Научная статья на тему 'Психология клонирования и ответственности за жизнь'

Психология клонирования и ответственности за жизнь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1023
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Рассматриваются психологические аспекты таких актуальных научных и чисто человеческих проблем, как клонирование, экстракорпоральное оплодотворение, стерилизация, искусственное прерывание беременности, эвтаназия, крионика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология клонирования и ответственности за жизнь»

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

ПСИХОЛОГИЯ КЛОНИРОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖИЗНЬ

Чудо находится в противоречии не с природой, а с нашими знаниями о природе.

Августин

Рассматриваются психологические аспекты таких актуальных научных и чисто человеческих проблем, как клонирование, экстракорпоральное оплодотворение, стерилизация, искусственное прерывание беременности, эвтаназия, крионика.

Научные открытия в области клеточной биологии показали, что каждая клетка содержит в себе копию структуры отцовской ДНК, в которой хранится достаточно информации для восстановления всего человеческого тела. Для создания генетической копии применяют метод вегетативного размножения. На этом основаны эксперименты по клонированию. "Каждая клетка человеческого тела содержит информацию, достаточную для создания полноценной копии всего организма, является отражением голографического принципа: каждая частица содержит полную информацию о целом" [3. С.47].

Клонирование - получение трансмутационных, генетически конструированных животных или индивидов путем использования методов генетико-экспериментальной эмбриологии [14. С.242]. Некоторые ученые считают, что с помощью новейших ЭВМ и технических средств возможно клонирование человека, они собираются генерировать технологическое подобие людей, наделенных не только соматическими аспектами, но и психикой, мотивационной, потребностной, эмоциональной сферой, ментальностью, интеллектом. Другие же, наоборот, считают, что методом клонирования нельзя получить точную копию человеческого индивида, поскольку для этого не хватает информационных возможностей генетического аппарата. У клона будет другой мозг, другие способности, другая нервная система, это будет другой человек. Клон - это соматическая копия, подобие, но не нейропсихологический оригинал, это индивид с другой психикой и другой индивидуальностью.

Аргументы в пользу развития технологии клонирования в основном сводятся к следующему. Допустим, если женщина знает, что ей в настоящее время нельзя вынашивать ребенка из-за болезней, то она может иметь клонированный эмбрион для будущего использования, который в ожидании своего срока должен храниться в замороженном виде.

Или, например, супружеские пары могут иметь клон любого из своих детей и откладывать его на хранение с той целью, что если один из детей погибнет, то он может быть заменен эмбриональным эквивалентом, т.е. клоном. Или если кому-то из детей потребуется трансплантация органа, то можно из размороженного эмбриона вырастить орган, который будет адекватным заменителем. Возможно, родители захотят иметь сына или дочь, похожих на отца или на мать - они могут получить нужную копию, которая может быть на несколько лет моложе оригинала. Используя клонирование, каждый человек сможет иметь собственного близнеца.

Возможности создания человека-копии из клетки, т.е. клона, тут же получили массовый спрос. Клон представляет собой сверхчистую линию потомков, никакая посторонняя наследственность к ней не подмешена. Но это не будет человек в полном смысле этого слова, копия только внешне похожа на человека. Человек как существо уникален, неповторим. Однояйцевые близнецы представляют собой естественный клон, но при всем изначальном генетическом сходстве у них имеются некоторые отличия. Эмбрион как биологическое тело постепенно одухотворяется душой (Индивидуальным Сознанием). Привлечение Индивидуального Сознания (души) во многом определяется взаимной любовью родителей, естественностью зачатия, их любовью к ребенку во внутриутробном периоде его развития и внешними условиями. Родители своим отношением друг к другу, к миру и ребенку способствуют увеличению жизненной силы сознания ребенка, увеличению его энергоинформационного потенциала.

В клонировании отсутствует акт божественной и биологической любви, есть механическое копирование материальных законов природы. Если не будет допущено ошибок, то возможно наличие у клона Индивидуального Сознания - искры Божией, душа у такого человека появится не сразу, но по истечении некоторого времени после рождения. Миссия и жизненная программа клона будут резко отличаться от миссии нормально рождённого человека, которая подбирается задолго до зачатия и таким образом, чтобы человек после рождения мог продолжить свое эволюционное восхождение. Для этого выжидаются подходящие энергоинформационные условия не только во Вселенной, но и на Земле, которые могут быть своеобразными и неповторимыми [5].

