СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
УДК 612.821
В.И. Прохоров
Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА А.В. АШАПАТОВА ПО ОСНОВНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы психодиагностики индивидуальных особенностей спортсмена, построения его психологического профиля. Проводятся результаты анализа динамики показателей психологического профиля в Параолимпийском цикле подготовки (2005 - 2008 гг.).
Ключевые слова
Личность, психологический профиль, нервная система, эмоциональная сфера, волевые качества,
направленность личности.
Актуальность. Модельно-целевое проектирование спортивной подготовки предполагает создание разноуровневых моделей: модели соревновательной деятельности, модели спортсмена, модели тренировочного процесса [4, с. 286 - 325]. Одним из компонентов структуры личности является компонент, характеризующий психические свойства, качества личности спортсмена [1, 7].
В общей и спортивной психологии представлен широкий набор методик психодиагностики личности. При этом следует отменить, что многие из них содержат очень большой перечень диагностируемых характеристик личности и не всегда отражают наиболее значимые для спортивной деятельности психические свойства и качества спортсмена.
В целях психологического обеспечения и сопровождения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов необходима информация об их индивидуальных психологических особенностях.
Цель исследования - построить психологический профиль личности А.В. Ашапатова.
Задачи исследования
1. Провести первичное психодиагностическое обследование и построить психологический профиль личности спортсмена (2005 г.).
2. Разработать план психологической подготовки А.В. Ашапатова в Параолимпийском цикле (2005 - 2008 гг.).
3. Провести заключительное психодиагностическое обследование и построить психологический профиль личности спортсмена (2008 г.).
4. Выполнить анализ динамики показателей, характеризующих психические свойства личности спортсмена на начало и конец Параолимпийского цикла подготовки (2005 - 2008 гг.).
Организация и методики исследования
Психологическое обследование индивидуальных особенностей личности А.В. Ашапатова, в целях и возможной коррекции, выполнялось ежегодно на протяжении всего Параолимпийского цикла спортивной подготовки. После предварительного ознакомления с методиками психодиагностики, инструктирования по их выполнению, спортсмен в течение 3-х дней выполнял самотестирование с использованием соответствующих методик.
Основные методики и методики психодиагностики: наблюдение, опрос (устный - беседа;
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
письменный - анкетирование), шкала реактивный (ситуативной) и личностной тренировки Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина [2, с. 214 - 217], оценка ситуативной тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности [2, с.. 218 - 221], самооценка эмпатических способностей [2, с. 219 - 223], самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность. настроение (САН) [2, с. 229 - 230], личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых [2, с. 237 - 243], диагностика локуса контроля по Д. Б. Роттеру [2, с. 459 - 463]; тест ЧХТ (черты характера и темперамента) [3, с. 60 - 65], измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом [3, с. 118 - 120]; диагностика потребности достижения успеха [5, с. 564 - 565], «прогноз» [5, с. 670 - 675], тест Томаса - поведение в конфликтной ситуации [5, с. 709 - 716], МЛО - «Адаптивность» [6, с. 549 - 557].
Результаты исследования и их обсуждения
Результатом психодиагностического обследования А.В. Ашапатова явилось построение психологического профиля личности спортсмена по основным характеристикам его индивидуальности.
Сравнительный анализ показателей 2005 и 2008 годов, характеризующих индивидуальные особенности личности спортсмена, свидетельствует о положительной динамике всех исследуемых параметров, за исключением свойств нервной системы. Качественные показатели свойств нервной системы - сила и подвижность нервных процессов, лабильность, нижний порог чувствительности не изменились. Свойства нервной системы предопределены генетически, могут изменяться с возрастом, но консервативны по отношению к воздействию тренировочной и соревновательной деятельности.
{ 1,8 }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
IV. Направленность личности 1. Мотивация достиже-
ния успеха 2. Мотивация избега-
ния неудач Желание соревно- 155"*-
ваться 9 i**
4. Уровень притязаний 5. Локус контроля. 11н- 8 r Je
тернальность 6. Интерес к спортивно zu i /
- методической литера- ч
туре 7. Самооценка состоя-
ния готовности к сорев- 8 5
нованиям
Примечание:
- показатели 200 5 года.
- показатели 200 8 года.
{ ш }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
В показателях, характеризующих эмоциональную сферу и волевые качества спортсмена отмечается следующая динамика: снижается уровень агрессивности, фрустрации, ригидности, ситуативной и личностной тревожности, возрастает способность к саморегуляции неблагоприятных психических состояний, увеличивается уровень проявления волевых усилий, стрессоустойчивость, личностный адаптационный потенциал, САН; снижается вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях.
Отмечаются существенные положительные изменения в показателях, характеризующих социально-психологические особенности личности: снижается проявление экстраверсии, повышаются эмпатические способности. Психологическая атмосфера в спортивной команде оцениваются как «очень благоприятная». Взаимоотношения с тренером по гностическому, эмоциональному и поведенческому параметрам достигают высокого уровня. В стратегиях поведения спортсмена в конфликтных ситуациях отмечается некоторое снижение уровней проявления сотрудничестве и компромисса в пользу соперничества.
В показателях, характеризующих направленность личности спортсмена, отмечаются следующие положительные изменения: доминирующее положение, вместо мотивации «избегание неудач» занимает мотивация «достижение успеха»; значительно возрастает желание соревноваться, уровень притязаний, интерес к спортивно-методической литературе. Самооценка готовности и соревнованиям повышается со среднего до высокого уровня.
Все выявленные изменения, по нашему мнению, произошли под влиянием тренировочно-соревновательной деятельности, общения с тренером и членами спортивной команды. Существенную роль, при этом, сыграла система психологической подготовки, психологического сопровождения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Эти изменения в психической сфере личности спортсмена носят приспособленный (адаптивный) характер к более экстремальным условиям предстоящей соревновательной деятельности, по сравнению с предыдущим периодом.
Заключение
К концу этапа непосредственной подготовки к Параолимпийским играм в Пекине (2008 г.) индивидуальность личности А.В. Ашапатова характеризовалась: сильными, подвижными, уравновешенным типом нервной системы, сангвиническим типом темперамента, доминированием первой сигнальной системы над второй, значительной напряженностью эмоционально-волевой сферы, высоким уровнем стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала, низкой вероятностью нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях, адекватно высоким уровнем притязаний и готовности к достижению рекордного спортивного результата.
Список использованной литературы:
1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - С. 132 - 196.
2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПБ. : Питер, 2000. - 554 с.
3. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.Л. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.
4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : ИЦ «Лань», 2005. - 384 с.
5. Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности : учебное пособие / Под редакцией В.А. Бодрова. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 767 с.
6. Практическая психодиагностика : методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ, 1998. - 668 с.
7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. - М. : Академический проект, 2005. - 124 с.
© В.И. Прохоров, 2019