Научная статья на тему 'Психологические условия развития эмоциональной креативности у педагогов'

Психологические условия развития эмоциональной креативности у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ / EMOTIONAL CREATIVITY / PSYCHOLOGY / DEVELOPMENT / SOCIAL PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Угрюмова Н. В.

Высокие требования к индивидуальному, психологическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и эмоциональному развитию каждой личности и социально-экономические, культурологические преобразования условий жизни ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи, одной из которых является развитие личности будущего специалиста как субъекта творчества. Речь должна идти о развитии и творческом использовании в профессиях со-циономического типа всех ресурсов и возможностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological conditions of development of emotional creativity in teachers

High demands on the individual, psychological, intellectual, spiritual, moral and emotional development of each individual and the socio-economic and cultural transformation of the conditions of life confront the educational process new challenges, one of which is the development of the future specialist as a subject of creativity. The focus should be on the development and creative use of all types of professions socionomic resources and capabilities of the individual.

Текст научной работы на тему «Психологические условия развития эмоциональной креативности у педагогов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

В-четвертых, акцентуации характера, будучи хорошо изученным феноменом личности, обычно учитываются только при профессиональном отборе к практической трудовой деятельности, однако им уделяется мало внимания при выборе молодым человеком высшего профессионального образования, т.е. целенаправленной учебной деятельности для освоения конкретной профессии, определенного вида профессиональной деятельности.

Таким образом, для успешного освоения профессиональных знаний и навыков в ходе профессионального образования, что является важным условием профессионального успеха в дальнейшем, необходимо создать студенту условия для обеспечения возможности скорректировать свой выбор и черты характера на этапе профессиональной подготовки к практической деятельности.

Литература

1. Волжина Ж.А. Влияние «Образа тела» на формирование личности подростка: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития современной науки: экономика, политика и право». М., 2014.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.

3. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007.

6. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.

8. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность; 2-е изд. М., 1977.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. М., 2009.

11. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

УДК 159.9

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ПЕДАГОГОВ

Н.В. Угрюмова*

Аннотация. Высокие требования к индивидуальному, психологическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и эмоциональному развитию каждой личности и социально-экономические, культурологические преобразования условий жизни ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи, одной из которых является развитие личности будущего специалиста как субъекта творчества. Речь должна идти о развитии и творческом использовании в профессиях со-циономического типа всех ресурсов и возможностей личности.

Ключевые слова: эмоциональная креативность, психология, развитие, социальные профессии.

© Угрюмова Н.В., 2014

* УГРЮМОВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА,

аспирант

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL CREATIVITY IN TEACHERS

N.V. Ugryumova

Abstract. High demands on the individual, psychological, intellectual, spiritual, moral and emotional development of each individual and the socio-economic and cultural transformation of the conditions of life confront the educational process new challenges, one of which is the development of the future specialist as a subject of creativity. The focus should be on the development and creative use of all types of professions socionomic resources and capabilities of the individual. Keywords: emotional creativity, psychology, development, social profession.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

Статья посвящена проблеме развития эмоциональной креативности и психологическим условиям, способствующим этому развитию. Рассмотрим это в контексте такой социальной профессии как педагог.

Одной из важнейших сторон профессиональной деятельности и личности педагога является эмоциональная сторона деятельности, в целом эмоциональная сфера и эмоциональная жизнь педагога. Богатство эмоциональной жизни педагога является залогом профессионализма. Однако, чтобы стать условием достижения высокого уровня успехов, эмоциональные ресурсы личности должны быть творчески использованы.

Современные условия предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке педагогов. Помимо профессиональной компетентности особую значимость приобретает способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста, в развитии его эмоциональной и коммуникативной сферы. Научные исследования, связанные с данной проблематикой, существенно отстают от практических запросов системы образования.

Как известно, педагогическая деятельность — одна из самых сложных и ответственных. Особая роль в ней принадлежит эмоциональным потенциалам личности. Система личностных характеристик и способностей, определяющих возможности творческого использования эмоциональных ресурсов, в данной работе обозначается как эмоциональную креативность педагога. В субъектной характеристике педагога всегда соединяются интеллектуальная, эмоциональная, волевая, ценностная, нравственная, духовная и рефлексивная плоскости [7; 10; 13]. При этом, существенным и специфическим является влияние на личность педагога эмоционального фактора, который может проявиться в разного рода стрес-

сах, эмоциональных напряжениях, нарушениях и сбоях профессионального поведения педагога, может вылиться в возникновение синдрома психоэмоционального выгорания.

