Научная статья на тему 'Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников'

Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1740
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ И СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина И. В.

Главным условием успешного профессионального самоопределения школьников является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности. Психологическое образование учащихся на основе введения в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета повышает уровень готовности выпускников школы к осознанному профессиональному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников»

Практическая психология

Дубровина И. В.

Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников

Профессионализм - это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств. Личностные свойства человека играют решающую роль в его профессиональном самоопределении. Ведь профессия - это, прежде всего, человек, выполняющий ту или иную работу. Поэтому быть человеком - главная составляющая любой профессии.

И сама личность молодого человека, и выбор им профессионального пути в значительной степени являются продуктом образования и той культуры, в которую вводит его это образование.

Очевидно, для современного образования важна ориентация на развитие личности молодого человека, какую бы конкретную профессию в будущем он ни выбирал. Это в полной мере относится к школьному образованию. Ведь к моменту окончания школы у каждого выпускника формируется своя, внутренняя готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней в личностном, профессиональном и социальном планах. В вузы, в армию, на работу в любые учреждения, в загсы приходят молодые люди уже со сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, уровнем общей и психологической культуры, представлениями о смысле жизни и пр. Таким образом, школа в какой-то степени предопределяет нравственный облик поколения молодых людей, а, следовательно, настоящее и будущее России.

К сожалению, сейчас школа предстает как отражение некой смысловой неясности у общества в определении того, каким оно (общество) хочет видеть молодое поколение страны - конкурентно способным? компетентным? владеющим иностранными языками и компьютерной грамотностью?

Все это хорошо, но, думается, должны быть определены приоритеты: сначала - человек порядочный ( культурный), потом - компетентный, затем уже - конкурентно способный. И обязательно - хорошо знающий русский язык, раз он живет в России.

Не случайно, много нареканий вызывают современные специалисты, сравнительно недавние выпускники школ, - учителя, юристы, политики, врачи, строители и др., не говоря уже о чиновниках всех уровней, имеющих и среднее, и высшее образование. Нередко их непрофессионализм сочетается с девальвацией нравственных идеалов, духовной глухотой, карьеризмом, суперамбициозностью, цинизмом. А некомпетентность, эгоизм, равнодушие специалиста в любой профессии приносят несчастье другим (6).

Современное школьное образование в большей степени акцентирует внимание на одном аспекте образования - на усвоении знаний учеников, на проблеме их успеваемости, на развитии их интеллектуальной сферы, на их подготовке к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания - развитию эмоциональной сферы, нравственных потребностей, уважительного отношения к людям, культурному взаимодействию с ними, развитию гуманистического мировоззрения. В современной школе постоянно снижается доля гуманитарных наук, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности и приобщить к культуре человеческих отношений и человеческого труда, что негативно влияет на нравственные аспекты формирующегося самоопределения. «Утрата категорий злое и доброе, хорошее и плохое, стыдное и бесстыдное, а она захватила культуру вообще и - что ужасно - образование, поведет к полной деградации, к тому, что и названо в нашем языке точным словом - беспредел» (8, с. 307).

В. А. Пономаренко обращает внимание на то, что современная подготовка выпускников школы к встрече с трудовой деятельностью требует учета неких общих черт нашей действительности, которые предъявляют повышенные требования к психике, личности, организму человека:

- быстрое изменение окружающей предметной среды, в которой протекает жизнь и с которой взаимодействует человек;

- быстрое изменение производственной, социальной обстановки;

- специфические особенности современной культурной, нравственной атмосферы в обществе и пр. (6).

Важно понимать, почему молодой человек выбирает ту или иную профессию, что ждет от нее, как относится не только к ней, но и жизни в целом, в контексте которой осуществляет свой профессиональный выбор.

Все это ставит перед педагогикой и практической психологией задачу выработки новых подходов и принципов в системе профессиональной ориентации, формирования профессионального самоопределения и профессиональной подготовки школьника.

Самоопределение - сложное социально-психологическое явление. Оно означает осознание и определение себя в мире, предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, «нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни» (Л.И. Божович). Процесс самоопределения -длительный и многоаспектный, он разворачивается в рамках всего жизненного пути человека. «Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, в чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др.» (5, с.58). Сущность самоопределения человека состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.

При изучении проблем самоопределения обычно выделяют два его аспекта, тесно между собой связанных, но все-таки имеющих свою специфику, -профессиональное самоопределение и личностное.

