ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы психологии труда
ного переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть, на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние;
4) индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, механизмами психологической защиты, характером, способностями, акцентуациями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния;
5) внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляются в позе, мимике, движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, в покраснении лица или бледности. Даже если сотрудник пытается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится;
6) настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. А все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е.М. ГОНЧАРОВА,
преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 —психология труда, инженерная психология и эргономика
E-mail: goncharova_e_ [email protected]
Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Д.Б. Белинская; кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики
Московского университета МВД России Л.И. Золотарева
Аннотация. Проводится анализ применения тренингов для развития профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел, с учетом гендерных различий и использования их в профессиональной деятельности сотрудников отделов по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: психологический тренинг, личностные и профессионально-важные качества, тендерные различия, профессиональный и психологический отбор.
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A FORM OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES STAFF DEPARTMENTS TO PREVENTING AND SUPPRESSION OF CRIMES AMONG THE JUVENILE DELINQUENCY
OF INTERNAL AFFAIRS
E.M. GONCHAROVA,
lecture in legal psychology Moscow university of interior ministry of Russia
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
\ kty;i. I i,ii i.ir проблемы психологии труда
Annotation. The article analyzes the use of trainings for the development professionally important qualities of employees of the Internal Affairs taking into account gender differences and using them in the professional activity of the employees of the departments to prevent and suppression of violations Wed.
Keywords: psychological training, personal and professionally important qualities, gender differences, professional and psychological selection.
В настоящее время большой интерес проявляется к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и тренинговых упражнений. Психологический тренинг является одной из систем специально организованного интенсивного воздействия, который может стать методической основой и в дальнейшем помочь в решении многих актуальных проблем в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Давая обобщенную характеристику динамике личностных качеств и особенностей женщин — сотрудниц инспекций по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних ОВД, можно отметить, что в ходе профессиональной деятельности у женщин-сотрудниц нивелируется направленность на других людей, связанная, как раскрыто в ряде работ1, с интересом к другим людям, уважением и доверием к ним, стремлением к сотрудничеству и способностью к переживанию.
Некоторые авторы в качестве основы успешной деятельности сотрудников правопорядка рассматривают иные личностные качества. По мнению Б.Г. Бовина, большей профессиональной пригодностью для работы в правоохранительных органах обладают типы гуманистически-эстетический и им-пульсивно-тревожный2. Б.Г. Бовин отмечает, что сотрудники ОВД с гуманистически-эстетическим типом направленности наиболее успешно справляются с воспитательной работой в правоохранительных органах, что необходимо для работы в инспекциях по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ литературных данных показывает, что профессиональную пригодность к данной профессии обеспечивают следующие личностные особенности: уважение к человеку (несовершеннолетнему) и интерес к нему, способность понять его своеобразие, присущее только ему, эмпатия, стремление к демократическому и доверительному общению, низкий уровень агрессивности, низкая конфликтность, адекватность эмоций и
ответственность. Также необходимо учитывать стремление к внутреннему росту и саморазвитию, а также желание реализовать и развивать себя как профессионала и как личность.
Кроме того, при изучении становления личности женщины-сотрудницы необходимо учитывать свойства и состояния личности в зависимости от объективных факторов. В соответствии с этим для наиболее полного раскрытия личности женщины — сотрудницы правоохранительных органов необходимо исследовать те изменения свойств личности в процессе деятельности, которые требуют выдвижения на первый план то одного, то другого свойства личности.
По мнению авторов, проводивших исследования в области психологических особенностей деятельности сотрудников органов внутренних дел, выделяются специфические психологические особенности: правовая регламентация деятельности ОВД, наличие властных полномочий, коммуникативность, конфликтный характер деятельности, сложность и напряженность, ярко выраженный познавательный характер3.
В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности сложилась практика подготовки как физической, так и психологической готовности сотрудников ОВД с учетом определенной программы формирования необходимых качеств.
1 Киселева Е.А. Социально-демографический и психологический портрет поступающих на службу в органы внутренних дел // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996. № 3. С. 67; Основы управления в органах внутренних дел: учебник. 3-е изд., с изм. и доп. // под ред. А.П. Коренева. М., 1999. С. 215; Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: дис. ... докт. псих. наук. СПб., 2000.
2 Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М., 1997.
3 Горчакова В.Г. Указ. соч.; Щелкунова М.В. Статус женщины-полицейского: история и современность: учеб. пособие. М., 2002.; Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2001.
№ 4 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
63
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы психологии труда
Разработка методики оценки профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу в ОВД на предварительном этапе отбора является своевременной и весьма актуальной для организации психологического обеспечения органов внутренних дел.
Профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел состоит из основного, предварительного и заключительного этапов. Предварительный и заключительный этапы отбора кандидатов на службу осуществляют психологи территориальных подразделений ОВД, основной этап — психологи ЦПД МВД России. Очень часто работа психологов подразделений при проведении предварительного этапа профессионального психологического отбора в ОВД дублирует методику работы психологов ЦПД. Это вызывает недовольство как со стороны специалистов ЦПД, так и со стороны кандидатов, поступающих на службу в ОВД. Кроме того, деятельность центров психологической диагностики больше направлена на выявление латентной психопатологии, чем на определение профессионально важных качеств.
Воздействие на личность при помощи психологического тренинга — принципиально важное теоретическое обоснование этой формы практической психологической работы, в частности, в системе МВД, и может быть сформулировано в следующих положениях:
♦ психологический тренинг — это инструмент, опосредующий действие, в процессе которого его участники получают возможность овладеть новыми поведенческими навыками;
♦ в процессе тренинга как определенного инструментального действия можно выделить следующие этапы: построение модели идеального поведения в профессиональной деятельности; выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
трансформация поведения участников всей исследуемой группы к эталону и его закрепление.
Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей, где повышается эффективность процесса группового освоения поведенческих навыков, что достигается благодаря как практическому подкреплению в виде моделей и схем поведения, так и эмоциональному подкреплению и получению обратной связи. Цель тренинга — развитие профессионально важных качеств личности; стимулирование личностного роста, развития установок на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности; освоение профессиональных ролей служебной деятельности; формирование уверенности в себе сотрудников ОППН ОВД.
Литература
1. Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М., 1997.
2. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: дис. ... докт. псих. наук. СПб., 2000.
3. Киселева Е.А. Социально-демографический и психологический портрет поступающих на службу в органы внутренних дел // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996.
4. Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2001.
5. Щелкунова М.В. Статус женщины-полицейского: история и современность: учеб. пособие. М., 2002.
6. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. 3-е изд., с изм. и доп // под ред. А.П. Коренева. М., 1999.
7. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005.