Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение работы кураторов по профилактике проблем учебной и социальной адаптации первокурсников'

Психологическое обеспечение работы кураторов по профилактике проблем учебной и социальной адаптации первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелин Игорь Владимирович, Глухова Евгения Сергеевна

Рассматриваются проблемы учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Также рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелин Игорь Владимирович, Глухова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological maintenance of work of the curators on preventive maintenance of problems of educational and social adaptation students of younger rates

In clause the problems of educational and social adaptation of the students of younger rates are considered (examined). The adaptation to high school conditions of study, leisure is connected to sharp change of a social status of the person. The factors influencing process of adaptation. Work of a Psychological service TSU on preventive maintenance adaptation of the students. Psychological support of activity of the curators. Directions of work of the curators.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение работы кураторов по профилактике проблем учебной и социальной адаптации первокурсников»

И. В. Щелин, Е.С. Глухова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОБЛЕМ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Рассматриваются проблемы учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Также рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В этом возрасте проявляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение управлять собой. Повышается интерес к нравственным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции.

Вчерашние школьники, определяясь в своей будущей профессиональной деятельности, стоят на пороге студенческой жизни. Слово «студент» - латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся» [1. С. 17]. На наш взгляд, реализация потенциала, развитие профессиональных компетенций происходит только тогда, когда студент благополучно прошел процесс адаптации к новой для него образовательной и социальной среде, уверен в правильности своего выбора, испытывает внутреннюю потребность в развитии и готов к самореализации.

Причем личностная адаптация - это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой [2. С. 27].

Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. В связи с тем что происходит усложнение деятельности, юноши и девушки вступают в новую для них систему отношений (традиции, стереотипы, ценности и т.д.), меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Возникает, таким образом, иная, отражающая реалии изменившихся условий, информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности. Новые представления, знания о деятельности и среде ведут к внутренней коррекции (самокоррекции), которая начинается с ориентированности в себе, в деятельности, в социальном пространстве, времени (психологическом времени личности). Студент, поступивший в вуз, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других, кем я буду после окончания вуза, достигну ли успеха и в какой сфере или в ряде сфер деятельности и т.п.

На основе ориентированности, которая является неотъемлемой частью самоопределения, корригируются и

направленность личности (на себя, на деятельность, на социальное окружение), ее взгляды, идеалы как образцы для уподобления, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, цели и перспективы. Претерпевает перестройку в связи с новым целеполаганием и мотивацией установка на самоутверждение, Я-концепция. Сущность проблемы личностной адаптации - «в успешном освоении новых условий деятельности и вхождения, “вживания” в систему новых официальных и - что еще важнее - неофициальных взаимоотношений, нахождение в другой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной, перспективно обнадеживающей позиции» [2. С. 115], причем это не только процесс активного приспособления и волевой регуляции усвоенных норм и ценностей [3. С. 5], но и готовность к использованию различных ресурсов (информационных, коммуникативных, организационных и т.д.), способствующих профессиональному и личностному становлению. Адаптация к новым условиям жизни и деятельности у студентов-первокурсников происходит именно на уровне ориентированности их в различных системах, что, в конечном счете, определяет её результат. При этом личностная адаптация может проявляться в разных формах.

Практика показывает, что студенты младших курсов сталкиваются с двумя (относительно разными) явлениями: профессиональной адаптацией и адаптацией к вузу как к системе получения знаний, развития способностей. Речь, следовательно, идет о том, что учеба в вузе включает в себя не только получение профессии, но и отношение к целому ряду элементов учебной ситуации: качество обучения, интерес к учебе как одному из видов деятельности, организация учебного процесса, навыки самостоятельной работы и т.п. [4].

Безусловно, одним из важных факторов, влияющих на профессиональную адаптацию, является профориентационная работа, проводимая еще в школе с учетом интересов и способностей личности, на основе знаний об индивидуальных особенностях школьника. Особая роль отводится формированию внутренней, познавательной потребности будущего студента. Замечательно, если выбор специальности - результат серьезных раздумий. Правильно выбранная профессия - непременное условие успешной адаптации студентов младших курсов. Если выбор профессии неудачен, т.е. не соответствует ни способностям, ни притязаниям личности, адаптация не будет оптимальной, и в этом случае психологическое сопровождение будет сведено к дополнительной профориентационной работе, помощи в профессиональном и личностном самоопределении (результатом которой, возможно, станет смена факультета, вуза).

Подробнее остановимся на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в вузе. По-

стараемся перечислить трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться студентам младших курсов в своей учебе:

- неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах, электронном каталоге библиотеки;

- неумение хорошо планировать свое время;

- отсутствие навыков работы с первоисточниками;

- плохая подготовка, полученная в школе;

- несамостоятельность;

- неуверенность в себе;

- беспокойство и страх перед сдачей сессии.

Одновременно происходит адаптация и в социальнопсихологическом плане. Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д.

Таким образом, основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить как:

а) освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований;

б) приспособление к новому типу учебного коллектива, его традициям;

в) формирование нового отношения к профессии;

г) обучение новым видам научной деятельности, НИРСа и УИРСа;

д) приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени.

Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.

Значительное влияние на успешность этого процесса, на наш взгляд, оказывает помощь и поддержка первокурсников со стороны взрослых людей (психологов, кураторов), создающих условия, при которых происходит не только адаптация студентов к новому для них образовательному процессу, но и формируется их готовность максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.

