УДК 159.9.07
Е. Л. Славгородская
Психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы
Представлена схема психологического анализа педагогической деятельности педагога высшей школы, прежде всего, аудиторных занятий, а также внеаудиторной и научно-методической. Дается обоснование использования активных, интерактивных форм обучения, информационных образовательных технологий, организации самостоятельной работы студентов — адаптивного обучения, принципов общения педагога со студентами, организации психологической службы вуза
Ключевые слова: психологический анализ, педагогическая деятельность, педагог высшей школы, активные, интерактивные средства обучения, информационные образовательные технологии, самостоятельная работа, научная работа, методическая работа, психологическая служба вуза
Е. L. Slavgoгodskaia
Psychological analysis of pedagogical activity of teacher of the higher school
Presents the schema of psychological analysis of pedagogical activity of the teacher of high school, first of all, the classroom and in extracurricular and scientific-methodical activity. Justification of the use of active, interactive forms of training, information educational technologies, organization of independent work of students — adaptive learning,principles of dialogue of the teacher and students, organization of psychological service of the University
Keywords: psychological analysis, pedagogical activity, high school teacher, active, interactive learning tools, information educational technologies , independent study, research, methodical work,psychological service of the University
1 настоящее время в России, при оценке эффективности работы педагога высшей школы, наблюдается подмена критериев оценки — отход от оценки его как преподавателя, умеющего донести знания до студентов, способствовать их профессиональноличностному развитию — что является основным предметом его деятельности — к оценке эффективности его как научного работника, когда оценивается, прежде всего, качество его научной работы, например, выявляется индекс цитируемости его научных публикаций. Часто педагогов высшей школы оценивают так же как и научных сотрудников НИУ, не учитывая, что у них нет такого лимита времени для научной работы, ибо большая часть времени уходит на организацию учебно-профессиональной деятельности студентов; а часто и нет условий (например, оборудования) на научную работу, как у чисто научных сотрудников.
Научная работа педагога обязана помогать организовывать учебно-профессиональную деятельность студентов в плане их учебной науч-
но-исследовательской работы, но часто бывает, что преподаватели успешные в научном плане бывают плохими преподавателями и наоборот. Важно гибкое сочетание научного и педагогического потенциала педагога, а также важно и методическое мастерство.
В данной статье мы пытаемся восполнить пробел в оценке и качества педагогической деятельности педагога высшей школы и предложить концентрировать внимание его именно на основном его предмете — его собственно педагогической деятельности. В этой целью мы предлагаем проводить психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы. Оценивать эффективность его педагогической деятельности с точки зрения его развивающего на студентов влияния. Главная задачей педагога высшей школы с этой точки зрения является — организация учебно-профессиональной деятельности студентов таким образом, чтобы она способствовала развитие профессиональной и личностной компетентности студентов, их профессиональному становлению.
В литературных источниках нет попыток анализ педагогической деятельности педагога высшей школы с этой точки зрения. Но есть попытки психологического анализа педагогической деятельности в целом: Андрющенко Т.Ю., Волков Б.С., Добрынин Н.Ф., Зимняя И.Я., Никифирова Т.С., Охитина Л.Т., Семенова Т.С., Штейнлец А.Э. и другие.
Кроме того мы учитываем и исследования, отражающие специфику преподавания в высшей школе. Научные исследования в области педагогики и психологии высшей школы проводились и проводятся большим количеством исследователей. Это:
- Исследования в области психологии высшей школы: Багрова М.М., Бондаренко С.В., Безотова-Курбатова И.Г., Белова Н.Ф., Враж-нова М.Н., Гампарова О.Н., Гуртовская Р.С., Дворецкий С.И., Иевлева И.В., Иванова Н.Г., Киселева В.С., Кроль В.М., Кунстан Е.П., Лившиц В., Любимова Т.Д, Мартынова Т.Н., Мигиренко Г.С., Миронова Ю.А., Муранова Е.И., Неустроев Г.Н., Онапко Н.А., Осипова Т.Н, Познина Н.А., Половинкин А.И., Рунова
A., Сорокина И.В., Страшнюк С.Ю., Стрелков Ю.К., Смирнов С.Д., Столяренко Л.Д., Столя-ренко В.Я., Щепотько Л.П. и другие.