Приход человека на Землю обусловлен его эволюцией, что вполне конкретно определяется миссией (предназначением) и заранее составленной потенциальной программой жизни. Рождение - это не только продолжение эволюции человека тем способом, который определила Мать-Природа, но и эволюция Вселенной. Через человеческое тело и раскрытие его Индивидуального Сознания (души) происходит творение, созидание. Невозможно предположить, что человек превзойдет в искусстве творения Природу и продолжит свой жизненный путь методом клонирования. Хотя сторонники этого метода считают, что человек на Земле появился именно посредством клонирования, которое было осуществлено космическими пришельцами. С православной точки зрения появление человека обусловлено Божественной волей, человек создан по образу и подобию Бога и потому становится соучастником творения Вселенной.

Низводить жизнь человека до органических доноров для нерадивых, безответственных, но материально богатых индивидов, которые утратили естественную способность к воспроизводству себе подобных, было бы глубокой ошибкой.

Можно более подробно рассмотреть природный механизм встречи слившихся гамет с Универсальным Сознанием. Весь мир бытия представляет собой сформированное Универсальное Сознание. Каждое живое существо наделено Индивидуальным Сознанием и имеет свойства в зависимости от степени включенности в Универсальное Сознание. Индивидуальное Сознание - это душа, Универсальное Сознание - это Атман, Абсолют, Дух, Бог. Когда биологическая форма созрела, к ней направляется соответствующая часть Универсального Сознания для придания импульса жизни, миссии и программы. Развитие человека подчиняется информационным циклам, которые в детском возрасте менее продолжительны по времени, чем во взрослом. Самый первый цикл начинается в момент оплодотворения - клетка матери несет свою информацию, клетка отца - свою. Взаимодействуя (сливаясь), они создают первую энергоинформационную точку, на которую ориентируется информация со всей Вселенной. Данный момент для человека очень важен, об этом подробно говорит астрология. При клонировании этот природный механизм отсутствует. Если появление человека на свет ограничить только таким пониманием, т.е. слиянием яйцеклетки и сперматозоида, то человека как индивидуума не существует, он растворяется, размазывается среди всех своих родственников и объектов Вселенной: с миру по нитке - вот и появился ребенок. Но существует первоначальная информационная единица (искра Божья), облеченная в сложный энергетический кокон, которая под воздействием силы Универсального Сознания направляется и накладывается на оплодотворенную яйцеклетку в качестве первого информационного импульса, появляется Универсальная Индивидуальность. Затем это голографическое пятно, этот импульс Сознания, где сжато огромное количество информации, постепенно проявляется в оплодотворенной яйцеклетке, эмбрионе, зародыше, плоде, новорожденном, младенце, взрослом в течение всей жизни человека. Все последующие наложения информации - циклы - тоже разворачиваются в течение определенного времени, но самый первый импульс раскрывается до последнего момента жизни человека. Раскрытие последующих прижизненных импульсов может перейти за грань человеческой жизни и продолжать проявляться и после смерти, если в течение жизни человек приобрел способность удерживать повышенную напряженность Сознания вокруг первоначальной информационно-энергетической единицы. Если такой способности человек не приобрел, то дальнейший процесс раскрытия импульсов приостанавливается, и человек, вернее то, что остается после смерти, будет иметь только то, что успел приобрести и раскрыть для себя. Имеется много свидетельств в литературе о "загробной" жизни, о том, что там тоже учатся [8, 9]. Поэтому так важно развивать свои способности на Земле, повышать напряженность Сознания - расширять свое человеческое сознание, духовность и помогать в этом друг другу.

