PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF ORGANIZATIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article presents an analysis of problems of employment in the sector of secondary vocational education among graduates of educational institutions. The problem is very specifically related to psychological and socio-demographic characteristics in this age group: mostly male students, lack of experience, lack of additional skills, special interests and values etc. The article considers the legal aspects of assistance of employment of the category of youth, analyzes the data of empirical studies and regional experiences in this field. The authors conclude that a comprehensive solution is possible in the case of intermediaries between representatives of students and employers in the form of employment assistance centers, organized taking into account modern requirements and with the latest technology, including information.
Key words: psychological problems of employment, graduates, employment.
Н.Ю. Белова, канд. психол. наук, доц. каф. профессионально-технологического образования, Шадринский
государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: [email protected]
О.В. Белоконь, канд. психол. наук, доц., зав. каф. профессионально-технологического образования, Шадринский
государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен анализ проблем трудоустройства молодых специалистов - выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. Проблема имеет особую специфику, связанную с психологическими и социально-демографическими особенностями данной возрастной группы: юношеским максимализмом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др. В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты содействия занятости рассматриваемой категории молодежи, проанализированы данные эмпирических исследований и региональный опыт в данной области. Авторы приходят к выводу, что комплексное решение проблемы возможно в случае возникновения посредников между представителями студенчества и работодателей в виде центров содействия трудоустройству, организованных с учётом современных требований и с применением новейших технологий, в том числе информационных.
Ключевые слова: психологические проблемы трудоустройства, выпускники, содействие трудоустройству.
В настоящее время в качестве приоритетного направления развития государственной политики, прежде всего, выделяют: обеспечение гарантий трудоустройства студентов. Актуальной задачей является эффективное использование потенциала, знаний и навыков молодых специалистов. Сегодня рыночные реформы нередко противоречиво влияют на систему профессионального образования. Рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональному и производственному опыту соискателей вакансий, выпускники образовательных организаций среднего профессионального и вузов вынуждены самостоятельно трудоустраиваться в условиях конкуренции. Поэтому возникает необходимость содействия их трудоустройству и психологической адаптации к рыночным условиям [1].
Молодые специалисты - это основной «продукт», поставляемый профессиональными образовательными организациями на рынок труда. Для них должны быть созданы условия, при которых выпускники могли бы наиболее эффективно применять свои знания [2]. На планирование карьеры молодых людей некоторое влияние оказывает имущественное и социальное положение родителей, но многое зависит от собственных усилий: отношения к учебе, целеустремленности, позиции и активности на рынке труда, что в немалой степени определяет возможность трудоустройства по специальности.
Теоретический анализ, существующих на сегодняшний день исследований позволил выделить три блока проблем психологического характера, связанных с трудоустройством выпускников.
Во-первых, молодой специалист не может найти работу и трудоустроиться сразу после окончания учебного заведения. С одной стороны, это объясняется тем, что обучающиеся не полностью информированы о ситуации на рынке труда. С другой, имеют место причины психологического характера, такие как нарушения формирования личности, нарушения в системе притязаний, ценностей и потребностей, в результате чего - дезадаптация человека.
Во-вторых, неадекватная самооценка личности. Юноши и девушки, имеющие проблемы с трудоустройством, нередко демонстрируют высокий уровень конфликтности, немотивированной мнительности и обидчивости, гиперпогруженности в собственные переживания. Им не хватает чувства самоуважения, чувства личного достоинства и собственной значимости, т. е. вырабатывается комплекс неполноценности.
В-третьих, высокая мотивация студентов к материальным благам, завышенные зарплатные ожидания и низкий стимул к накоплению любого трудового опыта (а не только по специальности) и стажа работы. Здесь мы сталкиваемся с завышенными требованиями выпускников, плохо владеющими информацией в сфере рынка труда [3].
С целью выяснения специфики проблемы трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального образования нами был проведен анализ работы одного из ведущих колледжей нашего города. Исследование включало в себя ряд этапов:
1. Изучение нормативной базы колледжа по вопросам содействия трудоустройства выпускников.
2. Беседа с сотрудниками.
3. Анкетирование студентов выпускных курсов.
На базе колледжа существует Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников.
Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников создан по решению совета колледжа. Основные функции центра: аналитическая, информационная, координационная, консультационная.
Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников осуществляет следующие виды деятельности:
1. Работа с обучающимися:
- Проведение работы с обучающимися в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством профориентации, информирования о ситуации на рынке труда, индивидуального психологического и юридического консультирования;
- Взаимодействие со студенческими и молодежными организациями;
- Создание условий для трудоустройства и вторичной занятости обучающихся;
- Проведение консультационной и информационной деятельности по вопросам трудоустройства;
- Организация и проведение выставок, презентации, конкурсов, семинаров, тренингов;
- Разработка программ и курсов по технологиям трудоустройства, подготовка методических рекомендации по вопросам трудоустройства;
- Проведение работы с обучающимися по профессиональному целеполаганию, обучению навыкам самопрезентации, деловой коммуникации;
- Обучение навыкам написания резюме и размещение его в СМИ;
- Обучение элементам собеседования при трудоустройстве;
- Проведение анкетирования студентов, выпускников и работодателей, социологических исследований по вопросам трудоустройства;
2. Взаимодействие с работодателями:
- Осуществление постоянного взаимодействия с организациями региона, органами службы занятости населения;
- Проведение анкетирования работодателей;
3. Научно-методическая работа:
- Анализ потребностей рынка труда региона в специалистах, заканчивающих колледж;
- Проведение Ярмарок вакансий, Дней карьеры, презентаций организаций и иных мероприятий;
- Информирование студентов о ситуации на рынке труда, существующих вакансиях и программах трудоустройства посредством размещения объявлений на стендах и на сайте колледжа;
- Проведение научно-практических конференций, семинаров соответствующей тематической направленности.
В ходе беседы с сотрудниками колледжа стало известно, что Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников в полном объеме выполняет только аналитическую и информационную функции, координационная и консультационная функция выполняются частично.
Также преподаватели считают важным решение проблемы с производственной практикой, большинство обучающихся проходят её на базе колледжа т.к. представители компаний и организаций не заинтересованы в привлечении молодых специалистов к работе в своих фирмах.
Для более точного понимания проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования было проведено анкетирование обучающихся выпускных курсов.
Все обучающиеся, принявшие участие в анкетировании, выпускаются в этом году, и именно для них сейчас наиболее остро стоит вопрос о дальнейшем трудоустройстве.
Из проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Большинство обучающихся (64%) не уверенны в том, будут ли они работать по специальности.
2. Обучающиеся колледжа не могли позволить себе работать по специальности во время учёбы.
3. Лишь малая часть будущих выпускников (7%) уже определилась с местом работы. Остальные же обучающиеся только планируют осуществлять поиск работы.
4. Практически три четверти опрошенных выпускников придерживаются мнения, что учебное заведения должно содействовать трудоустройству своих студентов.
5. Основная часть обучающихся на данный момент не определилась пойти работать или открыть собственное дело.
6. Меньшая часть практикантов остались довольны результатом прохождения практики. Для третьей части обучаю-
Библиографический список
щихся (34%), производственная практика оказалась бесполезной.
7. С точки зрения обучающихся, на базе колледжа проводится очень мало мероприятий, способствующих трудоустройству будущих выпускников.
Опираясь на приведенные выше выводы, а также учитывая результаты аналогичных работ, можно утверждать, что выпускники в процессе трудоустройства сталкиваются с определенными трудностями, в том числе и психологического характера, что требует разработки грамотной программы содействия трудоустройству молодых специалистов [4; 5].
В качестве возможных способов решения проблемы, можно предложить следующее:
1. Разработать программу психологического сопровождения обучающихся в течение всего периода обучения, направленную на формирование профессионального самосознания специалиста, с целью последующей оптимизации психологической адаптации молодых людей в результате трудоустройства.
2. Заключение взаимовыгодных договоров с работодателями, заинтересованных в привлечении студентов-практикантов образовательных организаций среднего профессионального образования для прохождения производственной практики на базе предприятий.
3. Поиск работодателей готовых направлять абитуриентов для прохождения целевого обучения с дальнейшим трудоустройством.
4. Разработка и внедрение программ дуального (совместно с потенциальными работодателями) обучения, для начала по самым востребованным специальностям.
5. Создание и ведение информационной web-страницы образовательной организации, содержащей актуальные вакансии по программам подготовки и список выпускников, нуждающихся в содействии по трудоустройству. Также предлагать эти вакансии выпускникам и помогать им в процессе взаимодействия с потенциальным работодателем.
Таким образом, комплексное решение проблемы возможно в случае возникновения посредников между представителями студенчества и работодателей в виде хорошо организованных центров содействия трудоустройству в рамках образовательных организаций среднего профессионального образования, которые позволят в первую очередь осуществлять психологическую помощь и не только выпускникам, но и студентам, начиная с первого курса.
1. Данилев Д.П. Маливанов Н.Н. Многоуровневая подготовка высококвалифицированных технических специалистов. Alma mater: Вестник высшей школы. 2014; 5: 71 - 76.
2. Прокопьева А.П. Толмачева В.В. Проблемы организации и трудоустройства молодежи. Теоретические и прикладные аспекты социальной педагогики и социальной работы: сборник студенческих и школьных проектов. Редакторы: Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова. Шадринск: ШГПИ, 2009: 160 - 163.
