Психология правонарушителя
Психология правонарушающего поведения
Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин,
канд. пед. наук А.Ф.Караваев
Омский юридический институт МВД России
Данный материал может быть использован для проведения занятий по теме: «Психология зарождения и развития правонарушающего поведения» при чтении курса «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД».
Возникновение и развитие правонарушающего поведения
Преступные проявления сегодня стали все больше и больше захлестывать наше общество. Борьба с преступностью стала чрезвычайно важной задачей правоохранительных органов, однако она представляет собой борьбу со следствием. Причины в данном случае остаются вне внимания заинтересованных в этом организаций. Можно говорить об отсутствии философского подхода при решении этой задачи; снизить уровень преступности можно лишь в случае комплексного подхода к этой проблеме, привлекая к ее решению органы народного образования, культуры, здравоохранения. Работники этих учреждений, а также других (чья деятельность связана с формированием личности) должны отчетливо понимать психологический механизм зарождения и дальнейшего формирования преступного поведения человека в различных сферах деятельности — его генезис.
Отечественная и зарубежная психология внесли определенный вклад в разработку проблемы генезиса преступного поведения. Так, известный криминалист Чарльз Ломброзо считал, что поведение человека, в том числе и его преступную деятельность, определяет его генная совокупность, т.е. биологическая сущность, предзаданная человеку еще до рождения. Последующее воспитание может ослабить «жажду нарушать», но потенциал преступника будет постоянно ощущаться в таком человеке. Об этом потенциале можно, якобы, судить по биологическим признакам человека (строение черепа, форма глаз, улыбка и т.п.). Такой же точки зрения на формирование лич-
ностных образований (интересы, способности и т.п.) придерживаются и другие психологи зарубежных психологических школ.
Надо сказать, что такая точка зрения имеет право на существование, и отрицать ее нет смысла. Мать, вынашивая ребенка, своим отношением к нему и к людям формирует у него определенные черты личности. Этот факт сегодня не оспаривается, и его необходимо учитывать для предупреждения возникновения правонарушающего поведения у рождаемого ребенка.
В отечественной психологической литературе (1; 2; 4; 5; 6; и др.) возникновение и развитие правонарушающего поведения объясняется воздействием окружающей среды на личность. Однако не следует забывать одно из положений С.Л.Рубинштейна о том, что «внешнее опосредуется внутренним». Не всякая криминогенная среда вызывает у субъекта, находящегося в ней, преступное поведение. Нельзя умалять личность, ее самосознание, способное отделить хорошее от плохого.
Современная психология дает все больше подтверждений факту решающего влияния впечатлений раннего детства на последующую жизнь человека, особенно в подростковом возрасте. Важным этапом в психологическом развитии ребенка считается возраст трех лет — период первого возрастного кризиса, кризиса самостоятельности, независимости, «взрослости» ребенка. У него появляется возможность в самоутверждении, выражающаяся через самостоятельность и независимость. Возникшая в эти годы потребность в самоутверждении требует удовлетворения. Неудовлетворение влечет у ребенка фрустрацию и даже протест, заключающийся в отказе выполнения требований родителей. Это может проявляться в виде демонстративного поведения, а также агрессии и аффекта. Подобный психологический кризис — закономерный процесс в психическом развитии. При предоставлении ребенку разумной степени свободы явления этого кризиса проходят. В противном случае может произойти задержка в психическом развитии, порождая стойкий негативизм и даже враждебную позицию по отношению к взрослым. Возможным исходом может стать и выход из-под социального кон-
троля взрослых. Это снижает качество воспитательного процесса.
Обучаясь в школе, ребенок должен соотносить требования учителя с требованиями родителей. В случае рассогласования в них нарушается целостность самосознания ребенка, что может вызвать развитие у него двойной морали: здесь можно, там нельзя. А это уже ведет к возникновению противоправного поведения. Отсюда становится ценным взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
Особо важен в развитии личности подростковый возраст (12-15 лет), характеризующийся противоречивостью в психическом развитии. Основное противоречие этого возраста — между биологическими и социаль-но-психологическими возможностями подростка. Существенно отстает развитие самосознания. Этот возраст считается наиболее криминогенно опасным, происходит большее количество отклонений от нормального развития и правонарушений, чем в юношеском возрасте. Психика подростка неуравновешенна, что способствует проявлению хулиганства, насильственных преступлений и т.п. Наказания родителей в грубой форме унижают подростка и могут подтолкнуть к опасным преступлениям. Воспитанные на жестокости, они проникаются культом насилия, считая его естественным явлением и применяя его в своей жизни.
Таким образом, развитие правонаруша-ющего поведения осуществляется по схеме: конфликты с родителями; трудности и неудачи в школе; контакты и сближение с правонарушителями. В данной схеме решающую роль играет семья.
