УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011
ВЫВОДЫ
1. Операторы с высоким IQ показали в среднем на 12,0 % более высокую эффективность сенсомоторно-го слежения по результатам выполнения заданий различной сложности по сравнению с операторами со средним IQ.
2. Для операторов со сверхвысоким IQ не обнаружено достоверно более высокой результативности сен-сомоторного слежения по сравнению с операторами с высоким IQ. Следовательно, сверхвысокое значение IQ в данном случае не дает существенного преимущества при выполнении моделируемой операторской работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, В. Н. Современные психологическое проблемы в атомной энергетике / В. Н. Абрамова // Электрические станции. -1996. - № 2. - С. 3-10.
2. Алонцева, Е. Н. Анализ особенностей управления энергоблоком АЭС в экстремальных ситуациях /Е. Н. Алонцева, А. Н. Анохин // Научная сессия МИФИ - 2005 : сб. науч. тр. Т. 12 : Информатика. Компьютерные системы и технологии. - М. : МИФИ, 2005. - С. 29-31.
3. Беар, Ж.-М. Два теста : узнайте ваши IQ и EQ / Ж.-М. Беар [и др.] // Psychologies. - 2007. - № 18 (прил.). - С. 24-33.
4. Кудрин, Р. А. Типологические особенности реакций когнитивной сферы человека на эмоциогенные и физические нагрузки :
автореф. дисс____канд. мед. наук / Р. А. Кудрин. - Волгоград, 2001. -
21 с.
5. Львов, В. М. Проблема безопасности полетов и эргономические технологии / В. М. Львов // Проблемы психологии и эргономики. - 2002. - № 5. - С. 22-26.
6. Меденков, А. А. Актуальные проблемы авиационной эргономики / А. А. Меденков // Проблемы психологии и эргономики. Человеческий фактор. - 2005. - № 3. - С. 34-39.
7. Сурма, С. В. Процесс принятия решения как взаимодействие информационных потоков / С. В. Сурма // Материалы XVII съезда физиологов России. - Ростов н/Д, 1998. - С. 299.
8. Тимофеев, H. A. Принципы системной организации реаби-литационно-оздоровительных мероприятий на Чернобыльской АЭС в послеаварийный период / H. A. Тимофеев // Вестник Новгород. гос. ун-та. - 1998. - № 8. - С. 43.
РЕЗЮМЕ
Р. А. Кудрин, Е. В. Лифанова, М. Ю. Будников
Эффективность работы операторов потенциально опасных объектов как результат психометрического интеллекта
Обследованы 120 профессиональных операторов потенциально опасных объектов (операторы средств управления воздушным движением, операторы теплоэлектростанций, операторы химических предприятий) в возрасте 18-45 лет. Выявлено, что операторы с высоким IQ показали в среднем на 12,0 % более высокую эффективность сенсомоторного слежения. Сверхвысокое значение IQ не давало существенного преимущества при выполнении моделируемой операторской работы.
Ключевые слова: психометрический интеллект, операторская работа, операторы потенциально опасных объектов.
SUMMARY
R. A. Kudrin, E. V. Lifanova, M. Y. Budnikov
Efficiency of operators work in potentially dangerous settings as a result of psychometric intelligence
Professional operators (at the age of 18-45 ys, n=120) working in potentially dangerous settings (airports, thermoelectric power stations, chemical works) have been under examination. The operators with high IQ indices have been found to have a 12 % higher efficiency in sensomotor tracing. Ultra-high IQ indices gave advantages in performing of a modelled operator's task.
Key words: psychometric intelligence, operator's work, operators of potentially dangerous objects.
© В. А. Куприянова, А. Г. Захарчук, Д. Л. Спивак, 2011 г.
УДК 612.68
В. А. Куприянова, А. Г. Захарчук,
Д. Л. Спивак
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург; Городской гериатрический
медико-социальный центр, Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Старение не является уникальной особенностью нашего времени, но лишь в последние 100 лет оно стало обычным явлением. Однако нельзя сказать, что у многих людей дополнительные годы жизни проходят счастливо. Целью нашей работы стало изучение психологических резервов, используемых в процессе старения человека.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе городского гериатрического медико-социального центра Санкт-Петербурга (терапевтическое отделение). Был проведен анализ данных анамнеза и психологическое тестирование пациентов. Всего были обследованы 163 человека обоих полов в возрасте от 65 до 98 лет (средний возраст - 79,97 года).
В выборку входили пациенты с наиболее сохранным интеллектом, без выраженных признаков сенильной де-менции и иных психических заболеваний.
