УДК 159.955 : 316
Л. Г. Почебут, Д. С. Безносов
Психологический анализ социальных представлений русских
В статье рассматривается динамика социальных представлений русского народа на протяжении последних 20 лет. Показано, что основным содержанием социокультурного пространства являются социальные представления. Социальные представления устойчивы, но изменения общественной жизни приводят к их трансформации.
The article is devoted to the dynamic of social representations of Russians during the last 20 years. It’s shown that the main content of the sociocultural space is social representations. Social representations are stable but the changes of social life can lead to their transformation.
Ключевые слова: социальные представления, социокультурное пространство, феномен социального, когнитивная категоризация.
Key words: social representations, sociocultural space, phenomenon of social, cognitive categorization.
Для осмысления своего бытия и достижения согласия друг с другом люди создают социокультурное пространство. Формирование такого пространства происходит в процессе когнитивной категоризации окружающего мира. В результате формируется феномен социального, который в культуре представлен нормами, ценностями, смыслами. Для эффективной регуляции социального поведения создается смысловое пространство, которое предназначено для отличия членов своей культуры от членов чужой. Появление единого смыслового пространства сопровождается выработкой идеалов, норм, ценностей, социальных представлений. Именно ценности и единые социальные представления являются тем смысловым конструктом, который объединяет и скрепляет членов этнокультурной общности, определяет то, как они интерпретируют свое прошлое и будущее.
Понятие культура является самым трудно определяемым в науке из-за его многоаспектности. Формирование единого понимания смысла жизни людей, принадлежащих к одной общности, является основным предназначением культуры. Осмысленность жизни придает единая система социальных представлений, связанная с цен-
© Почебут Л. Г., Безносов Д. С., 2013
ностями, целями и средствами их достижения. В едином смысловом социокультурном пространстве люди в процессе с категоризации идей и предметов структурируют мир в своем сознании. Окружающие люди, идеи, предметы, природа обретают смысл и значение. «Роль культуры, - писал М. Вебер, - заключается в придании смысла и значения отдельным человеческим жизням в окружающем бессмысленном универсуме» [4, с. 21].
Согласно нашей концепции социокультурные общности формируются на основе воспроизводства психическим миром мира социального. Так человечество создает культурный мир с целью образования единой системы взаимоотношений в общности, единого смыслового поля, регуляции осознанного и бессознательного взаимопонимания и взаимоотношений членов общности между собой. Специфика любой человеческой общности, прежде всего, зависит от вида социального. Социальное выступает в качестве необходимого условия взаимопонимания людей, живущих в едином смысловом социокультурном пространстве. В то же время социальное создает барьеры для взаимопонимания людей, использующих для жизни различные смысловые пространства.
Человек преследует двоякие цели, осуществляя категоризацию окружающих людей на своих и чужих. Во-первых, он старается добиться взаимопонимания в едином смысловом пространстве, взаимодействуя с теми, кого он отнес к категории «мы». Во-вторых, он старается сохранить свою неприкосновенность и безопасности, оказываясь в ином смысловом пространстве, вступая во взаимодействие с теми, кого он отнес к категории «они» - чужими. С этой точки зрения социальное следует понимать как когнитивный процесс категоризации окружающего социального мира с целью создания, поддержания и сохранения единого смыслового пространства для наиболее эффективного взаимодействия со своими и недопонимания и охраны определенной границы при общении с чужими. Создание тайных смыслов, ясных для своих и непонятных для чужих, является главным предназначением социального как когнитивного конструкта. Особые тайные смыслы хранятся в средствах вербальной и невербальной коммуникации. Единое смысловое пространство - это порождение культуры. Главной функцией социального является создание критериев отбора того, кого можно допускать в это смысловое пространство, а кого следует остерегаться. Единое
смысловое пространство необходимо человеку не только для различения своих и чужих, но и для наиболее эффективной регуляции социального поведения.
Социальная категоризация - это способ познания окружающего мира с помощью классификации и типизации предметов с использованием наиболее общего понятия, выражающего одно из основных отношений бытия. Категоризация возникает на основе социальной установки и осуществляется в четырех направлениях. Во-первых, категоризация в отношении природы и окружающих вещей. Во-вторых, в отношении людей, формируя систему отношений «мы и они», «свои и чужие», аут- и ингруппы». В-третьих, в отношении самого себя, формируя социальную идентичность личности, осознание принадлежности к определенной этнокультурной и социальной общности. В-четвертых, категоризация осуществляется в отношении идей, причем, именно таким образом формируется система социальных представлений, ценностей и ценностных ориентаций, норм, идеологии.
