В сферу профессиональной ответственности попадают качества личности студента. Очевидно, что предпринятый нами анализ целей профессиональной деятельности преподавателя педагогического вуза не претендует на полноту и носит скорее характер постановки и осознания проблемы. Обозначенные цели не равнозначны по вкладу в профессионально-личностное развитие студента - будущего педагога. Так, главная цель - становление студента субъектом метадеятельности - представляется наиболее масштабной, в то время как остальные могут расцениваться как ее конкретизация. Вместе с тем, каждая из выделенных целей имеет самостоятельное значение и ценность. Так, отсутствие развитых навыков самостоятельной учебной деятельности приведет к быстрой потере актуальности профессиональной подготовки, а без осознания ценности профессии и гуманистической педагогической направленности все остальное в подготовке учителя просто теряет смысл. Важнейшую роль в организации деятельности играет рефлексия - постоянный анализ целей, задач, процессов, результата. В педагогическом и психологическом смысле они направлены на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге - превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, в полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предпо-
Библиографический список
лагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия - не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей.
В ситуации перехода к личностно ориентированной парадигме образования приоритетным становится создание условий для личностного развития, для подготовки студентов к выполнению социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Отсюда, качество жизни студента определяется: качеством свойств личности, адекватных требованиям осваиваемой им профессии и требованиям тех сфер жизни, в которые он неизбежно будет включен; качеством тех знаний и умений, которые необходимы для реализации себя в профессии и в каждой из сфер жизни, при этом следует особо подчеркнуть роль психолого-педагогических знаний; качеством самообразовательных умений и навыков, необходимых для профессионального роста, самореализации, самоактуализации; качеством тех психических функций, которые обеспечивают возможность прогнозирования, проектирования и регулирования своей жизнедеятельности.
В образовательной среде вуза названные качества могут быть сформированы лишь в единстве образования, воспитания и развития, необходимость которого декларируется, в том числе и дидактикой высшей школы. Теория и практика высшего образования ориентированы, в основном, на организацию различных видов деятельности.
1. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. Москва, 2000.
2. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004; № 8: 34 - 41.
3. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах. Педагогика. 2005; 3: 47 - 52.
4. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. Педагогика. 2006; 9: 55 - 60. References
1. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekcij. Moskva, 2000.
2. Frolov Yu.V. Kompetentnostnaya model' kak osnova kachestva podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004; № 8: 34 - 41.
3. Pidkasistyj P.I. Trebovaniya, pred'yavlyaemye k obuchayuschimsya v vuzah. Pedagogika. 2005; 3: 47 - 52.
4. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya. Pedagogika. 2006; 9: 55 - 60.
Статья поступила в редакцию 12.02.17
УДК: 159.9.07
Puzko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Humanitarian Technologies, Admiral Nevelskoy Maritime State University (Vladivostok, Russia), Е-mail: vpuzko@rambler.ru
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia), Е-mail: valstan13@mail.ru
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR IN HIGH SCHOOL STUDENTS. The paper presents an overview of the authors' research in the field of psychological well-being of an individual and these concepts: happiness, subjective quality of life, positive attitude, positive attitude of the subject to itself. The authors observe psychological characteristics of the age of the student, as the age of planning for the future, focusing on their own interests, as well as difficult lifespan, which solve problems of real life. The work shows approaches in the investigation of coping behavior. The research presents the empirical results on the study of the relationship of levels of psychological well-being of pupils and types of the coping behavior. The work diagnoses indicators of subjective well-being, subjective well-being, as well as strategies of coping behaviors: confrontation, distancing, self-control, seeking for social support, accepting responsibility, escape-avoidance, planning problem solving, positive reappraisal. The work discovers two significant correlations: positive - between the level of psychological well-being and the strategy of confrontational coping; negative - with the strategy of distancing, escape-avoidance.
Key words: psychological well-being, high school student, coping behavior, age characteristics, correlation.