При значительном влиянии на эти процессы психофизиологических особенностей, эмоциональной устойчивости, типа темперамента и других индивидуально-психологических особенностей личности педагога (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина) ведущая роль и в возникновении, и в профилактике, и в преодолении подобного рода нарушений принадлежит ценностно-смысловым и нравственно-духовным характеристикам личности. Предполагается что определенное сочетание наиболее важных эмоциональных, интеллектуальных, волевых, ценностных и духовно-нравственных качеств личности педагога создает предпосылки для успешного творческого разрешения профессиональных ситуаций. Эта совокупность обозначается понятием эмоциональная креативность и в этом определении понятие эмоционального интеллекта, широко используемое в психологических исследованиях (Д. Гол-мен, М. Дэвис, Л. Станков и Р. Робертс, Д. Карузо, Д. Мейер, Р. Стернберг, П. Селавей и др.), получает свою конкретизацию применительно к творческой личности педагога.

Понятие эмоциональной креативности является новым, и используется для обозначения интегральной характеристики эмоциональной сферы и целостной личности педагога, обеспечивающей продуктивно-творческий характер его профессиональной деятельности, с одной стороны, и предотвращение профессиональных деструкций личности педагога, с другой стороны. Исключительность педагогической деятельности проявляется не только в большом комплексе высоких требований к личностно и профессионально важным качествам и уровню культуры и профессиональной подготовки педагога. Она также — в многообразии возмож-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ностей возникновения стрессов, различных профессионально-личностных деструкций и синдрома «выгорания». Не случайно многие авторы указывают, что среди всех профессий социономического типа педагоги наиболее подвержены «психическому выгоранию» [4]. Оказавшись в ситуации неразрешимого противоречия и внутренней напряженности, педагог осознанно или неосознанно приходит к осмыслению своих жизненных стереотипов и изменению своего профессионально-жизненного пути. Как справедливо отмечает Г.Г. Горелова «происходит переориентация деятельности, пересмотр ее личностных смыслов и ценностей, что невозможно без четкого осознания ее структуры и целей».

Анализируя понятие эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, важно отметить большую роль эмоций и чувств в обеспечении эффективности разнообразных психических функций человека и возможности их творческого использования [5]. Речь идет о влиянии эмоционального состояния на эффективность памяти (М. А^у1е, Т. Воwer, Л.В. Куликов, Н.Д. Левитов и др.), о более успешном и эффективном решении проблем, когда человек находится в хорошем настроении (Т. Воwer, С. С1агк, М. Аргайл, Л.В. Куликов). Многие эксперименты показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний типа получения небольших подарков, припоминания приятных событий и т.п. Среди счастливых субъектов, по данным М. Аргайла, эгоистичных оказалось 3,9%, и неэгоистичных 42%, а среди несчастных эгоистичными оказались 37%, а неэгоистичными — 17,5%. Многие исследования говорят, что люди, находящиеся в хорошем настроении, склонны более положительно оценивать свое окружение [2].

Следует отметить, что педагогическая деятельность в самой своей сущности связана с взаимоотношениями между людьми, необходимостью проявления эмпатии, сочувствия, альтруизма и других эмоционально-личностных состояний. Особо важна связь эмоций и духовного состояния личности.

Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личностного «я» [6].

Духовное состояние характеризуется переходом к образному и эмоциональному мышлению, что способ-

ствует активизации информационного обмена с подсознанием. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые отношения на новом уровне интеграции (В.П. Зин-ченко, Н.Д. Левитов, В.А. Пономаренко, В.И. Слобод-чиков, В.Д. Шадриков).

В духовном состоянии — секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволят разрешить проблему, раскрыть истину. Духовное состояние может возникать и в практической жизни, и в научном поиске, и в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект, «способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и схватывать отношение» [11].