Феномен социального создается людьми в целях регуляции поведения. Объединяя биологическую, собственно социальную и психическую сущности человека в единое целое, социальное воздействует на поведение на четырех уровнях регуляции: биологическом, личностном, групповом и общественном. Регуляция поведения на биологическом уровне осуществляется социальными инстинктами, например стадным инстинктом. Но для человека, живущего в сложном, постоянно меняющемся социальном мире биологической регуляции недостаточно. У человека по сравнению с животными регуляция поведения усложняется, появляется возможность контролировать инстинктивные импульсы посредством воли. На личностном уровне за регуляцию поведения ответственна система диспозиций (установки, экспектации, атрибуция, мотивация, направленность). На групповом уровне требуется регуляция непосредственного взаимодействия, что и осуществляется системой ролей и статусов личности в группе. На общественном уровне возникает необходимость регуляции опосредованного взаимодействия. Жизнь общества обеспечивается таким регуляторами как нормы, ценности, правила, законы. Инстинкты подчиняются волевому регулированию, перестают играть ведущую роль и занимают второстепенное, теневое положение.
Наша концепция состоит в следующем: целостное поведение человека определяется тремя вариантами проявления социального: социальные инстинкты, социальное взаимодействие и социальная категоризация окружающего природного, социального и психического мира. Интегрируя в себе три ипостаси социального, социокультурные общности становятся активными субъектами исторического процесса. В истории человечества природа социального последовательно разворачивается: инстинкты уступают место социальному взаимодействию, которое в свою очередь все больше и больше зависит от социальной категоризации.
Возникновение у человека чувства принадлежности к социо- и этнокультурной общности опирается на множество признаков - маркеров этничности. К ним относятся кровнородственные связи, язык, общая символическая среда, стереотипы восприятия, поведения и интерпретации поведения, внешность, общность исторической судьбы и пр. [10]. Однако какой бы маркер мы не взяли в качестве предмета научного анализа, при ближайшем рассмотрении он оказывается когнитивным конструктом социальной категоризации окружающего мира.
Ядром человеческой культуры являются ценности, а одним из способов их сохранения предстают социально-психологическая граница и дистанция во взаимоотношениях с другими общностями. Граница и дистанция позволяют обезопасить единое смысловое пространство от вторжения со стороны.
П www
В настоящее время важной научной задачей является изучение психологии русского народа. В зарубежной культурной антропологии славянскую душу изучали Дж. Горер, К. Клакхон, М. Мид, Э. Эриксон. В России изучением русской этнокультурной общности занимаются Ю.В. Арутюнян, А.О. Бороноев, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, В.Е. Семенов, З.В. Сике-вич, П.И. Смирнов, Г.У. Солдатова, П.А. Сорокин, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов и пр.
Психологический портрет русского народа крайне противоречив. Разные авторы в качестве критериев описания психологии народа опираются на разные критерии. Поэтому крайне трудно составить обобщенный портрет народа. Мы считаем, что поскольку ядром социокультурной общности является система социальных представлений и ценностей, то наиболее перспективным будет изучение психологии народа с позиций этого подхода.
Теорию социальных представлений разработал французский психолог С. Московичи. Он считал свою теорию уникальной, так как она обнаруживает глубинную природу социально-психологических явлений. По мнению С. Московичи, общество формируется не через простое наличие социальности, которое способствует организации людей по иерархии власти или взаимных интересов. Для того чтобы власть и интересы стали признанными, обществу необходимы представления и ценности, придающие им смысл, объединяющие людей. Социокультурная общность сохраняется и развивается не столько знаниями и технологиями, сколько мнениями, символами, ритуалами. Должны быть общие представления о том, что такое общественная жизнь, в каком направлении она развивается, как следует себя вести, что является справедливым, истинным, прекрасным. Социальные представления аккумулируют энергию общности. Они являются силой, позволяющей преобразовывать людей из пассивных членов сообщества в активных участников взаимодействия. Общество приходит в упадок, если разрушаются социальные представления. Значимые убеждения, знания и социальные представления образуются в процессе взаимодействия людей и укрепляются в определенных социальных структурах. Социальные представления - это основной элемент общественного сознания, который выражает способ осмысления себя в своих взаимоотношениях с миром. Социальные представления включены в сознание каждого человека, господствуют над ним изнутри. Этим они отличаются от верований и обычаев, которые воздействуют на сознание извне. Функцией социальных представлений является сплочение и активизация людей, создание солидарности [9; 11].