Усвоение моральных норм ребенком осуществляется в основном воздействием на него семьи. Дефекты в усвоении моральных норм наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях: родители на деле и словесно утверждают аморальные образцы поведения; родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, на деле же их действия расходятся с принятыми ими на словах нормами; родители словесно и на
деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка (подростка); родители применяют неправильные методы воспитания (принуждение, насилие, унижение личности и т.п.).
Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних отличается от механизма мотивации правомерного поведения не по форме, а по содержанию элементов этого механизма, наличию у правонарушителя глубокой нравственно-правовой деформации. Основу такой деформации составляет нарушение в системе его потребностей. В психологии выделяют две группы потребностей: социализированные биогенные (органические) — в самосохранении, безопасности и т.п.; социальные — в общении, признании, самоутверждении и др. У законопослушных подростков характерно преобладание социальных потребностей и интересов. Для несовершеннолетних правонарушителей характерны: ослабление комплекса социально полезных потребностей; искусственный, извращенный характер некоторых потребностей (например, самоутверждение через насилие над другими); нарушение равновесия между различными видами потребностей; распространенность потребностей в самоутверждении.
Процесс формирования правонарушаю-щего поведения характеризуется определенной гибкостью. Он может сопровождаться различными отклонениями, колебаниями, раздумьями, возвратом к прежнему поведению (нормальному), а может и вернуться к прежней, позитивной форме поведения. Это создает условия для предупреждения формирования устойчивого правонарушающего поведения.
Правонарушающее поведение человека происходит не спонтанно и не без причин, его порождающих. Такому поведению предшествует формирование отрицательных черт личности, принятие решения, анализ ситуации, выбор средств и способов для осуществления правонарушающего поведения, прогнозирование результатов. Схематично этот процесс можно представить следующим образом:
\
Длительное, неоднократное проявление правонарушающего поведения способствует формированию устойчивого стереотипа как отдельных действий, так и поведения в целом. Создается определенный, характерный для данного субъекта «почерк» преступного поведения.
Правонарушающее поведение — это своеобразная форма взаимодействия субъекта с окружающей средой. В этом взаимодействии выделяются следующие этапы (4): 1) формирование личности с противоправной ориентацией; 2) формирование у субъекта решения на совершение противоправного поведения; 3) реализация принятого решения (см, схему). Если на первом этапе (левая часть схемы) личность выступает как объект воздействия на нее окружающей среды, то на третьем этапе — это уже субъект правонару-шающей деятельности, характеризующийся высокой отрицательной активностью. Средняя продолжительность первого этапа — два года. Второй этап значительно короче — месяц, день, а то и меньше. Третий этап может длиться от нескольких секунд (выстрел, удар) до нескольких Лет.
Психологическая структура преступного действия
Правонарушающее поведение — это мотивированная, целенаправленная и сознательно управляемая деятельность субъекта, состоящая из ряда действий. Каждое действие имеет свое смысловое содержание и направлено на достижение определенной цели (относительно близкой). При достижении цели удовлетворяются мотивы, побуждающие субъекта к действию.
Составными компонентами преступного действия являются мотив, цель действия и форма вины лица; предмет действия, способ, средства и условия его реализации (вещественные доказательства); результаты действия — последствия преступной деятельности.
Цель преступного действия выполняет две функции: 1) осознание действующим лицом объекта, предмета или лица, на которое будет направлено действие; 2) желание достигнуть определенного результата.
Между целью и результатом действия существует взаимосвязь. Результат обусловлен целью и может быть прямым и побочным. Прямой результат входит в субъективную цель лица и является реализацией и непосредственным выражением цели. Прямой результат может полностью соответствовать цели действия и являться «выполненной целью». В данном случае цель и результаты
полностью соответствуют друг другу. При возникновении неожиданных обстоятельств прямой результат может не совпадать по своему объему с целью. Цель реализуется не полностью, и результат оказывается меньше запланированного. Этот случай характеризуется «недовыполнением цели». Таким примером может быть невыполнение запланированного убийства (пострадавший выживает после покушения на него).
В иных случаях может наблюдаться и «перевыполнение цели» в преступном действии (убивать не планировали, а человек умер). При этом результат действия превосходит цель, содержит нечто такое, что не предполагалось (неожиданный результат). На практике встречаются следующие соотношения цели с прямым результатом действия: полное совпадение цели с результатом; частичное совпадение цели с результатом. При этом результат может быть больше или меньше цели.
