Д. Н. ЛЕБЕДЕВ
начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области, старший лейтенант внутренней службы
Е. А. ЛИПАТОВА
старший психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области, капитан внутренней службы
Психологическое обеспечение, адаптация и ресоциализация осужденных
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области - исправительная колония строгого режима для впервые отбывающих лишение свободы. В учреждении содержатся мужчины, приговоренные к длительным срокам наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. По составу из 750 осужденных лимитного наполнения колонии около 150 -граждане республик постсоветского пространства, остальные - жители Тверской области и центральной полосы России.
С одной стороны, спецконтингент колонии, в большей части состоящий из молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, представляет собой благодатный материал для реализации целей воспитательного и исправительного воздействия, так как осужденные, впервые попавшие в места лишения свободы, не обременены «вирусом криминальной зараженности» и представлениями уголовной субкультуры. После непродолжительного периода адаптации они относительно легко поддаются исправительному воздействию. С другой стороны, среди них встречается масса тех, кто не имеет четких ценностных ориентаций и нравственных ориентиров. Это, как правило, люди с изломанными судьбами, психологическими травмами, грузом трудноразрешимых проблем. Для работы с ними требуется повышенное внимание со стороны всех служб исправительного учреждения. Значительная роль в этом процессе отводится психологической службе.
Штатным расписанием ИК-6 в психологической лаборатории предусмотрено четыре едини-
цы психологов: три аттестованные должности (начальник лаборатории, старший психолог, психолог) и одна вольнонаемная должность психолога лаборатории. Все сотрудники лаборатории имеют высшее психологическое образование и многолетний стаж работы в УИС.
Среди многочисленных задач, стоящих перед сотрудниками лаборатории, особое место по своей значимости занимают вопросы психологического сопровождения спецконтингента, и в первую очередь психологическое обеспечение реадаптации и ресоциализации осужденных.
В работе по данному направлению психологи колонии исходят из современного постулата о том, что ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями. В значительной мере актуальность проблемы ресоци-ализации осужденных обусловлена тем, что на протяжении 10 последних лет на фоне общего снижения преступности в России уровень рецидива преступлений неизменно возрастал, это свидетельствует о том, что данный вид преступности приобретает черты большей системности и общественной опасности [1]. В силу ряда причин экономического и политического характера указанный факт является, на наш взгляд, прямым следствием увеличения удельного веса социально деградировавших граждан. Криминализация общества препятствует его устойчивому развитию, представляет угрозу национальной безопасности страны.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В обществе произошла коррозия нравственного и правового сознания людей, сопряженная с переориентацией в сторону асоциального образа жизни. Государство отводит ответственную роль исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы России, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоци-ализацию осужденных в ходе отбывания ими назначенного наказания, готовить их к реадаптации к условиям жизни в современном обществе после освобождения из мест лишения свободы.
Приступая к решению поставленной задачи, психологи учреждения исходили из понимания того, что практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой -в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима, правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются способы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного понимается психологами учреждения как важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются в том числе профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказания, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют в пользу того, что в процессе воспитательного воздействия на гражданина, лишенного свободы, возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении.
Для реализации поставленной задачи психологи учреждения провели определенную работу, целью которой было означено развитие качеств осужденных, необходимых для успешной социальной адаптации. Был определен круг следующих исследовательских задач:
- провести эмпирическое исследование с целью изучения адаптационных способностей осужденных к длительным срокам лишения свободы;
- провести комплекс коррекционных и тре-нинговых занятий, направленных на развитие изучаемых качеств;
- отследить динамику развития адаптационных способностей посредством проведения повторного психологического обследования.
Объектом исследования выступили 15 осужденных, отбывших большую часть срока лишения свободы и готовящихся к освобождению. Предметом исследования первого плана выступили качества личности, влияющие на успешность адаптации.
Исследование проводилось в несколько этапов с использованием методики «СПА» (диагностика социально-психологической адаптации).
Анализ результатов первичного обследования показал, что в основном у осужденных преобладает средний уровень развития адаптивности и других качеств, имеющих значение для успешной адаптации (гистограммы 1-7).
Несмотря на полученные результаты, значения которых укладываются в диапазон средних показателей, психологами было принято решение о проведении в отношении членов испытуемой группы на втором этапе эксперимента дополнительной психологической подготовки к освобождению.
