Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение дистанционного обучения'

Психологическое сопровождение дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Н. П.

Стартовый мониторинг уровня развития социального интеллекта ребёнка с тяжёлыми ментальными нарушениями. Вариативный компонент адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение дистанционного обучения»

Автор приводит стартовый мониторинг уровня развития социального интеллекта ребёнка с тяжёлыми ментальными нарушениями, предлагает вариативный компонент адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов.

Психологическое сопровождение дистанционного обучения*

Н.П. Новикова,

заместитель директора по учебной работе ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

* В статье использованы материалы: Н.В. Микляевой, кандидата педагогических наук, профессора Института детства ФГБОУ ВО МГПУ;

Диагностические материалы ГАОУ КК «Новолеушковская школа-интернат».

• дистанционное обучение • образовательный маршрут • уровень социального развития интеллекта

На сегодняшний день одним из наиболее острых вопросов в нашей стране является обеспечение доступа к образованию детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В рамках современных представлений особая роль во включении человека с инвалидностью в социальную жизнь отводится образованию, которое понимается как целенаправленный систематический процесс обучения и воспитания. Поэтому с 2015 года в нашем учреждении организовано дистанционное обучение детей-инвалидов, находящихся в Кропоткинском доме инвалидов и Афипском детском доме. Целью образования является не просто усвоение определённых знаний, умений и навыков (например, счёт, письмо и т.д.), но и общее развитие ребёнка, приобретение им необходимых социальных навыков и опыта. В процессе обучения и воспитания человек оказывается включённым в ряд социально-предметных деятельностей, связанных с определёнными типами межличностных отношений. Основная задача дистанционного обучения — не получение академических знаний, а развитие социального интеллекта ребёнка-инвалида. Нами разработана «Адаптированная основная образовательная программа для дистанционного обучения детей с тяжёлыми ментальными нарушениями», которая утверждена Экспертным советом Международной академии информатизации, председателем Совета вице-президента Международной академии информатизации, доктором исторических наук, профессором В.В. Шинкаренко и соот-

Мастер-класс со специалистами Кропоткинского ДДИ «Все мы разные, но все стремимся к одному результату»

ветствует ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На начальном этапе работы педагогами — психологами нашего учреждения был разработан и проведён стартовый мониторинг уровня развития социального интеллекта ребеёка с тяжёлыми ментальными нарушениями. Эта диагностика позволила наиболее оптимально сформировать образовательный маршрут для каждого воспитанника. Педагогам предлагалось заполнить экспертную таблицу, используя опыт наблюдения за детьми, общения и взаимодействия с ними во время занятий. К оценке уровня развития социального

интеллекта относились следующие критерии: способность к восприятию во время занятия, способность к эмоциональному общению, способность к действию и взаимодействию, способность к игровой деятельности.

Результаты стартового мониторинга

В ходе стартового мониторинга было обследовано 417 детей-инвалидов ГБУ СОКК «Кропоткинский ДДИ».

Из сводной таблицы видно, что более половины обучающихся имеют низкий уровень развития социального интеллекта. Опираясь на заключения ПМПК и результаты мониторинга уровня раз-

Уровень развития социального интеллекта Кол-во чел. Процентное соотношение

Высокий уровень развития социального интеллекта 16 3,8 %

Неустойчивый уровень, ближе к среднему уровню 50 12 %

Средний уровень социального интеллекта 37 8,9 %

Неустойчивый уровень, ближе к нижнему уровню 86 20,6 %

Низкий уровень социальной адаптации 228 54,7 %

Итого: 417 100 %

вития социального интеллекта, все обучающиеся в итоге были разделены на три категории:

— обучение социально-бытовым навыкам (низкий уровень социального интеллекта);

— обучение по индивидуальным учебным планам (средний уровень социального интеллекта);

— обучение по адаптированной основной образовательной программе (высокий уровень социального интеллекта).