Исследование психологических резервов осуществлялось в следующих направлениях: изучение уровня креативности (по экспресс-методике Е. Е. Туник), выраженности интринзивных религиозно-психологических установок (по Дж. Кассу и др.), признаков измененных состояний сознания (по опроснику ИМЧ РАН), напряженности базовых психологических защит (по Р. Плутчику-Л. И. Вассер-ману и др.), а также их взаимосвязи с итоговыми индексами реактивной (по Н. А. Курганскому и др.) и личностной невротизации (по Л. И. Вассерману и др.).
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Креативность как способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации, теоретически должна способствовать преодолению многих препятствий, связанных с возрастом: от снижения уровня самообслуживания до преодоления социальной изоляции.
Адаптационная роль религии заключается в создании общей для всех верующих картины мира, в установлении системы ценностей и норм поведения, в определении жизненных целей и устремлений. Считается, что религиозная практика приводит к снижению тревоги, к возникновению и упрочнению чувства защищенности.
В рамках основанной профессором Л. И. Спиваком и академиком Н. П. Бехтеревой научной школы изучения измененных состояний сознания (ИСС) под ИСС понимается одна из распространенных, однако неоптимальных стратегий активной адаптации нормального человека к необычным и/или экстремальным условиям, состоящая во временной индукции ряда особых психических феноменов. Изучалась их возможная роль в адаптации к возрастному стрессу. Статистическая обработка данных проводилась методом факторного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные данные установили, что религиозность (фактор 1), креативность (фактор 2) и измененные состояния сознания (фактор 4) образовали отдельные, самостоятельные факторы. Это указывает на независимость проявлений этих видов духовной жизни человека друг от друга и от уровня невротизации человека (таблица). Уровень выраженности интринзивных религиозно-психологических установок зависел от пола респондента (фактор 1). В своем большинстве женщины были более религиозны, чем мужчины. Возможно, это объясняется эволюци-онно закрепленным более агрессивным и независимым стилем поведения мужчин в обществе. Эти данные соответствует предыдущим нашим исследованиям, в которых была показана связь религиозности с возрастом респондентов [5]. Обнаружена положительная связь уровня образования и религиозности человека (фактор 1). Вероятно, это можно объяснить тем, что люди, более склонные к умственному труду, более активны на поле духовного поиска.
Все индексы по креативности образовали один, независимый фактор (фактор 2). Это соответствует данным, полученным на молодой популяции, в том числе в ходе апробации данной методики [3]. Этот вывод важен в методологическом отношении, так как указывает на возможность (и необходимость) изучения творческих способностей у лиц геронтологического возраста.
Выявлена прямая корреляция вербальной, образной и предметно-бытовой креативности между собой и с общей оценкой творческих способностей (фактор 2), что указывает на взаимосвязь различных видов креативности между собой. Креативный человек часто креативен во всем, в большом и в малом, в высоком и повседневном [2].
Результаты факторного анализа психологических и социально-демографических характеристик у исследованной группы геронтологических больных (п=163)
Фактор 1 2 3 4
ПС 0,27 0,18 0,68* 0,16
ИСС 0,11 0,08 0,12 0,88*
УН 0,10 0,02 0,79* 0,33
Л 0,59* 0,18 0,64* 0,03
РЕЛ 0,66* 0,18 0,48 0,04
ИЖС 0,38 0,03 0,57* 0,41
ВОЗР 0,48 0,42 0,06 0,10
ПОЛ 0,81* 0,09 0,10 0,18
ОБР 0,89* 0,10 0,06 0,11
ПБК 0,09 0,66* 0,07 0,15
ВК 0,11 0,78* 0,08 0,16
ОК1 0,07 0,83* 0,11 0,05
ОК2 0,17 0,67* 0,05 0,33
ИК 0,13 0,98* 0,03 0,03
Expl.Var 3,55 3,47 2,10 1,32
Prp.Totl 0,24 0,23 0,14 0,09
Примечания: ПС итоговый индекс реактивной невротизации; ИСС итоговый индекс выраженности признаков измененных состояний сознания;УН итоговый индекс личностной невротизации; Л индекс неискренности; РЕЛ итоговый индекс выраженности интринзивных религиозно-психологических установок; ИЖС итоговый индекс напряженности базовых психологических защит; ВОЗР возраст; ОБР образование; ПБК предметно-бытовая креативность; ВК вербальная креативность; ОК1, 2 результаты 2-х тестов образной креативности; ИК итоговое значение уровня креативности; Expl.Var собственное значение фактора; Prp.Totl процент объясненной дисперсии. Метод выделения факторов (по столбцам) главные компоненты, использо-вано ортогональное вращение матрицы нагрузок Varimax norma-lized; * факторные нагрузки 0,55.
