С.В. Могильниченко,
Воронежский институт ГПС МЧС России
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
PSYCHOLOGICAL PICULARITES OF EDUCATIONAL AND MILITARY ACTIVITY OF EMERCOM STAFF
Рассматриваются основные профессионально важные качества пожарных, изложен психологический анализ деятельности пожарных в экстремальных условиях. Представлены результаты психоло -гического отбора абитуриентов в ВИ ГПС МЧС РФ, влияющие на организацию учебного процесса на основе индивидуального подхода.
The article deals with firemen’s main professional qualities and psychological analysis of their activities in emergency situations. The results of psychological selection of candidates to the institute influenced the organization of individual teaching process are given.
Начало XXI века охарактеризовалось резким всплеском экстремальных ситуаций не только в социально-экономической сфере человечества, но и в окружающей его природе. Можно говорить о том, что мир вступил в экстремальный век, так как многочисленные риски, аварии, опасности и угрозы стали повседневными буднями. Глобализация масштабов деятельности современного че -ловека коренным образом меняет ситуацию в ми -ре и отнюдь не в лучшую сторону.
Служебная и боевая работа личного состава пожарных частей проявляется в чрезвычайных ситуациях и является одной из специфических форм человеческой деятельности. Чрезвычайные ситуации — это ситуации, которые ставят перед человеком очень большие, даже предельные трудности и требу ют от него полного проявления всех сил и возможностей [1]. С психологической точки зрения, служебная и боевая работа пожар -ного соединяет в себе аспекты обучения, труда, спорта и боевых действий в экстремальных ус -ловиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации аварий на промышленных предпри -ятиях, в других чрезвычайных ситуациях. Если говорить о пожарном -профессионале, который по роду своей деятельности должен быть готов с риском для своей жизни у спешно действовать при критических обстоятельствах, возникающих на работе, то его успех в подобных обстоятельствах напрямую зависит от экстремальной под -готовленности [1], включающей в себя следую -щие компоненты:
экстремальная осведомленность; морально-психологическая подготовлен -
ность к действиям в экстремальных ситу ациях; экстремальная обученность; надежность профессиональных навыков и умений;
сформированность навыков и умений дейст -вовать в группе, в том числе интернациональной; экстремально-психологические знания; экстремально развитые познавательные качества (наблюдательность, мышление, бдительность, воля и др.);
подготовленность к обеспечению личной безопасности.
При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, кото -рые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответствен -ность, самоконтроль, профессиональная само -оценка и несколько более специфичных — эмо -циональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и т.д. Особый интерес представляют особенности личности, которые способны регу -лировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким ка -чеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику Государственной про -тивопожарной службы (ГПС) сохранять необхо -димую физическую и психическую работоспо -собность в чрезвычайных условиях.
Специфическая особенность целенаправлен -ного рабочего процесса пожарных выражается в очевидности ее социальной значимости и эколо -гической ценности. Следует учитывать, что деятельность пожарного в большинстве случаев осуществляется в условиях сильнодействующих стресс- факторов: жары, дыма, взрывов, высоких физических нагрузок и т.д. Как показывают ис-следования психологов, занимающихся психоло -гическим анализом деятельности пожарных [2], сила нервной системы и тревожность (эмоцио-нальная возбудимость в угрожающей ситуации) будут существенно влиять на результативность
действий личного состава пожарных подразде-лений в экстремальных условиях тушения пожа -ров. В связи с этим возникает необходимость дифференцированного подхода к подготовке, расстановке личного состава пожарных подраз-делений как во время действий в экстремальных условиях, так и в других видах служебной деятельности с учетом их морально -психологи-ческой подготовки, физического состояния, про -фессионального уровня.
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некото -рые сотрудники, несмотря на достаточное здоро -вье и активное стремление овладеть определен -ной деятельностью, фактически не могут достиг -нуть необходимого минимума профессионально -го мастерства. Практика показывает, что сотруд -ники ГПС, не обладающие достаточными спо -собностями к работе в противопожарной службе, не только значительно дольше овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе.