Проблема профессионального самоопределения находится в центре внимания отечественных психологов уже много десятков лет. Первым крупным трудом по этой проблеме была книга Н. Рыбникова «Психология и выбор профессии», вышедшая в 1918 году. С тех пор теоретические основы анализа процессов профессионального самоопределения личности весьма глубоко проработаны (Б.Г Ананьев, Е.М. Борисова, Е.И. Головаха, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, и др.). Уже общепризнанным является признание того, что профессиональное самоопределение - это важная, но все-таки составная часть общего личностного самоопределения, это определение человеком себя в сфере профессиональной деятельности, направленность на свое профессиональное будущее.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению формируется постепенно по мере взросления человека. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса школы и начинаться уже в младших классах.

Пожалуй, наиболее ответственным периодом является подростковый и старший школьный возрасты, когда возникает настоятельная потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении, найти в этой жизни свое место.

В связи с этим, важной задачей работы с подростками - школьниками 89-х классов является организация и осуществление их предпрофильной подготовки, которая призвана помочь учащимся осознанно выбрать форму и профиль обучения после окончания неполной средней школы, т.е. совершить первичное профессиональное самоопределение. Этап предпрофильной подготовки предполагает создание психолого-педагогических условий для развития профессиональной направленности, смысловых и ценностных представлений о возможной будущей профессии и о своем месте в ней, для развития и проявления активности школьника в профессиональном самоопределении.

Однако нередко ученик не сам выбирает профиль последующего обучения, уровень образования - это делают за него взрослые. В таком случае у подростка не формируется ответственность, не развивается личностная заинтересованность в предметах обучения. К сожалению, и педагоги, и родители часто ошибаются в понимании способностей и призвания растущего человека или руководствуются соображениями, далекими от истинных желаний, намерений и возможностей школьника. Чтобы этап предпрофильной подготовки был эффективным, взрослым следует постепенно, терпеливо подводить школьника к самостоятельным решениям и шагам на пути профессионального самоопределения. Важно не решать за него вопрос о профиле обучения, а активизировать процесс его собственного выбора, поддержать его.

«Мы часто делим детей на талантливых и неспособных и при этом не думаем, что так называемые неспособные дети - это дети, подлинное направление

таланта которых мы не сумели вовремя отгадать, обнаружить. «Неспособный» ребенок, а потом с неизбежностью неспособный человек - это часто совсем не жертва природы, а жертва неумелости, нечуткости и просто некультурности того или иного учителя (психолога), который привык оперировать со средними цифрами успеваемости и проглядел живую, яркую душу ребенка...» (4, с. 183).

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (10-11 классы) самоопределение становится центральным моментом развития. К моменту окончания школы у всех выпускников должна быть сформирована психологическая готовность к личностному, социальному и профессиональному самоопределению. О самом самоопределении пока, наверное, рано говорить потому, что мы имеем дело с намерениями, желаниями, планами на будущее, не реализованными еще в действительности, в самостоятельной взрослой жизни.

Поэтому психологическую готовность к самоопределению можно рассматривать как основное новообразование на этом возрастном этапе. Эта готовность предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих склонностей, способностей и интересов каждым школьникам. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место не предполагает уже завершенных в своем формировании психологических структур и качеств. Она предполагает определенную зрелость личности, которая заключается в том, что у старшеклассников сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие им возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем (2, с. 36).

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте так важно знать, что у тебя что-то здорово получается в каком-то деле, области знания, деятельности. Этот успех имеет непосредственное отношение к выбору будущей профессии, к формированию личной жизненной позиции. По существу, формирующаяся потребность в самоопределении выступает как потребность в формировании определенной смысловой системы жизни, в которой слиты воедино представления о мире и о себе самом.

Отношение человека к учебным предметам, к миру профессий, к труду вообще является гранью его формирующегося целостного мировоззрения. Поэтому необходимо помочь учащимся осознать, что любая профессия - это вид труда, трудовой деятельности, что профессиональное самоопределение не сводится только к акту выбора самой профессии, а связано с отношением человека к труду вообще, с его собственной активностью.

Если известно, что успех профессионального самоопределения зависит от собственной активности человека, то следует создавать необходимые условия для развития такой активности каждого школьника. Такая активность формируется

и проявляется в многообразном интересе школьника к миру, к людям, в позитивном осознании себя и в этом мире и среди этих людей, в разноплановой деятельности как учебной, так и в досуговой. Участие в различных кружках, в занятиях дополнительного образования, участие в конкурсах, соревнованиях формируют многообразный интерес к миру, к людям, к самому себе как участнику этих действий.

Конечно, очень существенным моментом в деле самоопределения учащихся является знание о профессиях и возможностях профессионального образования, ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, определение профессиональной перспективы и умение наметить ближайшие цели ее достижения. Е. А. Климов обращает внимание на то, что обсуждая с учащимися мир профессий, очень важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машинами, станками, технологиями, а как область человеческих деяний, как мир людей, знающих и любящих свое дело. ... Пусть это будет некий идеал, к которому надо стремиться (3).

