Научная статья на тему 'Психологический портрет подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотической зависимости'

Психологический портрет подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотической зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2026
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГРУППА РИСКА / НАРКОТИЗАЦИЯ / ADOLESCENCE / PERSONALITY PECULIARITIES / RISK / ANESTHESIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна, Холина Оксана Александровна

Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенной связи с комплексом личностных особенностей, который является возникновения предиктором наркотизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна, Холина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF TEENAGERS ENTERING IN "GROUP OF RISK" FOR THE EMERGENCE OF DRUG ADDICTION

The problem with substance abuse, we consider the problem of person who uses drugs, in specific connection with the complex of personal characteristics, which is a predictor of emergence of anesthesia

Текст научной работы на тему «Психологический портрет подростков, входящих в «Группу риска» по возникновению наркотической зависимости»

По шкале интернальности в области учебных взаимоотношений мы получили следующие показатели: 17 подростков - 85%, не употребляющих наркотические вещества, показали высокие результаты, это характеризует их как людей, считающих свои действия важным фактором в организации общей деятельности класса, в складывающихся отношениях в коллективе. С низкими показателями всего 3 подростка - 15%.

Шкала интернальности в семейных отношениях имеет большое значение для детей подросткового возраста. В группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, 15 подростков - 75% - имеют высокие показатели, это говорит о том, что они считают и себя ответственным за события в семейных взаимоотношениях, и 5 человек - 25% - с низкими показателями.

В области межличностных отношений шкала интернальности показывает нам следующие результаты: в группе, не употребляющих наркотические вещества, 5 подростков - 25% - имеют низкие показатели и 15 подростков - 75% - имеют высокие показатели. Дети с низкими баллами не считают себя способными активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров; подростки с высокими показателями считают возможным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни выявлены следующие результаты в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ: 11 человек - 55% - имеют высокие показатели, 9 - низкие показатели - 45%. Люди с высокими показателями считают себя ответственными за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. Дети с низкими показателями считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.

Таким образом, в результате проведенного теста «Уровень субъективного контроля» можно сделать следующие выводы: в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, отмечается противоположная тенденция, по интернальным шкалам обшая, достижений, неудач, учебная, семейных взаимоотношений, межличностных отношений и здоровья высокий уровень субъективного контроля.

Итак, на предварительном этапе анализа полученных результатов первых из проведенных методик уже можно говорить о видимой разнице в личностных психологических особенностях подростков с наркотизацией и школьников, не принимающих наркотики. Конечно, эти результаты предварительны и требуют проверки средствами математической статистики, однако на данном этапе можно предположить, что гипотеза нашего экспериментального исследования находит подтверждение при анализе эмпирических данных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007.- 416 с.

2. Мищенко В.И. Место психологического сопровождения в системе воспитательной работы высшего учебного заведения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 2. - С. 277-281.

3. Петрова Е.Г. Холина О.А. Психолого-педагогические особенности становления будущих педагогов как субъектов здорового образа жизни // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - Выпуск №3. - Ба-тайск, 2015. - С. 114-125.

Е.Г. Петрова, О.А. Холина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация. Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенной связи с комплексом личностных особенностей, который является возникновения предиктором наркотизации.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.

E. G. Petrova, O. A. Cholina

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF TEENAGERS ENTERING IN "GROUP OF RISK" FOR THE EMERGENCE OF DRUG ADDICTION

Abstract. The problem with substance abuse, we consider the problem of person who uses drugs, in specific connection with the complex of personal characteristics, which is a predictor of emergence of anesthesia.

Key words: adolescence, personality peculiarities, risk, anesthesia.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного общества является злоупотребление наркотическими и токсикоманическими средствами, которые, по сути, есть явление, относящееся к разряду высокозначимых социальных проблем.

Согласно социологическим исследованиям, количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ, составляет 1,5 миллиона с прогнозируемым увеличением, то есть около 2% всего населения Российской Федерации.

Чрезвычайно важным аспектом проблемы является то, что наркотические средства употребляют в основном молодые люди до 25 лет, поэтому становится понятным актуальность проблемы распространения наркомании и важность своевременного выявления, профилактики лиц, страдающих наркотической зависимостью. Дело осложняется тем, что больные наркоманией составляют около 10% от общего числа молодых людей, употребляющих наркотические средства. Россия безвозвратно теряет поколение своих граждан, которым сегодня от 13 до 25 лет.

Основной упор в психологической работе должен делаться на профилактические меры превентивного характера, направленные на создание и эффективное функционирование таких условий, которые способствуют всестороннему сохранению физического, психического, личностного и социального здоровья. Также важно работать с учетом предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей, большей частью, социальной среды.

Исследованиям специфической роли личностных особенностей в процессе возникновения разного рода зависимостей, в том числе алкоголизма и наркомании, посвящено немало научных трудов, которые представлены в двух условно разделенных, поэтому не всегда дифференцированных направлениях - выявление роли личностных аномалий (неврозы, психопатии) и непатологических особенностей (акцентуации, характерологические сдвиги) [1,3,5,6,7].

Первый вопрос больше связан с генетической отягощенностью психическими аномалиями и исследует роль наследственности в формировании алкогольной и наркотической зависимостей.

