ISNN 1029-3388
ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Худоянц М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАСТНИКОВ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий, осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.).
Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. В этом плане психологическое воздействие часто может являться конечной целью общения, предполагающей сформированность у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию.
Психологическое воздействие представляет собой направленную передачу информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Это целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями.
Неразработанность понятия психологического воздействия и отсутствие его операционализации неоднократно отмечалась исследователями (Г. А. Ковалев, Г. А. Балл, Т. С. Кабаченко), которые под психологическим воздействием понимают изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей. В общем, эти определения близки тем, которые предлагались ранее.
Историко-теоретический анализ позволяет условно выделить три основные парадигмы, посредством которых ученые пытались объяснить природу и закономерности психологических реальностей, а также соотнести их с имеющимися подходами в научном исследовании и практическом использовании стратегий межличностного воздействия. Первой во времени и наиболее традиционной является так называемая объектная, или реактивная, парадигма, в соответствии с которой психика и человек в целом (вне зависимости от конкретных теоретических установок) рассматривались как пассивный объект воздействия внешних условий и их продукт.
Данный подход получил свое наиболее законченное научное воплощение в бихевиоризме. Вместе с тем, в рамках данного подхода создались наиболее
68
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
благоприятные условия для внедрения и использования строгих научных (прежде всего экспериментальных) методов для анализа психических явлений.
Этот общий взгляд на механизмы детерминации психической организации человека продолжает иметь место и в некоторых современных научных теориях в западной психологии. Формальные (но не содержательные) аналоги такой методологии можно найти и в отечественной психологии. В целом, реактивная парадигма может быть репрезентирована при определении способов организации психологического содержания и эффективности основных стратегий психологического воздействия как системного явления.
В этой связи наиболее релевантной реактивному подходу оказывается стратегия, условно обозначенная Г. А. Ковалевым как императивное воздействие. Основными функциями данной стратегии являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. Реализация императивной стратегии происходит чаще всего там, где человек в силу тех или иных обстоятельств обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков или решений.
В социальной практике такая стратегия может быть уместной и эффективной в экстремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений между людьми в «закрытых» организациях (например, военного типа) и отдельных субкультурах. Немаловажное значение имеет данная стратегия в системе административных отношений.
В рамках подхода, который условно может быть обозначен как субъектный или акциональный и наиболее всесторонне представленный в западной когнитивной психологии, было разработано наибольшее количество специальных теорий воздействия (около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие между собой коммуникаторы интернализуют значения, которыми они обозначают исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора.
Следует отметить, что данный подход в изучении воздействия в научной психологии в настоящее время наиболее популярен и, по-видимому, на сегодняшний день наиболее полно раскрывает возможности психологического воздействия.
В рамках данной парадигмы проведено также большое количество специальных экспериментальных исследований и на их основе разработано множество эффективных приемов и средств психологического воздействия, которые с успехом применяются, в частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы и т. п. Задачи
69
ISNN 1029-3388
административного регулирования правовых отношений могут решаться также и при помощи средств, разработанных в рамках данного подхода.
Многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика ясно убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой. Влияние этих средств трудно осознаваемо, а последствия трудно предсказуемы. Это дало Г.А. Ковалеву основание обозначить стратегию воздействия в рамках акциональной парадигмы как манипулятивную.
Императивную и манипулятивную стратегии психологического воздействия можно отнести, в целом, к одному и тому же одномерному, объектному, монологическому взгляду на человеческую природу, где человеку в целом отводится пассивная роль, где его уникальная сущность обезличивается.
Одномерному подходу к человеку в истории человекознания с 60-х гг. ХХ века противопоставлялась так называемая оптимистическая традиция. Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, на его изначальной моральности и доброте, его альтруистической и коллективистической направленности, выступающих в качестве предпосылок и условий совместного существования и выживания людей.
В западной психологии наиболее последовательную разработку данная концепция получила, прежде всего, в теории гуманистической психологии, начало которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др.
Главным в данной доктрине является признание неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, вера в позитивное и творческое начало человека, его социальную обращенность. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление можно условно обозначить как личностный или интерсубъектный подход.
Отечественная психология важную роль в психическом формировании и развитии человека отводит его ближайшему социальному окружению, во взаимодействии с которым индивид и обретает свое человеческое, личностное, гуманистическое содержание. В этой связи личность, в известном смысле, можно понимать как продукт и результат общения человека с другими людьми, т. е. как интерсубъектное образование.
Стратегию воздействия, которая наиболее релевантна для субъект-субъектного подхода, можно обозначить как развивающую. Психологическим условием реализации такой стратегии воздействия является диалог.
Основными нормативами и принципами организации его являются: эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению,
70
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.
Психологическое воздействие может быть оказано на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
• потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
• эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
• интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
• коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).
Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели.
