капитан внутренней службы
д. в. Сергеев,
начальник психологического отдела ГУФСин россии по красноярскому краю
психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного
центра
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.
Жак Саломе
В рамках реализации первого этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Канская воспитательная колония перепрофилируется в воспитательный центр. Реорганизации подвержены не только строительные объекты и сами условия отбывания наказаний, но и деятельность сотрудников психологической лаборатории Канской ВК.
Психологическое сопровождение осужденных в условиях воспитательного центра осуществляется четырьмя специалистами-психологами с уклоном на опыт работы специалистов исправительных учреждений Швейцарии. Система исполнения ювенального уголовного права обеспечивает широкий спектр возможностей, приближенных к условиям обычной жизни, гарантий безопасно-
Гэб!
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 [email protected] www.orfsin.ru
сти, а также трудоустройство после освобождения. С целью повышения эффективности исполнения наказаний основной акцент работы направлен на оказание психотерапевтической помощи на основе использования достижений современной психологической науки и практики.
По прибытии несовершеннолетнего осужденного в КВК, психологами совместно с социальными педагогами и сотрудниками заинтересованных служб осуществляется изучение его личностных особенностей и поведения, а также исследование социально-психологического климата в группе осужденных. На основании этого разрабатывается индивидуальная программа психологического сопровождения с учетом методических рекомендаций и базовых типовых программ ФСИН России.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривается раздельное содержание осужденных в воспитательном центре: по полу, степени криминальности, возрасту; в соответствии с этим несовершеннолетние осужденные размещены в комнатах по четыре человека согласно рекомендациям психологов. По мнению 100 % осужденных, участвующих в
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
изучении социально-психологического климата, условия проживания в комнатах значительно лучше, чем в спальных помещениях казарменного типа. При этом 19 % опрошенных указали, что испытывали трудности в общении и взаимоотношениях только в первые дни после перевода в комнаты.
Психологическая работа в условиях Канской воспитательной колонии, строится по всем направлениям согласно модели воспитательного центра. Основная работа с осужденными направлена на психологическую профилактику негативных проявлений и формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям. В данном направлении психологами организуются циклы тренингов: «Общение», «Бесконфликтные взаимоотношения», «Развитие уверенности в себе». В процессе игрового тренинга подросток приобретает неоценимую способность противостоять стрессу, обучается по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение, а также мобилизовать внимание и работоспособность, когда это требуется. Таким образом, в результате регулярной работы, проводимой в тре-
нинговой форме, отмечается снижение общего уровня дисциплинарных взысканий среди несовершеннолетних осужденных в 1,5 раза.
За последние 5 месяцев 2012 года, согласно решениям комиссии по социальным лифтам, одиннадцати осужденным были изменены условия отбывания наказания: из обычных условий в строгие переведен 1 человек, из облегченных условий содержания в строгие - 1 человек, из строгих в обычные - 1 человек, из обычных условий отбывания наказания в облегченные - 8 человек.
С осужденными проводятся занятия с использованием аудиовизуального комплекса «Диснет» и компьютерного игрового тренажера «БОС ПУЛЬС». Данный инструментарий помогает осужденным научиться управлять важнейшими психофизиологическими параметрами. Практический опыт использования компьютерных технологий в работе психолога показывает, что красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современ-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 [email protected] www.orfsin.ru
ных мультимедийных средств, повышают мотивацию к обучению, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции.
Психологами проводится работа по следующим базовым типовым программам, поступившим из ФСИН России: «Психологическая работа с осужденными, совершившими преступления против здоровья населения и общественной нравственности, экологические преступления», «Психологическая коррекция лиц, осужденных за преступления против жизни и здоровья» и «Работа с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».
По результатам проведения профилактических и психокоррекционных мероприятий отмечается снижение числа повторных преступлений, совершенных освобожденными условно-досрочно, на 24 %. Так, за 2011 год повторные преступления в период УДО совершили 19 осужденных (АППГ - 25).
На сегодняшний день с использованием опыта швейцарских коллег расширяется спектр деятельности сотрудников психологической лаборатории Канской ВК в таких направлениях, как:
организация и проведение медико-психиатрической экспертизы для всех несовершеннолетних, направляемых в учреждения закрытого типа;
привлечение врачей-психиатров и психотерапевтов для оказания квалифицированной, узконаправленной помощи подросткам, имеющим психические отклонения и нарушения эмоционально-волевой сферы;
пересмотр функциональных обязанностей психологов с учетом направлений работы социальных педагогов и узконаправленных специалистов;
расширение психологического инструментария в области диагностики риска рецидива и коррекции преступного поведения;
организация курсов повышения квалификации для сотрудников психологических лабораторий.
Подводя итоги, мы можем провести аналогию между организацией работы нашей психологической службы в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и международным опытом оказания психологической помощи осужденным. Подтвердили свое право на жизнь следующие формы работы:
ориентация на обеспечение индивидуального подхода к каждому подростку через кураторство;
разделение условий содержания, определяющее возможности самостоятельности несовершеннолетних правонарушителей;
внедрение системы «социальных лифтов» как средство дополнительных стимулов для осужденных.
Комплексная оценка степени исправления осужденных сотрудниками всех служб и представителями заинтересованных организаций (аналог круглых столов в Швейцарии).
Одним из главных условий ресоциали-зации, по мнению психологов, является не насильственное воздействие на подростка, а предоставляемые возможности осознанного выбора. ■
Ф Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 [email protected] www.orfsin.ru