Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2015. № 1(17)
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ
© К. А. Даровских © Н. В. Наумова
Даровских Ксения Алексеевна психолог
e-mail: kseniy.e@mail.ru
В статье рассматриваются психологические особенности стрессоустойчивости курсантов, различия структуры высокого и низкого уровня стрессоустойчивости, Выявлены в холе эмпирического исслелования факторы стрессоустойчивости.
Ключевые слова: стресс, психологическая устойчивость, стрессоустойчивость, структура стрессоустойчивости, курсант-юноша.
Наумова
Наталья Валентиновна кандидат
психологических наук заведующая кафедрой обшей и социальной психологии Самарская гуманитарная академия
e-mail: NatalyVS@mail.ru
Исследования особенностей стрессоустойчивости курсантов на этапе их становления профессионалами актуально тем, что их выбранная профессиональная деятельность является одним из напряженных видов социальной работы и входит в группу профессий с высоким присутствием стресс-факторов. Учет выявленных психологических особенностей стрессоустойчивос-ти курсантов может стать основанием как для целенаправленной работы с ними по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчивости и факторов, детерминирующих ее на протяжении периода обучения, так и для прогнозирования профессионально-психологического соответствия курсантов выбранной профессии.
Стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях [2, с. 142]. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как уг-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 1 (17)
рожающую, трудную. Психологическая устойчивость — это устойчивость личности к воздействиям социальной среды, а так же к воздействию субъектов межличностного взаимодействия [11].
Стрессоустойчивость можно определить как свойство личности, которое обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности [4, с. 67]. О. В. Лозгачева под стрессоус-тойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [8, с. 36].
Устойчивость, в широком аспекте, понимается как функция двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Можно определить устойчивость как особую организацию существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Соответственно стрессоустойчивость можно считать частным случаем психологической устойчивости, которая проявляется при действии стресс-факторов [14, с. 77].
Существует такое понятие как система — это совокупность некоторых элементов, которые взаимосвязаны и которые взаимодействуют друг с другом, и образует определенную целостность [10]. Исходя из исследования феноменов «устойчивость» и «стрессоустойчивость», можно сказать, что устойчивость — это некая организация существования личности как системы. А стрес-соустойчивость можно считать частным случаем психологической устойчивости и рассматривать ее как структуру. Анализ отечественной и зарубежной литературы [9, с. 13] позволил выделить ряд субъектно-деятельностных и личностных характеристик, которые обусловливают степень стрессоустойчивости, среди которых:
• отдельные черты характера (Б. А. Вяткин, А. Б. Леонов),
• мотивационно-потребностная сфера (А. А. Реан, А. А. Баранов, Т. Ши-бутани, Я. Рейковский),
• уровень тревожности (Л. Д. Гиссен, Н. Д. Левитов),
• локус-контроль (В. Э. Марущук, J. R. Averill, А. М. Боковиков, А. А. Реан),
• самооценка (S. Kobasa, А. К. Маркова, К. Левин),
• интеллектуальный уровень личности (Р. Лазарус, Т. А. Немчин, Я. Рейковский, М. Д. Дворяшина, Т. В. Корнилова),
• коммуникативный потенциал субъекта (Л. А. Китаев-Смык, Т. Рибо, А. Г. Маклаков).
Стрессоустойчивость курсантов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как: низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость [14, с. 5]. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости, являются: внешние факторы — педагогическое воздействие, межличностное взаимо-
действие, система деятельностей в вузе, стимулирование, а так же внутренние — психофизиологические, социально-психологические, психолого-педагогические особенности личности [5, с. 10].
Специфичность выбранной профессии представлена в профессиограмме правоохранительной деятельности, включающая в себя: 1) властный характер профессиональных полномочий; 2) нестандартный и экстремальный характер деятельности; 3) высокую степень персональной ответственности; 4) выполнение большого объема сложной многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени [9, с. 13].
В соответствии с выявленной О. В. Лозгачевой спецификой правоохранительной деятельности показатель профессиональной пригодности к юридической деятельности определяется такими психологическими факторами как: 1) высоким уровнем общего развития личности; 2) высоким уровнем развития личностной ответственности; 3) высоким уровнем социальной, профессиональной адаптации; 4) нервно-психической устойчивостью; 5) коммуникативной компетентностью, 6) сбалансированностью удельного веса потребностей и ценностей (В. Е. Коновалов, Ю. В. Чуфаровский, Ф. В. Глазырин, А. П. Кругликов, А. И. Долгова, М. М. Кочетов, А. Р. Ратинов, А. В. Дулов, Т. А. Скотников, В. М. Богданов, Н. Л. Гарант, Я. М. Яковлев, В. В. Романов, Л. Е. Ароцкер, А. Ф. Кони, Я. М. Яковлев, Н. И. Ефремова, В. В. Мельник, В. В. Яровенко) [9, с. 13].