В.И. Пузько, канд. филос. наук, проф. каф. гуманитарных технологий Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского, Е-mail: vpuzko@rambler.ru
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, Е-mail: valstan13@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дан обзор исследований в области психологического благополучия личности и сходных понятий: счастье, субъективное ощущение качества жизни, позитивное мировосприятие, позитивное отношение субъекта к себе. Отмечены психологические особенности возраста старшеклассника, как возраста планирования будущего, акцентирования внимания на собственных интересах, а также трудного жизненного периода, в рамках которого решаются реальные жизненные проблемы. Рассмотре-
ны подходы к исследованиям в области совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования связи уровней психологического благополучия старшеклассников и типов совладающего поведения. Диагностировались показатели субъективного благополучия, субъективного благополучия, а также стратегии совладающего поведения: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Обнаружены значимые корреляции: положительная - между уровнем психологического благополучия и стратегией конфронтационного копинга; отрицательная - со стратегией дистанцирования и стратегией бегства-избегания.
Ключевые слова: психологическое благополучие, старшеклассник, совладающее поведение, возрастные особенности, корреляционные связи.
В старших классах подросткам приходится сталкиваться с множеством трудных жизненных ситуаций. Подростковый возраст является сложным сам по себе - он связан с перестройкой физиологии (гормональный скачок, гетерохронность физического развития), старшеклассник преодолевает трудности освоения школьной программы в нелёгкий период взросления, изменения отношения к себе, жизни, окружению. Субъективное, психологическое благополучие старшеклассника подвергается проверке на прочность. Он сталкивается с трудностями подготовки к важным экзаменам. Социализация данного периода такова, что подросток не может отказаться с решения актуальных проблем. Разрешение разного рода проблем включает, прежде всего, со-владание со своими субъективными внутренними трудностями, психологическим неблагополучием. Именно от психологического благополучия зависит эффективность и стратегии решения проблем, что даёт возможность быть успешным в образовании. Психическое благополучие, как состояние физического и психического здоровья старшеклассника может быть связано с использованием более эффективных (субъективно) стратегий совладания связано со счастьем и удовлетворенностью жизнью.
Целью исследования стало изучение подходов к понятию психологического благополучия и выяснение его связи с типом совладающего поведения у старшеклассников.
Обзор. Психологическое благополучие часто идентифицируют с представлением о счастье, при этом исторически психология акцентирует внимание на негативных значений субъективных переживаний, позитивные коннотации багополучия «зазвучали» в психологии лишь в ближайшие десятилетия [1].
Для подростков старшего школьного возраста психологическое благополучие становится особо значимым, поскольку приоритеты гедонистического типа ценностей, ставшие актуальными для современного молодого человека, и связанные, в первую очередь, с современной социальной ситуацией, ставят важнейшие личностные ресурсы под удар саморазрушения, утраты жизнеспособности [2; 3].
Важнейшим периодом для личностного и профессионального развития является период старшего школьного возраста, -именно он даёт новый импульс для самовосприятия, а также для обретения психологического благополучия человека.
Период обучения в старших классах - это граница между детством и взрослой жизнью, который длится 10 лет, является крайне динамичным периодом развития и в существенной мере влияет на всю жизнь человека. Колоссальная роль этого возраста, как возраста развития подчёркивается как исследователями, так и писателями.
Понимание возраста Д.Б. Элькониным и выстроенная им периодизация психического развития построена на социальном контексте: ситуация развития, ведущая деятельность, кризисы и новообразования возрастного периода. 15 - 18 лет - возраст старшего подростка. Ведущей его деятельностью становится учебно-профессиональная, развивается познавательная сфера в соответствии с интересами, будущим профессиональным профилем. К числу новообразований относятся мировоззрение и профессиональные интересы, - основной акцент деятельности молодого человека, его интересы направлены на себя, на планирование своего будущего [4].