В настоящее время способ "рождения" человека клонированием не естественен, он противоречит всем этическим и социальным законам, человечество психологически и морально к этому не готово. Есть мнение, что клонирование человека будет полезно для медицины, ибо эмбрион на ранних стадиях можно использовать для операции по трансплантации отдельных органов или тканей [7]. Но если человек изначально надеется на донора-клона и перестанет беречь "храм Божий", будет относиться к нему не как к абсолютной ценности и абсолютной необходимости, станет уповать на возможную со временем замену изношенных или больных органов частями клона, то вряд ли это принесет ему пользу. Физические и психические болезни человека, социальные неурядицы являются лучшими индикаторами неправедного образа жизни и заставляют человека нести полную ответственность за свое эволюционное развитие. Болезни и их последствия - это "уроки жизни", которые необходимо выучить, и если человек станет игнорировать эти уроки, то его эволюция приостановится.

Использование клона для трансплантации даже на ранней стадии его развития считается запланированным убийством. В России введен запрет на клонирование, конгресс США объявил клонирование человека противозаконным, и многие страны выступают против подобных экспериментов. На Всемирном Русском Народном Соборе (1998 г.) Патриарх Всея Руси Алексий II сказал, что последствия научных работ в области генной инженерии, и особенно в клонировании людей, вызывают тревогу [12. С. 49].

Тайна зарождения и развития жизни всегда привлекала человечество, с ее приоткрытием становится все очевиднее абсолютная ценность каждой человеческой жизни. Человеку природой дан уникальный механизм продления рода, который совершенствуется на протяжении всего существования человечества. Отсюда одна из самых сильных потребностей - потребность продления рода.

Каждый человек был ребенком и почти каждый желает видеть свое продолжение в детях. Но по данным статистики до 15% семей не могут иметь детей. Бесплодие, вызванное хромосомными аномалиями, неизлечимо. Когда семья по тем или иным причинам не может иметь своего ребенка, эмбриология предлагает искусственное оплодотворение, при этом женщине вводят сперму от проверенных доноров. Другой метод - оплодотворение яйцеклетки вне организма, после чего производится пересадка в матку той женщины, у которой была взята яйцеклетка. В последние годы в России и в других странах вводится в практику метод экстракорпорального оплодотворения. Женская яйцеклетка орошается сперматозоидами (или одним сперматозоидом), затем оплодотворенная яйцеклетка вводится в полость матки другой женщине с соответствующей психологической мотивацией и физиологическими данными. Биологическая мать (или, как ее еще назвали, суррогатная мать), вынашивает ребенка для другой женщины. Ученые могут подобрать из банка данных соответствующую яйцеклетку и соответствующий сперматозоид и на этом основании составить будущую программу жизни и деятельности для человека. При таких способах воспроизводства человеческого потомства, как и

при клонировании, возникает множество вопросов, например: как отразятся такая беременность и роды на психическом и духовном развитии биологической матери и будущего ребенка? Будут ли дети, зачатые такими способами, иметь полноценную психику, как сложится их эволюция? Ответы на эти вопросы очень трудно получить по целому ряду причин, но это не означает, что нет других способов познания реальности.

Адекватное познание реальности возможно в измененных состояниях сознания, в частности во время медитации [1, 6]. С погружением в бессознательное, в генетическую память можно получить ответы на многочисленные вопросы, которые трудно проверить экспериментально. Предполагается, что Индивидуальное Сознание (душа) у детей, зачатых неестественным способом, появляется не сразу в момент оплодотворения яйцеклетки или в ближайшие дни, как это происходит у желанных и естественно зачатых детей, а значительно позже. Ведь человек должен выстроить программу своей будущей жизни, определить свою миссию задолго до зачатия и тем более рождения. Для этого необходимо время, которого в данном случае, что называется, в обрез. Дефицит времени, внешних и внутренних условий не располагает к выработке наилучшей миссии и программы жизни. Искусственный ребенок вынужден насильственно принять возникшую перед ним перспективу рождения, никем не подготовленную миссию и программу жизни, ведь ученые работают только над биологией человека. Такой новорожденный будет отличаться от нормально рожденного тем, что его "зачатие" не природное, в нем не участвовали известным способом земные отец и мать, не было их согревающей и призывающей любви. Для искусственно подготовленного ребенка Природа-Мать и Отец не готовили, что называется, душу - Индивидуальное Сознание. Неприродный ребенок, так же как и клонированный, находится в непонятной для него энергоинформационной среде и никак не может сравниться своими жизненными способностями с нормальными детьми. Жить эти люди, очевидно, будут недолго, они больше подвержены различным инфекциям и болезням, менее чувствительны к окружающему миру. Духовное развитие таких детей очень проблематично. Как видим, отсюда вовсе не следует, что от гениальных или высокоодаренных родителей-доноров произойдут гениальные дети. Превзойти мудрость природы в воспроизводстве человеческого потомства ученым, очевидно, не удастся. Не стоит изобретать "научно обоснованные" методы рождения детей, но необходимо создавать максимально благоприятные условия для их естественного зачатия, естественного рождения, естественного развития, саморазвития и воспитания. Именно эти задачи стоят в центре внимания наук о человеке.

