УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Старшинова Е.С., Безносова О. А., Боброва Д. В., 2018. Оренбургский государственный педагогический университет, студенты 4 курса, Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, Оренбург.
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема подростковой агрессии, которая приобретает все большую актуальность в современном мире. Аворами приводится комплексный теоретический анализ особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте. Обозначается проблема недостаточной развитости коммуникативных навыков у подростков как фактора, провоцирующего совершение агрессивных действий. Обосновывается применение метода психологического квеста как способа развития коммуникативных навыков у подростков с целью регуляции уровня подростковой агрессии. Описываются преимущества квеста как современного, практикоориентированного метода развития.
Ключевые слова: агрессия, подросток, квест.
PSYCHOLOGICAL QUEST AS A WAY OF REGULATION OF AGGRESSION IN THE
ADOLESCENT AGE
Starshinova E.S., Beznosova O.A., Bobrova D.V., 2018.
Orenburg State Pedagogical University, 4th year students, Orenburg, Orenburg State Pedagogical University, senior lecturer of the Department of Age and Pedagogical
Psychology, Orenburg.
Annotation: this article deals with the problem of teenage aggression, which is becoming increasingly important in the modern world. Avoramita complex theoretical analysis of the features of the manifestation of aggression in adolescence. Designations of the problem of insufficient development of communicative skills in adolescents as factors provoking the commission of aggressive actions. The application of the psychological quest as a way of developing communicative skills in adolescents with the level of regulation of the level of teenage aggression is substantiated. The described advantages of the quest as a modern, practical-oriented method of development.
Key words: aggression, teenager, quest.
На сегодняшний день во всем мире наблюдается возрастание насильственных и агрессивных действий как среди взрослых, так и в детской среде. Все чаще в средствах массовой информации появляются новости о проявлениях агрессии в образовательных учреждениях (например, случаи подростковой жестокости в Московской и Оренбургской школах в феврале 2014 г., в Ивантеевке в сентябре 2017 г., прецеденты в Перми и Бурятии в январе 2018 г.)
Контент-анализ вышеописанных случаев проявления подростковой агрессии в образовательных учреждениях, а также анализ результатов опроса, проведенного нами среди школьников в социальных сетях, подтверждает тот факт, что в 70% случаев причинами проявления подростковой агрессии является недостаточное владение подростками навыками эффективной коммуникации.
Проблема агрессии является предметом большого числа психологических исследований. Проблемой агрессивного поведения занимались такие исследователи, как: А. Бандура, А. А. Реан, Д.Н. Фельдштейн, Л. Берковец, Е. Лютова, Г. Монина, Т. Смирнова и др. Особенностям подросткового возраста большое внимание уделяется в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И. А. Арямова, Л.Ф. Обуховой, А.А. Реана, Л.И. Божович. В современной науке проблема агрессии в подростковом возрасте не имеет окончательного решения. Психологи до сих пор не могут найти способ преодоления подростковой агрессии. Все это определяет актуальность детального изучения природы и причин агрессии в подростковом возрасте.
Таким образом, обнаруживается противоречие, которое состоит в том, что случаев проявления агрессии в подростковом возрасте много, а средств для регуляции этого недостаточно. В связи с этим возникает потребность в поиске и описании способов регуляции агрессии в подростковом возрасте.
Выявленное противоречие актуализирует потребность в:
1. Рассмотрении проблемы подростковой агрессии;
2. Рассмотрении неразвитости коммуникативных умений у подростков как фактора возникновения у них агрессивного поведения;
3. Обосновании психологического квеста как способа развития коммуникативных навыков у подростков с целью регуляции подростковой агрессии.
В связи с этим, обратимся к рассмотрению понятия «агрессия» в научной литературе.
В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, которое наносит вред объектам нападения и влечет за собой физический ущерб людей [1].
Ф. Аллан описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в дошкольном и подростковом возрасте, следовательно, именно в эти возрастные периоды целесообразно проведение профилактических и коррекционных мероприятий по регуляции уровня агрессии [8].
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе восприятие ситуации, обозначения объекта и объяснения мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, злости. Волевой компонент - это проявление целеустремленности, настойчивости и инициативности [9].
Р.Г. Илешева определила типы неправильного воспитания в семье, которые провоцируют формирование агрессивного поведения у подростка: воспитание по типу гипоопеки, воспитание по типу "кумир семьи", воспитание по типу Золушки [3].