Цель исследования — выявление психологических особенностей стрессо-устойчивости курсантов.
Объект исследования — стрессоустойчивость курсантов.
Предмет исследования — психологические особенности стрессоустойчивости курсантов.
Гипотеза: существуют различия в структуре стрессоустойчивости курсантов с высоким и низким уровнем: на высокую стрессоустойчивость влияют экстраверсия, нервно-психическая устойчивость, расслабленность, жесткость, консерватизм, доминантность, уровень самоконтроля и спокойствие, а на низкую стрессоустойчивость влияют устойчивые отношения к традициям, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, интеллектуальные интересы, ориентация на конкретную реальную деятельность.
Методики исследования
В качестве основного метода исследования был избран метод психологического тестирования с применением методик:
1. Бостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни» [3];
2. Личностный опросник Кеттелла [6, с. 15];
3. Личностный опросник Айзенка [7];
4. «Нервно-психическая устойчивость» по Рыбникову [12, с. 17].
Данное исследование проводилось на базе Самарского юридического института Федеральной Службы исполнения наказания. В исследовании участвовали 42 курсанта-юноши в возрасте от 18 до 23 лет.
Для доказательства выдвинутых гипотез были использованы математические методы: И-критерий Манна-Уитни, множественная регрессия, ранговая корреляция Спирмена в среде БТАТКТГСА 10.0.
Результаты исследования
В результате исследования стрессоустойчивости тестом «Анализ стиля жизни» установлено, что у 76 % испытуемых нормальный уровень стрессоустойчивости, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека, а у 24 % респондентов наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости, означающий, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на жизнь респондентов и они им не сильно сопротивляются.
По результатам теста Рыбникова, диагностипующего нервно-психическую устойчивость, было выявлено, что у 64 % испытуемых хорошая нервно-психическая устойчивость и характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватной самооценкой и оценкой окружающей действительности. А у остальных 36 % респондентов — удовлетворительная нервно-психическая устойчивость, характеризующася возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой или восприятием окружающей действительности.
В таблице 1 приведены результаты исследования психологияеских особенностей курсантов по опроснику Г. Айзенка.
Таблица 1
Относительное количество курсантов с преобладающими характеристиками по личностному опроснику Г. Айзенка
Психологические характеристики Относительное количество курсантов
Экстраверсия 88%
Интроверсия 12%
Эмоциональная стабильность 93%
Эмоциональная нестабильность 7%
Из таблицы 1 следует, что подавляющее количество курсантов являются экстраверты с высокой эмоциональной стабильностью. По полученным результатам у 88 % респондентов преобладает экстраверсия и характеризуется рядом признаков: социабельность, активность, оживленность. Они беззаботны, вспыльчивы, не всегда на них можно положиться. Они ориентированы на ощущения и на эмоции. Интроверсия выявлена у 12 % испытуемых и характеризуется рядом признаков: настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт холоден, застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, но на него можно положиться. Эмоциональная стабильность выражена у 83 % испытуемых, что говорит о том, что они эмоциональнозрелые, спокойные, устойчивые в интересах, работоспособные, ориентированы на реальность, их не задевают досадные мелочи. Полученные результаты по опроснику Г. Айзенка не во всех психологических особенностях курсантов подтверждаются исследованием по опроснику Р. Кеттелла (таблица 2).
Таблица 2
Относительное количество курсантов с выраженными личностными факторами
по опроснику Кеттелла (%)
Личностные факторы Кол-во % Личностные факторы Кол-во %
замкнутость 58 подозрительность 64
абстрактное мышление 67 практичность 76
эмоциональная стабильность 61 дипломатичность 55
доминантно сть 78 спокойствие 73
экспрессивность 58 консерватизм 82
низкая нормативность поведения 58 конформизм 67
робость 55 высокий самоконтроль 78
жесткость 82 расслабленность 94
Из таблицы 2 видно, что больше всех преобладают такие факторы, как расслабленность, жесткость, консерватизм, доминантность, высокий уровень самоконтроля и спокойствие. Можно предположить, что респондентам свойственны жизнерадостность, спокойствие, реалистичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, ориентация на конкретную реальную деятельность, сильная воля, уверенность в себе и в своих силах, устойчивость по отношению к традициям, целенаправленность, самоуверенность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, настойчивость, иногда конфликтность, низкая мотивация.
На рис.1 приведена гистограмма выраженности личностных качеств по Р. Кеттеллу курсантов.
