УДК 159.947.5
Архипова Мария Владимировна
кандидат психологических наук, преподаватель английского языка, кафедра английского языка для гуманитарных специальностей отделения иностранных языков филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского editor@hist-edy.ru
Шутова Наталья Вадимовна
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина editor@hist-edy.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
Статья посвящена исследованию психологических условий формирования и усиления мотивации учащихся при изучении иностранного языка в средней общеобразовательной школе средствами музыкального искусства. Проанализированы возможности использования музыки в целях оптимизации учебного процесса по иностранным языкам. Предложена оригинальная программа, направленная на повышение мотивации подростков к изучению английского языка, в основе которой лежит музыкальное искусство.
Ключевые слова: мотивация, школьный возраст, иностранный язык, музыкальное искусство.
Arkhipova Maria Vladimirovna
PhD in Psychology, English Language Lecturer Department of the English Language for the Humanities of the Department of Foreign Languages, Faculty of Philology, Nizhniy Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky editor@hist-edy.ru
Shutova Natalia Vadimovna
Doctor of Psychology, Professor of the Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Nizhniy Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin editor@hist-edy.ru
PSYCHOLOGICAL OPPORTUNITIES OF USING MUSIC IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY PUPILS
The article is devoted to the research of psychological conditions for formation and improvement of pupils’ motivation in the process of learning a foreign language at school on the basis of music. It presents the analysis of possibilities for using music in order to optimize the educational process of learning foreign languages. It introduces an original program aimed at improvement of teenagers’ motivation for learning the English language by means of music.
Key words: motivation, school age, foreign language, art of music.
Образование сегодня ориентировано на развитие интеллектуально-личностного потенциала подрастающего поколения, позволяющего ему реализоваться в изменчивом мире. Перед современной школой со всей очевидностью встает задача развития у школьников мотивации в таких видах деятельности как познавательная, учебная, творческая и другие, так как именно мотивация обеспечивает осознание ценности деятельности для личности, направленность на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на ее процесс и результат.
Учение больше, чем другие виды деятельности, опирается на положительное отношение ребенка к приобретению знаний и поиску способов их получения. К сожалению, сегодня большой процент школьников не выражает активного желания учиться, не осознает значение школы как источника знаний. Как показывает практика, эти тенденции особенно проявляются в отношении изучения иностранного языка. В исследованиях И.А. Зимней, В.В. Рыжова, Н.А. Саланович, и др. отмечается, что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению [1; 2; 3]. На наш взгляд, это рождает противоречия между возрастающими требованиями общества, когда хорошее владение иностранным языком повышает конкурентоспособность специалиста любого профиля, и традиционной системой обучения иностранному языку, существующей в большинстве российских школ, где репродуктивный характер обучения остается доминирующим. Одной из причин подобного явления, по нашему мнению, является недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы развития мотивации изучения иностранного языка школьниками, вследствие чего организация психолого-педагогических условий в образовательных учреждениях не отвечает потребностям образования.
Среди факторов и педагогических условий, обеспечивающих повышение мотивации обучения иностранному языку, авторы выделяют: оптимальным образом организованное общение
со взрослыми и сверстниками [4]; педагогическое мастерство [5], тип мотивации учителя [6]; использование проблемных ситуаций [7]. В плане нашего исследования особый интерес представляют работы, в которых представлено использование музыки при обучении иностранному языку [8; 9; 10; 11]. Однако их анализ позволил удостовериться в том, что в большинстве из них авторы предлагают использовать музыку фрагментарно (при изучении алфавита, заучивании стихов, пении, во время внеклассных мероприятий, для заучивания лексики и грамматических структур). Огромный потенциал музыкального искусства в воздействии на развивающуюся личность, на который указывали В.И. Петрушин, Н.В. Шутова, D.G. Moore [12; 8; 13] практически не используется в развитии мотивации изучения иностранного языка у школьников.
Таким образом, целью исследования явилось комплексное изучение влияния музыкального искусства на процесс изучения иностранного языка у подростков.
