УДК 159.9.07
Мороденко Евгения Васильевна
кандидат психологических наук
Медовикова Евгения Александровна
кандидат психологических наук Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева,
г. Прокопьевск, Кемеровская область [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЗБАССА
В статье рассматривается проблема безопасности производственной деятельности на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области. Для обеспечения безопасности наряду с традиционными техническими и организационными мероприятиями следует широко использовать психологические приемы, учитывая социальный аспект проблемы. Эффективными являются только приемы, основанные на объективных закономерностях поведения человека перед лицом опасности. Поведение определяется, с одной стороны, личными качествами индивидуума, с другой стороны - внешними факторами, влияющими на его состояние.
Представления о взаимосвязи безопасности с личными качествами человека необходимы при психологическом отборе профессионалов и помогают подготовить их к действиям в сложной обстановке.
В рамках проведенного исследования разработаны программы психологического воздействия «Социальная адаптация в коллективе» и «Психология безопасности труда», которые позволяют подготовить слушателей к прогнозированию сложных ситуаций на рабочем месте и в жизни в целом, а также к принятию правильного решения о действиях в сложной ситуации.
Ключевые слова: психология безопасности, профессиональная деятельность, безопасность производственной деятельности, психологические приемы, личностные факторы.
Личностный фактор оказывает значительное влияние на поведение персонала в условиях производственной деятельности [1]. Целью нашего исследования стало выявление основных личностных показателей, влияющих на безопасность жизнедеятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки кадров.
Исследование носит лонгитюдинальный характер, включая два среза для выявления динамики сложившейся ситуации в угольной промышленности Кузбасса.
Респондентами исследования являлись рабочие предприятий угольной отрасли в количестве 300 человек.
В исследовании использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе:
1. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) C. Хобфолла, адаптирован Н. Водопьяновой и Е. Старченковой;
2. Методика диагностики «Степень готовности к риску» А.М. Шуберта;
3. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова;
4. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой;
5. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева;
6. Методика «Личностный дифференциал» (ЛД) адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева;
7. Тест «Лидерский потенциал» В.В. Бойко;
8. Тест «Я - Лидер» А.Н. Лутошкина;
9. Тест-опросник «Поведение в конфликтной ситуации» К. Томаса;
10. Тест «Ваш темперамент» В.М. Русалова.
Изложение и обсуждение результатов исследования
Рабочие, в рамках разрешения стрессовых ситуаций, как правило, предпочтительнее используют следующие формы поведения: с осторожностью относятся к своему ближайшему окружению, при этом вступают в социальный контакт, мотивируя это поиском социальной поддержки. В стремлении не зависеть от внешних влияний и оценок окружающих (ассертивные действия) рабочие склонны проявлять черты импульсивного поведения.
Таким образом, в коллективах отмечены 2 стратегии поведения: 1) «осторожные действия», выраженная в длительном обдумывании и тщательном взвешивании возможных вариантов решений, стремлении избегать риска, долго оценивать последствия действий; 2) «просоциальная», выраженная в поиске социальной поддержки в стрессовых ситуациях, стремлении найти сочувствие и понимание со стороны.
Респонденты проявляют осторожность и недоверие во взаимодействиях с окружающими и в процессе выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим, готовность к риску, в рамках выполнения профессиональных обязанностей, сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитная реакция) и связана с количеством допускаемых людьми ошибок в деятельности, которым рабочие не придают значимости [8].
86
Вестник КГУ _J 2017
© Мороденко Е.В., Медовикова Е.А., 2017
Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья..
Рабочие угольной отрасли проявляют интерес к своей профессиональной деятельности, отмечая значимость выполнения профессиональных обязанностей в рамках поддержания трудовой дисциплины. Они удовлетворены взаимоотношениями как внутри коллектива, так и с непосредственным руководством. Уровень притязаний в рамках профессиональной деятельности способствует повышению мотивации к труду (мотивация достижения успеха) [6]. В итоге, можно отметить, что общая удовлетворенность трудом в процессе производства выше среднего, что благоприятно сказывается на психологическом климате коллектива.
Респонденты отметили низкий уровень самостоятельности, который характеризует их как людей, зависимых от мнений и оценок окружающих.
