Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение ребенкас трудностями в поведении'

Психологическое сопровождение ребенкас трудностями в поведении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / OBSERVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЭГОЦЕНТРИЗМ / EGOCENTRISM / ОРГАНИЧЕСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО / ORGANIC EMOTIONAL DISORDER / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СЛАБОСТЬ / EMOTIONAL WEAKNESS / АМОРАЛИЗМ / СТОЙКОЕ НЕПРИЯТИЕ КОНТРОЛЯ / STRONG REJECTION OF CONTROL / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ИССТУПЛЕНИЕ / FRENZY / НЕИСТОВСТВО / AMORALISM / RAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устюжанин Филипп Романович

Проводится анализ поведения ребенка с эмоциональной слабостью (лабильностью) психики. Приводятся результаты включенного наблюдения и обсуждаются результаты психологического сопровождения ребенка с явными эмоциональными расстройствами психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of the childwith behavioral difficulties

Analysis of behavior of a child suffering from mental emotional weakness (lability) is conducted. The results of included observation are presented and the results of psychological support of the child with obvious mental emotional disorders are discussed.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение ребенкас трудностями в поведении»

Филипп Устюжанин

психологическое сопровождение ребенка с трудностями в поведении

Аннотация. Проводится анализ поведения ребенка с эмоциональной слабостью (лабильностью) психики. Приводятся результаты включенного наблюдения и обсуждаются результаты психологического сопровождения ребенка с явными эмоциональными расстройствами психики.

Ключевые слова: наблюдение; психологическое сопровождение; эгоцентризм; органическое эмоциональное расстройство; эмоциональная слабость; аморализм; стойкое неприятие контроля; агрессия; исступление; неистовство.

Abstract. Analysis of behavior of a child suffering from mental emotional weakness (lability) is conducted. The results of included observation are presented and the results of psychological support of the child with obvious mental emotional disorders are discussed.

Keywords: observation; psychological support; egocentrism; organic emotional disorder; emotional weakness; amoralism; strong rejection of control; aggression; frenzy; rage.

В первой статье я презентовал дневниковые записи о поведении и личностных проявлениях 11-летней девочки Алины. Был описан адаптационный период работы с девочкой. Общение с подопечной ведется с 14:30 до 19:30 после уроков в школе в течение полугода (с 06.03.2014). В это же время Валерией Сергеевной Мухиной совместно со мной ведется работа над проектом психологического сопровождения*.

Аморализм - стихия Эмоциональная лабильность астенического типа у девиантного Алины выражается в стандартной модели проявления

подростка п п г п п

аффекта: накопление энергии — возбуждение — аффект

* Подробнее об адаптационном периоде и начале работы с трудным подростком см.: Мухина В.С., Устюжанин Ф.Р. Проблемы психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении; Мухина В.С. Предыстория идеи психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении; Устюжанин Ф.Р. Начало психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. — 2014. — № 1. — С. 216—238.

Стойкое неприятие любых форм контроля

Каждый день мама пытается урезонить дочь

и неуправляемое поведение — торможение, уставание, плач — успокоение — и вновь накопление энергии. Как показали наблюдения, Алина склонна к аморализму, несмотря на благоприятные социальные условия и окружающие позитивные примеры для усвоения их в качестве образца поведения. Происходит преобразование всего негативного опыта во внутреннюю позицию. Аморализм - ее стихия. Когда Алине скучно, она предпочитает шалить и нарушать правила, но не делать что-либо полезное для себя или других.

В последующих примерах будут показаны типичные ситуации, в которых возникали аффективные проявления.

Из дневниковых записей. 26.05.2014 (понедельник).

«Начались каникулы. Однако Алине задали домашнее задание.

При встрече вместо "здравствуйте" девочка сразу говорит мне "нет" (не здоровается, демонстрирует неуважение). Убегает в комнату к маме, десять раз повторяет, что со мной ничего делать не будет (с мамой тоже ничего не делала). Возмущается, ругается, ложится на мамину кровать и смотрит телевизор. Мама просит Алину встать, та лежит, мама делает замечание, Алина игнорирует, после чего мама повышает голос. Алина делает вид, что не понимает, почему мама вдруг прогоняет ее ко мне, а не просит меня уйти по ее требованию. Заканчивается тем, что мама силой снимает ее с кровати. Алину веселит то, что она в центре внимания и вывела маму из себя. Мама выпроваживает дочку из своей комнаты и собирается пойти на улицу, строго наказав Алине не заходить в ее комнату. Девочка просит маму не уходить.

Предлагаю ей помочь заняться английским, чтобы мама осталась довольна ею, а мы сэкономили бы время и потом играли или занимались тем, чем ей захочется. Алина, услышав про английский, хватает учебник и бежит в свою комнату - хочет (как она думает) досадить мне. Следую за ней и вижу, как она прячет учебник под кровать. Однако там уже спрятано (видимо, от мамы) много других вещей. Пытается спрятать учебник под одеяло.

Говорю Алине, что ее поведение не соответствует ее возрасту. Спрашиваю: неужели она думает, что, спрятав учебник, тем самым освободит себя от задания и от завтрашнего урока в школе? Алина не успокаивается и пытается засунуть учебник под стопку коробок. Это у нее не выходит. Потом пытается прятать его в шкаф. Но там бардак. Наконец, забрасывает учебник за кресло. Алина высказывает сожаление, что мама уходит. Она хочет уйти с мамой, только бы не оставаться и не заниматься английским. Готова заплакать, вид у неё - удручённый. Но мама уходит.

