УДК 159.9:331 ББК 88.4
Е.М. иВАнОВА
доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова г. Москва
психология и эффективность деятельности СУБЪЕКТА труда
E.M. Ivanova
PSYCHOLOGY AND EFFECTIVENESS OF ACTIVITY OF LABOR SUBJECT
Аннотация: В статье рассматривается проблема эффективности деятельности субъекта труда с научнопрактической психологической точки зрения. Прослеживается развитие потребности в психологическом обеспечении экономической эффективности профессионального труда в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Представлена трактовка понятия эффективность деятельности субъекта труда, с позиций современных научных знаний, как интегрального показателя взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Раскрыты особенности применения субъектно-деятельностного подхода к решению практических проблем эффективности коллективного и индивидуального труда и представлен пример его применения при изучении причин снижения эффективности труда совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании.
Ключевые слова: деятельность, субъект труда, эффективность труда, экономическая психология, субъектно-деятельностный подход, производительность, удовлетворенность, успешность.
Annotation: They learn the problem of effectiveness of labor subject’s activity in the context ofpsychology research and practice. There is an evolution in psychological ensuring economic efficiency of professional labor in researches of native and foreign scientists. They presented a rendering of a concept of activity effectiveness a subject of labor from the point of view of current scientific knowledge as an integral index of correlation between the person and the profession in the concrete professional activity. They learned peculiarities of the use of subject-activity approach in solving ofpractical problems of effectiveness of collective and individual labor and presented an example of its use in studying of the reasons of the decline in labor efficiency of service sector specialists collaborative activity in a logistics company.
Keywords: activity, subject of the labor, labor productivity, economic psychology, subject-activity approach, productivity, satisfaction, successfulness.
Проблема эффективности профессионального труда всегда была и остается одной из социально значимых и для любого государства, организации и для каждого человека. Сложность ее решения обусловле-
на целым рядом объективных обстоятельств. Динамическими процессами, обусловленными социальными, экономическими, социотехническими, демографическими, политическими и социально-психологически-
ми преобразованиями, происходящими в обществе. Полисистемностью научного обеспечения ее решения, обусловленной необходимостью взаимодействия различных научных областей знания для решения практических задач: экономических, социологических,
психологических, юридических, технических, технологических и др. Психологической и профессиональной готовностью человека к адаптации и продуктивному личностно и социально направленному преодолению преобразований, происходящих в его жизнедеятельности и профессиональной деятельности. В центре всех обозначенных объективных обстоятельств основным потенциальным ресурсом эффективного использования преобразований в обществе всегда является человек: его психологическая и профессиональная готовность к труду, его отношение к жизни и мировосприятие, его ценности и цели, его социальная позиция и функциональное состояние, его смысло-жизненные установки и ориентации. Но человек живет и трудится в системе определенных социальных и профессиональных взаимосвязей, обусловливающих согласованность, взаимосоответствие или противоречия субъекта и объективной реальности. Психологическая и профессиональная готовность, с позиций современных отечественных научных знаний, рассматривается как сложное динамическое системное явление социально и личностно значимое. Социально-экономические, соци-отехнические и социально-психологические проблемы которые возникают в макро- и микромире требуют от человека готовности к самоопределению, идентификации с миром и профессиональной средой, адаптации к постоянно непредсказуемо изменяющимся событиям в обществе и профессиональной деятельности, а также, и к осознанию своих актуальных возможностей и перспектив их развития.
Эффективность деятельности субъекта труда, с психологической точки зрения, сложный динамичный процесс, обусловленный взаимосообразностью организационной культуры труда, профессиональной готовностью человека как личности и субъекта труда к успешному исполнению деятельности, к инновационным процессам, к саморазвитию, а также, и адекватностью оценки результата труда. Из-за нарушения взаимосвязей любой грани этого треугольника возникают противоречия, которые и являются одной из основных причин неудовлетворенности человека, снижения эффективности профессионального труда и экономической эффективности развития организации.
