Научная статья на тему 'Психологические особенности управления онлайновыми социальными сетями с учётом обеспечения безопасности пользователей'

Психологические особенности управления онлайновыми социальными сетями с учётом обеспечения безопасности пользователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ПРОГРАММНЫЙ ИНТЕРФЕЙС / СКЛОННОСТИ / СПОСОБНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / SOCIAL NETWORKS / HIERARCHY OF REQUIREMENTS / PROGRAM INTERFACE / TENDENCIES / ABILITIES / INTEGRATION OF SOCIAL NETWORKS / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF USERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спасенников Валерий Валентинович, Голубева Галина Фёдоровна

В статье приведены данные экспертной оценки и анкетирования представлений старшеклассников, связанные с анализом их потребностей в качестве пользователей социальных сетей. Выборка составила 300 учащихся школ г. Брянска. Осуществлен краткий обзор развития профилированных онлайновых социальных сетей. Намечены перспективные задачи управления онлайновыми социальными сетями с учетом обеспечения психологической безопасности пользователей. На основе теоретического анализа и экспериментальных данных сделан вывод, что иерархия потребностей старшеклассников может быть использована в качестве основы при решении комплекса задач управления онлайновыми социальными сетями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спасенников Валерий Валентинович, Голубева Галина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANAGEMENT OF ON-LINE SOCIAL NETWORKS TAKING INTO ACCOUNT SAFETY OF USERS

The estimates and the questioning of representations of seniors connected with the analysis of their needs for quality of users of social networks given expert are given in article. Selection made 300 pupils of schools of Bryansk. The short review of development of profiled on-line social networks is carried out. Perspective problems of management of on-line social networks taking into account ensuring psychological safety of users are planned. On the basis of the theoretical analysis and experimental data the conclusion is drawn that the hierarchy of needs of seniors can be used as a basis at the solution of a complex of problems of management of on-line social networks.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности управления онлайновыми социальными сетями с учётом обеспечения безопасности пользователей»

A UNÍVÉRSÜM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОНЛАЙНОВЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ С УЧЁТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Спасенников Валерий Валентинович

д-р психол. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Брянского государственного технического университета, 241035, РФ, г. Брянск, бульвар 50-летия Октября, д.7

E-mail: [email protected]

Голубева Галина Фёдоровна

канд. психол. наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии

Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, 241036, РФ, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: golubeva. galia2012@yandex. ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANAGEMENT OF ON-LINE SOCIAL NETWORKS TAKING INTO ACCOUNT SAFETY OF USERS

Valery Spasennikov

Doctor of psychological sciences, professor of economy and management Chair, Bryansk State Technical University,

241035, Russia, Bryansk, 50-letiya Oktyabrya Boulevard, 7

Galina Golubeva

Candidate ofpsychological sciences, associate professor of general and professional psychology Chair, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky,

241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya St., 14

АННОТАЦИЯ

В статье приведены данные экспертной оценки и анкетирования представлений старшеклассников, связанные с анализом их потребностей

Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Психологические особенности управления онлайновыми социальными сетями с учётом обеспечения безопасности пользователей // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3175

в качестве пользователей социальных сетей. Выборка составила 300 учащихся школ г. Брянска. Осуществлен краткий обзор развития профилированных онлайновых социальных сетей. Намечены перспективные задачи управления онлайновыми социальными сетями с учетом обеспечения психологической безопасности пользователей. На основе теоретического анализа и экспериментальных данных сделан вывод, что иерархия потребностей старшеклассников может быть использована в качестве основы при решении комплекса задач управления онлайновыми социальными сетями.

ABSTRACT

The estimates and the questioning of representations of seniors connected with the analysis of their needs for quality of users of social networks given expert are given in article. Selection made 300 pupils of schools of Bryansk. The short review of development of profiled on-line social networks is carried out. Perspective problems of management of on-line social networks taking into account ensuring psychological safety of users are planned. On the basis of the theoretical analysis and experimental data the conclusion is drawn that the hierarchy of needs of seniors can be used as a basis at the solution of a complex of problems of management of online social networks.

Ключевые слова: социальные сети, иерархия потребностей, программный интерфейс, склонности, способности, интеграция социальных сетей, психологическая безопасность пользователей.

Keywords: social networks, hierarchy of requirements, program interface, tendencies, abilities, integration of social networks, psychological safety of users.