- Исследования в области педагогики высшей школы: Архангельский С.И., Бараховский О.В., Бажанова С.В., Безотова-Курбатова И.Г., Вербицкий А.А., Вьюнова Н.И., Гамаюнов К.К., Га-панов П.М., Герасимова В.В., Дьяченко М.И., Зайцева С.Е., Золотых Н.П., Кандыбович Л.А., Иевлева И.В., Ибрагимова Е.В., Казарковский Е.Ч., Казанцева Е.Л., Калинина Е.А., Кортуно-ва Р.И., Коссов Б.Б., Кроль В.М., Лазаренко Л.А., Любимов Г.Д., Медведев П.С., Окомко
О.П., Петровский А.В., Пересыпкина Л.Г., Реан А.Л., Сластенин В.А., Смирнов С.Д., Столяренко Л.Д., Чиркова Т.И., Чернов А.П., Фурманец Б.И. другие.
- Разработка программ психологической службы в системе образования, в том числе и высшей школе: Дубровина И.В., Рогов Е.И., Солдатова Е.Л., Сорокина А.В., Лаврова Г.Н., Лукьяненко Н.Г., Кислова В.С., Мартынова Т.Н., Овчарова Р.В., Пейсахов И.М., Рубцов
B., Федорова М., Чепуренко Ю.В. и другие.
Большая часть работ выполнена в 2000-ых
годах. Сначала исследования велись путем повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности, последнее время появляется работы, обобщающие опыт организации психологической службы в вузах.
Обобщив предложения о подходах к психологическому анализу педагогической деятельности вообще и, учитывающую специфику преподавательской деятельности в высшей школе, мы предлагаем проводить психологический анализ педагогической деятельности педагога высшей школы.
Специфика учебно-профессиональной деятельности в вузе заключена в профессиональной ее направленности, заключающейся в овладении высшим уровнем квалификации в каком-либо виде профессиональном подготовки приводящим к профессионально-личностному развитию и становлению студентов, овладению ими ряда профессиональных компетенций. Она предполагает особенности ее организации.
Традиционно сложились следующие формы организации учебно-профессиональной деятельности в вузе: лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, зачеты, экзамены. Имеются национальная специфика их в различных странах.
История развития форм организации учебно-профессиональной деятельности идет еще от средневековых университетов. Но они постоянно развивались и совершенствовались.
Основные направления совершенствования отечественной образовательной системы вузов в настоящее время являются:
- внедрение информационных технологий;
- разработка и внедрение системы самостоятельной работы студентов, на которую выделяется половина учебных часов;
- внедрение тестирования студентов, как промежуточного, так и итогового знаний студентов с использованием компьютерного тестирования;
- переход от одноуровневого образования к многоуровневому (бакалавры и магистратура).
Переход на работу по новым образовательным стандартам требует внедрения новых образовательных технологий — системы, включающая в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, форму обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, методики и средства обучения, систему диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обучаемости студента. Требуется внедрение компетенций — способности применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [4].
Реализация компетентного подхода предусматривает использование в учебном процессе помимо традиционных форм проведения занятий также активные и интерактивные формы. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности, те, которые пробуждают внутреннюю активность студентов. Интерактивное обучение — метод, в котором реализуется постоянный мониторинг освоения образовательной программы, целенаправленный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и студента в течение всего процесса обучения [4].
Мы предлагаем оценивать, прежде всего, эффективность самой педагогической деятельности с точки зрения его развивающего влия-
ния на студентов, особенно с использованием активных, интерактивных средств организации учебно-профессиональной деятельности студентов в высшей школе, а также, грамотного использования информационных образовательных технологий и организации на этой основе адаптивного преподавания и психологического обеспечения их учебы студентов.
Беря за основу принципы психологического анализа педагогической деятельности в целом [1, 3, 5] и учитывая специфику высшей школы, мы предлагаем следующую схему анализа ее: Схема психологического анализа
педагогической деятельности педагога высшей школы:
1. Предварительный анализ (анализ конспектов лекций и планов практических, семинарских и других видов занятий.).