Всегда были люди, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут иметь детей, но сексуально-эмоциональная жизнь для них имеет большое значение. Для этого в мире существует широко развитая индустрия противозачаточных средств и научно обоснованные рекомендации половой жизни. Широко практикуется метод стерилизации. В США когда-то существовал закон о принудительной стерилизации тех граждан, чья наследственная ущербность была вне сомнения. Добровольная стерилизация - это отказ от дара творца иметь потомство, это

поступок, заводящий в тупик. Люди отказываются от многих возможностей, данных им изначально, и не считают, что это плохо. Стерилизация по личным мотивам приводит к регрессу сознания. После стерилизации физическое развитие может остановиться, хотя здесь многое зависит от человека. Психическое развитие чаще всего останавливается или идет в обратном направлении. О духовном развитии при этом не может быть и речи, оно останавливается полностью. В мире множатся случаи, когда рождаются стерильные дети и даже дети без половых признаков. Данные аномалии, очевидно, имеют не только социальную основу, например экологическое загрязнение, но корнями уходят в генетическую матрицу человека.

Очень часто при наступлении беременности женщина не желает иметь ребенка и прибегает, согласно существующему закону, к крайним мерам - "искусственному прерыванию беременности", или аборту. Сама терминология - "искусственное прерывание беременности" - говорит о том, что человек осознанно прерывает чью-то жизнь вместо того, чтобы с благоговением принять ее. Наивно полагать, что зарождение жизни - это творческий акт свободной воли только биологических (земных) родителей. Дети приходят на Землю через родителей, это предопределено свыше и заложено в программу эволюции человечества. Человек, выступающий против появления новой жизни, по сути выступает против воли Творца и своей собственной эволюции. С падением духовности эту тему стали принимать как нравственно нейтральную, появились движения сторонников абортов, ратующих за безнаказанность такого рода убийства. Аргументом служит убеждение, что женщина имеет право сама распоряжаться своими желаниями, своим телом и "своим" еще не родившимся ребенком, т.к. эмбрион - это нечто не обладающее самостоятельной жизнью. Аборты известны с древнейших времен, но во все времена действия по прерыванию беременности считались недозволенными. Ученые неоднократно доказали, что эмбрион - это сформировавшееся человеческое существо. Во всем мире принято утверждение, что начало жизни человеческого существа относится к моменту зачатия. Оплодотворенная яйцеклетка - не просто клеточная масса, "это полностью и абсолютное проявление жизни человеческого существа" [13. С. 6]. Аборт - это акт насилия, преднамеренное убийство, ведь у плода нет возможности защитить свою жизнь.

С момента оплодотворения яйцеклетки начинается бытие человеческого существа, имеющего все права на жизнь. Естественно, последствия от аборта будут самые разнообразные - все зависит от обстоятельств, ситуации, в которой сделан аборт, и от их количества. Для матери это может обернуться бесплодием, даже если в будущем она захочет иметь ребенка. Могут начаться страдания на неопределенно долгий период, конфликты с обществом, ухудшение жизни во всех ее проявлениях, что затронет не только физическое, но и психическое здоровье женщины. В следующем воплощении она сама может стать жертвой аборта. Первейшая часть миссии почти любой женщины - это продление рода человеческого, произведение потомства. Отказываясь от существенной части своей миссии, женщина вступает в огромные противоречия с самой со-

бой, с природой, она фактически отказывается от самой жизни. У женщин, сделавших аборт, в дальнейшем вдвое увеличивается количество мертворожденных, повышается возможность неполноценной беременности и патологических родов. Аборты - это всегда стресс для всей гормональной системы организма. Психическое здоровье женщины сильно искажается, что сказывается на отношениях в обществе, семье.