Взгляд Э. Эриксона на этот возрастной период характеризует его с точки зрения приобретения чувства идентичности: школьник выбирает между положительной идентификацией и спутанностью ролей [5]. В теории Э. Эриксона юношеский период объединен с подростковым в общую, пятую стадию, стадию построения идентичности которая охватывает возраст от 12 до 18 лет - что совпадает с периодом обучения в старшей школе. Старшеклассники размышляют о будущем и строят планы, однако, нацеленность на сдачу ЕГЭ, часто обусловленная влиянием учителей и родителей и составляет трудность актуального настоящего современного старшего школьника. В то же время проблемы со сверстниками и родителями, с обретением статуса
взрослого, - всё это расширяет круг трудностей, проблем, которые приходится решать старшекласснику в этот период, используя имеющиеся поведенческие стратегии и осваивая новые пути развивая новые способы решения проблем и трудных ситуаций.
Г.А. Никонов рассматривая сходное с психологическим благополучием понятие - субъективное ощущение качества жизни -отмечает, что движущей силой изменения отношения к ситуации, интерпретации происходящего является потребность в структурированности, в стабильной картине мира, это может обеспечить, снижение тревожности, субъективное благополучие [6]. Это говорит о тесной связи понятий, основной смысл которых связан с субъективным восприятием собственной ситуации.
Психологическое благополучие, как позитивное мировосприятие З.А. Араксиева рассматривает в контексте предрасположенности человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. Исследователь доказывает, что психологические этапы обретения благополучия состоят из осознания жизненных установок, повышении осмысленности жизни, когнитивной переработки целей и позиций, а также роста контроля и ответственности за свою жизнь [7].
Современные отечественные исследователи рассматривают субъективное благополучие как относительно продолжительное психическое состояние, спецификой которого является отношение субъекта к себе и окружающей реальности, что, в целом, отражает взаимосвязь субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы личности [8; 9; 10].
Таким образом, понятия субъективное и психологические благополучие имеют не только близкое значение, но, практически, синонимичны
Крайне важным для состояния психологического и субъективного благополучия является и отношения старшеклассников с педагогами, Н.А. Аминов указывает, что если учитель способен «достучаться» до переживания своих учеников, стимулировать их выражение и прийти к их пониманию (эффект социальной фасилитации), то у школьников будет обнаруживаться усиление мотивации достижения (более высокие оценки по профилирующим предметам), лучшая подготовка по основным предметам для сдачи ЕГЭ, и способность принимать решения не только при сдаче выпускных экзаменов, но и в выборе будущей профессиональной карьеры [11].
В статье Н.А. Аминова совместно с одним из авторов настоящей работы доказывается, что, прежде всего, учитель - это тот человек, с помощью которого, старшеклассник может сам для себя раскрыть свои способности [12].
В нашем контексте можно полагать, что решение сложных задач взаимоотношений с педагогом также требует определённых более или менее устоявшихся поведенческих стратегий преодоления трудностей, копинг-стратегий.
Е.Г. Вергунов на выборке из 68 подростков г. Новосибирска получил подтверждение связи неприятия оценок в школе и повышенного уровня алекситимии. Вероятно, неконструктивные поведенческие стратегии, сниженные навыки интерпретации чувств и эмоций окружающих и неумение вербализовать свои собственные эмоции отрицательно влияют на получаемые оценки.
Методы исследования. Для изучения связи между психологическим благополучием старшеклассника и преобладающими копинг-стратегиями преодоления трудностей в 2016 году было проведено эмпирическое исследование на выборке школьников 10 и 11 классов одной из общеобразовательных школ г. Владивостока (N=58).
1. Шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированный и валидизированный Н.Н. Лепешинским.
2. Шкала субъективного благополучия Н.П. Фетискина.
3. Опросник Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.