Второй - напрямую связан с темой нашего исследования и имеет несколько сторон рассмотрения - психологические особенности личности, определяющие предрасположенность человека к возникновению у него алкоголизма и наркомании, изучение влияния длительной на личность алкоголизации и наркотизации - отслеживаются качественные изменения, фиксируется общая дегенерация личности.

В общем, можно сказать, что определяющую предрасположенность к алкогольной и наркотической зависимости имеют люди с определенными характерологическими особенностями.

- низкой устойчивостью к стрессогенным факторам, а значит, низкой толерантностью к конфликтам, неумением преодолевать ситуации ожидания, ощущения боли;

- общей психической напряженностью, значительным уровнем тревоги, что зачастую приводит к формированию заниженной самооценки, в некоторых случаях, к зарождению комплекса неполноценности, такие люди характеризуются превалирующей в мотивационной сфере личности потребностью в получении немедленного удовольствия, сложностями в установлении эмоционального контакта, адекватного восприятия эмоций собеседника;

- отсутствием адекватных социально-позитивных установок, низкой заинтересованностью в труде, неумением самостоятельно организовать свой досуг с учетом собственных интрересов.

- дефектным или неверным усвоением морально - этических норм и общепринятых правил, подверженностью внушению, негативному подражанию, ранней криминализацией поведения [8].

Данный подход к изучению психологических особенностей лиц с зависимостью позволил выявить, а впоследствииохарактеризовать определенные типы личности, склонной к формированию завиимости: аструктурная личность, экстернализированная личность (личность внешнего контроля), социально негативно ориентированная личность, алкогольно-наркотическая личность, асоциальная личность [4].

Рассмотрим основные типы личностей.

Аструктурная личность - это личность, у которой отсутствуетчетко структурно выраженная мотивационная сфера.Человек данного типа, независимо от возраста, не сумел выработать определенного личностного отношения к окружающему миру, не имеющий определенных представлений о своих планах на ближайшее будущее. У него не сформированы функции целепола-гания и самоконтроля. Человек с подобным типом личности отличается отсутствием или разрушением иерархических отношений в мотивационно-потребностнойсистеме. Такие люди не имеют сформулированных и осознанных жизненных интересов и ценностных ориентаций. Чаще всего это человек без ярко выраженных индивидуальных особенностей, с несформированными увлечениями, сложно формулирующий собственное мнение, легко внушаемый и подчиняемый.

Родителямитипично бывают люди с низкой культурой, малообразованные, характеризующиеся чрезвычайно узким кругом интересов, с весьма ограниченными запросами, чуждые или даже враждебные всему новому (закрытый тип личности - «ничего нет и не надо»). Структурно семья представляет собой либо «неполный дом» с одним родителем без представленности и участия другого, либо конфликтнуюсемью, в которой родители всецело погружены в выяснение отношений или у каждого существует своя, ограниченная от интересов семьи, жизнь. В определенной части случаев воспитание подобной личностипроисходит в негативных условиях «отвержения», при котором отношение родителей к собственному ребенку скорее отрицательное, чем принимающее («лучше бы его не было», «всю жизнь мне испортил»).

К аструктурному типу традиционно относят и так называемых пресыщенных личностей, потребности которых удовлетворяются раньше, чем успевают сформироваться и осознаться самим субъектом. Это избалованные дети, которые растут в атмосфере вседоступности и вседозволенности, в ситуациях, когда даже самое незначительное их желание немедленно выполняется. В связи с подобной сложившейся практикой воспитания в семье любая сколько-нибудь значимая мотивация, которая должна определять структуру личности, становясь смыслообразующим, фундаментальным основанием деятельности, ее движущей силой, просто не формируется («избалованные алкоголики и наркоманы»). Один из вариантов подобного негативного стиля воспитания - дети, растущие в условиях гиперопеки. Следует заметить, что зачастуюгиперопекафор-мируется как следствие глубокого, не всегда рефлексируемого родителем чувства вины перед ребенком, которое взрослый подсознательное желает отработать, искупить, находя для этого подобные неэффективные модели поведения.

Как видно из представленной психологической зарисовки, отличительной особенностью аструктурной личности является практически полное отсутствие устойчивых интересов и стабильных жизненных установок. Подобные дети учатся обычно нехотя, без интереса ко всем без разбора предметам, всегда насильно, «из-под палки», с угрозой применения дисциплинарных взысканий, на уроках постоянно отвлекаются, разговаривают, нарушают дисциплину. Успеваемость у таких детей, по обыкновению, низкая, иногда они не в состоянии перейти в следующий класс, в школе часто попадают под негативное влияние старших по возрасту авторитетных детей, подростков, некритично относятся к чужому мнению, желают принадлежать к определенным группам, «компаниям». Они весьма быстро усваивают групповые ценности, с легкостью принимают и перенимают чужой образ жизни, при этом в группе, к которой принадлежат, никогда не становятся лидерами, являются типичными, незаметными, теряются в общей массе. Нередко такие дети не в состоянии закончить школу.

Повзрослев, могут относительно успешно работать при условии жесткого и постоянного контроля. При этом для самостоятельной работы, требующей внутреннего контроля, самодисциплины, совершенно непригодны - быстро разочаровываются, не справляются с обязанностями, не умея себя самоорганизовывать и контролировать, и оставляют ее.