Новый зритель — новый спектакль

Пассивное вмешательство в непродуктивную деятельность

Начало активного сопротивления

Проявление агрессии типично для девиантов

Как только мама вышла, Алина в тот же миг, совершенно не обращая на меня внимания, радостно врывается в комнату к маме, прыгает на ее кровать, включает телевизор на одном из развлекательных каналов и с интересом смотрит, забыв обо всём, включая указание мамы. Делает вид, что не замечает меня. Учиняет в маминой комнате беспорядок. Я напоминаю девчонке о маминых требованиях, о необходимости заниматься, но Алина демонстративно игнорирует меня и просит убираться сначала из комнаты, а потом и из квартиры.

Я встаю между Алиной и телевизором, прошу ее не забываться и подумать о своем поведении. Сначала Алина лежит и дуется на меня за то, что я закрыл ей экран, потом пытается встать на кровать, чтобы ей было видно, но я стою на том же месте перед экраном и говорю, что есть вариант: сделать уроки и потом смотреть телевизор. Спрашиваю: нравится ли ей то, что она смотрит? Она отвечает, что не очень нравится, а смотрит потому, что больше нечего смотреть. Детские передачи ей неинтересны, а серьёзные программы Алина не понимает. Алина пытается сделать так, чтобы я первым вышел из комнаты, намереваясь захлопнуть за мной дверь, но я предупреждаю ее замысел. Когда Алина включает телевизор, я спокойно, без резких движений, отключаю питание. Тогда она пытается стянуть мамин телефон, чего я ей сделать не даю.

Алина приходит в возбуждение. Пытается вытолкать меня из комнаты, но ей это не удается. Я призываю ее успокоиться и начать нормальное общение. Она идет к входной двери, хватает мои вещи и выкидывает их за дверь с криком: "Убирайтесь вон из моей квартиры!" Говорю ей, что она должна вернуть мои вещи на место. Подхожу к входной двери. Алина вынуждена поставить мои вещи обратно в квартиру, при этом она нагло заявляет: "А не пошли бы вы..." Акцентирую внимание девочки на невозможность общения в таком тоне. Алина крайне возмущена, выкрикивает: "Вы больной", "У вас с головой не все в порядке", "Ненормальный! У вас что-то с мозгами". Пытается спровоцировать меня. Я говорю, что некрасиво и недостойно так говорить. Прошу не забываться. Алина убегает в свою комнату, успокаивается и через 10 минут возвращается с учебником по английскому».

Обычно после ее проступка или когда что-то идет не так, как она хочет (например, включать телевизор в маминой комнате и вообще там находиться), Алина приходит в состояние аффекта и начинает действовать с остервенением, бешенством, может браниться или кинуть, швырнуть, разбить, ударить, сломать какой-либо предмет, попавший под руку. При этом ее не интересуют последствия своих безудержных действий.

Неистовое дитя

Вытеснение

из сознания своих

аффективных

поведенческих

проявлений

Привлечение внимания к своей персоне

При вспышках ярости Алина приходит в исступленное состояние*, становится неистовой** [1]. Однако она не причиняет себе вреда и явно опасается этого, хотя и провоцирует других на ответные действия, ищет в человеке слабые места, через которые можно досадить объекту своей ярости. После неконтролируемой вспышки гнева, которая обычно длится недолго, если ее не провоцировать и игнорировать ее выпады, не смеяться над ней, она успокаивается, заметно устает сама от себя. Хотя ее злоба может не уйти, Алина от понимания того, что не может в данный момент повлиять на ситуацию, начинает разряжаться, плакать.

Алина не отдает себе отчета в том, почему она вдруг впадает в аффективное состояние. Она не может объяснить, почему она так разозлилась и почему швырнула стакан или налетела на человека с кулаками.

Алина объясняет: «Просто что-то нашло». После того как агрессивное возбуждение прошло, девочка обычно хочет что-нибудь перекусить, в то же время она пребывает в состоянии успокоения (словно произошла разрядка). После подобной вспышки агрессии Алина ведет себя так, будто ничего не произошло. Она помнит о своем поведении, хотя и не признает себя виноватой, стесняется своих аффектов, даже может извиниться и пытается перевести внимание своего оппонента на другую тему. Старается не вспоминать об очередном срыве. Такое ее поведение типичным образом повторяется вновь и вновь.

Из дневниковых записей. 2.06.2014 (понедельник). «Алина встречает меня не здороваясь. Привычно возмущается, недовольная моим приходом. Ее мама перед уходом из дома просит Алину выжать из апельсинов для всех сок. Алина радостно исполняет мамино поручение. В это время интересуюсь у девочки, как прошли выходные, как дача и прочее. Но она, как заведённая, скороговоркой отвечает, что всё в порядке, что мне ничего не скажет, что сока мне не нальёт (при этом под осуждающим взглядом мамы все-таки наливает, но демонстрирует неуважение). Мама выпивает сок и приносит чашку Алине. Девочка наполняет ее снова и начинает играть с мамой, говоря: "А почему ты ничего не

* Исступление — по Вл. Далю: выходить из себя, приходить в свирепость. Исступленность — свойство или качество страстного сверх меры, выходящего из всех пределов рассудительного. Использование понятия «невменяемый» — прерогатива психиатров.

** Неистовый — по Вл. Далю: исступленный; лишенный всякого смысла, рассудка, разумного начала; вышедший из себя, неукротимый в гневе своем, беспамятно злобный, бессознательно неудержный в своеволии.

Грубость

и вульгарность по отношению к знакомым людям

Демонстративность в поведении, бардак в комнате

Неосознанное

инфантильное

поведение

Жажда девиантных приключений

выпила? Я старалась!" Мама понимает, что Алина так шутит. Все мы смеемся над этой ее шуткой.

По словам мамы, Алина при мне странно ведет себя. Когда мама уходит, Алина ложится смотреть мультфильмы на своем смартфоне.

Сегодня перед встречей со мной говорила маме, что рада мне. Но это была демонстрация, сейчас просит меня уйти, а она будет лежать и смотреть мультфильмы дальше. Спрашиваю, почему она хочет, чтобы я ушел. Объяснить не может. Резко заявляет: "Свалите куда-нибудь, а!" Прошу не забываться и не позорить себя недостойными проявлениями в отношении людей, тех, кто к ней расположен.