Развитие новых информационных технологий в третьем тысячелетии существенным образом изменила жизнь многих людей во всем мире. Сетевые технологии прошли эволюционный путь от первых компьютерных сетей к глобальной сети Интернет со всеми многообразными приложениями и современными мобильными технологиями. В современном мире произошел

революционный скачок к информационному обществу, в котором ключевое место стало занимать воздействие информации, которая влияет на все сферы жизнедеятельности людей [10, с. 21]. Как пишет Е.Л. Вартанова, «Использование Интернета стало такой же неотъемлемой частью жизни людей, как чтение книг в 19 веке или телесмотрение в 20 веке» [3, с. 12]. Интернет становится не просто средством организации профессиональной деятельности и досуга, он начинает претендовать на роль не только системообразующего, но и смысло-образующего фактора жизни, особенно в молодежной среде. Как замечает А.Е. Войскунский [4], интернет в его техническом воплощении представляет лишь сеть связанных между собой технических устройств.

Жизненным пространством человека он становится благодаря своим социальным сервисам, которые интенсивно развиваются и преобразуют сферу общения, интересов, склонностей, влияют на развитие способностей современных людей (Д.И. Фельдштейн) [9]. Социальные сети сегодня являются наиболее динамично развивающимися структурами в области технических информационных и психологических коммуникативных технологий. Повсеместное развитие массовых коммуникаций, компьютеризация социума, а также желание человека общаться в своей референтной группе и заводить новые знакомства ставит целый ряд новых задач, связанных с психологической безопасностью личности [2].

Основная задача как профессиональных, так и непрофессиональных пользователей социальных сетей заключается в обеспечении возможностей общения, при этом социальные сети зачастую используются для мошенничества, кражи персональных данных, вербовки молодежи различными экстремистскими группировками и для целого ряда других противоправных действий, представляющих как прямые, так и косвенные угрозы для пользователей социальных сетей.

Одной из актуальных научных задач, связанных с управлением онлайновыми социальными сетями, является построение такой модели

пользователя, в качестве которой может быть рассмотрена иерархия потребностей по А. Маслоу (А. Maslow) [12].

Иерархическая система потребностей человека отражает эволюционный взгляд на развитие личности по мере удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Биологические (физиологические) потребности эволюционизируют к трансцендентным (духовным), которые имеют различную трактовку как в отечественной, так и в зарубежной философской и психологической мысли. По нашему мнению, в психологической литературе целесообразно выделить следующие группы потребностей [8]:

• физиологические (витальные) потребности;

• потребности в безопасности и защищенности;

• потребности в принадлежности и любви;

• потребности в уважении и признании;

• потребности в гармонии, порядке и красоте;

• потребности в самоактуализации (трансцендентные).

Проводя некоторую аналогию, можно проследить иерархию потребностей человека и иерархию потребностей пользователей онлайновых социальных сетей. В таблице 1 представлены результаты экспертной оценки и анкетирования учащихся 10-11 классов городских школ г. Брянска, связанные с диагностикой соответствия различных групп потребностей. Выборка составила 300 старшеклассников (гендерные различия не учитывались, экспериментальные данные выражены в процентах).

Таблица 1.

Соответствие уровней иерархии пирамиды потребностей старшеклассников с иерархией потребностей пользователей онлайновых

социальных сетей

№ Иерархия потребностей по А. Маслоу Экспертная оценка Результаты анкетирования Иерархия потребностей пользователей соц. сетей

1 физиологические (витальные) потребности 100 96,7 потребности в удовольствиях и развлечениях

2 потребности в безопасности и защищенности 85 88,3 потребности в безопасном общении

3 потребности в принадлежности и любви 70 66,7 потребности в аффилиации и одобрении

4 потребности в уважении и признании 60 47,2 потребности в референтном статусе

5 потребности в гармонии, порядке и красоте 50 55,8 нарциссические потребности

6 потребности в самоактуализации (трансцендентные) 10 3.3 потребности в духовном и нравственном развитии

Как следует из таблицы 1, можно конкретизировать иерархию потребностей пользователей онлайновых социальных сетей следующим образом:

1. Потребности в удовольствиях и развлечениях связаны с мотивами бесцельного времяпрепровождения - «участие ради участия».

2. Потребности в безопасном общении обусловлены выбором тех социальных сетей, которые связаны с возможностью бесконтрольного и безнаказанного вымещения агрессии и негативных реакций.

3. Потребности в аффилиации и одобрении базируются на стремлении быть принятым группой сверстников и иметь высокий социометрический неформальный статус.

4. Потребности в референтном статусе основаны на желании быть признанным значимой группой и пользоваться в ней уважением и симпатией.

5. Нарциссические потребности связаны с поиском самоидентичности путем эгоцентрического самовыражения и самолюбования.