У рабочих предприятий выявлен восьмой тип смыслового состояния, который отражает положительный полюс осмысленности [5]. Это состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и значимым, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а наличие целей придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу [2]. Критический анализ своих мотивов, потребностей и чувств позволяет человеку вести себя естественно, раскованно, уважать себя и принимать таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Эмоционально-волевая сфера отличается широкой эмоциональной палитрой, уверенностью в себе и своих силах, адекватным восприятием действительности, умением контролировать свои эмоции и поведение, высокой стрессоустойчивостью. В связи с тем, что осознанная саморегуляция актуального психологического состояния способствует становлению временной перспективы личности, определяющей весь жизненный путь человека и способствующий жизнеосуществлению. Мы можем говорить о том, что данная взаимосвязь осознанной саморегуляции и временной перспективы способствует качественному выполнению профессиональных обязанностей и осознанию своей роли в рамках трудового процесса.
На основании полученных результатов фактор активности в самооценках респондентов интерпретируется как свидетельство интровертированно-сти, определенной пассивности, спокойных эмоциональных реакций. Данное обстоятельство говорит о способности респондентов к эмпатии, что отражается на восприятии людьми личностных особенностей друг друга и способствует формированию благоприятного внутригруппового климата коллектива [3]. В рамках трудового процесса данное обстоятельство способствует адекватной оценке окружающей обстановки и выполнению трудовых обязанностей в едином направлении. В связи с чем,
рабочие осознают долю своей ответственности за выполнения общего дела.
Большая часть рабочих являются мобильными в рамках принятия жизненно важных решений, что характеризует их как лиц, умеющих принимать роль ведущего или ведомого в зависимости от обстоятельств. А также рабочие отдают уважение авторитету. Что не мешает им при этом иметь собственную точку зрения.
В привычной для себя обстановке респонденты могут работать в команде, несут коллективную ответственность за результаты труда. Рабочие в состоянии управлять собой в стрессовых ситуациях и справляются с поставленными перед ними задачами в процессе трудовой деятельности, что способствует улучшению охраны труда и промышленной безопасности.
В большинстве своем рабочие в конфликтных ситуациях, возникающих внутри коллектива, придерживаются стратегии компромисса и сотрудничества. Поэтому можно говорить об их готовности поступиться своими интересами, ради блага коллектива, и искать общие решения, удовлетворяющие взаимные интересы обеих сторон [7].
В большинстве своем у респондентов отмечается амбоверсия, которая подразумевает соотношение флегматичного и сангвинического типов темперамента. В связи с этим обстоятельством, мы говорим о том, что преобладающие типы темперамента способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, что исключает частые конфликты среди рабочих, повышает эмпатийность по отношению друг к другу и способствует эффективной работе в целом [10].
На завершающем этапе исследования проводился качественный анализ собранных фактических данных. Процедура статистического анализа выполнялась с помощью статистического пакета STATISTICA 10. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05 либо 0,01.
Методами математико-статистической обработки данных стали: вычисление первичных статистик, корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона.
Рассмотрим взаимосвязи изучаемых феноменов в группе рабочих, на основе которых можно составить представление об особенностях развития личности.
Общая шкала волевой саморегуляции личности положительно коррелирует с частотой вступления в социальный контакт (г = 0,31), поиском социальной поддержки (г = 0,30), профессиональной ответственностью (г = 0,30), интересом к работе (г = 0,29), активностью (г = 0,29).
Уровень волевой саморегуляции личности опосредован развитием таких качеств, как самоуважение, автономность действий и поступков,
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
87
способность к целостному восприятию мира и людей. Развитие волевой саморегуляции обусловлено формированием ценностей самоактулизирующей-ся личности, развитой мотивацией к достижению успеха, положительным эмоциональным отношением к профессиональному выбору, осознанным планированием текущей деятельности, при этом планы носят реалистичный, детализованный, устойчивый характер и цели деятельности выдвигаются самостоятельно.
Планирование положительно коррелирует с осторожными действиями (г = 0,29), отрицательно коррелирует с высокой степенью готовности к риску (г = - 0,31).
Сформированность потребности в планировании действий и поступков в большей степени определяется способностью строить реалистичные планы, опираясь на процесс постановки и контроля поставленных целей, что способствует снижению готовности к риску, а, следовательно, снижает уровень травматизма на предприятии.