Жизнь мужчины (отца) также не остается без последствий, даже если он не был осведомлен об аборте или был не согласен на него. К сожалению, этой стороне вопроса в науке и практике совсем не уделено внимания. Для мужчины последствия будут точно такие же, как и для женщины. Духовное развитие и женщины, и мужчины получает сильнейшую задержку. Мужчинам трудно связать свое будущее здоровье, дальнейшие семейные, общественные, научные и творческие неудачи с тем фактом, что когда-то кто-то не родил его ребенка. Аборты являются показателем общего нравственного разложения общества и отдельных людей в частности.

Такие же последствия аборта распространяются и на тех людей, которые своей профессиональной деятельностью (например, врачи) "оказывают помощь" в совершении аборта. Они лишают жизни еще не родившуюся душу, причем делают это осознанно, ведь их никто не заставляет это делать. Причем это делается с корыстной целью, за денежное вознаграждение. Ничто не остается безнаказанным.

О вреде аборта, о пагубных нравственных и духовных последствиях предупреждают все религии мира. Так, православное христианство всегда утверждало, что аборт - "это преднамеренное убийство и сознательное умерщвление, причем это убийство требует большего наказания, оно более греховное и более богоненавистническое, чем любое другое убийство, так как оно отнимает у человеческого существа жизнь еще до того, как оно, это существо, увидит эту жизнь" [13. С. 14]. Обесценивание человеческой жизни с первых шагов ее проявления формирует искаженную психологию всего общества, приводит к безответственному сексуальному поведению в подростковом и юношеском возрасте. Будущие родители с раннего возраста программируются на такое принятие жизни, когда она - не величайший дар и чудо, а что-то случайное, ненужное, просто нежелательное последствие сексуального удовольствия.

Уголовным кодексом предусмотрено наказание за покушение на другую жизнь, и тем более за убийство. Убийство плода приводит к двойному убийству, ибо не только погибает будущий ребенок, но и мать укорачивает свою жизнь на Земле. Совершенное преступление неминуемо приводит к грубому вмешательству в деятельность природы, пагубно влияет на карму матери и вероятное будущее нерожденного человеческого существа. Теософия считает: "Ни в каком возрасте и ни при каких обстоятельствах убийство не может быть оправдано!" [2. С. 424].

Для общества в целом узаконенное государством "право на аборт" имеет гораздо больше отрицательных последствий, чем закон о смертной казни, война и другие виды насилия, ибо с самого начала нарушает самое святое право любого человека - абсолютное право на жизнь. В 1994 г. на одни роды в России приходилось два аборта, несмотря на просветитель-

скую работу о гигиене половой жизни и развитую индустрию по производству противозачаточных средств [11. С. 6]. Как результат, в некоторых районах более 90% детей рождаются нездоровыми. Считанные проценты юношей оказываются пригодными для службы в армии. Потери же в психическом, интеллектуальном и духовном развитии не поддаются никакой статистике.