Еще одной характерной отличительной чертой людей, относящихся к данной группе, является их повышенная, сверхразвитаяконформность, внушаемость и подчиняемость, Ввиду того, что собственное устойчивое мнение и личные убеждения практически отсутству-ют,определенные и осознанные жизненные установки не формируются, такие люди с легкостью присоединяются к чужому мнению, даже не потрудившись разобраться в позиции авторитетного для них человека.

Таким образом, можно выделить шесть отличительных характеристик личности людей ас-труктурого типа:

1) отсутствие устойчивыхличностных интересов и прочных осознаваемых жизненных установок;

2) отсутствие интереса к труду, нежелание трудиться и отсутствие удовольствия от трудовой деятельности;

3) неумение отдыхать в соответствии с культурными традициями общества, в рамках которого существует субъект, и отсутствие потребности в культурном отдыхе;

4) отсутствие интереса к разнообразным аспектам общественной жизни, общественной работе;

5) повышенная конформность и, как следствие, неустойчивость собственного мнения, повышенная внушаемость, подчиняемость авторитетам, соглашательство, а также отсутствие осознания дефекта собственной личности.

Следующий тип из анализируемых нами видов - эстернализированная личность. Это человек со специфическими внутренними механизмами самоконтроля, поведения которой выстраивается исключительно с учетом возможных общественных санкций со сторны социума. Это личности так называемого внешнего контроля. Формирование этого типа связано с фундаментальным нарушением процессов социализации. Каждый человек, с детства усваивая общест-

венные нормы, правила, запреты, формирует на основании их системы свои внутренние морально-этические нормы, которые определяют рамки допустимого и границы запретов. Поведение обычного человека в той или иной мере определяется этими внутренними нормами. Желания и побуждения, находящиеся в конфликте с этими нормами, тормозятся и не реализуются. Однако, как мы видим, процесс нормальной социализации субъекта может нарушаться. В связи с этим социальные нормы узнаются, но не усваиваются, не встраиваются в структуру личности, не становятся внутренним мотиватором поведения и не способствуют формированию системы внутреннего контроля. Контроль поведения в этих случаях осуществляется внешними факторами и определяется возможными санкциями со стороны общества.

Состав этой психологической группы чрезвычайно разнообразен, в нее включены различные типы личности. В большей части представлены люди пассивные, подчиняемые, нетщеславные и, в целом, удовлетворенные собственной жизнью. Они зачастую бывают хорошими добросовестными исполнителями, не проявляющими никакой собственной инициативы, карьерного рвения, служебной активности. При этом они, как правило, не создают особых неудобств для коллег и не вызывают обеспокоенности у начальства. Даже дома они обычно бывают на вторых ролях, занимают подчиненное среди домочадцев положение. В отношении спиртного и наркотиков позиция довольно стабильная и нездоровая - почему бы не употреблять, если есть возможность. Это четко ситуационные потребители. Для представителей этого личностного типа весьма характерно чередование периодов интенсивного пьянства и наркотизации с относительно спокойными периодами. Зачастую само заболевание оформляется тогда, когда больные приобретают определенную бесконтрольность.

Таким образом, у личности внешнего контроля в онтогенезе не происходит усвоения общепринятых общественных норм, принятых в данном обществе. Человеку хорошо известно, что можно делать, а чего нельзя, однако эти знания в его сознании представлены исключительно как ограничения, придуманные обществом. Для подобных людей характерны нестабильность поведения, доминирующая роль внешнего контроля; готовность к поведению, противоречащему нормам, правилам, в ситуациях очевидной возможности остаться безнаказанными; высокая готовность к потреблению алкоголя и наркотиков с выраженной ситуационной обусловленностью.

Социально негативно ориентированная личность.Обязательным условием формирования такой личности является неблагоприятная микросреда. Выделяют два возможных варианта развития таких людей. Первый связан с соответствующей алкогольно-наркотической микросредой. Во второй случае имеет место в условиях развития асоциальная среда в широком понимании. Ребенок или подросток не стоит в оппозиции к своей семье, к школе, обществу Его отношения к окружающим положительное, но микросреда оказывается аномальной или даже патологической. Ребенок усваивает поведение окружающих, их образ жизни, взгляды как нормальные, естественные, здоровые и единственно возможные, формируя свое, такое же аномальное представление о мире. В отличие от первых двух вариантов развития личности здесь есть личностная структура, есть внутренние механизмы самоконтроля, однако они искажены, деформированы патологическими условиями воспитания, которое сдвигает понятие нормы и формирует асоциальные установки. Аномальные условия воспитания приводят к формированию таких внутренних норм и правил, такой искаженной системы ценностных ориентаций, что они зачастую бывают диаметрально противоположны принятым нормам в данной социальной группе. Это, в свою очередь, определяет девиантное поведение

Алкогольно-наркотическая личность. Основными условиями формирования этого варианта личности является регулярное пьянство и потребление наркотических средств членами семьи и лицами ближайшего окружения, их патологическая зависимость. Ребенок с детства считает алкоголизм и наркотизацию модусом поведения, обычным образом жизни. Этот модус поведения усваивается ребенком, а затем уже подростком воспринимается как естественная норма жизни. Лица этой группы рано начинают употреблять спиртные напитки. Подростки копируют специфическую симптоматику, которая у взрослых появляется позднее и свидетельствует о развитии зависимости.