3. Жигадло А. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект. Высшее образование в России. 2007; 10: 108 - 112.
4. Григорьева Т.Н. Колледж и работодатель. Специалист. 2013; 6: 24 - 25.
5. Иванов В. Безопасное трудоустройство. На что обратить внимание при просмотре вакансий. Системный администратор. 2013; 3: 78 - 82.
References
1. Danilev D.P. Malivanov N.N. Mnogourovnevaya podgotovka vysokokvalificirovannyh tehnicheskih specialistov. Alma mater: Vestnik vysshej shkoly. 2014; 5: 71 - 76.
2. Prokop'eva A.P. Tolmacheva V.V. Problemy organizacii i trudoustrojstva molodezhi. Teoreticheskie iprikladnye aspekty social'nojpedagogiki isocial'nojraboty: sbornik studencheskih i shkol'nyh proektov. Redaktory: Yu.O. Galuschinskaya, O.A. Nekrasova. Shadrinsk: ShGPI, 2009: 160 - 163.
3. Zhigadlo A. Kachestvo podgotovki i trudoustrojstvo molodyh specialistov: sociologicheskij aspekt. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; 10: 108 - 112.
4. Grigor'eva T.N. Kolledzh i rabotodatel'. Specialist. 2013; 6: 24 - 25.
5. Ivanov V. Bezopasnoe trudoustrojstvo. Na chto obratit' vnimanie pri prosmotre vakansij. Sistemnyj administrator. 2013; 3: 78 - 82.
Статья поступила в редакцию 20.07.17
УДК 159
Borisova N.M., postgraduate, Department of Age-Related Psychology n.a. L.F. Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND COPING IN ADULTHOOD. The article presents a review of research over 2007-2017, whose goal was to study the connection between personality characteristics of different levels and the choice the preferred coping strategies; a brief analysis of the approaches of the authors to consider the personal predicates of coping behavior in adulthood (from 20 to 60 years); the specifics of the current directions of research of coping in the foreign and domestic
psychology. In general, Russian research is aimed at identifying patterns and principles of the functioning of coping and its correlation with personal characteristics, while foreign ones are more applied in nature: they focus on a specific problem, a stressful situation, as well as the specifics of the deployment of coping processes and personal characteristics in its context.
Key words: coping, coping behavior, coping strategies, personality characteristics, locus of control, family coping, dyadic coping.
Н.М. Борисова, аспирант каф. возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой, Московский государственный
психолого-педагогический университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]
СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И КОПИНГА ВО ВЗРОСЛОСТИ
В статье представлен обзор исследований за период 2007 - 2017 гг., целью которых было изучение связи личностных характеристик разного уровня и выбора предпочитаемых копинг-стратегий; дан краткий анализ подходов авторов к рассмотрению личностных предиктов совладающего поведения во взрослости (в диапазоне от 20 до 60 лет); выделены особенности актуальных направлений исследований копинга в зарубежной и отечественной психологии. В целом отечественные исследования направлены на выявления закономерностей и принципов функционирования копинга и его соотношения с личностными характеристиками, зарубежные носят более прикладной характер: в центре их внимания стоит конкретная проблема, стрессовая ситуация, а также особенности развертывания копинг-процессов и личностных характеристик в ее контексте.
Ключевые слова: копинг, совладающее поведение, копинг-стратегии, личностные характеристики, локус контроля, семейный копинг, диадический копинг.
Понятие копинг было введено в научную среду в 1962 г. американским исследователем Л. Мерфи, в рамках работы над способами преодоления детьми возрастных кризисов. С тех пор подходы к определению понятия копинга расширились. С точки зрения эго-ориентированного подхода Н. Хаан и Д. Вейллан-та копинг трактуется как способ психологической защиты для снятия напряжения. Интегральный подход Р Мус определяет копинг как предрасположенное поведение и реакцию на стресс. С точки зрения концепции соответствия когнитивной оценки и совладания В. Конвей и Д. Терри - копинг представляет собой динамичный процесс, выбор поведения в котором определяется степенью развитости конфликта и в целом складывающейся ситуацией, в которой оказался субъект [1, с. 185]. Анализ теорий показывает, что эффективное исследование копинга возможно только при учете личностных характеристик человека.
Проблема копинга становилась предметом исследования Е. Хейма, Р. Лазаруса, С. Фолкмана и др. Из отечественных авторов большое внимание копингу уделяли Н.А. Сирота, Л.И. Ан-цыферова, А.А. Бородина, В.М, Ялтонский и др., работы которых стали классикой исследований копинг-стратегий [2]. В связи с увеличением стресса в повседневной жизни эта тема привлекает внимание современных исследователей в России и за рубежом. При этом значительная роль отводится взаимосвязи личностных черт человека и предпочитаемых стратегий совладания. Изучение вопроса позволит прогнозировать копинг-реакции субъекта, исходя из его личностных черт, а также глубже понимать механизмы интегративной работы личности как субъекта деятельности.