Проблемы клонирования и психология насильственно ("по согласию") прерванной жизни на любом этапе развития человека тесно взаимосвязаны. В последнем случае речь идет об эвтаназии. Эвтаназия - проблема глубоко этическая. С одной стороны, казалось бы, хорошо помочь людям и избавить их от страданий в определенные моменты жизни. Но с другой стороны, это все же убийство, хоть и с гуманными целями. Эвтаназия (буквально: "хорошая смерть"), или убийство из милосердия практиковалась еще в Древней Греции, возможно и раньше. В тех случаях, когда акт эвтаназии совершается самим умирающим, с юридической точки зрения его можно рассматривать как самоубийство. Пассивная эвтаназия подразумевает, что прекращается поддержание жизни посредством необходимых процедур, в результате чего смерть наступает естественным путем. Вопросы пассивной эвтаназии вызывают особые споры, т.к. в современных условиях возможно длительное поддержание жизни искусственным путем. Основной проблемой является вопрос, как определить момент, когда можно с уверенность сказать, что жизнь покинула тело. Существуют гарвардские критерии для установления необратимого прекращения функционирования мозга [4. С. 910-911]. Это полная невосприимчивость и отсутствие реакций на внешние стимулы или внутренние нужды; отсутствие движения и дыхания; отсутствие рефлексов; отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него. Распространено мнение, что человек вправе сам распоряжаться своей жизнью. Такое мнение дает возможность совершить акт самоубийства в тот период жизни, когда нет сил терпеть наступившие страдания (якобы это оправдывает насильственный уход из жизни). В то же время многие считают, что естественная смерть является необходимым позитивным опытом и что не стоит вмешиваться в ход событий. Такое мнение служит утешением и поддержкой для тех людей, кто верит в последующие воплощения. В мире придумано множество "гуманных" обоснований, которые позволяют отнять у человека (а значит, и у человечества) жизнь на любом этапе его развития. Если человек страдает от старости или от болезни, это, очевидно, происходит не случайно и не зря. Значит, этот человек (и его окружение) должны вынести определенные уроки-страдания. А если больной будет лишен этой возможности, то совершенно не ясно, когда ему в следующий раз представится возможность что-то исправить. Поэтому последствия от применения эвтаназии могут быть самыми различными как для того, к кому она была применена, так и для того (для тех), кто ее применил. Ответственность за преждевременную смерть ложится на обе стороны. Люди всегда это интуитивно чувствовали и стремились уйти из жизни без посторонней помощи, так же как не стремились брать грех на душу и оказывать "помощь" в прерывании жизни другого человека.

Люди пытаются всячески экспериментировать с человеческой жизнью, то искусственно укорачивая ее, то пытаясь удлинить разнообразными методами. Апробируется так называемый метод крионики как способ продления жизни. Однако вероятность продления жизни таким способом крайне мала, т.к. человек должен пройти этап замораживания с последующим размораживанием, что уже весьма проблематично. Кроме того, если это удастся сделать, после размораживания организм начнет ускоренно стареть, как это случается после пробуждения от летаргического сна. При крионике останавливаются только физиологические процессы, но не высшие психические функции и не сама жизнь, т.е. не происходит полного ухода сознания из тела. В замороженном виде человек скорее мертв, чем жив, и вместо того чтобы завершить свою миссию, он бездействует.

Для каждого человека важна его эволюция, развитие сознания. Для этого он и приходит на бренную землю. Любые формы "разумного" прерывания жизни на любом ее этапе, как и искусственное воспроизведение человеческой жизни, требуют не только высокого проявления интеллекта, но еще большего нравственно-духовного развития. Нравственность, духовность, развитие сознания для человека гораздо важнее развития интеллекта, ибо сознание есть синоним жизни, а интеллект - форма проявления сознания. Но если ум становится управителем сознания (жизни), то человечество обречено на механический путь развития, т.е. на инволюцию.

Литература

1. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2002. 228 с.

2. Блаватская Е.П. Карма судьбы. М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО МЦФ, 1996. 496 с.

3. Гербер Ричард. Вибрационная медицина. М.; София: Гелиос, 2001. 592 с.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. 992 с.

5. Корнеенков С.С. Единство миссии и жизненных целей человека, организации, страны / Вестник Дальневост. академии экономики и управления. 2001. № 3. С. 101-114.

6. Корнеенков С.С. Медитация как метод самопознания и самообучения при изучении курса нормальной физиологии // Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы: Сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. 12 апр. 2001 г. Владивосток, 2001. С. 91-100.

7. Курочкин Л.И. Клонирование: что будет? И кто? // Химия и жизнь. 2001. №12. С. 20-22.

8. Майкл Ньютон. Предназначение души. Жизнь между жизнями. СПб.: Будущее Земли, 2002. 384 с.

9. Майкл Ньютон. Путешествие души. Жизнь между жизнями. СПб.: Будущее Земли, 2002. 336 с.

10. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. 224 с.

11. Спасут ли женщины Россию?// Наука и религия. 2001. №3. С. 6-7.

12. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб.: ИД "Весь", 2001. 256 с.

13. Узаконенное убийство. М.: Изд-во "Даниловский Благовест-ник", 1993. 16 с.

14. Юрчик В.В. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчик. Минск: Элайда, 2000. 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.