Алина увлечена мультфильмом. В рекламной паузе срывается и бежит в ванную комнату, зовёт меня и начинает показывать, как она моет свою игрушку - лошадку. (Девочке 11 лет!) Происходит это так: Алина хватает мамины косметические флаконы для волос (лжет, что мама ими не пользуется), поливает этим веществом куклу и смывает. Не одобряю ее поведение. Алина берет апельсин и бежит обратно к экрану.

Алина ведет себя вызывающе. Когда она лежит на диване и смотрит телевизор, пальцы ног засовывает в пластиковую чашку из-под кофе! Ноги, естественно, не влезают, чашка падает и закатывается под кровать. Алина и не думает доставать чашку. Под кроватью скопилось много чашек, коробочек, баночек из-под йогурта и т. д. Мама принципиально не убирает ее комнату, возлагая ответственность за содержание комнаты в чистоте и порядке на Алину. В комнате, соответственно, бардак.

Алина ест апельсин, лежа на диване. Говорю, что едят за столом, а если Алина и хочет съесть апельсин и смотреть мультфильм, то следует брать тарелку, чтобы не пролить сок на себя или на диван. Алина безапелляционно приказывает мне сходить за тарелкой. Прошу девочку думать о том, что она делает и говорит. Она игнорирует мои пожелания, ест апельсин на диване, проливая сок на свою кофту и на диван. Сок течет по ней, по дивану, по полу - все стало липким, но девочка демонстративно продолжает лежать, а корки от апельсина закидывает за диван. При этом демонстративно взирает на экран. Говорит мне, что я ей мешаю все делать так, как она хочет.

С 06.07 с. г. девочка будет находиться в психоневрологическом диспансере. Она просит меня не приезжать к ней, не навещать и, вообще, быть от нее подальше.

Демонстративно хамит мне, пытаясь вывести из себя. Я, как обычно, внешне игнорирую ее выпады и пытаюсь наставить на истинный путь. Злясь на мое спокойствие, Алина говорит мне, что я ей в тягость, начинает произносить грубые слова в мой адрес. Я продолжаю спокойно взирать на

Повторение пройденного

Регрессия поведения

Открытая

исступленная

агрессия

нее. Алина приходит в возбуждение. Пытаюсь успокоить и не провоцировать ее, но она не слушает, начинает возбуждаться. Алина кривляется, прыгает по кровати, кувыркается, ногами упирается в телевизор (неработающий), раскачивает его, игнорируя то, что он может упасть. Берет с тумбочки сте-плер и начинает меня царапать, отодвигаюсь подальше, спрашиваю о причинах ее неадекватного поведения и о том, что она при этом чувствует. Алина говорит, что просто хочет острых ощущений. Провоцирует меня снова. Бросает сте-плер под кровать.

Алина хватает со стола ножницы и намеревается остричь мне волосы. Прошу прекратить такое поведение и не забываться. Тогда она отрезает нитки на моих джинсах. Отбираю ножницы и еще раз спокойно призываю подумать над тем, что она делает.

Алина забыла о мультфильмах, возбуждена, бежит к входной двери и выставляет мою обувь и рюкзак за дверь. Повторяется ситуация недельной давности (она уже выставляла мои вещи за дверь). Иду к двери, Алина радуется, что я наконец-то вышел из ее комнаты. Для выражения своих намерений она нарисовала табличку, которую наклеила на дверь своей комнаты "Постороним вход запрещен". Обратил ее внимание на ошибку в слове. Алина тут же нашлась: она, дескать, специально написала с ошибкой, чтобы я указал ей на это.

Тут же прячется, убегает от меня, ползает по коридору на четвереньках с улюлюканьем, ложится на пол и кричит. Я подхожу к двери и требую внести мои вещи обратно: "Ты уже взрослая и исправлять то, что ты совершила, предстоит только тебе". Алина возмущается, пытается договориться со мной, что она сейчас пройдет, возьмет "кое-что" и тогда все сделает. Под "кое-что" Алина подразумевает обувь, потому как хочет убежать на улицу. Запрещаю ей что-либо брать, тогда она начинает кричать, чтобы привлечь внимание соседей (соседи знают о поведении Алины). Я говорю, что соседи ее не спасут, всё зависит от нее самой. Алина вынуждена занести мою обувь, но рюкзак она внести не хочет. Ждет, чтобы я вышел из квартиры за рюкзаком, а она захлопнет за мной дверь! Я нашел способ вернуть рюкзак в квартиру. Алина хочет убежать в свою комнату, чтобы закрыть за собой дверь, но я настигаю ее и вместе с ней вхожу в комнату, сажусь на диван. Алина кричит, чтобы я убирался из ее комнаты и из квартиры.

Призываю Алину сесть и успокоиться. Напоминаю, что ей следует заслужить хорошее отношение. Это точно происходит не тем путем, какой она сейчас демонстрирует. Алина приходит в исступление, набрасывается на меня с кулаками. Я спокойно отодвигаю агрессивную девчонку от себя. Тогда она хватает форму из-под яиц и с остервенением начинает бить меня. Я

«Всякое действие имеет

противоположно

направленное

противодействие»

Истерическая агрессия: Алина вышла из себя

Возвращение в себя

Разрядка,

требование

подкрепления

Демонстрация своей значимости и бессильная агрессия

предупреждаю: "Алина, успокойся". Видя, что ничто не помогает меня изгнать, судорожно ищет новые предметы, чтобы швырять в меня. Кидает в меня картонкой, подбегает и пытается бить меня учебником по английскому. Отводя ее агрессивные порывы, я интересуюсь, много ли у нее еще энергии для этих бессмысленных действий. Говорю ей, что мое терпение подходит к концу. Свои агрессивные действия Алина сопровождает истерическим криком. Она в ярости, подбегает к лейке для поливки цветов, хватает ее и собирается окатить меня водой.

