Научная статья на тему 'Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза'

Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1546
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ / LATE ADOLESCENCE / СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / THE SUBJECTIVE FEELINGS OF LONELINESS / ГЛУБИНА ОДИНОЧЕСТВА / THE DEPTH OF LONELINESS / ВИДЫ ОДИНОЧЕСТВА / TYPES OF LONELINESS / ДИФФУЗНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / DIFFUSE LONELINESS / ОТЧУЖДАЮЩЕЕ ОДИНОЧЕСТВО / ALIENATING LONELINESS / ДИССОЦИИРОВАННОЕ ОДИНОЧЕСТВО / ОТЧУЖДЕНИЕ / ALIENATION / РАДОСТЬ УЕДИНЕНИЯ / THE JOY OF SOLITUDE / РЕСУРС УЕДИНЕНИЯ / ПОЗИТИВНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / POSITIVE LONELINESS / DISSOCIATED LONELINESS / THE RESOURCE OF SOLITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна, Харланова Анастасия Олеговна

В статье представлены данные исследования одной из важных проблем современного социума и, в частности студенческой молодежи переживания одиночества. Проведено исследование, позволившее проанализировать уровень, виды и компоненты переживания одиночества у студентов завершающего курса обучения. Рассмотрены такие виды переживания одиночества на группе респондентов студенческого возраста, как: диффузное; отчуждающее; диссоциированное. Выявлено глубокое переживание одиночества у третьей части выборки. Определены качественные характеристики переживания одиночества, раскрывающие особенности интерактивной сферы общения у студентов, переживающих чувство одиночества. Сделаны выводы о направлениях психопрофилактической работы со студентами, испытывающими затруднения в общении и переживающих глубокое чувство одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE FEELINGS OF LONELINESS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article presents research data of one of the most important problems of modern society and in particular the feelings of loneliness by student youth. The authors conducted a study that analyzed the level, types and components of loneliness feelings among the students of the final courses. They considered such types of states of loneliness on a group of students as: diffuse; alienating; dissociated. They revealed a deep state of loneliness in the third part of the sample. The authors of the article determined the qualitative characteristics of feelings of loneliness, revealing the characteristics of the interactive sphere of communication among students experiencing a sense of loneliness. They made the conclusions about the directions of psycho-preventive work with students experiencing difficulties in communication and experiencing a deep sense of loneliness.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. J. L. Dillard, Black English: Its History and Usage in the United States. New York: 1972.- 87 p.

2. S. S Mufwene The structure of the noun phrase in AAVE//African-American English. Structure, history and use/Ed. By Mufwene S., Rickford J., Bailey G., Baugh J., London and New Yourk, 1998

3. William A. Stewart, «On the use of Negro dialect in the teaching of reading», in Joan Baratz, ed.,Teaching Black Children to Read .Washington, D.C.: 1969. - pp. 156-219.

4. John R. Rickford, «Prior creolization of AAVE. Sociohistorical and textual evidence from the 17th and 18th centuries.: 1997. - 357 (315-336)

5. Poe E. The Gold-Bug. N.Y.: Dover Publications, 1991. - 121p.

6. По, Э. Золотой Жук / Э А. По. - M.: Эксмо-Пресс, 207. - 352 с.

психология личности

Белых Т.В., Харланова А. О.

психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза

В настоящее время общество динамично развивается и предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности во всех сферах ее жизни. На современном этапе важно ориентировать молодежь на духовное взросление, конкурентоспособность, успешность в самореализации. Принципиальную значимость в связи с этим представляет анализ проблемы качества взаимодействия личности с социумом. Широта межличностных связей и их качество могут влиять на характер самореализации личности в социуме, в свою очередь, чувство одиночества, может служить ресурсом самореализации или барьером для нее.

Работы по проблеме одиночества активно начали появляться с 50-х годов XX века в зарубежной психологии. Проблему одиночества раскрывали в своих работах Г. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, Р. Вейс, К. Мустакас, Уильям А. Садлер, Томас Б. Джонсон, Леонард М. Хоровиц, К. Рубинстайн, Д. Перлман, И. Ялом и др. Проблему одиночества в юношеском возрасте изучали в отечественной психологии О.А. Зубкова, В.Р. Орестова и др.