- Психологическая цель и задачи занятия (анализ конспекта и рабочего плана занятий):
- Место и значение данного занятия в профессионально-личностном развитии студентов, в развитие его компетентности в пределах учебного предмета, раздела, темы.
Для этого педагог высшей школы должен иметь рабочий план, на основе которого он четко представляет логику преподаваемого предмета и место данной темы в нем и может объяснить и убедить в этом студентов.
- Отобрать содержание учебного материала. Подготовить конспект его и презентации для демонстрации студентам. В идеале должны складываться учебные пособия по читаемым курсам в его печатной и электронных версиях (электронные учебники, виртуальная образовательная среда).
В связи с информатизацией нашего общества современная лекция должна не сводиться напрямую к передаче информации студентам, а ориентировать их в дальнейшем самостоятельном изучении преподаваемой дисциплины, путем подсказывания наиболее эффективных путей изучения каждой темы: показать путь изучения данной темы в истории науки, современных авторов и основные источники как печатные так и интернет-источники- автономное обучение. Это своего рода логическая схема изучения данной темы в рамках учебного предмета — основа для дальнейшей самостоятельной работы студентов.
Отобрать ту часть материала, которые студенты должны самостоятельно. Все необходимые для этого материалы и подсказки желательно поместить в виртуальную образовательную среду. Можно также подготавливать и печатные учебные пособия. ориентирующие студента в дисциплине — своего рода путеводитель.
- Соответствие подобранных средств и приемов педагогического воздействия поставленным психологическим целям и задачам.
Педагог высшей школы должен стремиться применять наиболее активные и интерактивные средства в своей педагогической деятельности, дающие наибольший развивающий эффект. Грамотный подбор информационных образовательных технологий и проверка их исправной работы.
Подобного рода преподавание психологии нами описано в ряде статей [9, 11, 12, 13].
Так, рекомендуемые методы активизации образовательной деятельности являются:
1) методы 1Т — применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание;
2) работа в команде — совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий;
3) case-study — анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;
4) игра — ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;
5) проблемное обучение — стимулирование студентов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;
6) контекстное обучение — мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;
7) обучение на основе опыта — активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения;
8) индивидуальное обучение — выстраивание студентами собственных образовательных траекторий на основе формирования индивидуальных учебных планов и программ с учетом интересов и предпочтений студентов;
9) междисциплинарное обучение — использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи;
10) опережающая самостоятельная работа — изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.
Допускаются комбинированные формы проведения занятий:
- лекционно-практические занятия;
- лекционно-лабораторные занятия;
- лабораторно-курсовые проекты и работы. И другое.
Ряд апробированных эффективных активных средств организации учебной работы в высшей школе мы уже описывали в наших работах [8, 9, 10, 11, 12, 13].
2. Текущий анализ (в ходе наблюдений за педагогической деятельностью педагога высшей школы непосредственно на занятиях).
Критерии анализа деятельности педагога высшей школы:
A). Подготовленность педагога к занятиям: наличие конспектов, рабочего плана занятий, презентаций, другого необходимого оборудования, степень овладения содержанием и структурными компонентами занятия, осознания психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению.
Б). Рабочее самочувствие педагога в ходе занятия: в начале занятия, изменение по ходу занятия, собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимизм, находчивость в экстремальных ситуациях и т.п.
B) Педагогический такт и манера обще -ния педагога со студентами: случаи проявления такта или нетактичного поведения педагога, стиль общения со студентами.
Здесь считается, что наиболее приемлимым является демократический стиль общения педагога со студентами, предполагающий поощрение инициативы и самостоятельности студентов, постепенная передача им ряда функций педагога
— например. промежуточной проверки знаний.
Также важно придерживаться гуманистических принципов общения со студентами, вытекающих из гуманистической психологии и педагогики, личностно-ориентированной педагогики. Опираясь на исследования в этом направлении гуманистических психологов, мы предлагаем опираться на следующие принципы:
1. Полное принятие любого студента, вера в его уникальность и неповторимость - толерантность.