Программа по развитию мотивации изучения иностранного языка у подростков включала три блока работы.
1) Эмоционально-регулятивный блок.
Цель - снятие эмоционального напряжения, развитие положительного эмоционального отношения к занятию.
Музыкальная программа: вокальные приветствия; музыкальная релаксация; музыкальная психогимнастика.
Экспериментальное изучение эмоционального самочувствия подростков на уроках иностранного языка показало, что среди них наблюдается большое число подростков, испытывающих эмоциональный дискомфорт в процессе изучения иностранного языка. Подростки не уверенны в своих силах, что ухудшает возможности и результаты деятельности, тем самым еще больше усиливая эмоциональное неблагополучие. Так, в начале каждого занятия мы использовали специальные музыкальные приемы, способствующие снятию эмоционального напряжения, настраивающие на положительную совместную деятельность.
Все выполняемые упражнения сопровождались звучанием музыки. Мы тщательно подбирали музыкальные отрывки и произведения малых форм, опираясь на накопленный опыт М.М. Васильевой, В.И. Петрушина, Н.В. Шутовой [4; 8; 12], который доказывает, что достаточно долгое и универсальное воздействие оказывает классическая музыка. Мы отдавали предпочтение произведениям с ритмом 3\4, т.к. именно такой ритм оказывает успокаивающее воздействие, а также с ритмами 2\4 и 4\4, которые оказывают бодрящее, мобилизирующее воздействие, помогают субъекту войти в хороший ритм учебной деятельности. Для коррекции негативных эмоциональных состояний мы использовали: Бах «Adagio» ля минор, Бетховен «Лунная соната», Шопен Прелюдия № 4, № 13; для снятия эмоционального перенапряжения: Вивальди «Времена года», Равель «Вальс», Шуберт «Ave Maria», Моцарт «Lacrimosa»; для повышения эмоциональной насыщенности занятий: С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро», К. Сен-Санс «Карнавал животных», О. Мессиан «Каталог птиц», А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Зимние грезы», «Воспоминания о Флоренции».
2) Мотивационно-интеллектуальный блок.
Цель - повышение продуктивности выполнения учебного задания, успешности деятельности в целом.
Музыкальная программа: пассивное восприятие музыки; музыкальная драматизация; музыкально-исполнительская деятельность.
Как показывает практика, результат деятельности подростков при изучении иностранного языка является достаточно низким. Как отмечают сами подростки, по большей части это связано с предъявлением большого объема информации. Так, для того, чтобы восприятие учебной информации стало более интенсивным, мы посчитали необходимым усилить и расширить сферу деятельности органов чувств, осуществляющих восприятие. Использование музыки при предъявлении учебной информации способствует рациональному использованию резервов памяти, увеличению объема запоминаемой информации и длительности ее хранения. Учебная информация, предлагаемая с музыкальным воздействием, способствует эмоциональной насыщенности запоминания, что чрезвычайно значимо, так как эмоционально насыщенное будет запоминаться лучше, чем эмоционально нейтральное. Включая специально подобранные музыкальные произведения в организацию запоминаемой информации, впоследствии возможно улучшить произвольное припоминание, создав с помощью использованного ранее музыкального произведения психологические условия, идентичные тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала. С помощью искусно вызываемых образов субъект учебной деятельности получает возможность управлять восприятием, запоминанием. Благодаря музыке, можно эф-
фективно развивать творческую деятельность, будить фантазию.
В работе данного блока мы использовали следующий музыкальный материал:
для исполнения: народные песни - “Under the greenwood tree”, “Where the shamrock grows”, “Auld Land Song”, “The Ash Grove”, “Skip to my Lou”, “Flower Song”; Bill Haley “Rock around the clock”, Enya “Only time”, Bruce Springsteen “Born in the USA”, the Beatles “Hello Goodbye”, Annie Hughes “Look outside your window”;
для повышения внимания: Дебюсси «Лунный свет», Шопен Прелюдия №17, Шуман «Грезы», Гендель Сюита №7;
для активизации творческого воображения: Дебюсси «Отражения в воде», «Паруса», «Туман», Равель «Игра воды», «Отражения», Шуман «Бабочки» ор 2, «Арабески» ор 18.