Я выражаю негодование, говорю, что это было последнее ее выступление. Встаю и выхожу из ее комнаты, закрыв за собой дверь. Предлагаю Алине подумать о своем поведении. Она не хочет оставаться без меня. Я запираю ее в комнате. Алина начинает стучать и ломать дверь. Я позволил ей выйти. Она стала следовать за мной, чтобы ударить. При этом грубо бранилась.

Снимает свой нательный крестик и, боясь его повредить в драке со мной, бросает на стул. То есть ребенок 11 лет снимает с себя ценные вещи, чтобы свободно подраться со мной. От ярости и агрессии Алина смешивает ругательства и рыдания. Заметно устает, кричит мне в истерике: "Что вы хотите, что вам нужно? Убирайтесь вон!" Отвечать не дает. В исступлении непрерывно вопит.

Алина подбегает к двери и снова пытается выбросить мои вещи из квартиры, в то же время она обувается, намереваясь сбежать. Подхожу к входной двери и препятствую ее намерению. Предупреждаю, что она должна успокоиться и начать вести себя нормально.

Алина кричит: "Отдайте мне мой телефон!" Предлагаю ей сменить тон. Алина говорит мне: «Извините». Возвращаю ей телефон. Алина разувается. Убегает к себе в комнату. Прыгает на кровать. Начинает плакать, приговаривая, что я мог сломать ее "телефончик". То, что она сломала об меня несколько вещей, ее не трогает.

Через 10 минут успокаивается, начинает снова смотреть мультфильмы, в комнату просит не заходить. Сама выходит за апельсинами, которые продолжает есть на диване. Со мной не разговаривает. Угрожает, что позвонит маме. Я только и жду, что она позвонит и поведает о своем поведении. Ящик холодильника Алина вызывающе открывает ногой, ведет себя демонстративно и высокомерно (выражает это мимикой, жестами "с патетикой", пренебрежительным взглядом). Сок апельсина снова льется на нее и на диван. Говорит, что я ей "на фиг не нужен", чтобы в диспансер к ней не приезжал.

У меня осталась часть картонной коробки, которую Алина разбила об меня. Высокомерно требует, чтобы я отдал ей эти остатки коробки. Начинаю общаться, вразумлять Алину. Она не может объяснить, на каком основании ей позволено

с плохим

поведением» и новые проступки

мне что-то разрешать или запрещать. Взяв картонку, разорвала ее в клочья и сказала, что ей не жалко.

Посмеиваюсь над ее выходками, взирая на все из кухни. Алина заявляет, что ей не нравится мое (не ее!) поведение. Ушла в свою комнату, унося с собой остатки картона. Попытки задеть хотя Через две минуты вышла за печеньем (устала сражать-бы словом ся - накапливает силы). Я напеваю спокойную веселую мело-

дию. Алина, за неимением ничего другого, что бы у меня еще можно было вырвать или сломать, говорит, что я отвратительно пою. Смеюсь над ее речами. Алина услышала песню МакБ1т (Максим) "Знаешь ли ты?". Не знает слов этой песни и просит меня спеть, так как песня ей нравится. Прошу связать ее высказывание насчет отвратительного пения с просьбой спеть, подумать о своих словах. Эту песенку сомнительной культурной ценности петь не стоит. Покаяние «девочки Ушла в комнату. Вскоре вышла, сказав, что ей скучно,

только и всего. Садится напротив. Мы начинаем беседовать о том, что произошло. Алина не говорит о себе "я" а привычно использует выражение "она" - о себе в третьем лице: "Вы простите девочку, если она плохо себя вела?" и т.п. Так, в третьем лице, с постепенным переходом на "Алина", мы начинаем разбирать то, что произошло и как можно было этого избежать. Алина должна научиться себя контролировать. На нее спонтанно находит нехорошее возбуждение. Договариваемся искать какие-либо мнемические или другие приемы, чтобы купировать возбуждение в самом начале аффекта. Другого пути нет. Миримся. Алина пообещала (не в первый раз) вести себя пристойно. Она сделала нам чай (такое за ней замечается редко). Мы отправились гулять...». Регрессия на службе В некоторые моменты Алина проявляет себя девианта по-детски, ведет себя так, будто у нее произошла регрес-

сия: выхватывает из рук взрослых предметы, ходит за учительницей и много раз просит дать ей телефон поиграть; открывает собранные мамой коробки, достает из них содержимое, разглядывает и бросает там, где сидела. (Подобное поведение, по словам мамы, наблюдалось у Алины в возрасте трех лет.) Алина изображает зверька, рычит, ползает, улюлюкает. Это может быть видом детской регрессии в более раннем возрасте. Это может быть регрессией, свойственной астеническому типу эмоциональной лабильности — быстрому эмоциональному истощению*. Например, Алина проявляет такую регрес-

* Регресс эмоциональной регуляции проявляется в условиях эмоционального истощения. Любой ребенок, скорее всего, прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.

Избалованность как усугубляющий девиантное поведение фактор

Очевидны врожденные особенности и избалованность

В диспансере

сивную типологию поведения после агрессивных припадков — занимает позицию малого ребенка, коим она уже давно не является. В ее ближайшем окружении это принимается. Реально регрессивные проявления Алины свидетельствуют об ее инфантилизме и психологической незрелости.

Помимо объективных личностных дефектов, девочка избалована домашним воспитанием. Алина постоянно предъявляет претензии маме, что та ею не занимается, хочет от нее избавиться, покупает ей не ту еду и одежду, не тот телефон (который она все равно принимает); что она не бывает на море (до этого года выезжала по два раза за сезон), а все другие дети бывают; что мама приглашает не тех педагогов и психологов, не советуется с ней — с Алиной. Алине нужны те люди, которые будут ее слушаться. Алина постоянно выражает неудовольствие всем тем, что делает для нее мама, ведет себя вызывающе.