Таким образом, «алкогольно-наркотический» тип личности формируется в неблагоприятном микроокружении, создающем аномальные условия онтогенеза, при эмоционально положительном отношении ребенка к носителям аномальных традиций.

Асоциальная личность - это личность, имеющая установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы и осуждаются обществом. Развитие подобных личностных черт у человека может быть спровоцировано реакцией протеста против родителей при их неэффективномобще-нии с ребенком, против учителя или даже школы как социального института, когда по механизму эмоционального переноса частное переносится на целое, т.е. на всю морально-этическую систему. Эта реакция протеста и следующее за ней отрицание общепринятых морально-этических норм обуславливают негативный, антисоциальный выбор референтной группы, когда выбирают-

ся носители иных, часто противоположных, моральных норм. Лица этого типа усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. Они принимают и копируют алкоголизацию и наркотизацию наряду с другими противоправными действиями,так как это поведение, по их глубокому убеждению, является неотъемлемым признаком и нравственной нормой референтной группы.

Можно выделить следующие признаки такой личности: негативное отношение либо к одному из двух основных институтов социализации (школа, семья), либо к объектам социализации (отец, мать, учитель); неприятие морально-этических норм и ориентация поведения; участие в социально негативно ориентированных группах; раннее девиантное и делинквентное поведение.

Наше исследование направлено на выявление личностных особенностей подростков, которые могут выступать в качестве предиктора наркотизации.

Объектом исследования стали подростки, в возрасте 15 лет, состоящие на учете в Таганрогском наркологическом диспансере; и учащиеся 10-х классов, средней муниципальной общеобразовательной школы №38, города Таганрога, в возрасте 15 лет, не употребляющие наркотические вещества. Всего 40 человек.

Предмет исследования: личностные особенности у подростков, употребляющих наркотические вещества, и подростков, не употребляющих наркотические вещества.

База исследования: Таганрогский филиал ГБУ РО «Наркологический диспансер»; МО-БУ СОШ №38 города Таганрога.

Исследование осуществлялось поэтапно. В начале исследования была отобрана репрезентативная группа, в результате ознакомления с историями болезни подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере, в возрасте 15 лет, употребляющие наркотические вещества, из них юношей - 48, девушек - 15. Всего было изучено 63 историй болезни.

Из обработанных историй болезни было отобрано 20 подростков, употребляющих наркотические вещества, в возрасте 15 лет.

Схема организации исследования:

1. Анкетированный опрос подростков.

2. Подростки, состоящие на учете в наркологическом диспансере (63 человека), и учащиеся школы, не употребляющие наркотических веществ.

3. Обработка анкетных данных. Подростки, употребляющие наркотические вещества, 20 человек, и контрольная группа учащихся, не употребляющих наркотических веществ, 20 человек.

4. Психологическое исследование по тестам:

• Опросник Шмишека (выявление акцентуаций);

• Исследование уровня субъективного контроля (Дж. Роттер);

• Определение тревожности Ч.Д.Спидбергера, адаптация Ю.Л.Ханина;

• Шкала В. Цунга (Занга) для самооценки тревоги (ZungAnxietyRatingScale - ZARS);

• Шкала избегания опасности (Опросник структуры личности и темперамента (ТС1), соз-данныйКлонинжером с соавторами, С1от^ег).

5. Обработка результатов, их сравнительный анализ.При статистической обработке данных и проверке гипотез использовались методы параметрической и непараметрической статистики. Для проверки гипотез использовался критерий Манна-Уитни, ^критерий Стьюдента. Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета программ SPSSforWindows

6. Выводы.

Из большого числа личностных методик был отобран опросник Шмишека, так как согласно теории акцентуированных личностей К.Леонгарда, существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Рассматривая результаты исследования акцентуаций характера у подростков, употребляющих наркотические вещества, и учащихся средней общеобразовательной школы, не употребляющих наркотические вещества, мы представляем сравнительную характеристику групп по типам акцентуаций.

Характеризуя гипертимический тип, у подростков, употребляющих наркотические вещества, мы отметили высокую степень выраженности акцентуации данного типа у 18 человек, что составляет 90% от общего количества группы. Это свидетельствует о тяге к риску, неразборчивости в знакомствах, они легко попадают под влияние неблагополучных компаний (алкоголь и наркотики), имеют склонности к повышенному настроению, оптимизму, недисциплинированности.

Следующий проанализированный тип - тревожный. Акцентуированная черта является представленной у 5 человек - 25% в группе подростков, употребляющих наркотические вещест-

ва. Это говорит, о повышенной чувствительности по отношению к реальной и мнимой угрозе, о застенчивости, неуверенности в себе. В общении могут производить впечатление несколько замкнутого, отгороженного от других людей человека.

Дистимический тип акцентуации характера в группе, употребляющей наркотические вещества, не выражен, то есть черта не является представленной.

Педантический тип проявляется у 1 подростка - 5%, употребляющего наркотические вещества, эта черта акцентуации представлена, всего одним респондентом, что характеризует его, как человека ответственного, добросовестного, ригидного, раздражительного.

Возбудимый тип представлен в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, в количестве 3 человек - 15%. У этих подростков проявляется излишняя двигательная активность, возбуждение может возникать внезапно. Временами могут наблюдаться раздражительность и конфликтность.