Результаты. По результатам исследования психологического благополучия (методика К. Рифф), у большинства старше-
Позитивные Автономия Управление Личностный Цели в жизни Самопринятие отношения средой рост
Рис. 1. Профиль психологического благополучия старшеклассников.
классников оказался низким уровень положительных отношений с другими (N=23).
Практически у всех испытуемых уровень психологического благополучия оказался низким, при позитивной самооценке. По средним значениямбыл построенпрофиае психологического благополучия личности, характеризующий современного школь-ника11кпаспн(Рис, 1).
Результаты (рис.1) показали низкий уровень выраженности пcиаoлoгичecкoгo блаиополучия.при е^ь^ж^н^-
ность по шкале «цели в жизни», что может свидетельствовать о преобладании направленности на поиск смысложизненных це-лбй.Веорывтказался почабетельпо поале«личиистрый рост», что может быть второй ценностью у старшеклассников, которым пcрдcсoио профлссоональное саморпpсдeлeни« и выбор направления развития. Наименее выражен показатель по шкале «п»лoоатпльныooтлoшe ни cдиапгми»,чсocиидeтeсьcт»yec
об ограниченном количестве доверительных отношений с окружающими, что несколько необычно для этого возраста, который характеризуется ведущей деятельностью по межличностному взаимодействию.
Результаты исследования по методике «Шкала субъективного благополучия» Н.П. Фетискина представлены ниже (Табл. 1). Результаты были показаны через средний балл: низкий 1-2 балла, средний 2-5 баллов, высокий - 6-7 баллов. Субъективное благополучие оценивалось на основе оценки количества стэн. Об эмоциональном комфорте свидетельствовали показатели по шкалам «напряжённость» и «чувствительность», «психоэмоциональная симптоматика» и «изменение настроения». Высокие значения по этим шкалам показали положительные тенденции, а низкие - эмоциональный дискомфорт, вызванный высокой чувствительностью и напряженностью, проявлением негативных эмоций,перепадаминастроения.
Таблица 1
Выраженность показателей субъективного благополучия (уровни)
Показатели субъективного благополучия Низкий Средний Высокий
человек % человек % человек %
Напряженность и чувствительность 6 20 21 70 3 10
Психоэмоциональнаясимптоматика 3 10 18 60 9 30
Изменения настроения 13 43 15 50 2 7
Значимостьсоциального окружения 0 0 28 93 2 7
Самооценка здоровья 4 13 21 70 5 17
Удовлетворенность повседневной деятельностью 0 0 25 83 5 17
Степеньсубъективногоблагополучия 0 0 24 80 6 20
Таблица 2
Корреляции копинг-стратегий и субъективного и психологического благополучия
Психологическое благополучие Степень субъективного благополучия
Конфронтация -0,624* 0,243
Дистанцирование -0,162 -0,613*
Самоконтроль -0,157 -0,143
Поиск социальной поддержки -0,267 0,282
Принятие ответственности -0,099 -0,251
Бегство-избегание -0,487* -0,549*
Планирование решения проблемы 0,028 -0,016
Положительная переоценка -0,282 -0,097
* p=0,01 ** p=0,05
Представленные выше данные (табл. 1) говорят о невысоком уровне субъективного благополучия старшеклассников. Согласно полученным результатам, большинство испытуемых-старшеклассников имеют средний уровень выраженности всех показателей субъективного благополучия, высоким уровнем субъективного благополучия обладают лишь 6 человек.
Критические значения для степени значимости 99% Rs=0,47, для степени значимости 95% Rs=0,36.
Интерпретация. Оказалось, что, существует значимая отрицательная корреляция между психологическим благополучием и стратегией конфронтационного копинга (Табл. 2), что говорит о том, что старшеклассник в условиях напряжённой стратегии "конфронтация" чаще ощущает своё психологическое неблагополучие в этой связи, чем меньше подросток конфликтует, тем он более психологически благополучен. Напряжённость стратегии "дистанцирование", как стратегии совладания, снижает степень субъективного благополучия старшеклассника.