Избалованность влияет и на крайне выраженный эгоцентризм Алины. Это начинает проявляться в ее асоциальном поведении. Алина демонстрирует неуважение к любому виду контроля и человеку, который его осуществляет: педагогу в школе, маме, воспитателям дома, мне как психологу. Не признает своих обязанностей. Считает, что ей все должны. Эгоцентризм Алины — причина ее неуспеха в среде сверстников. Алина зазнается и высокомерно ведет себя со сверстниками, с близкими взрослыми, с учителями и воспитателями. По сути, Алина психологически занимает позицию маленькой инфантильной девочки. Это явно просматривается в условиях пребывания девочки в детском психоневрологическом диспансере (ДПНД), направление в который было дано после ее осмотра психиатром.

С 6.06.2014 Алина находится под наблюдением медицинских работников в детском психоневрологическом диспансере, расположенном в сосновом бору. В условиях диспансера предусмотрены различные мероприятия по оздоровлению детей.

Пребывание в ДПНД похоже на жизнь в обычном детском пансионате. Для детей и подростков организованы различные процедуры: кислородный коктейль, электросон, различные виды массажа, ЛФК, арт-терапия, спортивные и культурные мероприятия, кружки танцев, чтецов, пения. За время пребывания Алины в ДПНД консервативные методы лечения — препараты в виде лекарств (таблеток, капсул) — к девочке не применялись. Фармакотерапия, основанная на веществах

Проведение комплексных методов физиотерапии

Алина посещает сеансы массажа спины и стоп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кислородный коктейль может улучшить мозговое кровообращение

природного происхождения, применялась в виде растворов для ингаляций, электрофореза.

Физиотерапия включает ЛФК (лечебная физкультура), массаж, мануальную терапию, книго- и музыкоте-рапию, элементы психотерапии, методы курортологии, игровые виды спорта.

Массаж — совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека с целью достижения лечебного эффекта.

Массаж спины, помимо общеукрепляющего эффекта, помогает избавиться от зажимов в области шеи, что должно благотворно влиять на нервную систему. Ранее у Алины наблюдались головокружения. Такой вид массажа может исключить вариант цервикогенной причины головокружений (особый вид головокружения, возникающий на фоне боли и ограничения подвижности шейного отдела позвоночника).

Массаж стоп благотворен для всего организма, поскольку на подошве стопы находятся тысячи нервных окончаний, рефлекторно влияющих на общее состояние человека. Отсюда берет свое начало рефлексология: массируя отдельные участки стоп, можно стимулировать многие зоны организма.

Приемы местного массажа стопы играют далеко не местную роль, особенно в улучшении общего самочувствия. На стопе находятся рефлекторные клетки, которые в современной рефлексологии принято соотносить с позвоночником.

Алина отмечает, что ей прописали кислородный коктейль. Как показывают исследования российских ученых, проникнув в желудок и кишечник, содержимое пены в виде кислорода, витаминов и микроэлементов немедленно всасывается в кровь. Усвоение такого кислорода происходит намного быстрее. Улучшенные обменные процессы стимулируют усвоение составляющих коктейля, и его благотворное воздействие усиливается.

Таким образом, в ходе клинических исследований, проведенных российскими учеными, было выявлено, что кислородный коктейль может оказывать следующее влияние на организм человека: ослаблять вредное воздействие окружающей среды, снижать утомляемость, способствовать устранению синдрома хронической усталости и гипоксии, улучшать сон, активизировать клеточный метаболизм, улучшать состояние сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и нервной

систем организма, стимулировать сердечное и мозговое кровообращение, оптимизировать уровень сахара в крови, повышать гемоглобин, стимулировать работу иммунной системы.

Кислородный коктейль Алины включает в себя лечебно-столовую хлоридно-гидрокарбонатную натриевую, борную (соляно-щелочную) природную питьевую минеральную воду средней минерализации «Ессентуки № 4».

Электропроцедуры Еще одна процедура, которая показана Алине, — это

электросонтерапия. Этот метод целебно воздействует на центральную нервную систему постоянным импульсным током. Импульсные токи проникают в полость черепа через отверстия глазниц, вызывая снижение восходящих активирующих влияний на кору головного мозга и усиливая внутреннее торможение; они активируют выработку организмом серотонина, который приводит к снижению условно-рефлекторной деятельности и эмоциональной лабильности. Электросон улучшает кровообращение, повышает минутный объём дыхания, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, снижает болевую чувствительность, не вызывает привыкания. Кроме того, он не приводит к снижению памяти и интеллекта, обладает седативным и спазмолитическим эффектом. У Алины наступает состояние дремоты или сна.

В ДПНД проводится также лекарственный электрофорез — электрокинетическое явление перемещения частиц растворов в жидкой или газообразной среде под действием внешнего электрического поля. Ингаляция морской Ингаляция (от лат. inhalo — вдыхаю) — метод введе-водои ния в организм лекарственных веществ в виде пара

посредством вдыхания. Алине делают ингаляцию морской водой. Микроэлементы соли морской воды оказывают противовоспалительное и обеззараживающее действие, улучшают обменные процессы в тканях и способствуют восстановлению защитных свойств слизистой оболочки.

Лечебные свойства Лечебный эффект морской воды связан с ее физико-

морской воды химическими свойствами. В морской воде содержатся

практически все элементы таблицы Менделеева: микроэлементы, органические соединения и минеральные вещества. Морская вода по своему составу близка к тканевой жидкости и крови человека, поэтому ее применение для орошения полостей носа не вызывает таких неприятных ощущений, которые могут появляться при использовании пресной воды.