Эмотивный тип ярко выражен в группе, употребляющих наркотические вещества, в количестве 16 человек - 80%, что составляет большую часть от общего числа подростков группы, это объясняется тем, что этот тип характеризуется отсутствием устойчивых мотивов поведения, влечений и преобладает повышенная внушаемость.

Застревающий тип акцентуации характера в группе, употребляющих наркотические вещества, выражен у 2 человек - 10%, люди этого типа склонны к «застреванию аффекта». Они педантичны, злопамятны, долго помнят обиды, сердятся, обижаются.

Демонстративный тип проявляется у 50% детей подросткового возраста, употребляющих наркотики. Это люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре, они привлекают к себе внимание антисоциальными поступками (в данном случае, употребляя наркотики).

Циклотимический тип является представленной чертой характера у 16 подростков, употребляющих наркотические вещества - 80% детей, от общего количества группы. У них бывают резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно, при депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные. На фоне аффекта в депрессивной фазе могут неосознанно навредить самому себе, что может в последствии привести к наркотической зависимости.

Экзальтированный тип представлен 3 подростками, употребляющими наркотические вещества, что составляет -15%. Они легко переходят в возбужденно-восторженное состояние в результате воздействия даже незначительных по силе раздражителей. В группе подростков, употребляющих наркотические вещества, преобладают следующие типы акцентуаций характера: гипертимический (16%), эмотивный (15%), циклотимический (13%). Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что подростки, имеющие данные акцентуированные черты характера, при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах имеют опасные тенденции и это может привести к асоциальному поведению, наркотизации.

Результаты тестирования подростков, не употребляющих наркотические вещества, по исследованию акцентуаций характера.

Гипертимический тип - наблюдается у 5 учеников - 25%, от общего числа подростков, не употребляющих наркотических веществ. Они склонны к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое дело да конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний, склонны к приключениям, романтике.

Тревожный тип выражен у 4 человек - 20%, подростков, не употребляющих наркотические вещества. Это люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституциональной тревожности, не уверенные в себе, недооценивают, преуменьшают свои способности, застенчивы, пугаются ответственности.

Дистимический тип представлен у 1 человека, из группы подростков, не употребляющих наркотических веществ. Пессимист, предпочитает одиночество, быстро утомляем.

Педантический тип представлен 5 подростками - 25%, в группе, не употребляющих наркотических веществ. Имеется преобладание черт ригидноси и педантизма. Трудно переключаются с одной эмоции на другую, любят, чтобы все было на своих местах.

Возбудимый тип у 3 подростков, не употребляющих наркотических веществ - 15%, от общего количества группы. У этих подростков проявляется излишняя двигательная активность, возбуждение может возникать внезапно. Временами могут наблюдаться раздражительность и конфликтность.

Эмотивный тип проявляется у 8 подростков - 40%, не употребляющих наркотических веществ. Это свидетельствует об их способности сопереживать, глубоко чувствовать, тонко организованна эмоциональная сфера. В жизни все зависит от их настроения.

Застревающий тип - 5 подростков - 25%, не употребляющих наркотических веществ. Это характеризует их, как слишком устремленных в одно, в эмоциональном отношении ригидны, имеют склонность к застреванию аффекта, педантичны, долго помнят обиды, сердятся.

Демонстративный тип у 5 человек, не употребляющих наркотических веществ - 25% от общего количества группы. Это люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Если нет способности, чтобы выделится, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками.

Циклотимический тип представлен у 5 подростков, не употребляющих наркотические вещества - 25%. На фоне аффекта в депрессивной фазе могут неосознанно навредить самому себе, что может в последствии привести к наркотической зависимости. Имеют резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно, при депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные.

Экзальтированный тип представлен у 9 подростков, не употребляющих наркотических веществ. Легко переходят в возбужденно-восторженное состояние в результате воздействия даже незначительных по силе раздражителей. Проявляется либо в повышенной речевой активности, либо в ярких эмоциональных проявлениях.

Итак, в группе подростков, не имеющих наркотической зависимости, преобладают следующие акцентуированные типы: возбудимый (12%) и экзальтированный (12%), что соответствует психофизиологическим особенностям подросткового возраста. В группе подростков, употребляющих наркотические вещества, преобладают следующие типы акцентуаций характера: гипертимический (16%), эмотивный (15%), циклотимический (13%). Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что подростки, имеющие данные акцентуированные черты характера, при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах имеют опасные тенденции и это может привести к асоциальному поведению, наркотизации.

Анализ различий между уровнями представленности таких акцентуаций характера, как гипертимический, эмотивный, циклотимический, а также возбудимый и экзальтированный, в группах испытуемых, проведенный по критерию U Манна-Уитни, выявил достоверные различия (U = 3.3; p<0.001, U = 3.1; p<0.001, U = 3.7; p<0.001, U = 3.4; p<0.001, U = 3.0; p<0.001)

Исследование уровня субъективного контроля (Роттер).

Нами был проведен тест, направленный на изучение особенностей субъективного контроля личностью, которая привязана к разным типам социальных ситуаций. Так как личность, находящаяся в наркотической зависимости не способна адекватно контролировать свои действия. Поэтому мы решили выяснить, насколько адекватно себя оценивают подростки, употребляющие наркотические вещества, в различных социальных ситуациях.