— Воспитание по типу гипоопеки. Другими словами, безнадзорность. В таких семьях чаще всего воспитание ребенка сводится лишь к материальному обеспечению. Вероятно, что родители таких детей ведут антисоциальный образ жизни: пьют, курят, конфликтуют. Чаще всего это приводит к тому, что ребенок просто перенимает данные формы поведения. В результате формируются такие черты характера, как злобность, агрессивность со склонностью к дракам и другим отрицательным поступкам;
— Воспитание по типу «кумир семьи». Такой ребенок в семье находится в центре внимания. В этом случае у ребенка формируется высокое самомнение. Данная характеристика не всегда принимается окружающими, что вызывает злость и провоцирует подростка на агрессивное поведение;
— Воспитание по типу Золушки. Родители проявляют излишнюю строгость, требуя беспрекословного выполнения поручений. В результате ребенок становится неуверенным в себе, нерешительным, робким. В некоторых случаях развивается вспыльчивость, возбудимость, агрессивность.
Таким образом, в нашем исследовании под агрессией мы будем понимать мотивированное деструктивное поведение, которое наносит вред объектам нападения и влечет за собой физический ущерб людей (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко).
Далее обратимся к рассмотрению особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте.
Подростковый период - нелегкий этап в жизни ребенка, который трактуется как «трудный», «критический», «конфликтный». В этот период агрессивное поведение может рассматриваться как показатель экспансии, стремления освоить и занять свою социальную нишу и в тоже время как реакция на внутренние изменения, связанные с интенсивным взрослением. В подростковом возрасте перед ребенком возникают все новые задачи, которые ему необходимо решить.
В подростковом возрасте дети, которым сложно сдерживать себя эмоционально и контролировать свои побуждения, скорее всего, воспользуются моделью агрессивного поведения. Их часто называют «трудные» дети [4].
Л. М. Семенюк говорит о том, что на протяжении всего подросткового возраста для ребенка характерна смена форм агрессивного поведения. Например, у детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия (использование физической силы против другого лица в драках и т.д.), для детей 12-13 лет характерен негативизм (выражается оппозиционной манерой поведения, проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов), а так же рост физической и вербальной агрессии. В 15-16 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Можно говорить и о половых различиях проявления агрессивного поведения: мальчики обычно выражают свои переживания с помощью физической агрессии, в то время как девочки чаще используют вербальный и косвенный способ, а также негативизм [7].
С большей вероятностью можно сказать, что подростки с агрессивным поведением отличаются: бедностью ценностных ориентаций, низким уровнем интеллектуального развития, недоразвитостью нравственных представлений, крайней самооценкой, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, тревожностью.
Факторы, формирующие агрессивное поведение у подростков:
1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов. Чаще всего тестостерона у мальчиков.
2. Органические поражения головного мозга — травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.
3. Отношение взрослых — школы и, главное, родителей.
По мнению Г. Э. Бреслава современный подросток реализует свою агрессию двумя способами:
1. Проявляет ее открыто. В данном случае подросток получает тычки и жизненный опыт. Здесь два варианта: либо он добивается авторитета, либо ломается, спивается и оканчивает жизнь самоубийством.
2. Подросток прячет и подавляет свою агрессию. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу либо в виде невроза, либо в виде психосоматического заболевания [2].
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина предлагают трехступенчатый подход к регуляции уровня агрессии у подростков:
1. На первом этапе используются такие игры и упражнения, с помощью которых подросток мог бы выплеснуть свой гнев, обиду и злость;
2. Второй этап работы начинается после полного отреагирования гнева и заключается в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Агрессивных подростков объединяет то, что они не умеют распознавать свои, а следовательно, и чужие эмоции;
3. На третьей ступени авторы рекомендуют начать процесс формирования способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию, развивать коммуникативные навыки [5].
Таким образом, можно выделить следующие факторы, способствующие регуляции уровня агрессии у подростков:
— Обучение подростков приемам выражения агрессии и гнева в приемлемой форме;
— Развитие у подростков навыков распознавания эмоций;
— Развитие коммуникативных умений и навыков у подростков.
В нашем исследовании мы затрагиваем третий аспект - развитие коммуникативных умений и навыков у подростков как фактор регуляции уровня подростковой агрессии. Именно данный фактор проявления агрессии взят за основу наших разработок.
Развитие коммуникативных умений является актуальным в подростковом возрасте потому, что на данном возрастном этапе интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности, с точки зрения возрастной психологии. От развития коммуникативной сферы подростка зависит дальнейшая его социализация и интеграция в современном обществе. А не владение данными навыками может привести к тому, что подросток вынужден будет проявлять себя агрессивно.
Современному успешному подростку особенно необходимо владение развитыми навыками коммуникации, в процессе которой у него возникает необходимость сообщить достаточно емкую, полную информацию, дать комментарий событию или высказать свое мнение, что по ходу ведения
диалога перетекает в более продолжительное, чем диалогическая реплика, связное монологическое высказывание. Соответственно, вопросы разработки современных эффективных способов формирования и развития у подростков навыков и умений общения как в монологической, так и в диалогической формах привлекают все более пристальное внимание [6].