В отечественной психологии в советский период эта проблема не получила всестороннего развития, но в последнее время она все больше привлекает внимание и исследуется такими учёными как М.И. Буянов, О.Б. Долгинова, Е.Н. Заворотных, Д.А. Захарова, С.Г. Корчагина и др.

С.Г. Корчагина дает следующее определение одиночеству - это «... психическое состояние человека, отражающее переживание своей деятельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми» [2, с. 14]. Уединение, по мнению С.Г. Корчагиной, изначально имеет временные рамки, всегда добровольно и свободно выбирается человеком. Уединение представляется наиболее «выгодным» для субъекта поведением на данный момент времени, например, с точки зрения личностного роста, действия защитных механизмов, снижения уровня психической напряженности.

Одиночество мы рассматриваем вслед за Е.Н. Заворотных как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, на основе имеющегося личного опыта [1].

В настоящее время растет значимость новых форм коммуникации - опосредованной, виртуальной, отчуждающей личность от контактной коммуникации и реального взаимодействия в микросоциальной среде и малых группах. Может ли личность в ситуации сужения межличностных контактов успешно реализовать свой потенциал или в современных условиях социального развития это необходимое условие для ее роста? Очевидно, что для каждого возрастного этапа эта проблема будет иметь разную значимость.

Проблема изучения переживания одиночества и особенностей личностного развития в подростковом возрасте стала предметом исследования у таких отечественных авторов как: Долгиновой О. Б. (1996), которая изучала одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте; Малышевой С.В. (2003), изучившей «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество; Роговой Е. Е. (2005) проанализировавшей психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью; Третьяковой О.А. (2009), показавшей в своей работе роль субъектности личности в преодолении одиночества в подростковом возрасте; Селивановой Е.А. (2009) изучившей специфику проявления состояния одиночества и коррекции его негативного влияния на личностное развитие подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в разных условиях; Коротеевой Е.М. (2011) выявившей ситуационные и личностные детерминанты, а также типы одиночества у подростков. Переживание одиночества мешает в подростковом возрасте свободно строить взаимодействие со сверстниками, не создаёт условий для всестороннего развития личности [3].

Чувство одиночества очень остро переживается не только в подростковом возрасте. Как свидетельствуют многочисленные данные современных исследований (Шагивалеева Г. Р., 2003; Неумоева Е.В.,2005; Гольман Т. И., 2008; Арта-

монова А. А., 2008; Заворотных Е. Н., 2009; Манакова Е. А., 2015; Филиндаш Е. В., 2016) в студенческом возрасте, в связи с переходом на новую стадию социализации личности, ощущение одиночества может стать как причиной невротического развития личности, так и ресурсом для выхода из возрастного кризиса, связанного с поиском и актуализацией «профессионального «Я».

Наше исследование было предпринято с целью выявления глубины, видов переживания одиночества и качества взаимодействия личности с социальным окружением в зависимости от выраженности степени одиночества у студентов вуза.

выборку составили студенты завершающего курса обучения в возрасте 2021 года в количестве 50 человек и 50 человек первокурсников в возрасте 17-18 лет.

Программа исследования состояла из четырех этапов. На первом этапе определялся уровень субъективного переживания одиночества у студентов. На втором - глубина переживания одиночества. На третьем выявлялись виды одиночества, свойственные исследуемой группе респондентов. На четвертом - качества взаимодействия личности с социальным окружением.

Методы исследования: «Методика диагностики уровня субъективного переживания одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона); диагностический опросник «Одиночество» (С.Г. Корчагиной; опросник «Виды одиночества» (С.Г. Корчагиной); дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева).

В ходе проведения диагностического исследования были получены следующие результаты.

1. Исследование уровня субъективного переживания одиночества. Данные диагностического исследования представлены на гистограмме № 1.