Моделирование положительно коррелирует с принятием решений (г = 0,35). Таким образом, высокая степень осознанности значимых условий для достижения поставленных целей, определяется свободой в принятии решений и воплощении их в жизнь, предусмотрительностью в рамках осуществления собственного выбора.
Программирование положительно коррелирует с удовлетворенностью достижениями в работе (г = 0,35). Выявленная взаимосвязь позволяет утверждать, что, сформированная потребность продумывать способы своих действий определяется способностью жить настоящим.
Способность к оценке результатов своих действий положительно коррелирует с принятием решений (г = 0,35). Таким образом, рабочие оценивают результаты своей деятельности в большей степени делая акцент на будущие события [9]. Для того, чтобы эффективно принимать решения и нести ответственность за результаты своих поступков они в большей степени стараются проявлять такие качества, как автономность и самостоятельность [10].
Гибкость отрицательно коррелирует с силой (г = -0,43), положительно коррелирует с оценкой (г = 0,40), что свидетельствует о том, что способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции связана с оценкой собственной личности и событий окружающей среды.
По результатам исследования можно констатировать наличие адекватной самооценки у рабочих. При этом, сформированность объективных критериев оценки результатов своей деятельности в данном случае определяется позитивной оценкой своего опыта, анализом результатов текущей деятельности, и реальным планированием действий и поступков.
В рамках решения проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья на предприятиях угольной промышленности Кузбасса с рабочими предприятий необходимо проводить психодиагностические мероприятия, направленные на выявление индивидуально-типологических особенностей личности.
Осуществлять текущий анализ состояния и причин производственного травматизма, связанных с индивидуально-типологическими особенностями сотрудников предприятия, привлекая специалистов в смежных областях деятельности для проведения тренинг-семинаров на актуальные темы, затрагивающие моменты, связанные с соблюдением правил техники безопасности на производстве.
Внедрять программы дополнительного образования «Социальная адаптация в коллективе» и «Психология безопасности труда» (разработанные психологами филиала КузГТУ в г. Прокопьевске), подразумевающих модульную систему обучения.
Программа «Социальная адаптация в коллективе» позволяет определить факторы, влияющие на процесс эффективной адаптации на производстве; изучить особенности взаимодействия в коллективе; рассмотреть аспекты применения транзактного анализа в сфере профессиональной деятельности; получить основы конфликтологических знаний в сфере взаимоотношений внутри коллектива.
Программа «Психология безопасности труда» позволяет освоить практический опыт (приобрести навыки психологических основ в рамках выполнения трудовых действий); изучить особенности типа нервной системы и познавательных психических процессов, влияющих на эффективность деятельности; выявить характерологические особенности личности, влияющие на безопасность жизнедеятельности; разобраться в сущности антикризисного управления.
Данные мероприятия позволят повысить эффективность производства, снизить уровень травматизма, в связи с тем, что в основе всего лежит человеческий фактор.
Библиографический список
1. Артемьев В.Б, Килин А.Б. Проблема формирования инновационной системы управления эффективностью и безопасностью производства в условиях финансового кризиса // Уголь. - 2009. -№ 6. - С. 24-48.
2. Медовикова Е.А. Становление временной перспективы личности студентов с различными уровнями осознанной саморегуляции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2016. - 24 с.
3. Мороденко Е.В., Медовикова Е.А. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области // Вестник КемГУ. -2015. - № 2 (62). - Т. 1. - С. 135-137.
88
Вестник КГУ ^ 2017
Психологический подход к решению проблемы повышения безопасности труда и охраны здоровья...
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: / Под ред. Д. Я. Райго-родского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
5. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.
6. Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986. - Р. 139-152.
7. Carver C.S., Scheier M.F. & Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social
Psychology. - 1989. - 56 (2). - P. 267-283.
8. Nuttin J. Time perspectives in human motivation and learning // Acta psychologica. - 1977. - № 23. -P. 60-84.
9. Smith, J., &Baltes, P.B.. Wisdom related knowledge: Age/cohort differences in responses to life planning problems // Developmental Psychology. -1990. - 26. - P. 494-505.
10. Time Perspective Theory; Review, Research and Application. Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Stolarski M., Fieulaine N., van Beek. -Wessel (Eds.), 2015. - 551 p.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
89