Впервые потребность в психологическом обеспечении экономической эффективности управленческого
и промышленного труда возникла на западе в связи с социально-экономическими и социально-техническими изменениями в обществе. Одним из первых ученых, показавших важность изучения экономики во взаимосвязи с психологией и значение психологии в повышении эффективности профессионального труда уже в конце 19 века, был известный психотехник Гюго Мюнстерберг. В его фундаментальном труде, изданном в 1912 г., были выделены проблемы, сохранившие свою актуальность и в настоящее время: профпригодность, отбор, обучение, производительность труда, усталость, дизайн, монотонность труда и др. Он исследовал и доказал необходимость изучения поведения работника во взаимосвязи с организацией, содержанием и условиями профессионального труда. Дальнейшее развитие этого направления продолжили в 20-30 годах ХХ века зарубежные ученые. Они разработали и внедрили в практику разные научные подходы психологического регулирования эффективности профессионального труда сначала индивидуального, а затем и коллективного. Особое внимание уделялось системе отношений человека к труду, к его организации и к себе, как одному из важнейших механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности. Во второй половине ХХ века у зарубежных ученых формируется новый взгляд на психологические условия повышения и регуляцию экономической эффективности труда, в основе которого рассматриваются вопросы творческого развития профессионала, обеспечения условий для стремления работника к профессиональному саморазвитию, самореализации и самоактуализации. Основной акцент этих исследований фокусируется на сложившихся представлениях о человеке, его личностных и социальных ценностях, мотивах, побуждающих к профессиональной деятельности, факторах, влияющих на удовлетворенность трудом. Выстроенная немецкими учеными, на основе анализа западно-евро пейских исследований ХХ века, хронология развития представлений о «человеке работающем» с позиций психологии, экономики, производства и бизнеса, раскрывает разные научные подходы к регуляции эффективности профессионального труда: от человека «экономического» («прошлого»), к «человеку социальному», «само-актуализирующемуся», «человеку комплексному», до человека будущего эпохи постмодернизма [9]. Важно отметить, что аналогичные способы повышения экономической эффективности профессионального труда применялись и в нашей стране, только с иных научных позиций и в другом временном пространстве. В отличие от работ зарубежных ученых, сконцентрировавших
свое внимание на личностных регуляторах повышения эффективности профессионального труда, наши ученые до 70-х годов ХХ в. основное внимание уделяли вопросам формирования, развития и функционирования операциональной сферы профессиональной деятельности.
В отечественной науке только в 1984 г. появляется новая область научно-практического знания «Экономическая психология». Она возникла на пересечении психологии труда, организационной психологии, социальной психологии и психологии управления. Основателем этой области знания является А.И. Китов. С позиций отечественной экономической психологии рассматривается взаимосвязь объективной и субъективной тяжести труда и ее влияние на экономическую эффективность и удовлетворенность. В связи с этим изучаются психологические условия эффективного хозяйствования, влияющие на производственные отношения, сознание, представления, мысли и чувства человека, а также и на результат его трудовой деятельности и социальное поведение [5]. Для отечественной экономической психологии ХХ века характерен в большей степени интерес к сфере производства материальных благ. Проводятся психологические исследования профессиональной деятельности. Основное внимание отечественных ученых направлено на социальные проблемы, в частности, на экономические условия жизнедеятельности субъектов.
