ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.М. Усков, М.В. Усков, В.В. Усков, С.С. Бондарев, Воронежский государственный технический университет И.В. Теслинов, Воронежская государственная медицинская академия
им. Н.Н. Бурденко Т.В. Любавская, МОУ СОШ № 19
Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во -вторых, объектом исследований является не "природная среда", а "мир природы" [1].
Перед экологической психологией стоят задачи создания технологии, анализа развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучения механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработки принципов и методов диагностики, которые решаются в рамках каждого направления исследований, а также изучения функций, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы.
Субъективное отношение к природе — это субъективно-окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. На основе параметров модальности и интенсивности в экологической психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.
В субъектном восприятии выделяются три аспекта: а) гносеологический, б) установочный и в) функциональный.
Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъек-тификации. Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный, когнитивный, практический. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным
объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему. Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка. Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам. В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов [2].
Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире. Психологическими релизерами практического канала являются "ответы" — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним. Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.
Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая "противопоставленность — включенность", б) "объектно-субъектное" восприятие природы, в) "прагматический-непрагматический" характер взаимодействия [2].
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая. Выделяются два "кризисных периода": младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью. Именно в эти периоды "нестабильности" происходит и переструктурирование компонентов интенсивности. В среднем интенсивность отношения к природе у преподавателей не достигает среднего уровня его интенсивности у учащихся, при этом интенсивность отношения у учителей биологии равна интенсивности данного отношения у учителей других специальностей. Блок психодиагностических методик, разработанный в экологической психологии, позволяет получить достаточно полную картину характера отношения к природе, сложившегося у личности. Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания [3-4].
К методам формирования экологических представлений относятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.
Таким образом, процесс формирования экологического сознания личности проходит этапы лабилизации, освоения адекватных экологических технологий и субъектификации природных объектов. Формирование экологичной личности в рамках экологического образования должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям восприятия.
Список использованной литературы:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 254 с.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 324 с.
3. Хесле В. Философия и экология. М., 1993. 296 с.
4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980. 252 с.