Реализация механизмов копинг-поведения тесно связана с полем социального взаимодействия и личностными характеристиками субъекта, определяющими особенности его межличностного взаимодействия. В последние годы были проведены исследования, раскрывающие особенности взаимовлияния со-владания и черт межличностного взаимодействия субъекта. Так, в исследовании М.А. Кленовой и Е.С. Панкратовой, проводившихся в 2015 г. на выборке в возрасте от 20 до 40 лет, использовавших опросник Кетелла, было выявлено: для лиц, характеризующихся конформностью в социальном взаимодействии, характерен выбор копинг-стратегий вступления в социальный контакт и поиска социальной поддержки; в то же время общительность и высокий уровень самоконтроля личности позволяют прибегать к стратегии ассертивных действий. Эмоциональная неустойчивость связывается исследователями с совладанием через импульсивные действия. Людям с высоким уровнем тревожности присущи амбивалентные копинг-реакции: в сочетании с робостью и озабоченностью это приводит к копинг-стратегии избегания, а под давлением сильного стресса и беспокойства личность способна прибегать к агрессивным действиям [3, с. 67].
В исследованиях А.К. Акименко 2013-2015 гг. поднимался вопрос влияния локуса контроля респондентов на совладающее поведение. Респонденты 19-36 лет были поделены на подгруппы (с экстернальным и интернальным локусами контроля). Было выявлено, что для подгруппы с экстернальным локусом контроля характерно: предпочтение пассивных контактных и активных избегающих копинг-стратегий; положительные взаимосвязи со
стратегиями бегство-избегание, дистанцирование, конфронтация; пассивное подчинение условиям среды, пассивное выжидание внешних изменений как способы адаптации к стрессу; предпочтение стратегий активного ухода от контакта с фрустирующей средой или ситуацией. Для подгруппы с интернальным локусом контроля характерна ориентация на стратегии принятия ответственности, планирования решения проблемы, самоконтроля. Им «...свойственно развитое чувство субъективного контроля за негативными событиями, что проявляется в стремлении брать ответственность на себя и отвечать за происходящее» [4, с. 156]. Большую роль в снижении влияния стрессора оказывает целенаправленный анализ ситуации, планирование алгоритма собственных действий и его воплощение с учетом прошлого опыта и ресурсов. При адаптации к стрессу представители этой группы предпочитают стратегии активного изменения среды и себя, таким образом, на первый план выходит активная позиция, связанная с внутренней перестройкой самой личности.
В рамках связи копинга и личностных характеристик, обусловливающих особенности социальной активности субъекта, интерес представляют исследования, рассматривающие проблему как коллективного копинга, реализующегося на базе групп людей, объединенных единой деятельностью, так и диадическо-го копинга пар.
Изучению влияния социально-психологических характеристик личности на выбор копинг-стратегий (индивидуальных и групповых) посвящено исследование З.Р. Совмиз 2016 г. на выборке спортсменов от 18 до 28 лет. Исследователем рассматривался вопрос, какие характеристики позволяют выбирать адаптивные стратегии совладания, а какие - приводят к выбору дезадаптивного копинга в группе. Было выявлено, что решающее воздействие на выбор коллективного копинга оказывает социальный и эмоциональный интеллект субъекта. Высокий уровень развития социального интеллекта помогает избежать деза-даптивных стратегий совладания в коллективе. Еще более значимым является показатель эмоционального интеллекта, который напрямую корреллирует с выбором адаптивных индивидуальных и коллективных стратегий: «его компоненты действуют в обоих направлениях, делая более вероятным применение конструктивных копинг-стратегий и менее вероятным - деструктивных» [5, с. 145]. В то же время высокий уровень развития эмпатии повышает вероятность выбора дезадаптивных стратегий коллективного копинга, что автор связывает с тем, что чрезмерно эмпа-тийное отношение к членам группам приводит к возобладанию эмоциональных аргументов в принятии решений над рациональными.
Спецификой исследования влияния копинг-стратегий на характер межличностного взаимодействия в семье, проведенного Т.И. Бонкало [6] в 2009 г. на выборке 94 семей, является рассмотрение диадического копинга как результата совмещения индивидуальных копинг-стратегий супругов. Исследователем сформулированы четыре типа диадического копинга для семейных пар: идентичный (оба супруга используют одну стратегию копинга), конгруэнтный (используются различные стратегии, но относящиеся к одному типу), комплементарный (выбор взаимодополняющих способов совладания), неколониарный