Уровень творческих способностей прямо не зависел от возраста (фактор 2). При этом была обнаружена четкая дискриминативная граница между «креативными» и «некреативными» респондентами. Что соответствует зарубежным данным [4], которые указывают на то, что среди людей, которые всегда отличались творческими способностями, различие между молодыми и пожилыми может быть гораздо меньше или вообще отсутствовать. Это позволяет сделать вывод, что в отдельных случаях креативность можно использовать как зону опоры при проведении психотерапии пожилых.
Реактивная и личностная невротизация имели прямую связь между собой и отрицательно коррелировали с напряженностью психологических защит (фактор 3). Эта закономерность соответствует главной роли психологических защит: преодоление фрустрирующих влияний и тревожных переживаний [1]. Как правило, человек начинает их использовать при усилении стрессовых воздействий.
Измененные состояния сознания были показаны как особая размерность психологической жизни человека (фактор 4), не зависящая от уровня невротизации человека и иных характеристик. Кроме того, в процессе исследования было сделано следующее наблюдение: из числа пациентов более старшего возраста наилучшие результаты выполнения тестов, как правило, показывали долгожители, имевшие профессию врача и учителя.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N04 • 2011
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данном исследовании не было выявлено психологических особенностей долгожителей, напрямую коррелирующих с возрастом. Однако описанные закономерности показывают необходимость дальнейших изысканий.
Исследование поддержано РФФИ, грант 09-06-00012а, и грантом НШ-3318.2010.4.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л. И. Вассерман [и др.]. - СПб., 2005. -С. 2.
2. Князева, Е. Н. Синергетика : нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : КомКни-га, 2007. - С. 27.
3. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. - СПб., 2006. - С. 33-35.
4. Crosson, C. W. Age and preference for complexity among manifestly creative women / C. W. Crosson, E. A. Robertson-Tchabo // Human Development. - 1983. - № 26. - P. 149-155.
5. Spivak, D. Religiosity and alterations of consciousness related to aging and longevity and their genetic correlates / D. Spivak [et al] // Toward a Science of Consciousness. - Stockholm, 2011. -P. 125.
РЕЗЮМЕ
В. А. Куприянова, А. Г. Захарчук, Д. Л. Спивак
Психологические резервы активного долголетия
Исследование посвящено изучению психологических резервов, которые задействуются в процессе старения. Рассмотрены такие психологические характеристики, как креативность, религиозность, проявления признаков измененных состояний сознания, уровень невротизации и стратегии психологической защиты. В результате статистической обработки были установлены коррелятивные связи между религиозностью, полом респондентов и их образованием, а также уровнем невротизации (как в личностном, так и реактивном плане) и уровнем напряженности психологических защит. Кроме того, впервые была установлена весьма важная в методологическом отношении принципиальная корректность проведения пакета тестов на креативность по Торренсу-Туник на материале активного старения и долголетия.
Ключевые слова: старение, психологические резервы, креативность, религиозность, измененные состояния сознания, уровень невротизации.
SUMMARY
V. A. Kupriyanova, A. G. Zakharchuk, D. L. Spivak
Psychological reserves of active longevity
The purpose of this study was to examine psychological reserves involved in the process of human aging. Psychological characteristics such as creativity, religiosity, altered states of consciousness, level of neurotisation and strategies of psychological protection were studied. Statistical analysis of the data obtained showed correlation between religiosity, gender and education of the respondents on the one hand, and the level of intensity of psychological defences on the other hand. Besides, of notice is principal correctness in conducting the package of Torrence-Tunick tests on creativity.
Key words: aging, psychological reserves, creativity, religiosity, altered states of consciousness, level of neurotisation.
© И. В. Курышева, 2011 г. УДК 616.89-008.447-053.32]:78
И. В. Курышева
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЭСТЕТИКО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета
ВВЕДЕНИЕ
Меры превентивного характера, которые должны приниматься с целью профилактики асоциальных отклонений, обусловлены характером психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних, которые имеют специфические неблагоприятные индивидные
особенности, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков [1, 8, 10]. Психобиологические предпосылки асоциального поведения детей представлены весьма разнообразным кругом явлений. Трудновоспитуемость ребенка может быть обусловлена различными нервно-психическими заболеваниями, неврологическими отклонениями, акцентуациями, различными физическими недостатками, дефектами речи, внешней непривлекательностью. Своевременное выявление этих проблем необходимо для дифференцированного и адекватного применения мер воспитательно-профилактического характера [2, 11, 8].
В нашем исследовании в качестве доступного и эффективного средства профилактики и коррекции асоциального поведения детей выступало классическое музыкальное искусство, обладающее мощным воспитательным воздействием. Общая гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что оптимальная эффективность музыки как средства развития личности обеспечивается на основе эстетико-семиотического подхода к образованию и разработанной на его основе музыкально-семантической модели психологического сопровождения этого процесса [4].
Данная гипотеза раскрывается следующими частными предположениями, подлежащими теоретико-экспери-