6. Потребности в духовном и нравственном развитии основаны на стремлении в личностном самосовершенствовании и экзистенциальном росте.

Знание и понимание иерархии потребностей социальных сетей дает возможность интегрировать их под единый профиль, формируя психологические позитивные стимулы в развитии открытых социальных сетей. Основным отличительным признаком открытых социальных сетей является возможность формирования сервисов различных сетей с учетом актуальных потребностей целевой аудитории. Пользователь имеет свободу выбора сервисов, имея при этом единую учетную запись, что влечет за собой развитие самоорганизующихся социальных сетей. С точки зрения безопасности такая практика имеет целый ряд недостатков, которые прежде всего связаны с открытым доступом к личной информации. Для разработчиков социальных сетей возникает необходимость в их психологической адаптации с целью последующей диверсификации [9].

В сложившейся практике владельцы крупных социальных сетей отказываются от идей интеграции, так как это влечет существенное снижение доходов [5]. Для них остается открытым вопрос, как поступать, если пользователь выходит из одной социальной сети ввиду активности в других сетях. Как в пирамиде потребностей по А. Маслоу, так и в иерархии потребностей пользователей социальных сетей все уровни взаимосвязаны. Вместе с тем это не означает двухсторонней связи между потребностями разный уровней. Удовлетворяя верхние уровни пирамиды, предполагается, что нижние уровни удовлетворены. Однако возможны случаи, при которых приходится заново удовлетворять потребности более низкого уровня [5; 7].

Одним из перспективных направлений исследований является анализ прямых и косвенных угроз безопасности пользователей социальных сетей [6-9 и др.]. Следует отметить, что существуют угрозы, которые не имеют прямого отношения к социальной сети, но могут представлять серьезные последствия

как для компьютера пользователя, так и для профиля социальной сети. К таким угрозам следует отнести:

• Уязвимость программного обеспечения - так называемые эксплойты, которые являются основным источником атак взломщиков. Уязвимости позволяют получить взломщику удаленный доступ к компьютеру пользователя, а следовательно, к конфиденциальным личным данным.

• Невнимательность при работе в интернете, которая является одной из главных угроз при работе с компьютером. Большая часть угроз становится возможной в тех случаях, когда пользователь невнимательно относится к коммуникациям в социальных сетях.

В результате анализа публикаций и проведенных исследований можно сделать следующие предварительные выводы, связанные с функционирование и развитием социальных сетей:

1. Социальные сети появились относительно недавно, однако благодаря эволюции информационных технологий получили быстрое развитие. С позиций инженерной психологии и эргономики социальные сети являются актуальными для исследований.

2. Социальные сети, как и любой ресурс в сети Интернет, подвержены угрозам, связанным с информационной и психологической безопасностью пользователей. Благодаря своим особенностям они обладают собственными угрозами и проблемами, которые являются неспецифическими с инженерно-психологической точки зрения.

3. Предполагается при поддержке гранта РФФИ осуществить исследование, связанное с разработкой методологического аппарата, который позволил бы использовать большие массивы публикаций пользователей социальных сетей для решения комплекса задач по обеспечению психологической безопасности пользователя и нейтрализации последствий прямых и косвенных угроз.

Список литературы:

1. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 1-11 / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.psyedu.ru (дата обращения: 3.10.2015).

2. Будыльский Д.В., Карпенко Е.В., Подвесовский А.Г. Методика отбора агентов онлайновой социальной сети для мониторинга и анализа общественного мнения // Информационные системы и технологии. -2015. -№ 6 (92). - С. 33-44.

3. Вартанова Е.Л. Человек и цифровая революция в СМИ: вызовы и проблемы // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 11-38.

4. Войскунский А., Евдокимов А., Федунин Н. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 2. - С. 98-121.

5. Голубева Г.Ф, Спасенников В.В. Междисциплинарные связи в подготовке инженерных кадров // Социология образования. - 2014. - № 5. - С. 65-74.

6. Кьеркегор Сёрен. Несчастнейший. - М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007. - 368 с.

7. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. -2014. - №1. - С. 89-96.

8. Спасенников В.В., Грищенко М.С., Ковалева А.П. Экономико-психологический анализ ценностных предпочтений и инновационных установок современной молодёжи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2015. - № 3-4(14) / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2057 (дата обращения: 15.03.2016).

9. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 20-29.

10. Bahir E., Peled A. Identifying and Tracking Major Events Using Geo-Social Networks // Social Science Computer Review. - 2013. - № 31. - P. 458-470.

11. Maslow A.H. Theory of Human Motivation // Psychological Review. - 1943. -№ 50(4). - P. 370- 396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.