Необходимые психические свойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и спо -собов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, к числу которых относятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются. И если профессио -нальная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответ -ствующих по психологическим свойствам требо -ваниям деятельности, или перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических особенностей [3].
К сожалению, в настоящее время в этой области наблюдается определенное несоответствие между уровнем психологического состояния абитуриентов, стремящихся стать пожарными, и их базовой школьной подготовкой. Причем дальнейшее расслоение общества по уровню до -ходов и соответственно, реализации возможно -сти получить достойное профессиональное обра -зование приводит в настоящее время к транс -формации указанного несоответствия в противо -речие с вытекающими последствиями. Так, абитуриенты, обладающие высоким уровнем психо -логическо й устойчивости, зачасту ю не имеют должного базового образования. Напротив, аби -туриенты, имеющие достаточный уровень базо -вого школьного образования, не могут пройти этап психологического отбора и тестирования. Компромисс часто грозит потерями личного со -става ГПС в процессе выполнения ими боевых задач, что является недопустимым.
Данные выводы находят свое подтверждение при анализе результатов психологического отбо -
ра и тестирования абитуриентов, поступавших в Воронежский институт ГПС МЧС РФ на протяжении последних трех лет. Причем данный срез является характерным для государственных образовательных учреждений, реализующих целевую подготовку специалистов Государственной противопожарной службы для различных регио -нов России.
В соответствии с руководящими документами МЧС России Воронежский институт ГПС МЧС РФ принимает для целевой подготовки абитуриентов из Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского регионов. Из 610 абитуриен -тов, поступивших в институт в 2006-2008 годах, 471 человек (77%) прибыли из центральных регионов России и являются русскими по нацио -нальности. Из Северо-Кавказского региона по -ступило 111 человек (18%), в их числе чеченцы, ингуши, кабардинцы и дагестанцы. Из Приволжского и Уральского регионов поступило 28 чело -век (5%). Их национальный состав: башкиры, татары, чуваши.
Анализ результатов психологического отбо -ра показывает, что количество абитуриентов с сильной нервной системой, склонных к риску, прибывших для поступления в ВПТУ МЧС РФ из Центрального региона, составляет 39%, из Северо-Кавказского региона — 67%, из При -волжско-Уральского региона — 45 %.
Однако статистический анализ результатов профессионально-психологического отбора показал, что именно абитуриенты из Северо-Кавказского региона имеют низкий уровень развития способностей к учению и низкий уровень базовой подготовки по многим предметам — 63%.
Активное участие личного состава МЧС России в международных проектах и операциях по -зволяет говорить о том, что иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов по -жарной безопасности, а роль дисциплины «Иностранный язык» в учебных заведениях силовых министерств, в том числе в пожарных, значи-тельно возрастает, существенно мотивируя
учебный процесс.
Перед преподавателями стоит сложная задача обучить курсантов, имеющих низкий базовый уровень подготовки по иностранному языку, но имеющих высокий уровень психологической устойчивости и способных успешно действовать в экстремальных ситуациях. Эту задачу можно решить только с помощью современных методов и технологий обучения, направленных на инди-видуализацию учебного процесса. Сочетание
блочно-модульного и программированного обучения с активным использованием средств ин-формационных технологий в качестве инстру -ментария учебного процесса при обязательном активном участии преподавательского состава дает наиболее успешный результат. Смещение
акцента в учебно м процессе в сторону индивиду -альных технологий позволит в полной мере раз -вить курсанта с высоким уровнем психологиче-ской устойчивости до уровня профессионала, способного выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях.
Так как профессиональные качества пожар -ных базируются на их морально -психологических особенностях, то достижение ими про -фессионализма возможно при дальнейшем по -вышении уровня индивидуальной подготовки курсантов и слушателей институтов ГПС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология экстремальных ситуаций: хре -стоматия / сост. А.Е. Тарас, К. В. Сельченок. — М.: АСТ, Мн: Харвест, 2001. — 480 с.
2. Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. — Пермь: КРОМ-С, 1999. — 600 с.
3. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: методические реко -мендации. — М.: ВНИИПО, 2003. — 148 с.