Радикальные преобразования в Российской экономике в конце ХХ века привели к трансформации социальных, социально-психологических, экономико-психологических, организационно-психологических феноменов, которые, в свою очередь, обусловили трансформацию в личностных и межличностных отношений в обществе, организациях и в жизни людей [3: с. 6]. Эти изменения способствовали появлению новых научно-практических проблем экономической психологии и разработке новых теоретических взглядов на решение проблемы эффективности деятельности субъекта труда, в частности, предпринимательской, управленческой, а также, и индивидуальной и коллективной. Особое внимание психологов ХХ1 века фокусируется на исследованиях экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании и экономическом самоопределении личности; на нравственно-психологической регуляции экономической активности личности, на экономических ценностях и ориентациях в различных социальных группах. В настоящее время одной из центральных проблем экономической психологии является проблема экономического сознания как нрав-
ственной регуляции экономической активности личности. Методологической основой этого направления является комплексный и системный подходы. Разрабатываются разные концепции и модели исследования взаимовлияния социально-экономических и нравственно-психологических факторов в различных социальноэкономических условиях. Так в модели нравственнопсихологической регуляции личности Купрейченко А.Б. выделяет исторические аспекты развития культуры российского общества во взаимосвязи с отношением личности ко всему происходящему: к жизни, деятельности, к бизнесу, к коллегам, к правилам и т.п. Нравственные ценности и убеждения личности рассматриваются как внутренние регуляторы отношения и поведения человека во взаимосвязи с когнитивными, коммуникативными и эмоциональными компонентами [7]. В концепции ресурсного подхода регуляции экономической эффективности труда анализируются аспекты экономико-психологической адаптации, «приспособления субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям» [1: с. 89]. В качестве основных адаптационных ресурсов Дейнеко О.С. выделяет образ мышления, мотивацию и цели, ценности и убеждения, а также духовные блага, такие как дружба, любовь, товарищеские отношения, доверие, уважение и щедрость, и индивидуально-психологические особенности. Наиболее важными для экономико-психологической адаптации Дейнека считает мотивационно-волевые качества субъекта, которые регулируются познавательными, мотивационными и эмоциональными процессами [1: с. 90]. Инновационной является и концепция экономической идентичности, как составляющей единого процесса формирования социальной идентичности личности [8], разрабатываемая В.А. Хащенко. В качестве регулятора социального поведения личности межличностных и межгрупповых отношений он выделяет «экономико-психологический феномен экономической идентичности», [8: с. 529] и строит модель экономической идентичности включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, изучение которых, по мнению автора концепции, позволит раскрыть особенности «экономического самосознания личности как системы отрефлексированных экономико-психологических феноменов, порождаемых психологическими отношениями «человек-экономическая среда» [8: с. 532] . Концепция также содержит базовую единицу анализа экономической идентичности - это «осознаваемые элементы отношения личности к экономической среде» и единицы ее раскрывающие: «когнитивные (социальные представления, знания, рефлексия); ко-
нативные (мотивационно-потребностные состояния сознания - готовность, намерения, предпочтения, интересы); эмотивные (переживания, оценки, чувства) и отношение к себе как к субъекту экономических отношений...» [8: с. 532].
Таким образом, развиваемое в отечественной психологической науке новое направление экономической психологии, в котором экономическое сознание рассматривается как нравственно-психологический регулятор экономической активности личности, интегрирующий в себе разные аспекты изучения взаимосвязей личности: с социальными, экономическими, информационными, культурно-историческими особенностями российского общества; личностные качества - как ресурс адаптации человека к динамической, непредсказуемой объективной реальности, а экономическую идентичность - как регулятор социально-экономического поведения личности в межличностных и межгрупповых отношениях - представляют собой общетеоретический психологический взгляд на решение проблемы эффективности профессиональной деятельности. Но наряду с общетеоретическими вопросами в реальности практику любой сферы хозяйствования коммерческой и государственной, в большей степени, интересует вопрос о сохранении и увеличении экономических вложений в «жизнь» организации, развитие организации и экономическая эффективность деятельности как индивидуального так и коллективного субъекта труда. Здесь также одним из регуляторов эффективности и успешности профессиональной деятельности является экономическое сознание субъекта труда, но не только оно. Эффективность деятельности субъекта труда, как сложный динамический процесс, обусловлена множеством разноуровневых субъектно-объектных взаимосвязей, образующихся между человеком и профессией на нормативном, структурном, функциональном и поведенческом уровнях [4] изучение которых позволяет выявить противоречия, отрицательно влияющие на эффективность труда и на отношение человека к работе. Противоречия являются одним из главных факторов снижения эффективности деятельности субъекта труда, его успешности в профессиональном развитии, самореализации и самоактуализации и удовлетворенности трудом и жизнью. Даже высокая нравственнопсихологическая регуляция деятельности и регуляция социального поведения при недостатках в организационной культуре работы снижает не только эффективность труда, но и способствует развитию негативного отношения к труду. Противоречия могут возникать как в связи с рассогласованием взаимосвязей между субъ-
ектом и организацией его труда, так и в связи с рассогласованием внутриличностных и функциональных механизмов регуляции деятельности.