Кроме того, принималось во внимание то обстоятельство, что психологическая подготовка осужденных выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Она несет на себе функцию активизации их психики, настроения и чувств, привычек, психологических состояний и формирования установки вести себя заданным образом в новых условиях. В результате целенаправленных психологических воздействий происходит формирование психологической готовности осужденного к быстрому включению в новую социальную среду и деятельности в ней без дополнительных трат энергетических ресурсов на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, стимулированием моральных и правовых чувств.
[email protected] www.orfsin.ru 38
Гистограмма 1
60,0% 50,0% 10,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
Распределение признака «Уровень адаптированности» в выборке осужденных до участия в трен1
Лица с низким уровне адаптиро ванности (4 человека)
Лица со средним уровнем адаптированности (10 человек)
Лица с
Гистограмма 2
Распределение признака «Уровень принятия себя» в выборке осужденных до участия в тре)
I
Лица с низким уровнем Лица со средним уровнем Лица с высоким уровнем принятия себя (3 человека) принятия себя (10 человек) принятия себя (2 человека)
66,67
#
Гистограмма 3
Распределение признака «Уровень принятия других» в выборке осужденных до участия в тренинговых з;
Лица с низким уровнем принятия других (4 ч(
Лица со средним уровнем принятия других (10 человек)
Лица с высоким уровнем принятия других (1 человек)
5,67%
90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Гистограмма 5
Распределение признака «Уровень показателя "ожидание внутреннего контроля" (ОВК)» в выборке осужденных до участия в тренинговых занятиях
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Гистограмма 4
Распределение признака «Уровень эмоционального комфорта (оптимизм, уравновешенность)» в выборке осужденных до участия в тренинговых занятиях
60%
—
Лица с низким уровнем Лица со средним уровнем Лица с высоким уровнем эмоционального комфорта эмоционального комфорта эмоционального комфорта (2 человека) (9 человек) (4 человека)
Гистограмма 6
Распределение признака «Уровень доминирования» в выборке осужденных до участия в тренинговых
Лица с низким уровнем Лица со средним ур. доминирования (2 человека) доминирования (11
Лица с высоким уровнем овек) доминирования (2 человека)
#
Гистограмма 7
Распределение признака «Значение показателя "уход от проблем" (УП)» в выборке осужденных до участия в тренинговых за
Лица с высоким уровнем УП (2 ч еловека)
Характеристики распределения признаков по выборке до участия в программе (п=15)
Параметр Распределение Показатель асимме- Показатель эксцесса Мини- Макси- Среднее нение
Адаптированность 0,5 0,02 -1,37 40 177 107,87 43,11
Принятие себя 0,7 -0,05 -1,46 -13 40 13,00 18,57
Принятие других 0,5 0,24 -1,11 -3 21 8,00 9,28
Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) 0,4 0,50 -0,84 -5 34 14,00 14,07
Ожидание внутреннего контроля 0,5 -0,49 -0,48 -63 69 17,67 35,41
Доминирование 0,9 0,40 -1,38 -1 16 5,50 7,53
Уход от проблем 0,5 0,29 -0,27 -13 -3,00 7,03
Шкала лжи 0,5 -0,89 -0,33 -20 16 -0,50 12,13
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гистограмма 8
Распределение признака «Уровень адаптированности» в выборке осужденных после участия в тренинговых
ю
Лица с низким уро адаптированности (3 41
Лица со средним уровнем Лица с высоким уров адаптированности (10 человек) адаптированности (2 чех
66,67%
70%
40%
20%
Гистограмма 9
:0,00% -70,00% -60,00% -50,00% -40,00% -30,00% -20,00% -10,00% -0,00%
Распределение признака «Уровень принятия себя» в выборке осужденных после участия в тренинговых занятиях
ш
Лица с низким уров принятия себя (1 чел
Лица со средним уров принятия себя (10 чело
Лица с высоким уровнем принятия себя (4 человека)
#
Гистограмма 10
Распределение признака «Уровень принятия других» в выборке осужденных после участия в тренингов
Лица с низким уровнем принятия других(2 человека)
Лица со средним уровнем принятия других (12 человек)
Лица с высоким уровнем принятия других (1 человек)
80/
1-3,33%/с
6,67%
Гистограмма 12
Распределение признака «Уров контроля" (ОВК)» в выборке осужденных
"ожидание внутреннего ; участия в тренинговых
Лица с высоким уровнем и ОВК (3 чел
70
60
50
40
30
20
10
Лица с
средним з ;ля ОВК (9
ОВК (3
Гистограмма 11
Распределение признака «Уровень эмоционального комфорта (оптимизм, уравновешенность)» в выборке осужденных после участия в тренинговых занятиях
Лица с низким уровнем Лица со средним уровнем Лица с высоким уровнем эмоционального комфорта эмоционального комфорта эмоционального комфорта (4 человека) (9 человек) (2 человека)
Гистограмма 13