34% 1

1

0%

низким уровень среднии уровень высокии уровень

рисунок 1 - гистограмма результатов исследования субъективного переживания одиночества у студентов завершающего курса обучения

Максимально возможный показатель одиночества по данной шкале - 60 баллов. У студентов высокий уровень субъективного переживания одиночества не выявлен. Средний уровень одиночества встречается у 8 студентов, что составляет 16%. Низкий уровень одиночества у 42 человек (84%). Средний арифметический показатель по этому фактору 10,98, что составляет низкий уровень субъективного переживания одиночества и у студентов завершающего этапа обучения он существенно ниже, чем у первокурсников (средний арифметический показатель у студентов 1 курса - 16,44, что составляет низкий уровень субъективного переживания одиночества). Разброс данных от 0 (1 юноша и 1 девушка) до 37 баллов. Полученные данные свидетельствуют о том, что исследуемая группа респондентов характеризуется низкими и средними показателями выраженности субъективного переживания одиночества. Статистически значимых различий по ^критерию Стьюдента для сравниваемых выборок не выявлено, хотя есть тенденция к более выраженному субъективному чувству одиночества у стедентов-первокурсников.

2. Исследование глубины одиночества. Как показали диагностические данные, представленные на гистограмме №2, неглубокое переживание одиночества свойственно 32 студентам, что составляет 64%. Глубокое переживание актуального одиночества выявлено у 16 четверокурсников (32%). Очень глубокого переживания не было выявлено на данной выборке респондентов (см. рис. 2). Не переживает одиночества - 4 % респондентов. Средний арифметический показатель по этому фактору 26,08 (Средний арифметический показатель по этому фактору у первокурсников - 26,48, что составляет верхнюю границу неглубокого переживания возможного одиночества). разброс данных от 12 до 34 баллов. Статистически значимые различия по ^критерию Стьюдента для сравниваемых выборок не обнаружены, хотя выявлена тенденция более глубокого переживания чувства одиночества у студентов первого курса.

54%

32%

0%

не переживает неглубокое глубокое очень глубокое

одиночества одиночество одиночество

рисунок 2 - гистограмма результатов исследования глубины одиночества у студентов завершающего курса обучения

3. Исследование видов одиночества. Изучались: состояние одиночества без определённого вида; диффузное одиночество; отчуждающее одиночество; диссоциированное одиночество.

Состояние одиночества без определённого вида (от 0 до 17 баллов). У студентов 4 курса низкий уровень проявляется у 43 человек (86%). Высокий - у 7 (14%) (см. рис. 3). Разброс данных также от 1 до 13 баллов. Средний арифметический показатель - 4,7 баллов, что является более низким показателем (значимое различие по ^критерию), чем у первокурсников (средний арифметический показатель у студентов 1 курса - 6,14 баллов).

Диффузное одиночество (от 0 до 13 баллов) проявляется в специфическом способе осуществления межличностного взаимодействия.

При остром переживании диффузного одиночества человек стремится к другим людям, так как хочет в общении с ними получить эмоциональную поддержку. При этом самореализация осуществляется за счет глубокой идентификации с партнером по общению и как следствие происходит свертывание собственных мотивационных и эмоциональных ресурсов. Это может приводить к обесцениванию социальной интеракции.

У четверокурсников высокий уровень обнаружен у 18 человек (36%), а низкий у 32 человек (64%), (см. рис. 3). Разброс показателей от 1 до 9 баллов. Средний арифметический показатель - 5,86 баллов. Средний арифметический показатель у студентов 1 курса - 5,82 баллов. Выраженность диффузного вида одиночества одинакова у студентов сравниваемых групп.

Отчуждающее одиночество (от 0 до 15 баллов). Оно может проявляться в неспособности к сотрудничеству, подозрительности, зависимости в межличностных отношениях. В итоге происходит потеря значимых связей и контактов, человек чувствует себя покинутым, никому не нужным. Поэтому нередко поведение сопровождается проявлением недоверия к людям, подозрительности, тоски, депрессии и т. п. У четверокурсников высокий уровень обнаружен у 9 человек (18%), а низкий уровень у 41 человек (82%) (см. рис. 3). Разброс показателей от 2 до 12 баллов. Средний арифметический показатель - 5,64 баллов. Средний арифметический показатель у студентов 1 курса - 6,28 баллов (наличие значимого различия по ^критерию).