С позиций субъектно-деятельностного подхода, развиваемого, в отечественной науке известными учеными (Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Е.А. Климовым, А.В. Брушлинским, Л.И. Анцифировой и др.), эффективность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от психологической и профессиональной готовности субъекта труда, обусловленной субъектно-объектными взаимосвязями, формируемыми в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Деятельность рассматривается как процесс самореализации, самопознания, самоопределения и преобразования личности, а также как процесс восприятия, осознания, отношения, переживания и представления субъектом мира как объективной реальности. Профессиональная деятельность - это многопризнаковая динамическая полисистема, структура которой включает две подсистемы со сложными вертикальными и горизонтальными взаимосвязями, изображенными на схеме психологического анализа профессиональной деятельности, взаимосообразность которых обусловливает эффективность деятельности субъекта труда. Полисистемность субъектно-объектных взаимосвязей профессиональной деятельности предопределяет комплексный подход к проблеме эффективности деятельности субъекта труда, а многоуровневость взаимосвязей профессиональной деятельности как системного объекта - субъектно-деятельностный подход. Основываясь на данных теоретических позициях эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаи-мосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности.
Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности. Производительность - это показатель экономической эффективности труда, проявляющийся в качестве и количестве выполненной работы; скорости и безошибочности ее исполнения при относительно минимальных затратах экономических и психофизиологических ресурсов. Успешность - это показатель достижения субъектом значимых личностных и социальных целей в процессе сознательного преодоления и преобразования условий, препятствую-
щих их выполнению, и личностная потребность и направленность на профессиональное развитие, самоактуализацию и профессиональное совершенствование. Удовлетворенность трудом является показателем осознания личностью своей востребованности в организации, в профессиональном коллективе, и осознания своей профессиональной компетентности.
Оценка эффективности индивидуального и коллективного субъекта труда, с позиций субъектно-деятельностного подхода, осуществляется в рамках конкретной профессиональной деятельности с учетом содержания процесса труда, его социально-экономической направленности на результат, а также с учетом и специфических личностных и психологических качеств субъекта труда, обеспечивающих исполнение основных профессиональных функций, обусловливающих производительность и успешность профессионального труда. Такой подход позволяет планировать исследование именно тех взаимосвязей, где могут возникать противоречия и рассогласования личностного и межличного характера как между субъектом труда и объективным содержанием, и организацией трудового процесса, так и из-за внутриличностных противоречий.