Под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты; умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место; предугадать реакцию собеседника; выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
Некоторые авторы к коммуникативным умениям относят также умения, необходимые для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль высказывания, подобрать аргументы для доказательства
своей мысли.
Для развития коммуникативных умений у подростков нами предлагается использование современного метода - квеста. Квест является уникальным способом практической познавательной деятельности и развития. Психологический квест - новейший формат мероприятия, позволяющий в увлекательной игровой форме развить полезные навыки, умения и психологические компетенции. Квест - это практикоориентированный метод, т. е., позволяющий не просто получить новые знания, а сразу же применить их непосредственно на практике. В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к данному формату мероприятий у подростков. Поэтому, формат психологического квеста является наиболее актуальным для данной возрастной категории.
Целью данного мероприятия должно являться развитие коммуникативных умений и навыков подростков, во избежание деструктивных форм поведения (в т.ч. детской преступности); снижение уровня подростковой жестокости.
Используя метод психологического квеста для развития коммуникативных навыков у подростков мы даем детям возможность на практике отработать навыки общения, взаимодействия в группе, командной работы. Овладение данными навыками подростками будет способствовать тому, что они все чаще при общении со сверстниками будут прибегать к конструктивным способам разрешения конфликтов, общаться в доброжелательном, тактичном ключе. Владение навыками успешной коммуникации снижает необходимость использования при взаимодействии с людьми деструктивных, агрессивных форм поведения у подростков.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.В. Зинченко. — М.: АСТ,
2002
2. Бреслав Г.Б. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., - Речь., - 97 стр
3. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. - АлмабАта: Наука, 1990. - 160
с.
4. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии/ Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2003. -(Концентрированная психология). - 235 с. 4
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». —СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 136 с: ил. ISBN 5-9268-0055-2.
6. Новик Н. Н. Межличностное общение в процессе формирования коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №2.
7. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол. - социал. инст, 1996. - 96 с.
8. Семеню к, Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста/Л.М. Семенюк. —М.: АПН СССР, 1991.
9. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т"; [сост.: Долгова В.П., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. - Челябинск, 2008.
УДК 159.99
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ О КОРРУПЦИИ
Скрипко Марина Иосифовна; Покровская Екатерина Андреевна, 2018 Заместитель директора по УВР средней школы в школе № 93; юрисконсульт школы № 93, магистрантка СПбГУпо направлению «Уголовное право»
Аннотация: в настоящей работе мы продолжаем тематику правового просвещения школьников, нами выбрана непростая и важная для всего общества тема - коррупция. Целью представляется оценка уровня правовых знаний об этом социальном негативном явлении у школьников, предложение способов разъяснения несовершеннолетним такой важной для них правовой информации. Также статья содержит предложение ко всем сотрудникам образовательных учреждений по информированию учащихся о том, как не стать жертвой коррупции - объяснить алгоритм действий при столкновении в жизни с таким явлением.
Ключевые слова: правовое просвещение, несовершеннолетние, коррупция, административная ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность несовершеннолетних.
LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ABOUT CORRUPTION
Skripko Marina Iosifovna; Pokrovskaia Ekaterina Andreevna, 2018.
Deputy director of the secondary school at school No. 93; legal adviser of the school No. 93, undergraduate student of St. Petersburg State University in the field «Criminal law», Saint-Petersburg.
Annotation: in this article we continue the theme of legal education of schoolchildren. We chose a difficult and important topic for the whole society - corruption. The goal is to assess the level of legal knowledge about this social negative phenomenon in schoolchildren, suggest ways of explaining to minors such important legal information for them. The article also contains a proposal to all employees of educational institutions to inform students about how not to become a victim of corruption - to explain the algorithm of actions in a collision in life with such a phenomenon.
Key words: legal education, minors, corruption, administrative liability of minors, criminal liability of minors.
Несмотря на усилия, которые прикладываются государством и средствами массовой информации для того, чтобы уровень правовой грамотности среди населения рос, мы сталкиваемся с тем, что большинство граждан не обладают даже минимальным набором необходимых специальных правовых знаний.
В данной работе мы постараемся акцентировать внимание на правовое просвещение школьников, так как в силу возраста они лучше поддаются обучению, им можно доказать и показать, что правовые знания необходимы для каждого члена социума. В этой статье мы постараемся разобрать проблему коррупции и правового просвещения в этой области.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Зорькин Валерий Дмитриевич в интервью подчеркивал: «Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Например, принципы равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции), свободы и личной неприкосновенности граждан (ст. 22), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени (ст. 23), свободного передвижения, выбора места пребывания и места жительства (ст. 27), права