2. Демонстрация доброжелательного, уважительного отношения к студентам: на «Вы».
3. Тактичное отношение к студентам — не забывать о миссии обучения и воспитания, давать достойный пример для подражания.
4.Спокойное отношение к ошибкам студентов, Поддержка студентов в случае затруднений, предоставление возможности улучшить свои результаты. Приучение студентов к терпимому и толерантному отношению к ошибкам товарищей, взаимопомощи.
5. Поощрение успехов студентов, сорадова-ние с ними. Привлечение студентов к сорадо-ванию.
6. Четкая продуманная система требований к студентам. Систематический контроль. Обучение студентов навыкам самоконтроля. Дисциплина и порядок на занятиях, основанные
на сознательном поддержании порядка студентами.
7.Осторожное использование наказания. Не злоупотребление им. Четкое понимание студентами ошибочных действий и их последствий.
8. Проектирование индивидуальной образовательной траектории развития для каждого студента, в наибольшей степени соответствующей его индивидуальным способностям, в том числе и способностям, создание «Ситуации успеха» в профессионально-личностном развитии для каждого студента.
Г). Психологический климат в группе, способы поддержания педагогом положительного отношения студентов друг к другу, оптимизм, доброжелательность, заинтересованность учебным материалом и т.п.
Д). Организация педагогом познавательной деятельности студентов в соответствии с принципами развивающего обучения:
- организация восприятия нового материала (соотношение воспроизводящей и творческой деятельности студентов на уроке, наглядность, выделение главного, составление логических схем, таблиц, правильное составление и использование презентаций и других видов наглядных пособий и т.п.)
- способы формирования активной мыслительной работы студентов на всех этапах урока (использование проблемного обучения, доля самостоятельности студентов, соотношение воспроизводящей и творческой деятельности студентов на занятиях на различных этапах овладения знаниями),
- виды побуждения к деятельности для поддержания устойчивого внимания на разных этапах урока (преобладающее использование поощрения над наказанием). Когда педагог с использованием личного местоимения я или мне высказывает собственные положительные эмоции по поводу правильных конкретных действий студентов. Например, «Я очень доволен как Вы сегодня подготовили доклад». Особенно это необходимо на первых этапах овладения новым предметом.
- развитие речи студентов (педагог демонстрирует на личном примере грамотную, правильную речь, побуждая и студентов к полным высказываниям на обсуждаемые темы с правильным использованием изучаемой научной терминологии).
- организация лучшего запоминания материала с использованием средств активного запоминания (соотношение запоминания и мышления, активизация предыдущего опыта, закрепление материала с использованием мнемотехнических средств, и др.).
Е). «Оценочная» деятельность педагога: стимулирует ли студентов оценки, насколько они объективны, разнообразны, боятся ли студенты отвечать, соотношение оценок и поощ-
рения учащихся, положительное подкрепление, создание «ситуации успеха», знание студентами критериев оценки - способность их адекватно самостоятельно оценивать себя и товарищей.
Наиболее передовой здесь является рейтинговая оценка студентов, когда учитывается не только итоговый ответ студента на экзамене или зачете, но и его активность в ходе занятий. Баллы ставятся за посещение занятий, оценивается также с учетом энергозатратности и все виды деятельности студентов во время семинарских и практических занятий, самостоятельная работа студентов, результаты промежуточного контроля.
Ж). Порядок и дисциплина в группе, способы ее поддержания, организованность студентов, организованность педагога и их соотношение, Считается, что дисциплина студентов должна быть «сознательной», вытекать из авторитета учителя, из интереса к изучаемому предмету, не должно быть грубых, жестких средств ее поддержания.
З). Учет возрастных особенностей сту -дентов. Соответствие используемых методов работы и форм организации учебы возрастным особенностям студентов, прежде всего, исходя из возрастных особенностей студентов, средств организации и стимулирования их самостоятельной деятельности — продуманной системы организации самостоятельной работы студентов.