Одним из примеров применения данного подхода в практике является выявление субъектно-объектных противоречий, снижающих эффективность деятельности как индивидуального, так и коллективного субъекта труда совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании, проведенное Е.А. Кра-совой [6]. Индивидуальный и сравнительный анализ основных компонентов структуры трудового процесса (цель, предмет и средства труда, функциональные обязанности) совместной деятельности менеджеров логистических услуг (менеджер по работе с клиентами, декларант, брокер) и анализ организации их деятельности выявил целый ряд противоречий. Так, сравнительный анализ объективных характеристик деятельности менеджеров показал, что деятельность каждого отличается по сложности и ответственности выполняемых функций, по целям и предмету труда. Деятельность менеджера по работе с клиентами оказалась психологически самой напряженной, так как она направлена на достижение нескольких целей: операциональных и маркетинговых, требующих исполнения разных по содержанию функций:1. организация грузоперевозки;
2. продажа сопутствующих услуг; 3. представление части сервисного продукта. Декларант же занимается только оформлением документов для таможенного оформления грузов и от степени проработанности и качества подготовленных им документов зависит ско-
рость работы на следующем этапе продвижения услуги. Брокер на основе подготовленных декларантом документов осуществляет выпуск груза согласно таможенному режиму. В условиях ограниченного временного интервала исполнения работы (по контракту) и неравномерным по сложности и объему распределением работы между исполнителями единого продукта важно не только взаимодействие между участниками совместной деятельности, но и осознание ответственности каждым из участников этого процесса за качество и результаты не только своей работы, но и всех участников совместной деятельности так как они влияют на конечный результат. Психологический сравнительный анализ объективных показателей содержания деятельности менеджеров также выявил существенные различия в актуализации когнитивной, коммуникативной, операциональной и эмоционально-волевой сферах деятельности каждого менеджера, регуляция функционирования которых обеспечивается индивидуальной потребностно-мотивационной сферой субъекта труда. Наряду с этим, было выявлено рассогласование типов связей коллективного субъекта труда: взаимосвязи декларанта и брокера относятся к технологическому типу, а взаимосвязи менеджера по работе с клиентами скорее относятся к функциональному типу [2: с. 200-2003], что значительно снижало эффективность совместной деятельности, так как отрицательно влияло на когнитивно-мотивационную сферу и осознание ответственности за конечный продукт каждым исполнителем. Также и оценка результатов совместной деятельности менеджеров в данной компании осуществлялась не по конечному продукту, а по результатам деятельности каждого специалиста отдельно, на основе качества исполнения им нормативно заданных операций, что противоречит основным научным принципам организации совместной деятельности. В результате было сделано предположение о том, что выявленные противоречия и рассогласования в организации совместной деятельности менеджеров сферы услуг логистической компании в большей степени негативно отражаются на мотивационно-ценностной сфере, которая является одним из ведущих регуляторов эффективности профессиональной деятельности. Это предположение обусловило планирование исследования взаимосвязи профессиональной мотивации менеджеров сферы услуг с успешностью их совместной деятельности [6].
Таким образом, эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности.
Субъект труда
Профессиональная
деятельность
Объект труда (профессия)
Базовые характеристики
т
Объективные
""Образование
Стаж работы Успешность в работе или учёбе
Индивидные
-Возраст
Пол
-Здоровье
-Психофизиол
огические
возможности
Способности
Личностные
Образ мира
Ценностные ориентации и идеалы
Мотивационная
направленность
Познавательная активность
Социально-когнитивно-мотивационная структура
История, перспективы и тенденции развития
Научно- Социально- Организаци
технические экономические онные
тенденции тенденции тенденции изменения
Социальная структура и направленность
Информированность о мире профессий и их социальной значимости Осознание ценности профессионального труда для себя и для общества
Информированность о социально-экономических и социально-психологических отношениях в труде Информированность о тенденциях развития труда Информированность о перспективах профессионального роста Правовая информированность
Профессионально-когнитивно-мотивационная структура
Знание о трудовом процессе в целом и результате труда Знание особенностей профессиональной среды Знание о возможных осложнениях и способах их преодоления 'Осознание своих трудовых функций и правил их исполнения
- Отношение к избранной профессии и осознание ответственности Осознание перспектив своего профессионального развития
'Осознание личностного смысла, направленность
- Креативность (неадаптивная активность)
Образная (мысленная) когнитивно-операторная ____________структура деятельности_____________
Структура трудового поста
Структура
трудового
процесса Предмет труда и
трудовая задача ^Средства труда Трудовые функции специалиста
Структура условий
труда
^профессионально ►й среды)
Социаль
■ Мысленное планирование процесса исполнения задач Осмысление целей деятельности
- Мысленная готовность к возможным осложнениям в процессе деятельности и способам их устранения
Осмысление своих профессиональных и психофизиологических возможностей -Осознание построения своих стратегий исполнения работы (ИСД) Предвосхищение событий
но-кон-
Психологическая исполнительная (операторная) структура
Операционально-технологическая структура труда
- Деятельность как профессиональная задача, активизирующая -специфические психические процессы восприятия, памяти, мышления,
- общения и др.