Распределение признака «Уровень доминирования» в выборке осужденных после участия в тре
I
Лица с низким уровнем Лица со средним уровнем Лица с высоким уровнем доминирования (0 человек) доминирования (13 человек) доминирования (2 человека)
86.67
90%
20%
#
Гистограмма 14 Распределение признака «Значение показателя "уход от проблем" (УП)» в выборке осужденных после участия в тренинговых занятиях
90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% - 86,67%
6,67% 6,67%
""" I"6'
0% Лица с низким значением Лица с средним знг еля УП (13 ч чением Лица с высоким уровнем
Характеристики распределения признаков по выборке после проведения тренинговых занятий (п=15)
Параметр Распределение Показатель асимме- Показатель эксцесса Мини- Макси- Среднее нение
Адаптированность 0,5 0,02 -1,37 40 177 107,87 43,11
Принятие себя 0,7 -0,05 -1,46 -13 40 13,00 18,57
Принятие других 0,5 0,24 -1,11 -3 21 8,00 9,28
Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) 0,4 0,50 -0,84 -5 34 14,00 14,07
Ожидание внутреннего контроля 0,5 -0,49 -0,48 -63 69 17,67 35,41
Доминирование 0,9 0,40 -1,38 16 5,50 7,53
Уход от проблем 0,5 0,29 -0,27 -13 8 -3,00 7,03
Шкала лжи 0,5 -0,89 -0,33 -20 16 -0,50 12,13
[email protected] www.orfsin.ru 40
С целью развития названных качеств с лицами, осужденными к длительным срокам лишения свободы и готовящимися к освобождению, был проведен комплекс мероприятий, включающий в себя психокоррекционные занятия и лекции, часть из которых проводилась с привлечением социального работника и сотрудников центра занятости населения. Занятия были направлены на развитие социальной компетентности осужденных, формирование коммуникативных навыков, обучение методам релаксации и медитации, управления эмоциями и поведенческими реакциями. Основное внимание было сосредоточено на повышении уровня представлений осужденных о будущем после освобождения, планировании ближайших перспектив, разработке личного жизненного плана, психологической подготовке к возвращению в семью. Просветительская часть программы мероприятий была направлена на развитие правовой компетентности осужденных в области трудовой деятельности, формирование практических навыков, необходимых для трудоустройства.
Для оценки эффективности тренинговой работы было проведено повторное обследование осужденных с целью получения сравнительных результатов по той же методике «СПА». В ходе исследования было установлено, что несмотря на преобладание результатов в диапазоне средних показателей по шкалам используемой методики, уровень адаптиро-ванности среди испытуемых получил определенную тенденцию на увеличение (гистограммы 8-14).
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что разработанная психологами программа имеет определенную практическую направленность и, на наш взгляд, может использоваться в рамках работы по адаптации и ресоциализации лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы.
В заключение, мы полагаем, полезно взглянуть на ресоциализацию осужденных как на социально-правовую категорию. В указанном качестве она востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни
современного российского общества и, по нашему глубокому убеждению, обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия на осужденных.
Сотрудники исправительных учреждений, приступая к практической работе в направлении заданной темы, также должны помнить о том, что ресоциализация - это повторная (вторичная) социализация. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок осужденного, его целей, правил, ценностей и норм. Для лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы, ресоциализация - достаточно глубокий процесс, приводящий к глобальным переменам в системе жизненных ценностей и поведении человека.
На сегодняшний день ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая, по нашему мнению, должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении осужденных к жизни в социуме, в адаптации их на воле к принятым в обществе законопослушных граждан ценностным и моральным установкам, в приобретении ими для этой цели необходимых навыков и умений. Обеспечить такой набор призвана в первую очередь психологическая служба учреждений. Однако необходимо помнить также и о том, что успех в реализации поставленной задачи требует объединения усилий сотрудников всех служб исправительных учреждений.
За помощь в подготовке материала авторы благодарят ветерана УИС Валерия Михайловича Косилова, бывшего начальника психологической лаборатории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области.
1. Хисамутдинов Ф. Р., Шалагин А. Е. Рецидивная преступность и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 3 (21). С. 32-37.