3) Результативно-оценочный блок.
Цель - снижение страха неудачи, укрепление уверенности в своих силах, активизация мотивов на положительный результат деятельности.
Музыкальная программа: пассивное восприятие музыки; музыкально-сценическая деятельность.
Пассивное восприятие музыки - отработка навыков реакции собственных эмоциональных состояний с целью обучения школьников рефлексии и контролю эмоциональных состояний («Зеркало времени», «Рисуем музыку», «Музыкальная шкатулка») [14].
Музыкально-сценическая деятельность представляет собой активную деятельность учеников, в которой гармонично сочетаются и взаимодополняют друг друга музыка, слово, живописный образ и пластический жест. Музыка способна оказывать комплексное воздействие на формирование эмоционального, когнитивного и практически-деятельностного компонента в развитии школьников. Музыкально-сценическая деятельность дает возможность перевоплотиться в воображаемый образ. В процессе этой работы подросток анализирует события и поступки, сопереживает происходящему.
В процессе музыкально-сценической деятельности создаются продукты как внешнего (творческий этюд, музыкальна постановка), так и внутреннего плана. Именно внутренний продукт (изменения в сфере чувств, сознания) позволяет нам рассматривать музыкально-сценическую деятельность как источник развития нравственности и эмоциональной сферы школьников. Содержание занятий было нацелено на ориентацию подростков в средствах актерской выразительности, на освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности, включение в активную продуктивно-творческую деятельность.
В результате проведенной работы характерными особенностями подростков оказались: познавательная активность, самостоятельность на различных этапах деятельности, динамичный темп работы, устойчивая концентрация внимания, заинтересованность процессом и результатом деятельности. Подростки проявляли инициативу, очевидной была потребность в самостоятельных и активных действиях в ходе деятельности, их заинтересованность процессом, удовлетворенность полученными результатами. Как отмечали сами подростки, это было обусловлено звучащей музыкой («это было необычно», «интересно», «музыка была очень красивой», «музыка успокаивала»).
Таким образом, мы можем заключить, что музыкальное искусство, включенное в процессе учебной деятельности подростка по изучению иностранного языка, оказывает позитивное влияние на эмоциональное отношение подростка к процессу и результату деятельности, способствует повышению интереса к изучаемому предмету. Безусловно, целепобудительная сила эмоций и интереса в деятельности отражается и на результатах деятельности подростков. Подростки, мотивированные на успех, стремятся к получению глубоких и полных знаний, преодолению трудностей, проявляют инициативу и самостоятельность в деятельности, что ведет к получению высоких результатов деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.,1991.
2. Рыжов В.В. Иноязычные способности. Н. Новгород, 2001.
3. Саланович В.А. Проблема мотивации и роль упражнений при обучении французскому языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 1998. № 1.
4. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1981. № 2.
5. Атласова М.М. Приобщение подростков к музыкально-песенному искусству в рамках школьного музея // Музыка и время. 2009. № 11.
6. Zembylas M. Emotions and Teacher Identity: a post structural perspective // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2003. Vol. 9.
7. Бабич Н.Н. Повышение уровня мотивации при использовании учебных ситуаций в обучении иностранному языку деятельности // Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1980.
8. Шутова Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности: монография. Н. Новгород, 2000.
9. Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 1.
10. Кудравец О.В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2.
11. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национальнокультурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 1996. № 4.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
13. Moore D.G., Burland K, Davidson J.W. The Social Context of Musical Success: A developmental account // British Journal of Psychology. 2003. Vol. 94.
14. Спирина А.В. Программа нивелирования отрицательных эмоциональных состояний дошкольников, возникших под воздействием просмотра телепередач со сценами насилия, и формирования культуры восприятия: метод. пособие для работников сферы образования и студентов высших педагогических учебных заведений. Шадринск, 2007.