В связи с анализом духовных состояний можно сделать вывод о вдохновении как ведущей форме эмоциональной креативности (Н.В. Гончаренко, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов и др.) и выделить его основные проявления: сознание легкости творчества; исключительная концентрация на объекте творчества, активизация наблюдательности и мышления; эмоциональный подъем; переживание «одержимости». Формы вдохновения могут быть совершенно различными у разных творческих личностей, но основные признаки — концентрация в творческом процессе всех сил на определенном содержании и эмоциональная захваченность этим содержанием — при качественном разнообразии всегда налицо.

Необходимо обратить внимание, что «последствия» того или иного эмоционального состояния (положительного или, наоборот, негативного) обусловлены фактором эмоциональной креативности личности. Эмоционально креативная личность характеризуется, как можно полагать на основе анализа, способностью любое эмоциональное состояние направить в творческое русло.

Эмоционально креативная личность не только способна извлечь позитивный творческий результат из любого эмоционального проявления, она также способна эффективно противостоять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность, как известно, отличается своим стрессогенным характером, возможностью возникновения эмоционального напряжения, истощения и выгорания. Как сохранить позитивный уровень эмоциональной сферы,

44

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

наилучшим образом использовать эмоциональный поведенческий репертуар личности, творчески применить в профессиональной деятельности эмоциональные ресурсы и средства личности педагога? Это вопрос о психологических условиях и механизме развития и усиления эмоциональной креативности педагога. Столкновение с профессиональными стрессами позволяет эмоционально креативному педагогу эффективно им противостоять. Имеются в виду когнитивные, эмоциональные, общие поведенческие, ценностно-смысловые и духовно-нравственные аспекты эмоциональной креативности (Т.В. Барлас, В.П. Безносов, Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Г.Г. Горелова,

A.С. Кузнецова, А.Б. Леонова, В.Е. Орел, Т.И. Рогин-ская, Г. Селье, Е.Д. Соколова, Э.Э. Сыманюк, А.Р. Фо-нарев и др.).

В процессе отдачи себя другим рождается энергия, повышающая работоспособность и качество деятельности во много раз, подобно рассмотренному выше состоянию вдохновения. В этих условиях человек быстро поднимается по ступенькам духовного развития к профессиональному мастерству (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко,

B.А. Пономаренко, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, А.Р. Фонарев). Следует заметить принципиальное родство духовности профессионала и творческого вдохновения. Это родство обеспечивается единством их основания, которым являются нравственные ценности и духовные ориентации личности.

Ценностные и духовные ориентации, будучи важным компонентом внутренней структуры личности, не только выступают критериями оценки окружающей действительности, но и влияют на определение жизненных и профессиональных смыслов [8]. Проблема обретения смыслов в профессиональной деятельности недо-

статочно изучена в психологии. Выявлен ряд основных характеристик смысла жизни — субстанциальность, амбивалентность, полимотивированность, энергетический, возрастной и интеграционный аспекты. По мнению Г.Г. Гореловой, основное содержание смысла деятельности педагога задается извне — это формирование воспитанника как гармонично развитой личности. Но это невозможно без осознания себя как субъекта этой деятельности. А.Г. Асмолов подчеркивает здесь обязательную внутреннюю активность, направленную на «продолжение себя в других людях» [3]. Педагогическая профессия является, по сути, концентрированным выражением событийности личности. Главной целью этой профессии, в конечном итоге, является постоянный поиск и разрешение экзистенциальных вопросов для себя и для других [1].

Механизмы обретения смыслов связываются в отечественной психологии с осознанием и постановкой целей жизни и деятельности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев др.). В процессе выполнения педагогической деятельности, независимо от того, каким именно потребностям она отвечает, в ситуации кризиса педагога сталкивается с условиями, затрагивающими многие другие его потребности: одни задевают его нравственные чувства, другие — потребности в безопасности, достижениях, самоутверждении и т.д. Такие столкновения способны оставить значимые следы в мотивацион-ном развитии, причем безотносительно к мотивам изначальной деятельности [12].

Таким образом, теоретический анализ литературы и применяемых понятий позволил выявить взаимосвязи эмоционального, духовно-нравственного, ценностно-смыслового и творческого аспектов педагогического труда.

Литература

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.-Воронеж, 1999.

2. Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.

4. Герасимова В.С., Гомезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2011.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2010.

6. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004.

8. Исаев Е.А., Слободчиков В.И. Психология образования человека. М., 2013

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.

11. Рибо Т.А. Творческое воображение. М., 1901.

12. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.

13. Рыжов В.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.