Рассматривая результаты исследования опросника уровня субъективного контроля, мы провели сравнительную характеристику ответов между группами: имеющих наркотическую зависимость и не имеющих наркотическую зависимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе подростков с наркозависимостью по шкале общей интернальности были получены следующие показатели: 17 подростков с низкими результатами, что составляет 85% от общего количества группы и 3 человека - 15%, с высокими показателями, в группе подростков, употребляющих наркотические вещества. Высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля в любой значимой ситуации. Эти дети считают, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкие показатели - низкий уровень собственного контроля. Подростки не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

По шкале интернальности в области достижений выявлены следующие результаты: 19 подростков - 95%, употребляющих наркотические вещества, имеют низкие показатели и 1 человек - 5% с высоким показателям. Это говорит о том, что в этой группе подростки приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач - в репрезентативной группе низкие показатели составили 12 человек - 60%, а высокие показатели - составили 8 человек - 40%. Высокие показатели - говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и интуициям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели - человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

По шкале интернальности в области учебных взаимоотношений, мы получили следующие показатели в группе употребляющих наркотические вещества - 19 подростков - 95%, имеют низкие показатели. С высоким показателем, 1 подросток - 5%, что свидетельствует о склонности придавать более важное значение внешним обстоятельствам - учителям, друзьям, везению - невезению, но не брать ответственность на себя.

Шкала интернальности в семейных отношениях имеет большое значение для детей подросткового возраста. Здесь необходимо отметить, что в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, у всех респондентов низкие показатели, что составило 100%, и нет ни одного подростка с высоким показателем. Это говорит об имеющихся нарушений в детско-родительских отношений, и ребенок считает ответственным не себя, а родителей в значимых ситуациях.

В области межличностных отношений шкала интернальности показывает нам следующие результаты: 2 подростка - 10%, имеют низкие показатели, в группе, употребляющих наркотические вещества, и высокие показатели имеют 18 подростков - 90%. С низкими показателями дети не считают себя способными активно формировать свой круг общения, и склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров; с высокими показателями - подросток считает возможным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни - выявлены следующие результаты у 8 подростков - 40%, употребляющих наркотические вещества, с низкими показателями и 12 человек - 60%, c высокими показателями. С высокими показателями считают себя ответственными за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. С низкими показателями - считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.

В результате проведенного теста «Уровень субъективного контроля», можно сделать следующий вывод: что у подростков, употребляющих наркотические вещества, по следующим шкалам интернальности: общая, достижений, неудач, учебная, семейных взаимоотношений, мы наблюдаем низкие показатели уровня субъективного контроля, кроме шкал межличностных отношений и здоровья, здесь отмечаются высокие показатели.

По шкале общей интернальности были получены следующие показатели: в группе подростков, не употребляющих наркотики - 15 человек - 75%, с высокими показателями и 5 подростка - 25%, с низкими показателями. Высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля в любой значимой ситуации. Эти дети считают, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкие показатели - низкий уровень собственного контроля. Подростки не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

По шкале интернальности в области достижений выявлены следующие результаты: в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, с высокими показателями 15 человек, что составляет 75% из общего числа группы и 5 человек - 25% имеют низкие показатели. В этой группе большинство подростков считают, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей в будущем.

Шкала интернальности в области неудач - в группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, низкие показатели у 4 человек - 20%, а высокие показатели у 16 человек -80%. Высокие показатели - говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и интуициям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях. С низкими показателями - человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

По шкале интернальности в области учебных взаимоотношений мы получили следующие показатели: 17 подростков - 85%, не употребляющих наркотические вещества, показали высокие результаты, это характеризует их как людей, считающих свои действия важным фактором в организации общей деятельности класса, в складывающихся отношениях в коллективе. С низкими показателями всего 3 подростка - 15%.

Шкала интернальности в семейных отношениях имеет большое значение для детей подросткового возраста. В группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, 15 подростков - 75%, имеют высокие показатели, это говорит о том, что они считают и себя ответственным за события в семейных взаимоотношениях и 5 человек - 25% с низкими показателями.

В области межличностных отношений шкала интернальности показывает нам следующие результаты: в группе, не употребляющих наркотические вещества, 5 подростков - 25% имеют

низкие показатели и 15 подростков - 75%, имеют высокие показатели. С низкими показателями дети не считают себя способными активно формировать свой круг общения, и склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров; с высокими показателями - подросток считает возможным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни - выявлены следующие результаты в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, 11 человек - 55% имеют высокие показатели, 9 - низкие показатели - 45%. С высокими показателями считают себя ответственными за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. С низкими показателями - считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.

Таким образом, в результате проведенного теста «Уровень субъективного контроля», можно сделать следующие выводы: в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, отмечается противоположная тенденция, по интернальным шкалам: обшая, достижений, неудач, учебная, семейных взаимоотношений, межличностных отношений и здоровья, высокий уровень субъективного контроля.

Анализ различий, проведенный по критерию U Манна-Уитни, выявил достоверные различия (U = 2.7; p<0.001, U = 3.9; p<0.001, U = 4.0; p<0.001, U = 3.7; p<0.001, U = 3.2; p<0.001, U = 3.0; p<0.001, U = 3.5; p<0.001)

Определение уровня тревожности Спилбергера.