Диссоциированное одиночество (от 0 до 14 баллов). При наличии выраженного диссоциированного одиночества в процессе межличностного взаимодействия человек сначала отождествляет себя с другим и начинает полностью ему доверять. Так как он доверял ему «как самому себе», то после резкого отчуждения, испытывается болезненное, острое чувство одиночества. Этот вид одиночества проявляется в возбудимости, тревожности, эгоистичности, подчи-няемости в межличностных отношениях.

У четверокурсников высокий уровень проявляется у 10 человек (20%), низкий уровень у 40 человек (80%) (см. рис. 3). Разброс показателей от 2 до 11 баллов. Средний арифметический показатель - 5,82 баллов. Средний арифметический показатель у студентов 1 курса - 7,02 баллов (статистически значимых

различий между сравниваемыми выборками не выявлено).

Рисунок 3 - Сводная гистограмма результатов исследования видов одиночества у студентов завершающего курса обучения по методике С.Г. Корчагиной

Таким образом, при сравнении выраженности всех видов одиночества у студентов исследуемых выборок обнаружено, что студентам начального этапа обучения более свойственно испытывать «чувство одиночества без определенного вида» и отчуждающее одиночество (значения этих видов имеют статистически более значимые показатели). При этом обнаружена тенденция к более выраженному уровню субъективного переживания одиночества и его глубины у первокурсников. Следует отметить, что у третьей части выборки студентов завершающего этапа обучения (36 %) выражен высокий уровень диффузного одиночества. Причем диффузное одиночество проявляется на одинаковом уровне у студентов как на начальном, так и на завершающем этапе обучения.

4. Использование дифференциального опросника переживания одиночества (Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева), позволило выявить качественные особенности взаимодействия студентов с социальным окружением.

Так, субшкала «Изоляция» (от 0 до 20 баллов) содержит утверждения, свидетельствующие об отсутствии у студентов людей, с которыми возможен близкий контакт. У четверокурсников высокий уровень выявлен у 3 респондентов (6%), низкий уровень у 32 человек (64%), средний уровень у 15 (30%), (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 15 баллов. Средний арифметический показатель - 7,36 баллов, показатель немного ниже, чем у студентов первого курса - 7,86 баллов. Большинство студентов не ощущают себя изолированными, у них есть люди, с которыми возможен близкий контакт.

■ Изоляция

■ Переживание одиночества Отчуждение

■ Дисфория одиночества Одиночество как проблема Потребность в компании Радость уеди нения Ресурс уединения

Общее одиночество Зависимость от общения ПозитиЕное одиночество

Рисунок 4 - Сводная гистограмма результатов исследования одиночества у студентов завершающего курса обучения по Дифференциальному опроснику переживания одиночества (Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева)

Субшкала 2 «Переживание одиночества» или самоощущение (от 0 до 20 баллов) включает в себя сформулированные в общем виде утверждения, конструирующие образ Я респондента как одинокого человека. У четверокурсников низкий уровень характерен для 35 человек (70%), средний уровень у 15 (30%), высокий уровень не выявлен (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 14 баллов. Средний арифметический показатель - 7,02 баллов, показатель ниже, чем у студентов первого курса - 8,08 баллов. Большинство испытуемых не переживают одиночество, не конструируют образ Я как одинокого человека.

Субшкала 3 «Отчуждение» (от 0 до 20 баллов) подчёркивает отсутствие значимых связей с окружающими людьми. У четверокурсников высокий уровень обнаружен у одного испытуемого (2%), низкий уровень у 20 человек (40%), средний уровень у 29 студентов (58%), (см. рис. 4). Разброс данных от 3 до 18 баллов. Средний арифметический показатель - 7,96 баллов (показатель значимо ниже, чем у студентов первого курса - 9,24). У студентов первого курса только начинают устанавливаться значимые эмоциональные связи, они стремятся найти свою вторую половинку, определиться в системе дружеских контактов, что объясняет наличие у них более выраженных показателей по данной шкале.