На протяжении нескольких лет мы изучаем динамику социальных представлений. Исследование включало два этапа. На первом этапе с 1991 г. по 2001 г. нами было опрошено 615 чел. русской национальности в возрасте от 19 до 45 лет, проживающих в разных городах России (С.-Петербург, Мурманск, Тольятти). Цель исследования состояла в изучении системы коллективных представлений русских респондентов о своем народе. Метод исследования - свободное приписывание характеристик. Задавался открытый вопрос: «Каковы 10 характерных, по Вашему мнению, черт русского народа?» Таким образом было получено 6150 характеристик. Следует учитывать, что респонденты называли ряд этнических автостереотипов. Задача исследователя состояла в преобразовании стереотипов в коллективные представления. Для этого проводилась
социально-психологическая экспертиза и полученные характеристики были подвергнуты контент-анализу. Категориями контент-анализа выступали смысловые единицы - автостереотипы восприятия и сформированные в этногенезе типичные черты личности. Эти категории группировались в пять блоков. В качестве критерия классификации была избрана базовая ценностная ориентация русского этноса. Экспертами при проведении контент-анализа были студенты факультета психологии СПбГУ. В процентах показана доля конкретных социальных представлений в общем наборе представлений. Определился следующий автопортрет русского народа:
1. Коллективистическая ориентация (45,52 %). На основе этой глубинной имплицитной ориентации формируются такие стереотипы поведения и черты личности, как гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, доверчивость. Ориентация на коллективность является традиционной для русского народа. Коллектив (до
ХХ в. - крестьянская община, «мир»,) рассматривался русскими как основа и предпосылка существования члена общины. В России на протяжении исторического развития постепенно складывались коллективная система труда и коллективный образ жизни (колхозы, артели). Неслучайно в ХХ в. русские философы, психологи и педагоги много внимания уделяли изучению коллективов, их формированию и развитию.
2. Ориентация на духовные ценности (28,29 %). Многие философы писали о духовности русского народа. Духовность противопоставлялась ориентации на материальные ценности - деньги, богатство. В системе социальных представлений россиян сложилось мнение, что ориентация на материальные ценности не является доминирующей. Русские предпочитали духовные блага материальным. На основе духовности у русских возникли такие автостереотипы и личностные черты, как широта души, альтруизм, совестливость, мудрость, талантливость, философское восприятие жизни.
3. Ориентация на справедливость (12,85 %). Эта ориентация показывает человеческие взаимоотношения и связана в большей степени с моралью, чем с правом и законом. Русские люди чаще поступают в соответствии с субъективно понимаемой ими справедливостью, чем в соответствии с объективным правом и законом. Закон есть объективированная справедливость. Отсюда возникают такие стереотипы поведения, как формальное законопослушание и конформизм - внешнее согласие с мнением окружающих людей при
глубоком внутреннем осознании своей правоты. Отдельный опрос 215 сотрудников МВД С.-Петербурга показал, что и при исполнении служебных обязанностей они довольно часто ориентировались на субъективно понимаемую справедливость, чем на требования закона. Из описанных ими ситуаций 36 % сотрудники милиции отнесли к действиям по справедливости в противоположность требованиям закона. Это свидетельствует о том, что в российской культуре сложилась нестандартная ситуация внутренней правовой противоречивости. Многие авторы отмечают наличие правового нигилизма в отношении права [2; 3]. В западной же культуре, как отмечают многочисленные авторы [1; 5; 6; 8], утвердился стереотип поведения, требующий не просто формального, но и неформального законо-послушания.
4. Ориентация на лучшее будущее (10,24 %). Русские люди в большинстве своем - оптимисты. Чаще всего они выражают надежды на то, что все образуется само собой. Отсюда возникают такие стереотипы поведения, как необязательность, бесхозяйственность, безответственность, неорганизованность, беспечность, лень, непрактичность, но в то же время - выносливость и долготерпение. Опрошенные нами люди ожидали улучшения экономического, политического, морального состояния общества в будущем. Люди западной культуры, по мнению О. Тоффлера, переживают особое психологическое состояние - «боязнь будущего», которое он обозначил термином «футуршок» [12]. В своих исследованиях мы не фиксировали «боязни будущего», напротив, отмечались оптимизм и надежда на улучшение социальной ситуации.
5. Ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (3,1 %). Поведенческие стереотипы, которые отмечаются респондентами, - это умение быстро собраться и организоваться в экстремальной ситуации, трудовой героизм, жертвенность, привычка к авралу. В западной культуре люди привыкли методично трудиться для достижения цели. Россияне же в большей степени надеются на «авось», на то, что все образуется само собой.