По шкале ситуативной тревожности у подростков, употребляющих наркотические вещества, отмечаются 15 человек -75% с высокими показателями, в контрольной группе подростков, не употребляющих наркотические вещества - 5 человек - 25%. Это означает склонность реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности в различных ситуациях. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Со средним уровнем выраженности ситуативной тревожности подростки адекватно реагируют в различных ситуациях, 4 подростка -20%, употребляющих наркотические вещества и 15 человек - 75% в группе, не употребляющих наркотики. С низким уровнем выраженности ситуативной тревожности у 1 подростка - 5%, в группе, употребляющих наркотические вещества неадекватно воспринимающих угрозу своей жизнедеятельности. В контрольной группе нет ни одного подростка, имеющего низкие показатели.

По шкале личностной тревожности были получены следующие показатели. В группе подростков, употребляющих наркотические вещества, имеют высокий уровень личностной тревожности - 3 человека - 15% и 5 подростков - 25% из контрольной группы учащихся, не употребляющих наркотические вещества. Высокий уровень тревожности дает основание предполагать появление состояния тревожности у подростков в ситуациях касающихся оценки их компетенции и престижа. Средний уровень личностной тревожности в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, составил 35% - 7 человек и в контрольной группе - 50%, 10 человек, не употребляющих наркотические вещества. Эти подростки адекватно реагируют в ситуациях, касающихся угрозе их самооценки и престижа. С низкими показателями по шкале личностной тревожности составили 10 подростков - 50%, употребляющих наркотические вещества и 5 человек 25%, в группе подростков, не употребляющих наркотические вещества.

Статистический анализ выявил достоверные различия по среднему баллу личностной тревожности подростков (U = 58,5; p<0.005)

По шкале самооценка тревоги по Цунгу была выявлена следующая закономерность: у подростков, употребляющих наркотические вещества, нет ни одного человека, адекватно себя оценивающего, так как нет ни у кого высоких баллов. Со средними показателями выраженности самооценки тревоги всего 6 подростков, употребляющих наркотические вещества, что составляет 30%, и с низкими показателями 14 подростков - 70%, что означает низкий уровень самооценки тревожности, такие дети неадекватно оценивают свое состояние.

В группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, - 8 человек - 40% имеют высокие показатели выраженности самооценки тревоги, следовательно, это дети, которые могут адекватно оценить свое состояние. Как со средними показателями, так и с низкими показателями одинаковое количество - 6 подростков, что составляет - 30%, это свидетельствует о заниженной самооценке по фактору тревоги.

Таким образом, была выявлена следующая закономерность: у подростков, употребляющих наркотические вещества, - ситуативная тревожность составляет - 57,5%, а личностная тревожность составляет - 42,5%. Тогда как в группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, мы наблюдаем обратную закономерность, ситуативная тревожность составляет -48,7%, личностная тревожность составляет - 51,3%. Подростки, употребляющие наркотические

вещества, по тесту «Самооценка тревоги» Цунга, оценивают свое состояние на 40%, подростки, не употребляющие наркотические вещества, оценивают свое состояние на 60%.

Шкала избегания опасности.

В результате проведенного исследования опросника избегания опасности были выявлены следующие результаты.

По шкале «антиципирующая тревога - оптимизм» в группе подростков, употребляющих наркотические вещества высокие результаты наблюдаются у 11 человек - 55%, это свидетельствует о повышенной обостренной реакции на унижение. Они склонны долго вспоминать и проигрывать во внутреннем плане подобные эпизоды, по жизни они настроены более пессимистично. И 9 человек - 45% с низкими результатами, это означает, что им несвойственно беспокойство по поводу трудностей. Они могут быть несдержанны, необязательны и беззаботны, способны без особых раздумий рисковать своим здоровьем или даже жизнью, их можно охарактеризовать как оптимистов. В группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, была выявлена следующая закономерность: с высокими показателями 9 человек - 45%, с низкими показателями 11 человек - 55%.

Вторая шкала «страх неопределенности - уверенность», показала нам следующие результаты. У подростков, употребляющих наркотические вещества 18 человек - 90% имеют низкие показатели и 2 подростка - 10% с высокими показателями. Здесь ярко выражена у подростков тенденция к риску, с легкостью приспосабливаться к изменению в распорядке, в неприятных и опасных ситуациях сохраняют спокойствие и уверенность в себе. В контрольной группе обратная закономерность, у 15 человек - 75% - высокий показатель, что означает, подростки данного типа мало склонны к риску, с трудом приспосабливаются к изменениям в распорядке жизни, они чувствуют себя уверенно. У 5 подростков - 25%, мы наблюдаем низкие показатели.

Шкала «застенчивость - общительность» в группе, употребляющих наркотические вещества, имеют низкие показатели у 18 человек - 90%, что свидетельствует о повышенной активности в общении. Они говорят без стеснения и с легкостью вступают в социальные взаимодействия. Отличаются прямотой, дерзостью. В контрольной группе, не употребляющих наркотические вещества - 50% (10 подростков) с низкими показателями и 50% (10 человек) с высокими показателями. С высокими показателями, подростки более застенчивы, избегают встреч с незнакомыми людьми, потому что не доверяют им.