Субшкала 4 «Дисфория одиночества» (от 0 до 20 баллов) измеряет негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве.

У четверокурсников высокий уровень у 5 испытуемых (10%), низкий уровень у 12 человек (24%), средний уровень у 33 (66%) (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 17 баллов. Средний арифметический показатель - 10,06 баллов, у первокурсников - 10,4 балла. По данной субшкале большинство студентов (около

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

2/3 выборки) оказались на среднем уровне. Различий по данной шкале между сравниваемыми группами не обнаружено.

Субшкала 5 «Одиночество как проблема» или проблемное одиночество (от

0 до 20 баллов) отражает негативную оценку одиночества как феномена. У четверокурсников высокий уровень выявлен у 14 испытуемых (28%), низкий уровень всего у 3 человек (6%) и средний уровень у 33 студентов (66%), (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 19 баллов. Средний арифметический показатель - 12,78 баллов, у первокурсников - 13,54 баллов. По данной субшкале большинство студентов (около 2/3 выборки) оказались на среднем уровне. Третья часть выборки оказалась на высоком уровне. Студенты очень негативно оценивают одиночество как феномен, это является для них проблемой, причем это свойственно всем опрошенным студентам, вне зависимости от этапа обучения.

Субшкала 6 «Потребность в компании» (от 0 до 20 баллов) измеряет переживаемую потребность в общении. У четверокурсников высокий уровень выявлен у 10 испытуемых (20%), низкий уровень у 6 человек (12%), средний уровень у 34 студентов (68%), (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 10 баллов. Средний арифметический показатель - 12,22 баллов, немного выше, чем у студентов первого курса - 12,1 балла. То есть, как студенты 4 курса, так и первокурсники испытывают потребность в общении, в расширении круга знакомых, что говорит о сохранении значимости контактного взаимодействия у современной молодежи.

Субшкала 7 «Радость уединения» (от 0 до 16 баллов) измеряет принятие человеком одиночества и уединения. У четверокурсников высокий уровень выявлен у 22 испытуемых (44%), низкий уровень у 2 человек (4%), средний уровень у 26 (52%), (см. рис. 4). Разброс данных от 5 до 16 баллов. Средний арифметический показатель - 10,58 баллов, у первокурсников - 11,26 баллов. Студенты 4 курсов испытывают высокий или средний уровень потребности в уединении, по средним показателям значимых различий между сравниваемыми выборками не обнаружено.

Субшкала 8 «Ресурс уединения» (от 0 до 24 баллов) содержит утверждения, отражающие продуктивные аспекты уединения. У четверокурсников высокий уровень обнаружен у 33 испытуемых (66%), низкий уровень у 1 человека (2%), средний уровень у 16 студентов (32%). (см. рис. 4). Разброс данных от 7 до 24 баллов. Средний арифметический показатель - 17,54 баллов, у первокурсников - 17,74. Студенты 4 курсов уединение используют как ресурс. Возможно, они находят в себе скрытый потенциал, который используют в жизни. Уединение даёт им возможность сконцентрироваться и лучше понять себя. По средним показателям значимых различий между сравниваемыми выборками не обнаружено.

Шкала «Общее одиночество» (от 0 до 60 баллов) определяется по сумме 1-3 субшкал, отражает степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми. У четверокурсников средний уровень обнаружен у 24 (48%), низкий уровень у 25 человека (50%), высокий уровень у

1 испытуемого (2%) (см. рис. 4). Разброс данных от 15 до 47 баллов. Средний арифметический показатель - 22,12 баллов, у первокурсников - 25,34 балла (на-

личие значимого различия по ^ критерию).