Диета

В ДПНД практикуют различные варианты психотерапии

Интеллектуальное развитие

Физические занятия

Возможность проявить себя и почувствовать ценность своих талантов

Надлежащие степени размельчения вещества (чем меньше частицы, тем глубже они проникают в дыхательные пути) достигаются в особых аппаратах (ингаляторах), где пар засасывает лекарство и распыляет его. Через воронку или под маской, закрывающей нос и рот, лекарственное вещество поступает в дыхательные пути.

Алине назначена диета — стол № 15, применяемая при различных заболеваниях, не требующих специального лечебного питания: только физиологически полноценная еда с исключением трудно перевариваемых и острых продуктов (используются практически любые продукты и блюда, за исключением жирных сортов мяса и птицы, тугоплавких животных жиров, перца и горчицы).

Алина вместе с другими ребятами занимается в творческой мастерской рисованием, аппликацией, сбором конструктора, мозаик. Подобная арт-терапия является хорошо зарекомендовавшим себя видом психологической коррекции, основанным на творческой включенности пациента в значимую для него деятельность.

Здесь важно, чтобы предлагаемая детям творческая деятельность содействовала их психологическому включению в предлагаемые обстоятельства.

В диспансере предусмотрены мероприятия, дающие возможность детям совместно творить и трудиться друг с другом, есть коллекция кукол для куклотерапии.

Алина вообще не играет в куклы. Предпочитает проводить время с ребятами старше себя.

Кроме терапевтических процедур, в диспансере проводятся интеллектуальные соревнования: турниры знатоков природы, знатоков шедевров русской живописи, игра «Поле чудес» и развлекательные мероприятия. Есть даже «День приколов». Ребята имеют возможность использовать настольные игры, библиотеку.

В рамках физического развития детей, кроме ЛФК, зарядки и общеукрепляющих упражнений, в диспансере организуются спартакиады, спортивные «кругосветки», для подростков проводятся различные подвижные игры: волейбол, пионербол, футбол, фрисби, пинг-понг, бадминтон, твистер, а также занятия на детском спортивном комплексе.

Алина участвует во многих мероприятиях, проводимых в диспансере: учит стихи для участия в конкурсе чтецов; исполняет песни (в рамках музыкальной гостиной); танцует (танцевально-двигательная терапия), принимала участие в тематических концертах, посвященных Дню России (12 июня), Дню медицинского работника (15 июня), Дню памяти и скорби (22 июня),

Типичное поведение трудного ребенка в условиях специализированного санатория

Начало

взаимодействия с другими детьми, очарование

Истинная сущность девианта

Примитивные внешние решения при неизменной сущности

родительскому дню (суббота — 29 июня). Алина хвастается перед сверстниками, что учится в музыкальной школе, в театральной студии, и не принимает (не хочет верить), что другие дети тоже где-то занимаются. Считает себя талантливее всех. Пытается командовать другими детьми, нередко унижая их чувство достоинства.

Алина коммуникабельна. Поведение Алины со сверстниками стереотипно — оно основано на манипулировании и давлении на других. Другие дети для Алины — объекты ее манипулирования, средство удовлетворения ее социально-психологических амбиций. Стиль взаимоотношений такой же, как и со взрослыми. Следует, однако, заметить, что Алина более осторожна с незнакомыми сверстниками. Она развязна с детьми, которые младше ее.

Алина плохо адаптируется к новым условиям. Педагоги говорят: «ершистая», своевольна, противопоставляет себя группе. Типичные безапелляционные заявления Алины: «Я одна достойная!»; «Здесь только я умею танцевать!»; «Я училась в музыкальной школе! Все фальшивят!». Она стремится выделиться на фоне остальных, произвести впечатление.

Взаимодействие с другими детьми начинается с активного знакомства, Алина проявляет свои хорошие грани, играет в замечательную девочку, тех, кто с ней общается, после первого же дня знакомства называет лучшими подругами.

Постепенно, ближе знакомясь со сверстниками, Алина начинает пытаться привычно манипулировать подругами, при этом она склонна выпрашивать что-либо (телефон, конфеты, одежду). Обычно, когда дети просят вернуть свои вещи обратно, Алина не возвращает, говорит: «мое», «не наигралась», ставит условия: «дай мне конфету, тогда верну», «в следующий раз дашь мне поиграть в телефон в два раза дольше, тогда верну». Нередко дерется и дразнит своих подруг. Через несколько дней пребывания в лагере девочки, ее «лучшие подруги», сказали мне, что Алина «хорошая» (с саркастическим подтекстом), называли ее характер ужасным, ее поведение — вызывающим (бегает по столам и стульям; катается по полу, заворачиваясь в ковер либо во что-то еще; бьет девчонок по голове; выталкивает неугодных ей за дверь и т.п.).

Со временем девочки все меньше общаются с Алиной, потому что становится ясно, что она думает только о себе, остальные для нее — лишь свита. Алина, чувствуя, что терпит неудачу, пытается подкупить девочек.

Не думает, что будет дальше

Использование любой возможности, чтобы выделиться

Демонстрация своего превосходства

Вчерашняя «лучшая подруга» сегодня «дура»

Мне все еще заявляет, что это ее лучшие подруги, они ссорятся, мирятся, но подруги. Однако жалуется, что ее бьют (когда дают ей отпор) и сговариваются против нее (ночью измазали зубной пастой). По мнению Алины, сами виноваты.

Мама привозит Алине необходимые вещи, а также фрукты, конфеты, вафли, мармелад — в небольшом количестве, но чтобы скрасить ей диспансерное питание. Эти сладости, а также и вещи Алина раздаривает девочкам, надеясь снова завоевать их внимание. При этом заявляет маме: «Привози больше, это же я не себе!» Алина делает это, не отдавая себе отчета в том, что за вещи были уплачены деньги, что их надо вернуть домой, что потом нужно будет что-то объяснить маме. Она сосредоточена только на текущем моменте, о последствиях не помышляет.