Шкала «астения - энергичность» с низкими показателями у 20 подростков - 100%, не употребляющих наркотики, энергичные и деятельные дети, способны выдерживать рабочий ритм в течение долгого времени, не испытывая потребности в дополнительном отдыхе. Обычно они быстро восстанавливаются после перенесенного заболевания или пережитого стресса. У 14 подростков - 70%, употребляющих наркотические вещества - низкие результаты, это свидетельствует о том, что они располагают меньшим количеством свободной энергией. Часто нуждаются в дополнительном сне или отдыхе, поскольку очень быстро утомляются. Таким людям требуется больше времени, чтобы восстановиться после перенесенного заболевания или пережитого стресса.

Таким образом, в результате исследования «Опросника избегания опасности» было выявлено, что подросткам, употребляющих наркотические вещества, свойственна уверенность в себе, склонность к риску - 35,7%, и астеничность - 35,7%. В группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, свойственны следующие качества: оптимизм - 33,3%, уверенность -26,7%, и энергичность - 13,3%.

Результаты были подвергнуты математическому анализу. Согласно формуле для результатов данной методики был произведен расчет ^критерия Стьюдента для указанных выборок. Таким образом, были определены эмпирические значения ^критерия Стьюдента, которые были сопоставлены с критическими значениями названного критерия согласно справочной таблице. Наблюдаются значимые различия по следующим показателям: склонность к риску (1= 4,6, р< 0,001), астеничность (1 = 6, р< 0,001), оптимизм (1 = 2,6, р< 0,05), уверенность (1 = 2,6, р< 0,01), энергичность (1 = 4,9, р< 0,001.

При всей специфичности проблемы подростковой наркомании - функционирования индивидуально-психологических особенностей людей, восстановление физического, психического и социального здоровья человека - в настоящее время приобретают все большую значимость, поскольку все чаще речь идет о необходимости психологической поддержки в ситуациях провоцирующих потребление наркотических веществ.

Большую роль в становлении личности играют ранние отношения между ребенком и его родителями. Ошибочно выбранный родителями стиль взаимодействия с ребенком, осознанно или нет, нарушения коммуникаций в семье - могут стать препятствием в реализации его базовых потребностях безопасности, принятии, автономии, и тем самым, стимулировать употребление наркотических веществ, как способ ухода от реальности.

Школьная жизнь, новая социальная ситуация, переживается как чрезвычайная потому, что она ставит ранее свободного в своих желаниях ребенка в состояние зависимости, формируя конфликт «хочу - надо». Такая зависимость от мнений и оценок родителей, учителя, а в подростковом возрасте большей степени от сверстников, побуждает детей к сравнению себя с другими, к осознанию своих физических и психологических особенностей. Этот процесс осознания всегда идет через переживания. Осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, их обобщение и борьба, формирование самооценки и самоуважения является для подростков непростой работой и провоцирует повышение общей эмоциональности. Характерными отклонениями в таком случае становятся напряженность, ситуативную тревожность, склонность к риску, астенич-ность, сниженный уровень субъективного контроля в различных ситуациях, повышенная общительность для достижения своей цели. В сочетании с низким самоконтролем и пренебрежением социальными нормативами эти личностные свойства обуславливают трудности психологической коррекции, реабилитации и дальнейшей адаптацией в социальной среде.

Большое значение при этом имеет недооценка последствий даже однократного потребления наркотических средств, а также распространенные заблуждения, относительно легкого возврата в общество после прохождения курса лечения от наркомании.

Для группы подростков, употребляющих наркотические вещества, наиболее характерны следующие личностные особенности:

• преобладающие типы акцентуаций характера - гипертимический, эмотивный, циклотимиче-ский;

• низкий уровень субъективного контроля;

• ярко выражена ситуативная тревожность;

• склонность к риску, общительность и астеничность.

Для группы подростков, не употребляющих наркотические вещества, наиболее характерны следующие личностные особенности:

• преобладающие типы акцентуаций характера - экзальтированный и застревающий;

• высокий уровень субъективного контроля;

• выражена личностная тревожность;

• уверенность, энергичность, оптимистичность;

В группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, была выделена группа риска, которая характеризуется такими же личностными особенностями, как у подростков, употребляющих наркотические вещества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.:2005.-128с.

2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.- 416 с.

3. Левитов Н.Д. Психология характера. -М.: 1999.-231с.

4. Маркова И.В., Афанасьев В.В., Цыбулькин Э.К., Неженцев М.В. Клиническая токсикология детей и подростков. -СПб: Интермедика, 2008. -304 с.

5. Мищенко В.И. Место психологического сопровождения в системе воспитательной работы высшего учебного заведения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2. - С. 277-281.

6. Петрова Е.Г. Холина О.А. Психолого-педагогические особенности становления будущих педагогов как субъектов здорового образа жизни // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - Выпуск №3. - Ба-тайск, 2015. - С. 114-125.

7. Петрова Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотизации// Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 89-96.

8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование. -2008. - № 2. - С. 11-17.

М.А. Пуйлова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования активных образовательных технологий вподготовке будущих педагогов дошкольного образования, возможность реализации практической направленности психолого-педагогического образования будущих педагогов дошкольного образования, необходимость связи психологического образования студентов с педагогической практикой. В качестве одного из основных условий подразумевается ориентация получаемой информации на решение теоретических и практических психологических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.