И). Учет индивидуальных особенностей студентов. Способы индивидуализации обучения (считается, что в идеале преподавание высшей школе должно быть штучным — нужно помогать каждому студенту выработать свою индивидуальную образовательную траекторию обучения в высшей школе и помогать ее осуществить).
В наибольшей степени этому способствует так называемая адаптивная педагогика с использованием информационных образовательных технологий и средств электронной коммуникации, с упором на организацию самостоятельной работы студентов посредством них, диалогового общения со студентами с целью оказания им оперативной помощи в случае затруднений через электронную почту, скайп, организацию форумов, использования мобильной связи.
К). Особенности подхода к разным группам студентов (разных способностей, интересов, типов личности и т.п.). Учет этих особенностей при организации занятий.
3. Выводы об успешности занятия с психологической точки зрения. Пожелания по совершенствованию занятия с точки зрения развивающего эффекта на студентов. Поиск путей дальнейшего совершенствования методики преподавания.
Важно учитывать и организацию внеаудиторных видов деятельности со студентами и абитуриентами:
- организацию самостоятельной работы студентами. Особенно посредством информационных образовательных технологий;
- организацию научно-исследовательской работы со студентами. (руководство курсовыми и дипломными проектами, научными студенческими организациями), продуктивность этой работы;
- разработку спецкурсов и спецсеминаров;
- овладение информационными образовательными технологиями и грамотное их использование в учебном процессе;
- участие в воспитательной работе со студентами, посредством кураторства, организации и проведения со студентами воспитательных мероприятий (походов, экскурсий, воспитательных мероприятий и т.п.);
- участи в работе с абитуриентами, школьниками, подбор и привлечение наиболее способных из них к поступлению в учебное заведение (сотрудничество с общеобразовательными школами, подготовительные курсы, специализированные школы для школьников при вузах, профориентационные центры, олимпиады со школьниками и т.п.);
- и другое.
Важное место должно отводиться постоянному повышению квалификации педагога высшей школы. Поскольку к педагогической деятельность в высшей школе часто привлекают педагогов, не имеющих педагогическое образование, необходимо организовывать процесс повышения квалификации педагогов высшей школы. Делать акцент на педагогическую психологию высшей школы и возрастную психологию современных студентов. Учитывается также и подготовка учебных и методических пособий для студентов, в том числе и электронных и их постоянное обновление;
Развитие научного потенциала, постоянное участие в жизни научных сообществ (участи е в конференциях, написание научных статей, монографий, научных исследовательских работ.)- важный аспект деятельности педагога высшей школы. Это позволяет грамотно организовывать научно-исследовательскую работу преподавателя высшей школы, преподавать «на острие науки».
Дополнить собственно психологический анализ может психологический монито -ринг развития студентов в ходе учебнопрофессиональной деятельности, выявляемый на основе значимых критериев. Такого рода исследования с выявлением значимых для оценки эффективности развития студентов мы выделяли [10, 11]. Интересны для анализа и высказывания студентов о педагогах. Тут можно использовать методики:
Наиболее полно способствует психологическому обеспечению учебно-профессиональной деятельности студентов, в том числе и психо-
логическому анализу педагогической деятельности педагогов высшей школы организация психологической службы вуза. Именно психологически обоснованная организация учебной деятельности должна являться там основные направление работы. На эту тему также имеется иного наших работ, где освещена система такого
психологического обеспечения [11].
Подобный психологический анализ деятельности педагогов высшей школы поможет повысить эффективность их педагогической деятельности, уровень их мастерства, способствовать их постоянному самосовершенствованию и самообразованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Б.С. Психология современного урока. М., 2005. 128 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей.
Минск.: Изд-во БГУ 1981. 383 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2010. 384 с.
4. Основная образовательная программа высшего образования. М. 2011.
5. Охитина Л.Т. Психология урока. М. 1977.
6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
7. Педагогика и психология высшего образования / С.Д.Смирнов. М.: Академия, 2005. 400 с.
8. Славгородская Е.Л. Психологическое обеспечение помощи студентам в вузе // Казанский педагогический журнал, 2012. № 3. С. 108-116
9. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования, 2013. №3. С. 96-105.