По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков», пресс-секретарей правоохранительных или административных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение. Индивидуальное психологическое воздействие в процессе регулирования экологоправовых отношений предполагает объектом сознание их отдельных участников.
Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос» в деятельности правоохранительных органов, НЛП и др.). Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Открытая форма психологического воздействия может быть использована и используется сотрудниками администрации в процессе их непосредственного общения с посетителями, при решении возникающих вопросов, при письменном общении с участниками эколого-правовых отношений.
Необходимо отметить также эффективность использования закрытого воздействия: оно включено в конституирующие признаки административного
71
ISNN 1029-3388
общения, которое должно способствовать авторитетности администрации, созданию у посетителя или адресата соответствующего эмоционального настроя и других психологических состояний.
Закрытое психологическое воздействие может быть инициировано, в том числе и администрацией муниципального образования, с целью создания определенного общественного мнения путем проведения пиар-акций, социальной рекламы, массовых акций и праздников и т. д.
По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные - воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные - воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление материалов экспертизы, жалоб граждан и др. документов), выбора места (кабинет в здании администрации муниципального образования или на предприятии, телестудия и пр.).
В зависимости от используемых средств психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.
Не все указанные здесь виды психологического воздействия используются в равной степени. Анализ указанных видов психологического воздействия показывает, что применение их в рамках существующего в России правового поля ограничено или требует согласия людей, подвергающихся психологическому воздействию.
Так, психотропное, психоаналитическое, нейролингвистическое воздействие применяются в медицинской и психологической практике, но предполагают знание объекта воздействия о том, что такое воздействие будет иметь место. В двух последних случаях требуется участие человека, подвергающегося воздействию, т. е. его добровольная «помощь» психологу (психоаналитику) в форме исполнения инструкций.
Особое место среди указанных видов психологического воздействия занимает информационно-психологическое, которому подвергается каждый человек буквально ежедневно. Информационно-психологическое воздействие, если оно не приобретает характер манипулятивного, может быть использовано в практике деятельности администрации муниципальных образований как инструмент решения социальных задач. Организация указанного воздействия должна осуществляться в этом случае при условии профессионального юридического и психологического контроля.
Информационно-психологическое воздействие, прежде всего, может быть направлено на интеллектуально-познавательную, эмоциональную и потребностно-мотивационную сферы психики с целью стимулирования, как минимум, законопослушного поведения участников эколого-правовых отношений.
Важным вопросом с точки зрения осуществления психологического воздействия является вопрос о его результативности. По мнению исследователей,
72
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
результативность психологического воздействия зависит от особенностей механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей.
Механизм трансформации убеждений. Убеждения - это осмысленные, устойчивые мотивы деятельности людей, имеющие обычно идеологическую основу и проявляющиеся в их действиях, поступках и поведении.
Механизм трансформации стереотипов. Стереотипы представляют собой распространенные в определенных социальных и этнических группах схематизированные представления о фактах действительности, обусловливающие весьма упрощенные (как правило - неадекватные реальности) оценки и суждения представителями этих групп. Они формируются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти.
В контексте исследуемой проблемы важно обратить внимание на осуществление комплексного психологического воздействия на убеждения, стереотипы и установки участников эколого-правовых отношений с целью стимулирования их правоприменительного поведения.
Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.
Использование информационно-психологического воздействия требует предварительной оценки содержания потребностей, убеждений, стереотипов, установок, представлений, которые характерны для сознания участников экологоправовых отношений. Таким образом, возникает вопрос о диагностике экологоправового сознания и его мониторинге с целью оценивания эффективности осуществляемого воздействия.
Поскольку психологическое воздействие может выходить за правовые рамки, необходимо предварительно определить своего рода «границы», в качестве которых мы рассматриваем принципы осуществления воздействия.
Принципы воздействия обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в правовой области, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.
Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.
Одной из важнейших характеристик психологического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути, это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе правоохранительной
73
ISNN 1029-3388
деятельности? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?
Принцип научности предполагает, что все применяемые в административной или правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.
Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.
Законодательство регламентирует только такие формы воздействия, которые допустимы при производстве правовых действий, хотя даже в Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК. В то же время согласно ч. 3 ст. 20 УПК РФ, законодатель запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Соответственно, к неправомерным относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. Повседневное использование и злоупотребление.- СПб.: прайм- Еврознак, 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.- М.: Смысл, 2001.
3. Берулава М.Н. Теоретические основы гуманистической педагогики.- Сочи: ИОТ РАО, 2009.
4. Берулава Г. А. Психологические основы развития личности. М.: Изд. Университета Российской академии образования, 2009.
5. Берулава Г.А.Методология современной психологии. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2009.
6. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития.- Ростов н/ Д : Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994.
7. Котова И.Б. Развитие идеи личности в российской психологии. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.
8. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении.- Киев: Прос-Вита, 1996.
74