Девочки стали завидовать Алине, что я посещаю ее два раза в неделю (а к ним ездят гораздо реже). Алина на виду у всех стала уделять мне внимание — ей нравится, что она находится в привилегированном положении. При этом Алина хочет, чтобы я уделял внимание только ей, поэтому не допускает других детей и к нашему общению, и к игре. Допускает только тогда, когда ей хочется похвастать.

Когда я решил поговорить с ее подругами, Алина изобразила печаль, говоря всем, что она плачет, огорчается. Если девочки и подкупаются сладостями и вещами Алины, то общение с ней все равно не приносит им радости и доставляет только неудобства. Алина сосредоточена лишь на своих замыслах, не желает никого слушать, не воспринимает просьбы, обращенные к ней, ожесточенно защищается от любых упреков в свой адрес, использует низкую речь, дерется.

Агрессия Алины проявляется и в присутствии педагогов, которые рассказали, что «она так громко ссорится, последнее слово должно быть всегда за ней», что это возбуждает и ссорит девочек. В результате девочки оставляют Алину — она остается одна. Позже Алина объясняла мне: «Эти девчонки — дуры. Они не хотят со мной общаться. А я с ними и подавно. Это навсегда. Они мне больше не нужны».

Одни дети, которых Алина подавляет, и дальше становятся источником ее манипуляций, просят у нее прощения, угощают ее, дают ей телефоны и все, что она попросит, при этом страдая и не понимая, почему она до сих пор к ним плохо относится и они никак не могут заслужить ее снисхождения. Другие же, лучше узнав

Смена зрителей, но в другой раз их не будет

Специфика типологии поведения со взрослыми

От очарования — к своей сущности

Алину, перестают с ней общаться и не разрешают ей присоединяться к их компаниям. Так Алине становится скучно одной, и типология поведения стереотипно повторяется. Как и при аффекте, взаимоотношения Алины с другими детьми идут по синусоидальной траектории деструктивного способа разрешения конфликтов: начало, эскалация, изоляция (то есть вместо решения эскапизм, уход от ситуации и непримиримость).

Алина ищет новых детей, чтобы очаровать их и использовать ту же типологию поведения. Если я наблюдал этот цикл несколько раз, то, со слов ее мамы, такая типология поведения девочки присутствует постоянно и, несмотря на свою коммуникабельность, Алина не отступает от нее. Она не понимает и не хочет понимать, что так будет повторяться всегда, если не поменять стратегию поведения. Типология не поменяется, поскольку она присуща ее манипулятивному стилю общения, ее сущности. Для нее другие люди — лишь средство удовлетворения потребностей. Эгоцентризм — вот причина ее положения изгоя в любой группе сверстников, будь то класс в школе или отряд в лагере.

Похожая типология наблюдается и в отношении взрослых. Врачи, психологи, учителя, медсестры и воспитатели — все очарованы Алиной в первые дни общения с ней. Она знает, как вести себя правильно, что говорить и что делать, чтобы угодить (демонстрирует радость при встрече; кричит «ура!», осведомляется о здоровье и делах), но все это делается только для завоевания доверия и хорошего отношения. Однако это поведение неестественно: по выражению лица Алины, искусственной улыбке, взгляду можно предположить, что ее мысли далеки от того, что происходит.

Есть большая разница в ее невербальных и вербальных проявлениях. Алина выражает радость, если ей действительно пошли навстречу (например, при покупке мороженого, при прогулке, при походе в кино или туда, куда она хотела, и т. д.). Потом она начинает пользоваться этим хорошим отношением в долгосрочном общении, взрослые перестают потакать девочке, после чего Алина упрекает их в излишнем контроле и называет «дурами». В тех же, кто еще не знает Алину или продолжает ей потакать (чтобы сохранить с ней хорошие отношения, чтобы она не жаловалась на плохое с ней обращение), она продолжает видеть своих слуг, а сама занимается тем, чем хочет, — преимущественно бездельничать или хулиганить. Большинство окружающих близких людей (дети, воспитатели, учителя) для

Инфантилизм

Потребительская позиция

Начало пубертатного периода

Притязание на внимание к себе

Алины «дураки». Из рассказов мамы: обзывала плохими словами она и ее, и психологов (при мне Алина старается сдерживаться, говоря обо мне, я переориентирую ее; про маму почти не упоминает плохого). Вину и ответственность Алина перекладывает на других и постоянно лжет — за ней все следует перепроверять.

В диспансере обменивается вещами либо покупает за конфеты вещи других детей, почти не носит то, что привезла мама, а часть раздаривает за дружбу. При сборах в диспансер на вторую смену (хотя была уже в первую) берет из вещей пару легких кофточек, босоножки и шорты. Не думает о возможной прохладе, о сменном комплекте одежды, кроме этого ей ничего не нужно.

Несмотря на стресс при адаптации в новом месте, на налаживание взаимодействия с другими детьми и взрослыми, на первый опыт длительного расставания с мамой, Алина не звонит домой, хотя в диспансере такая возможность есть. Если я ей напоминаю, что надо позвонить маме, Алина говорит, что позвонит позже, не при мне, но все равно не звонит. Но звонки происходят, когда Алина что-то натворила и ожидает наказания: «Мама, срочно забери меня отсюда!» или ей что-то нужно: «Привези мне кусочек пиццы. Мне и моим подругам!» В остальных случаях ей сказать маме нечего, и она не звонит. С собой взяла книжки, ноты, учебники, но ничем не занимается. Просто праздно проводит время.