Социальные представления россиян о самих себе многообразны. Психологический автопортрет противоречив. В нем сочетаются диаметрально противоположные представления и стереотипы. Например, лень и трудолюбие, безответственность и трудовой героизм, надежда на «авось» и умение собраться в кризисной ситуации. Эти базовые социальные представления определяли специфику социокультурного самосознания и подсознания русских в конце ХХ в.
Изучая динамику социальных представлений мы проводили опрос 576 респондентов по той же схеме с 2003 по 2013 г. В начале
ХХ1 в. от россиян потребовалось новое осмысление общественной
V V п
жизни, своей роли в этой жизни, своего поведения. В результате проведенного анализа социальные представления россиян о своем народе выразились в следующем:
1. Ориентация на сочетание коллективизма и индивидуализма (27,8 %). Появление ориентации на индивидуализм, особенно в молодежной среде, связано с появлением новых условий социальной жизни. В результате этой ориентации возникают позитивные качества личности: ответственность, организованность, стремление получить хорошее образования [7]. Однако исключительно индивидуалистические ориентации приводят к утрате сплоченности, социальной солидарности и активности, отсутствию «чувства локтя», надежды на взаимопомощь, доверия друг к другу, повышению чувства одиночества, эгоцентризма.
2. Ориентация на материальные ценности (31,4 %) стала доминирующей ориентацией в нашем обществе. В системе ценностей, русского народа, измеренных нами по шкале С. Шварца [9], духовность находилась в конце списка и занимала ранг одной из отвергаемых ценностей, наряду с ценностями власти, влияния и отваги. С одной стороны, это сдвиг в позитивную сторону. Русские люди стали ориентироваться на заработок, получение прибыли в своей бизнесе. С другой стороны, утрата ориентации на духовность приводит к спаду интереса к литературе, живописи, музыке и пр. Мягкая славянская культура становится более жесткой и прагматичной в плане межличностных отношений в обществе.
3. Ориентация на справедливость (20,3 %). Эта ориентация сохранилась в системе социальных представлений, количество суждений о необходимости справедливости возросло. В настоящее время люди остро чувствуют несправедливость, рост социального неравенства и коррупции.
4. Ориентация на лучшее будущее (10,5 %). В последнее десятилетие общественное настроение россиян изменилось, особенно, в последние три года. Респонденты отмечают такие настроения, как «боязнь будущего», опасения за жизнь, обучение и карьеру своих детей. Надежды на хорошее будущее часто сопровождаются чувствами страха. Люди беспокоятся за свою безопасность, опасаются мигрантов, боятся потерять работу и деньги в ситуации глобального экономического кризиса. Появление таких настроений является очень тревожным симптомом в оценке перспектив личностного и общественного развития.
5. Ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (10 %). Респонденты надеются на то, что экономический кризис их не коснется, все образуется «само собой». Сохранение такой ориентации в системе российских социальных представлений свидетельствует и о том, что люди готовы в экстремальной ситуации приложить все усилия для преодоления неблагоприятных условий.
Быстрые изменения в общественной жизни способствуют трансформации социальных представлений. В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения общественного сознания. Российская культура стремительно меняется. Люди, особенно молодежь, стали большими индивидуалистами по сравнению со своими отцами и дедами. Они более остро ощущают социальную несправедливость и ориентированы на материальные ценности достатка. В прошлое уходит особая духовность русского народа, так ярко описанная и ценимая российскими философами. Растет чувство одиночества и боязнь будущего. Однако в русских сохранилась уверенность в том, что они смогут собраться и организоваться для преодоления трудностей, для достижения высоких результатов.
Социальные представления - это устойчивый ментальный конструкт, возникающий в процессе когнитивной категоризации окружающего мира с целью создания единого смыслового социокультурного пространства для оптимальной регуляции социального поведения. Изменения в общественной жизни способствуют некоторой трансформации социальных представлений.
Список литературы
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М., 1998.
2. Безносов Д.С. Сознание: установки, отношения, нормы. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2007.
3. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности // Вестн. СПбУ МВД России. - 2012. - Т. 55. - №. 3. - С. 167-171.
4. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21. - № 3.
5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2006.
6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб., 2000.
7. Мироненко И.А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий // Вопр. психолог. - 2006. - № 3. - С. 95-105.
8. Овчинников В. Сакура и дуб. - М.: Дрофа Плюс, 2006.
9. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2005.
10. Сикевич З.В. Социологическое исследование. Практическое руководство. - СПб.: Питер, 2005.
11. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007.
12. Тоффлер А. Футуршок. - СПб., 1997.