Кроме того, учёт результатов мониторинга позволил наиболее оптимально сформировать образовательный маршрут для каждого воспитанника. В частности, здесь учитывались:

— мотивы коммуникации детей: интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах деятельности;

— умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные сред-

ства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

— умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

— использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

— пользование индивидуальными карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

— готовность к общению с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

Прежде чем организовать психологическое сопровождение дистанционного обучения по адаптированной

Психологический тренинг «Цвет моего настроения»

Рефлексия мастер-класса со специалистами Кропоткинского ДДИ ««Почаще улыбайтесь людям»

образовательной программе для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями, нужно было подготовить детей к её восприятию, учитывая уровень развития их социального интеллекта, социализации и адаптации, а также — рекомендации к реализации индивидуального образовательного маршрута.

Эта готовность могла быть трёх уровней, в зависимости от неё реализовы-вался вариативный компонент адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми ментальными нарушениями. Охарактеризуем каждый из них.

Первый уровень — адаптация и социализация детей с тяжёлыми ментальными нарушениями посредством формирования готовности к социальному подражанию во время дистанционных игр-занятий.

Это уровень и этап одновременной работы двух коллективов. На этом этапе проводится курс пробных игр-занятий,

состоящих из комплексов игровых обучающих ситуаций, во время которых обе стороны дистанционного сопровождения (одна — рядом с ребёнком, вторая — по другую сторону монитора) создают условия для включения ребёнка в образовательное пространство как пространство взаимодействия

Второй уровень — развитие социального интеллекта в процессе формирования смысла совместных действий (в ходе просмотра видеоуроков).

На данном этапе происходит процесс обучения детей с тяжёлыми ментальными нарушениями по адаптированной основной образовательной программе. На основании заключения медико-педагогической комиссии и результатов мониторингов для каждого ребёнка составляется индивидуальная образовательная программа, согласованная с его законным представителем. При этом обеспечивается освоение обучающимися опыта социального и социо-

Результаты стартового мониторинга

Уровень развития социального интеллекта Первый этап обучения Второй этап обучения Динамика

Высокий уровень развития социального интеллекта 3,8 % 15,1 % (повторяет социальные действия, демонстрирует готовность к взаимодействию) Увеличился на 11,3 %

Неустойчивый уровень, ближе к среднему уровню 12 % 27,3 % (подражает, повторяет социальные действия на основе взаимодействия с педагогом) Увеличился на 6,4 %

Средний уровень социального интеллекта 8,9 %

Неустойчивый уровень, ближе к нижнему уровню 20,6 % 57,6 % (не подражает и не повторяет социальные действия) Уменьшился на 17,7 %

Низкий уровень социальной адаптации 54,7 %

Итого: 100 % 100 %

культурного взаимодействия людей и социального поведения, что осуществляется в процессе усвоения основных знаний по всем предметам индивидуального учебного плана, а также во внеурочное время.

Третий уровень — формирование социального интеллекта средствами учебных предметов, включённых в адаптированную образовательную программу.

Обучающимся демонстрируются видеоуроки по пяти основным предметным областям: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, технология, искусство. Содержание для каждой предметной области подобрано на основании Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.

После окончания первого этапа педагоги-психологи провели повторный мониторинг уровня развития социального интеллекта.

Таким образом, была обнаружена положительная динамика, в первую очередь у детей с низким и средним уровнем социального интеллекта и адаптированности. Часть из них перешла на средний и высокий (относительно их уровня развития) уровни. Прежде всего, это касалось отдельных параметров развития социального интеллекта. Среди, казалось бы, необу-чаемых детей были обнаружены дети, которые способны осуществлять воспринимающую деятельность на основе зрения, слуха или осязательного анализатора. Это обеспечило им готовность к переходу на уровень социального подражания в условиях специально организованного обучения. Таким образом, психолого-педагогическая помощь ребёнку с тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на достижение им максимально возможного уровня развития, расширение спектра его собственных умений и повышение возможностей участия в социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.