Шкала «Зависимость от общения» (от 0 до 60 баллов) определяется по сумме 4-6 субшкал, отражает неприятие одиночества, неспособность оставаться одному. У четверокурсников низкий уровень у 2 человек (4%), средний уровень у 37 (74%), высокий уровень у 11 испытуемых (22%) (см. рис. 4). Разброс данных от 18 до 53 баллов. Средний арифметический показатель - 35,02 баллов, у первокурсников - 35,12 баллов. Таким образом, каждый пятый студент отражает неприятие одиночества, неспособность оставаться одному.

Шкала «Позитивное одиночество» (от 0 до 40 баллов) определяется по сумме 7-8 субшкал, измеряет способность человека находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития. Низкий уровень отражает неспособность находить ресурс в ситуациях уединения. Отсутствуют положительные эмоции в связи с уединением. У четверокурсников низкий уровень не выявлен, средний уровень у 31 (62%), высокий уровень у 19 испытуемых (38%) (см. рис. 4). Разброс данных от 16 до 40 баллов. Средний арифметический показатель - 27,9 баллов, у первокурсников - 28,78 баллов. По средним показателям значимых различий между сравниваемыми выборками не обнаружено.

Таким образом, проанализировав данные исследования можно сделать вывод о том, что вне зависимости от этапа обучения студенты воспринимают одиночество как значимую для себя проблему. Характерной особенностью первокурсников является превалирование значений по всем параметрам одиночества - видам, уровням и компонентам по сравнению со студентами завершающего этапа обучения. Высокий и средний уровень субъективного переживания одиночества характерен для 70 % опрошенных студентов, причем выраженность ощущения дефицита общения с близкими людьми более свойственна студентам первого курса. Для них также характерны такие виды одиночества как - «без определенного вида» и «отчуждающее». Эти виды одиночества проявляются в наличии, с одной стороны потребности в установлении глубоких эмоциональных контактов, но с другой, в излишней погруженности в собственный мир переживаний, связанный с этим человеком, провоцирующих зависимое поведение в межличностных отношениях, а при разрыве этих отношений - переживание отчуждения от социальных контактов.

Студенты, как первого курса, так и на завершающем этапе обучения испытывают потребность в расширении круга общения (54% респондентов), при этом 70 % из них могут использовать уединение как ресурс в различных областях самореализации.

Полученные данные могут быть использованы при планировании и проведении консультативной психологической помощи студентам первого курса с целью развития умения расширения контактного взаимодействия, установления адекватной межличностной дистанции между партнерами по общению, конструирования образа-«Я» как самостоятельной личности, при этом способной к созидательному межличностному взаимодействию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заворотных Е. Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.05 / Е. Н. Заворотных. - Санкт-Петербург, 2009. - [Электронный ресурс] — URL: http://www.dslib.net/soc-psixologia/socialno-psihologicheskie-osobennosti-odinochestva-kak-subektivnogo-perezhivanija.html (дата обращения 12.02.2018).

2. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.

3. Матвеева, А. О. Проблема субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте [Текст] / А. О. Матвеева, С. В. Матвеева // Современные проблемы развития образования и воспитания молодёжи : сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции, 19 апреля, 2015 г. - Махачкала: ООО «Апробация», 2015. - С. 21-22.

Меджидова К. О.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В отечественной психологии мотивации придается большое значение как фактору, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а также удовлетворенность трудом. Мотивация представляет собой сложную функциональную систему интегрированных воедино аффективных, когнитивных и поведенческих процессов [6]. Основная функция мотивации как сложной функциональной системы заключается в регуляции поведения, деятельности личности, направленной на реализацию мотива.

В зарубежной психологии проблема мотивации рассматривалась как некоторая черта личности, определяющая устойчивое отношение человека к своей деятельности (Г. Мюррей, Г.Олпорт, Д. Макклелланд).

Несмотря на различные взгляды психологов на сущность мотива, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном мотив рассматривается как побуждение (В .Г. Асеев, В.И. Ковалев), потребность (Р. Вудвортс, Мерлин, Л.И. Божович), цель (С.Л. Рубинштейн, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), намерение (Б.Г. Ананьев), свойство личности (Д. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Е.Е. Насиновская), состояние (В.К. Ви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.