Действия и операции
Правила и нормы исполнения действий и операций:
стандартных и нестандартных
Когнитивно-эмоционально-волевая исполнительная структура деятельности
Характеристики продукта труда
Индивидуальный стиль деятельности (стратегия и тактика исполнения деятельности)
- Функциональное состояние: динамика работоспособности, эмоционально-волевая регуляция, саморегуляция)
Схема психологического анализа профессиональной деятельности
Психология в экономике и управлении 2013, №1
библиографический список
1. Дейнеко О.С. Противоречия и перспективы ресурсного подхода в экономической психологии. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005. С. 66-97
2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН. М.: 2005.
3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Об актуальных исследованиях в области экономической психологии в России. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005.С.3-14
4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011- 335 с.
5. Китов А.И. Экономическая психология. Изд-во «Экономика». М.: 1987.- 303с.
6. Красова Е.А. Профессиональная мотивация менеджеров сферы услуг как фактор успешности их совместной деятельности. (на примере логистических компаний) Кандидатская диссертация. М.: 2010
7. Купрейченко А.Б. Проблемы нравственно-психологической регуляции экономической активности. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005. С.17-65
8. Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности. // Проблемы экономической психологии. Т.2. Под ред. А.Л.Журавлева, А.Б. Купрейченко. Изд-во «Институт психологии РАН». М.: 2005.С.513-556
9. Эрих Кирхлер, Катя Майер-Пести, Ева Хофман. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология 5 (пер. с немецкого) Изд-во «Гуманитарный центр». Харьков, 2005 - 308
bibliography
1. Deyneka O.S. Contradictions and prospects of the resource approach to economic psychology // Problems of Economic Psychology. T.2. Edited by A.L.Zhuravlev, A.B.Kupreychenko. Publishing house “Psychology Institute RAN”. M.: 2005, 66-97 pages
2. Zhuravlev A.L. Psychology of cooperative activity. Publishing house “Psychology Institute RAN”. M.: 2005.
3. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. About actual research in the field of economic psychology // Problems of Economic Psychology. T.2. Edited by A.L.Zhuravlev, A.B.Kupreychenko. Publishing house Psychology Institute RAN”. M.: 2005, 3-14 pages
4. Ivanova E.M. Psychology of professional activity. Publishing house “Perse”. M.: 2011 - 335 pages.
5. Kitov A.I. Economic Psychology. Publishing house “Economics”. M.: 1987. - 303 pages.
6. Krasova E.A. Professional motivation of services sector managers as a success factor of cooperative activity (example of logistics companies). PhD thesis. M.: 2010.
7. Kupreychenko A.B. Problems of moral and psychological regulation of economic activity. // Problems of Economic Psychology. T.2. Edited by A.L.Zhuravlev, A.B.Kupreychenko. Publishing house Psychology Institute RAN”. M.: 2005, 17-65 pages.
8. Khashchenko V.A. Socio-psychological determinants of person’s economic identity. // Problems of Economic Psychology. T.2. Edited by A.L.Zhuravlev, A.B.Kupreychenko. Publishing house Psychology Institute RAN”. M.: 2005, 513-556 pages.
9. Erikh Kirkhler, Katya Mayer-Pesti, Yeva Khofman. Psychological theories of organization. Labor psychology and organizational psychology 5. (translation from German) Publishing house “Humanities Center”, Kharkov, 2005 - 308 pages.