Процесс профессионального самоопределения включает выбор растущим человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей. При всем разнообразии мира профессий и сложности ориентироваться в этом мире наибольшие трудности и сложности в выборе профессионального пути многим школьникам доставляет их слабая ориентировка в собственном внутреннем мире, в личностных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможен.

В формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и их оценка. Имеется в виду характер притязаний личности в различных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии, самооценка, которая позволяет человеку понять, познать и оценить себя. Одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения является осознание своих интересов, склонностей, способностей, призвания, понимание того, что нет творческих и нетворческих специальностей, что творческим или нетворческим может быть только отношение к любому делу, причем, творческим не может быть занятие, которое неинтересно и нелюбимо.

Конечно, чтобы помочь школьнику в профессиональном самоопределении, необходимы психологические и юридические консультации, и профконсультации, и самые разнообразные профориентационные мероприятия, и встречи с представителями различных профессий, и пр. Однако, главное, он должен сам понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Не случайно Б.Г. Ананьев отмечал, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере - слабейший пункт всех прогностических построений.

Задача взрослых в семье, в школе, в обществе - помочь растущему человеку на каждой возрастной ступени овладевать средствами понимания самого себя и

саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира, научить его стать хозяином самого себя. Но чтобы стать хозяином самого себя, необходимо иметь определенные знания о себе как человеке. Поэтому важно дать каждому ребенку психологические знания и средства, позволяющие ему научиться сознательно, разумно относиться к себе, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные особенности и возможности. Иными словами, чтобы самоопределиться в современном мире, молодой человек должен быть психологически грамотным. Е.А. Климов считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная - пусть элементарная, но истинная - осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека (3).

К сожалению, в поликультурном образовательном пространстве современной школы психология как наука о человеке не представлена. Наши школьники имеют слабые представления о человеке вообще и о себе, в частности, о своих возможностях, способностях, о своем характере, темпераменте, о своих волевых особенностях, о сути отношений с другими людьми и пр. Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности - процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Это нарушает позитивные отношения к себе и к другим, деформирует образ жизни в целом, толкает детей к социально не одобряемым формам поведения, негативно сказывается на формировании важнейшего личностного образования -психологической готовности к самоопределению, в частности, профессиональному самоопределению (7).

Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути. Немало личных трагедий возникает из-за неумения молодого человека понять, определить направление его собственного дарования. Ведь самоопределение связано с процессом постепенного постижения самого себя, развитием личностной рефлексии, т.е. умением взглянуть на себя изнутри. Процесс самопонимания - это осознанное взаимодействие со своим внутренним миром, это определение отношения к самому себе, к смыслу своего существования.

Необходимость преподавания психологии в школе признавали крупнейшие отечественные педагоги и психологи (П. П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, Г.А. Фортунатов, Г.И. Челпанов и др.). Они утверждали, что психология необходима как предмет общего среднего образования, так как она участвует в формировании целостного мировоззрения школьника: раздвигает границы познаваемого им мира, позволяет лучше понимать себя. А это, отмечал Б.М. Теплов, очень важно для воспитания и самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, такую работу, которой можно принести больше пользы обществу и получить наибольшее удовлетворение.

Активное владение психологическими знаниями способствует развитию умения управлять проблемами собственной жизни, своим поведением, отношением, проблемами профессионального и гражданского самоопределения. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о мире, о своем месте в этом мире, о дальнейшем жизненном пути, о сути культурных и этических аспектах социальных процессов, происходящих в стране. Поэтому школьное образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание психологической культуры личности школьников. Психологическая культура, являясь существенной частью общей культуры, предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. Знания психологии и приобщенность к психологической культуре нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал - врача, учителя, программиста, продавца, юриста, банкира, журналиста, политического деятеля и пр. Помощь школы молодому человеку в его профессиональном самоопределении предполагает понимание того, что любое образование эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные и профессиональные взаимодействия и пр.

Литература

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Текст) \ Л.И.Божович. - СПб., 2008. - 280 с.

2. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (Текст) \ И.В. Дубровина. - М., «Педагогика», 1995. - 230 с.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда \ Е.А. Климов,1998.

4. Лотман, Ю.М. Воспитание души (Текст) \ Ю. М. Лотман. - СПб., 2003. -620 с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма (Текст) \А.К. Маркова. -М., 1996. - 308 с.

6. Пономаренко, В. А. Профессия - психолог труда. (Текст) \ В. А. Пономаренко. - М.. «Институт психологии РАН», 2007.- 399 с.

7. Преподавание психологии в школе \ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.Воронеж, «МОДЭК», 2007. - 798 с.

8. Скатов, Н. О культуре (Текст) \ Н. Скатов. - СПбГУП., 2010. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.