При зачислении абитуриента в вуз в основном учитываются лишь сведения о результатах обучения его на предыдущих этапах - уровень знаний, умений и навыков. Вне поля зрения остается информация об особенностях личности абитуриентов, их интересах, мотивах выбора факультета, специальности. Именно отсутствие, игнорирование этой информации приводит к тому, что процесс приобщения студента к вузовской жизни затягивается. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза. Работа в этом направлении ведется и в Томском государственном университете. Психологи службы сотрудничают с деканами факультетов, читают лекции по возрастной психологии для молодых преподавателей, обучают

старшекурсников оказывать психологическую помощь ребятам младших курсов, разрабатывают памятки и буклеты для студентов, проводят анкетирование первокурсников, направленное на выявление проблем учебной и социальной адаптации. Одним из приоритетных направлений деятельности психологической службы ТГУ становится обеспечение работы кураторов по психолого-образовательному сопровождению процесса обучения студентов младших курсов.

Деятельность кураторов осуществляется в различных направлениях: учебном процессе, научно-

исследовательской и внеучебной сфере и включает в себя работу, направленную на развитие интеллектуального потенциала личности студента; содействие формированию студенческого коллектива, опираясь на интеллектуальный и творческий потенциал всей группы и каждого студента в отдельности; оказание помощи органам студенческого самоуправления для проведения различных мероприятий как на уровне группы, так и на уровне факультета и университета; на воспитание моральных ценностей, нравственно-духовного и культурного потенциала, патриотизма и гражданственности. Кроме этого, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению процента выпускников школ, поступающих в вузы, с характеристиками недостаточной социальной и психологической зрелости (группирование с асоциальными сверстниками, несформиро-ванность учебной деятельности, отсутствие самостоятельности, слабая рефлексия, протестные и оппозиционные реакции, отсутствие навыков эффективного общения; алкоголизация и наркотизация). Актуальной становится необходимость проведения серьезной профилактической работы, включающей разработку и внедрение таких методов и технологий организации педагогического процесса, которые бы позволяли, интенсивно воздействуя на развитие личности студента, корректировать негативные явления в студенческой среде. Это требует существенного изменения в целях, содержании, психологическом и методическом обеспечении системы профессиональной подготовки кураторов, в технологии самого педагогического взаимодействия, особенно в связи с переходом к многоуровневой подготовке специалистов. Необходимо создавать такие условия, в которых студенты уже в вузе будут учиться функционировать в быстроменяющемся обществе, адаптируясь к его экономическим, социальным и психологическим реалиям как в государстве в целом, так и в ближайшем окружении, и в первую очередь - профессиональном.

Одним из основных направлений в кураторской деятельности является создание условий для учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Степень участия куратора в процессе адаптации студентов различна. Это зависит от уровня подготовленности выпускника средней школы, от его личностных характеристик, от сформированности мотивационной сферы, от его ожиданий и т. д. Кто-то нуждается в каждодневной помощи и контроле, а кому-то достаточно лишь обозначить уровень требований, перспектив. Следовательно, куратору необходимо владеть приемами психолого-педагогической диагностики, прогнозирования, профилактики, активными методами социаль-

но-психологического воздействия, что возможно только при тесном взаимодействии с психологической службой вуза, готовой консультировать кураторов по различным проблемам личностной адаптации.

Таким образом, основными задачами психологообразовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать:

1. Сопровождение социальной и учебной адаптации первокурсников:

- задачи информирования: об условиях проживания, учебных предметах, режиме учебы, профессорско-преподавательском составе; о деятельности организаций, призванных помогать студентам (студенческом совете, профкоме, психологической службе вуза);

- коммуникативные задачи - наладить общение внутри группы, сформировать коллектив, устранить барьеры общения между преподавателями и студентами (поход, посвящение в студенты, встреча на кафедре, разработка памяток и рекомендаций и т.д.);

- установление правил и норм взаимодействия взрослых и студентов (в процессе обучения, во время подготовки и сдачи сессии);

- учебные задачи - помощь в овладении учебными навыками, навыками планирования времени, самоорганизации.

Показателями социальной адаптации являются:

- на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, факультет, университет);

- на уровне университета: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, центр культуры, музеи и др.); знание руководства факультета, кафедр.

Показателями учебной адаптации являются: ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах; умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами; наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т. д.).

2. Сопровождение образовательного процесса (в узком смысле).

Задачи обучения:

- знакомство с научными школами и направлениями;

- социально-психологическая поддержка в период сдачи первой сессии (тренинги, беседы, консультации);

- информирование о различных формах представления студенческих работ: реферат, курсовая, отчет, эссе и т. д. (различия, где применяются, технология написания);

- помощь в выборе образовательного направления, специализации;

- анализ текущей успеваемости и посещаемости.

Воспитательные задачи:

- вовлечение студентов в общественно-полезную деятельность;

- содействие студенческому самоуправлению;

- ознакомление с возможностями, которые предоставляет университет для физического и культурного развития (секции, кружки, клубы, музеи);

- организация и участие в различных мероприятиях, проводимых в группе, на факультете, в университете, в городе;

- посещение общежития, изучение условий проживания студентов;

- работа по профилактике конфликтов, правонарушений.

Показателями результативности реализации психо-лого-образовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать следующие критерии.

На уровне группы:

- низкий процент «отсева» студентов;

- академическая успеваемость;

- сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;

- отсутствие конфликтов.

На уровне отдельного студента:

- определенность с научным направлением;

- определенность с научным руководителем;

- овладение навыками оформления курсовой работы;

- участие в делах группы, факультета;

- овладение навыками самопрезентации;

- готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.

2. Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика (Избранные публикации). Уфа, 2001. 120 с.

3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адап-

тации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. науч. тр. Кишинев, 1990. С. 3-17.

4. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского, В.М. Ковалевой, А.А. Крашенинникова и др. М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1986. 303 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.