10. Славгородская Е.Л. Исследования субъектного уровня психической регуляции учебы // Вестник МГУ Педагогическое образование, 2013. № 3. С. 91-99.
11. Славгородская Е.Л. Теоретическая концепция психологически обоснованной организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы современной психологии и педагогики: новые технологии и перспективы”, 27-28 сентября 2013 года. Киев, 2013. С. 13-23.
12. Славгородская Е.Л.. Активные средства построения виртуальной образовательной среды по психологии для студентов / Международная интернет-конференция «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета»" 01.11.2013 - 30.11.2013. Минск, 2013. С. 303-310.
13. Славгородская Е.Л. Виртуальная образовательная среда по психологии. М.: ИПУ РАН, 2014. URL: www.op.asmon (дата обращения: 15.06.2014).
REFERENCES
1. Volkov B.S. Psikhologiia sovremennogo uroka [Psychology of the modern lesson]. Moscow, 2005. 128 p.
2. Diachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologiia vysshei shkoly: osobennosti deiatel'nosti studentov i prepodavatelei [Psychology of the higher school: the activities of students and teachers]. Minsk, Izd-vo BGU, 1981. 383 p.
3. Zimniaia I.A. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos, 2010. 384 p.
4. Osnovnaia obrazovatel'naia programma vysshego obrazovaniia [The basic educational program of higher education]. Moscow,
2011.
5. Okhitina L.T. Psikhologiia uroka [Psychology lesson]. Moscow, 1977.
6. Pedagogika i psikhologiia vysshei shkoly: Uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of the higher school]. Rostov-on-Don,
Feniks, 2002. 544 p.
Pedagogika i psikhologiia vysshego obrazovaniia / S.D.Smirnov [Pedagogics and psychology of higher education / Ed. by S.D.Smirnov]. Moscow, Akademiia, 2005. 400 p.
Slavgorodskaia E.L. Psychological help to students in the University. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal - Kazan pedagogical journal, 2012, no.3, pp. 108-116 (in Russian).
Slavgorodskaia E.L. Active means of the organization of training and professional activity of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 96-105 (in Russian).
10. Slavgorodskaia E.L. Research subjective level of mental regulation of studies. Vestnik MGU. Pedagogicheskoe obrazovanie - Vestnik MGU. Pedagogical education, 2013, no.3, pp. 91-99 (in Russian).
11. Slavgorodskaia E.L. Teoreticheskaia kontseptsiia psikhologicheski obosnovannoi organizatsii uchebno-professional'noi deiatel'nosti studentov. Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Aktual'nye problemy sovremennoi psikhologii i pedagogiki: novye tekhnologii iperspektivy”, 27-28 sentiabria 2013 goda [Theoretical concept psychologically-based training and professional activity of students. International scientific-practical conference “Actual problems of modern psychology and pedagogy: new technologies and prospects”, 27-28 September 2013.]. Kiev, 2013. pp. 13-23.
12. Slavgorodskaia E.L.. Aktivnyesredstvapostroeniia virtual'noi obrazovatel'noi sredypopsikhologii dlia studentov/Mezhdunarodnaia internet-konferentsiia «Informatsionno-tekhnologicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo protsessa sovremennogo universiteta»" 01.11.2013 - 30.11.2013 [Actively build tools virtual educational environment in psychology students / international Internet-conference "Information-technological support of the educational process modern University"" 01.11.2013 - 30.11.2013.]. Minsk, 2013. pp. 303-310.
13. Slavgorodskaia E.L. Virtual'naia obrazovatel'naia sreda po psikhologii [Virtual educational environment in psychology]. Moscow, IPU RAN, 2014. Available at: www.op.asmon (accessed 15 June 2014).
Информация об авторе
Славгородская Елена Львовна
(Россия, Москва)
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности. Московский государственный областной университет Старший научный сотрудник лаборатории №17 ИПУ РАН E-mail: [email protected]
Information about the author
Slavgorodskaia Elena L'vovna
(Russia, Moscow)
PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Professional Activities Moscow State Regional University Senior researcher, laboratory №17 Institute of problems of control of RAS E-mail: [email protected]