Как и окружающие девочки, Алина интересуется гендерными отношениями, старается одеваться, как остальные девочки, — более открыто, почти полностью раздета. Берет с собой прозрачные кофты, которые обычно надеваются на непрозрачную одежду, но вот этот нижний слой не берет. Замечает свое тело, сравнивая себя с другими девчонками, которые обсуждают, кто из них «жирный», у кого «толстые ляжки» и т. п. Проявляет интерес к противоположному полу. Интерес взаимный. Она смотрит на отношения с мальчиками других девочек, танцует на дискотеке, в том числе и медленные танцы, если мальчики ее приглашают (однако нам с мамой клянется, что не бывает там, так как «музыка слишком громкая», при нас не ходит на дискотеку, но как только мы с ней прощаемся, сразу бежит туда). Рассказывает, что танцует лучше всех, потому что занималась гимнастикой (это не значит, что другие дети не занимались или танцуют хуже). Идет притязание на внимание к себе.

Алина интересуется мальчиками, но не говорит мне об этом и всячески старается избегать этой темы. Ранее,

Предугадывание типологии поведения с противоположным полом

Очарование и манеры как средство, а не позиция

Аддикции в стихии аморализма

до пребывания в лагере, у нас был разговор на тему отношений, он касался общих тем, которые я подкреплял примерами, поскольку Алина воспринимает информацию из примера, особенно личностного, гораздо лучше, чем сухую теоретическую выжимку. Больше информации поступает от подруг, рассказавших, что «Алина влюблена в Рому, ему 15 лет», а медленный танец танцует всегда «с Никитой». Книги, которые Алине привезла мама, изрисованы изображениями половых органов. Алина вступает в такой возраст, когда происходят гормональные изменения. Важно, чтобы они не стали главной действующей силой ее поведенческих девиаций. Пока Алина в самих проявлениях осторожна, но пубертатный период начался. Она играет с девочками и мальчиками, но это просто игровое взаимодействие; межличностных отношений с мальчиками я пока не наблюдал, и лучшие друзья ее — это девочки.

Типология ее поведения с другими детьми основана именно на отношениях с девочками, столь простая цикличность наблюдается потому, что здесь пока нет сексуального подтекста. Отношения с мальчиками могут быть более продолжительными, поскольку Алина может ими манипулировать успешнее, чем девочками.

Очарование и обаяние — манипуляции, пользование и разоблачение, разочарование — попытка купить доверие — конец отношений, эскапизм, перекладывание вины на объект — поиск нового объекта очарования. Людей на Земле много, от всех не убежишь, в мире людей следует жить, так как человек — социальное существо, только аскезой можно уйти от отношений с людьми, но Алина еще мала и этого не понимает.

Склонность к аддиктивному поведению Алины отмечают воспитатели. Девочка, при своих лидерских и манипулятивных качествах, ведомая, нет своих новых идей, но может развивать идеи других. Ее аддиктив-ность лучше всего проявляется в аморальных поступках. За время пребывания в диспансере Алина вместе с ребятами (ребята разные, но Алина непременно на месте): сломала замок в кабинете ЛФК, налив туда клей (разозлившись на врача); полезла на дерево, не удержалась и упала, разбив бок; сбежала за территорию диспансера — писала объяснительную на имя директора диспансера; дралась с ребятами, в том числе использовала швабру и другие подручные предметы; обзывала воспитателей, ругалась матом с другими детьми; брала лестницу мастера по ремонту антенн и залезала на крышу здания диспансера; соревновалась с ребятами,

кто дальше плюнет, и проч. Алину привлекают аморальные поступки, с нарушением нормы, с демонстрацией протеста, но она идет на это не одна, а с кем-то. Обычно, не являясь инициатором различного рода хулиганств, она является исполнителем, но при этом предельную грань допустимого она не переходит: при побеге не стала купаться в пруду, хотя и умеет плавать; одна никуда не убегает; не переходит на мат с воспитателями; не совершает специально каких-то экстремальных поступков, угрожающих ее жизни.

Выводы

• У девианта наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние. Лабильность выражается в резкой смене настроения (дисфории), которое происходит из-за явных и латентных причин. При различных обстоятельствах гиперактивность девочки проявляется в неистовой агрессии по отношению к близким людям, что выражается в физическом насилии и поломке предметов, попавших ей под руку.

• Состояние девочки характеризуется быстрой утомляемостью. Алина быстро устает, не может продолжительно заниматься физическим и умственным трудом, будь то велопрогулка или выполнение уроков. В момент, когда силы девочки истощаются, происходит постепенное рассредоточение внимания и ее поведение ухудшается.

• В своем поведении Алина использует определенный стереотип. Типичная последовательность ее действий в межличностных отношениях наблюдалась неоднократно. Ее взаимодействие с людьми складывается следующим образом: очарование, игра в «хорошую девочку», использование манер, этикета и хорошего поведения не как свойств, закрепленных во внутренней позиции личности, а как средство расположения к себе человека с дальнейшей возможностью манипулирования им; разоблачение, когда Алина проявляет себя с негативной стороны: манипулирует людьми, демонстративно ведет себя, играет в «царицу»; разрыв отношений — с Алиной никто не хочет дружить после того, как узнают ее лучше, но и Алина отчуждается от людей, показывает свою независимость, то есть становится изгоем. Это поведение типично: Алина не умеет действовать иначе как сначала очаровывая, а затем разрывая отношения с людьми, которые окружают ее.

• Алина не желает выполнять свои обязанности, какую-то работу и не прилагает усилий к достижению

своих целей. Вместо этого она манипулирует сверстниками и взрослыми людьми. Манипулирует на всем — от простых внешних предметных и материальных отношений до внутренних чувств окружающих, которыми она безапелляционно играет.

• При благоприятных внешних условиях Алина не старается проявлять себя с хорошей стороны, соответствовать социальным нормам и ожиданиям. Ей проще слукавить, добиться своего нечестным путем, что проявляется в ее играх, на уроках, в обыденной жизни. Алина постоянно ввязывается в различные истории, в которых имеют место какие-то девиантные подростковые проявления. Это может быть побег, хулиганство, плохое поведение, спонтанные демонстративные беспричинные действия наперекор всему, протест-ные действия.

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.