Библиографический список
Значимой стала отрицательная корреляция между субъективным благополучием и стратегией дистанцирования: при выраженности дистанцирования, как стратегии совладающего поведения, у старшеклассника снижается степень субъективного благополучия.
Существует значимая корреляция между субъективным и психологическим благополучием и стратегией бегства-избегания, - чем меньше напряжение этой стратегии совладающего поведения, тем выше степень психологического и субъективного благополучия.
Таким образом, в работе представлен обзор данных о содержании понятия психологического благополучия личности, о значимости явления психологического благополучия для старшеклассника, а также результаты исследования связи психологического благополучия и субъективного благополучия с преобладающими копинг-стратегиями. Эмпирические результаты на выборке из 58 старшеклассников показали, что у большинства из них - невысокий уровень выраженности психологического благополучия
1. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2013.
2. Фотиева И.В. Русская культура в глобальном мире. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (2).
3. Большунова Н.Я., Ульянов А.В. Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 6 (49).
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971; 4.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996.
6. Никонов Г.А. Субъективное ощущение качества жизни и психологическая дифференцированность. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59).
7. Араксиева З.А. Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59) .
8. Процукович Е.П. Субъективное благополучие как психическое состояние. Мир науки, культуры, образования. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.rU/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-kak-psihicheskoe-sostoyanie
9. Бородина В.Н., Гончарук М.Д. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы личности (на примере студентов заочного отделения психологического факультета). Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54) .
10. Погорская В.А. Ценностные ориентации студентов педагогических специальностей с разными уровнями субъективного благополучия. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57).
11. Аминов Н.А., Жамбеева З.З. Разноуровневые связи «самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54).
12. Аминов Н.А. Чернявская В.С. Самораскрытие способностей старшеклассника. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59).
13. Вергунов Е.Г. Анализ иерархических корреляционных связей между параметрами эмоционального реагирования старшеклассников. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6 (31).
References
1. Dzhidar'yan I.A. Psihologiya schast'ya i optimizma. Moskva: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 2013.
2. Fotieva I.V. Russkaya kul'tura v global'nom mire. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6 (2).
3. Bol'shunova N.Ya., Ul'yanov A.V. Mnogoobrazie funkcij 'empatii v kontekste razlichnyh simptomo-kompleksov lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 6 (49).
4. 'El'konin D.B. K probleme periodizacii psihologicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Voprosy psihologii. 1971; 4.
5. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost' i krizis. Moskva: Progress, 1996.
6. Nikonov G.A. Sub'ektivnoe oschuschenie kachestva zhizni i psihologicheskaya differencirovannost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59).
7. Araksieva Z.A. Issledovanie optimisticheskogo i pessimisticheskogo mirovospriyatiya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59) .
8. Procukovich E.P. Sub'ektivnoe blagopoluchie kak psihicheskoe sostoyanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 1. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-kak-psihicheskoe-sostoyanie
9. Borodina V.N., Goncharuk M.D. Vzaimosvyaz' sub'ektivnogo blagopoluchiya i cennostno-smyslovoj sfery lichnosti (na primere studentov zaochnogo otdeleniya psihologicheskogo fakul'teta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54) .
10. Pogorskaya V.A. Cennostnye orientacii studentov pedagogicheskih special'nostej s raznymi urovnyami sub'ektivnogo blagopoluchiya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57).
11. Aminov N.A., Zhambeeva Z.Z. Raznourovnevye svyazi «samocennosti» lichnosti podrostka v strukture integral'noj individual'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54).
12. Aminov N.A. Chernyavskaya V.S. Samoraskrytie sposobnostej starsheklassnika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59).
13. Vergunov E.G. Analiz ierarhicheskih korrelyacionnyh svyazej mezhdu parametrami 'emocional'nogo reagirovaniya starsheklassnikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6 (31).
Статья поступила в редакцию 10.02.17