обучении программированию, в силу закономерностей мышления и усвоения новых знаний, будут востребованы и использованы при решении задач и в других областях знаний
Список использованной литературы 1.Ваулин А.С., Семин В.М. Алгоритмические и психологические аспекты при изучении дисциплины «Информатика», Электронный журнал «Инженерный вестник», МГТУ им. Баумана, №05, 2016,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
http://engsi.m/doc/842870.html_C4aTa обращения: 10.03.2017)
2.Введение в психологию программирования, Электронный ресурс. http://mf.grsu.by/UchProc/livak/en/arxiv _22102010/facultativ/vvedenie (дата обращения: 10.03.2017)
3. Рожников В.А. Психология программирования: цели, проблемы, перспективы. Журнал. Общество, социология, психология, педагогика, выпуск №3, 2014. Электронный ресурс http:// cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-programmirovaniya-tseli-problemy-perspektivy (дата обращения: 10.03.2017)
© Ваулин А.С., Семин В.М., 2017
УДК 62
Газизов Асгат Мазхатович
Д.т.н, профессор УГЛТУ г. Екатеринбург Е-mail: [email protected] Гарбовский Дмитрий Александрович
Студент УГЛТУ г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУШКИ ШПОНА
Аннотация
В данной статье авторами рассматривается вопросы модернизаций производства фанеры, а именно вопросы повышения качества сушки шпона.
Ключевые слова
Фанера, шпон, сушильные камеры.
Продукция, которую выпускает ООО «Уфимский фанерный комбинат» производится только из качественных пород древесины, поставляемой леспромхозами Башкортостана и соседних регионов, на постоянно обновляемом высокотехнологичном оборудовании, проходит жесткий контроль качества и соответствует международным требованиям. Основной выпускаемой продукцией является фанера клееная и древесностружечные плиты. Фанерная продукция пользуется широким спросом, как на внутреннем (Российская Федерация), так и на международном рынке. ООО «Уфимский фанерный комбинат» имеет мощное, широко развернутое складское хозяйство, работа которого обеспечивает комфортные условия хранения.
Комбинат работает в соответствии с требованиями экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности. ООО «Уфимский фанерный комбинат» имеет сертификат FSCTM цепочки поставок с кодом контролируемой древесины (GFA-COC- 002249, FSC-C106510).
Основной выпускаемой продукцией является фанера клееная и древесностружечные плиты. Более 75% фанеры комбинат экспортирует в такие страны как Египет, Италия, Дания, США, Эстония, Латвия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан.
В настоящее время деревообрабатывающая промышленность находится в кризисном состоянии. Это также коснулось и производства фанеры. Обращает на себя внимание практически полный износ зданий, сооружений. Особое место занимает изношенность оборудования, что влечет за собой нестабильность режимов обработки, снижение точности обработки. Вместе с тем наблюдаются сбои в поставках качественного сырья, что в свою очередь ведет к снижению качества выпускаемой продукции. Но, не смотря