Преступное действие может дать и другие, непреднамеренные результаты (побочные). Появление побочных результатов наступает при рассогласовании, возникающем в стадии исполнения действия: 1) между целью и способом действий; 2) между целью и средством ее достижения; 3) между целью и условиями выполнения действия. Этим объясняются различные соотношения между целью и результатом: в умышленных действиях результат охватывается целью действующего лица; в неосторожных действиях цель охватывает непосредственно лишь результат. Побочный результат действия целью лица не охватывается. Следовательно, структура психологического механизма неосторожного преступного действия иная, чем умышленного.
Для понимания преступного действия недостаточно знать цель, надо знать мотивы, побуждающие к этому. Совершаемое преступление может побуждаться различными мотивами, организованными в определенную иерархическую структуру. Важно также уяснить истинное соотношение между побуждениями и целью волевого действия. Несомненно, осознанная цель играет существенную роль в волевом действии, она определяет его ход. Но цель сама детерминируется побуждениями, отражающимися в психике потребностей, интересов.
При расследовании преступления важно выявить и понять действенные мотивы лица. Выявление мотива действия ведет к раскрытию его смыслового содержания и служит ос-
новой для установления контакта и соответствующего воздействия на личность.
Преступное действие включает два этапа: мотивационный и этап практического осуществления решения.
Мотивационный этап. Прежде чем приступить к действию, лицо мысленно создает его модель в своем сознании. На этом этапе происходят осознание мотивов и цели действия; борьба мотивов; принятие решения к действию. Побуждения становятся источником действия, когда они осознаны субъектом и приняты в качестве мотива. Став мотивом, психическая энергия побуждения превращается в волевую энергию, проявляемую в определенных действиях. Мотив стимулирует активность субъекта. На этом этапе преступного действия может обнаружиться расхождение между намеченной целью и трудностями ее осуществления, что может сопровождаться конфликтом противоречивых побуждений. Завершение мотивационного этапа — это принятие решения действовать. Оно может происходить в различных психологических условиях: простые условия, без стрессов и излишнего возбуждения; сложные психологические условия в виде сильного возбуждения, лимита времени для обдумывания, наличие конфликтной ситуации между субъектами преступления.
Этап практического осуществления решения. Если на предыдущем этапе осуществляется проектирование преступного действия, его теоретическое осуществление, то на этапе исполнительском этот проект превращается в реальные действия. Этот этап характеризуется затратой волевых усилий личности. Психическая деятельность лица проявляется в регулировании осуществляемого действия в соответствии с его целью. Затраченная психическая и физическая энергия воплощается в результатах действия.
В процессе преступной деятельности мотивы могут существенно изменяться: 1) остаться неизменным действующим мотивом; 2) заменяться другим или осложняться добавлением нового, дополнительного мотива; 3) переосмысление (изменение качества) мотива путем замены его социально-положительным мотивом поведения (добровольный отказ от преступления, явка с повинной и т.п.).
Литература
1. Генезис преступного поведения. — Тарту: Госуниверситет, 1980. — 120 с.
2. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. — М.: Высшая школа МВД СССР, 1971. — 173 с.
3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности личности. — Т.1, 2. — Л.: ЛГУ, 1958.
4. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. — М.: Госюриздат, 1976. — 324 с.
5. Петелин Б.Я. Психология правонарушения. — М.: Военно-полит. акад., 1974. — 53 с.
6. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. — Красноярск: Госуниверситет, 1988. — 252 с.
. /
Психологические аспекты выбора места преступления серийными преступниками
Ведущий научн. сотр., канд. мед. наук А.Ю.Лаговский
ВНИИ МВД России;
канд. психолог, наук М. С. Басенко
Академия МВД России
Выбор места преступления обусловлен двумя основными моментами: оценкой возможности завладения жертвой (внешние объективные условия) и соответствием места предполагаемого преступления критериям допустимости совершения преступления (субъективная привлекательность места предполагаемого преступления).
У каждого человека существует так называемое личностное пространство. Пространство это неравномерное и состоит из зон. Первая зона находится на расстоянии вытянутой руки. Субъективно это зона, при вторжении в которую человек чувствует свою незащищенность, так как, во-первых, с этого расстояния другой человек может легко нанести вред, во-вторых, подобное сближение затрудняет возможность защититься. Эта зона также является зоной интимной близости, в которую допускается сексуально привлекательное лицо. Нахождение другого человека в зоне расценивается как вторжение в субъективный психологический мир. Даже невольное и не влекущее за собой последствий нахождение в этой зоне вызывает повышение уровня адреналина в крови.
Вторая зона связана с территорией функционирования. Она состоит из двух подзон. Первая подзона связана с непосредственной деятельностью в каждый из текущих моментов. Вторая подзона включает в себя территории, на которых лишь возможно нахождение субъекта.
Третья пространственная зона—зона перспектив, интересов на будущее. Зона предполагаемого расширения жизненного пространства, зона завоеваний.