34%
Рис. 1. Результаты опроса по личностному опроснику Кеттелла
Из полученных результатов можно предположить, что курсанты с высокой стрессоустойчивостью отличаются по таким психологическим характеристикам, как экстраверсия, нервно-психическая устойчивость, расслабленность, жесткость, консерватизм, доминантность, высокий уровень самоконтроля и спокойствие. Данное предположение было проверено при помощи U-критерия Манна-Уитни.
В результате по U-критерию Манна-Уитни установлено, что из предполагаемых факторов значимыми являются только экстраверсия (Z=2,14 при p = 0,032) и нервно-психическая устойчивость (Z=4,46 при p = 0,0001). Другие психологические факторы оказались в зоне не значимости.
Гипотеза о существовании различия в структуре стрессоустойчивости курсантов с высоким и низким уровнем подтверждалась статистически при помощи множественной регрессии (таблица 3) и ранговой корреляцией Спирмена.
Таблица 3
Результаты множественной регрессии для высокого уровня стрессоустойчивости
Психологические факторы БЕТА Ст.Ош. B Ст.Ош. t Р
НПУ 0,393 0,094 0,352 0,084 4,161 0,025
Сдержанность -0,298 0,053 -0,644 0,115 -5,580 0,011
Жесткость 0,307 0,083 0,583 0,157 3,704 0,034
Экстраверсия -0,550 0,079 -0,550 0,079 -6,956 0,006
Эмоциональная стабильность 0,584 0,082 1,207 0,170 7,065 0,005
Подозрительность 0,307 0,057 0,442 0,082 5,383 0,012
Робость 0,970 0,133 1,680 0,230 7,296 0,005
Общительность -1,078 0,138 -1,413 0,181 -7,769 0,004
Расслабленность 0,642 0,120 1,156 0,214 5,397 0,012
Спокойствие 0,484 0,090 0,765 0,143 5,349 0,012
Подчиненность 0,380 0,081 0,646 0,138 4,677 0,018
Нейротизм -0,459 0,096 -0,509 0,106 -4,789 0,017
Для повышения гомогенности выборки и исключения нетипичных представителей было оценено «расстояние Кука», по результатам которого двое испытуемых были исключены из эмпирической выборки анализа данных.
По результатам множественной регрессии (таблица 3) из всех психологических характеристик в структуру стрессоустойчивости с высоким уровнем входят: нервно-психическая устойчивость, сдержанность, жесткость, экстраверсия, эмоциональная стабильность, подозрительность, робость, общительность, расслабленность, спокойствие, подчиненность, нейротизм. Это говорит о том, что у курсантов с высоким уровнем стрессоустойчивости должны преобладать такие психологические характеристики как: низкая вероятность нервно-психических срывов, адекватная самооценка и оценка окружающей действительности, осторожность, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, повышенная чувствительность к угрозе, спо-
койствие, социабельность, пассивность, восприимчивость, самоуверенность, настороженность по отношению к людям, уверенность в себе и в своих силах. Из полученных результатов, видно, что чем выше уровень нервно-психической устойчивости, жесткости, интроверсии, эмоциональной стабильности, подозрительности, робости, замкнутости, расслабленности, спокойствия, подчиненности, уравновешенности, тем вероятнее выше будет и уровень стрессоус-тойчивости.
Результаты множественной регрессии для низкого уровня стрессоустойчивости не дали значимых показателей. По этой причине был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты ранговой корреляции Спирмена для низкого уровня стрессоустойчивости со значимым р < 0,05 показали, что из всех психологических факторов которые исследовались, значимым для низкого уровня стрессоустойчивости является консерватизм, коэффициент которого равен 0,43. Это говорит о том, что у курсантов с низким уровнем стрессоустойчивости преобладает устойчивость по отношению к традициям, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность.
Выводы
Из полученных результатов следует, что из всех психологических характеристик юноши-курсанты с высокой и низкой стрессоустойчивостью различаются только по экстраверсии и нервно-психической устойчивости.
В структуру стрессоустойчивости с высоким уровнем входят следующие двенадцать факторов: нервно-психическая устойчивость, сдержанность, жесткость, экстраверсия, эмоциональная стабильность, подозрительность, робость, общительность, расслабленность, спокойствие, подчиненность, нейротизм.
Стрессоустойчивость с низким уровнем взаимосвязана с консерватизмом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанщиков В. А. Системный подход в психологии // Вопросы психологии. — 2007. — № 5 — С. 146—151.
2. Бодрое В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — Москва : ПЕР СЭ, 2006. — 524 с.
3. Бостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни» [Электронный ресурс]. URL: http://upload.studwork.org (дата обращения: 02.04.2015).
4. Варданян Б. X. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. — Москва, 2003. — 159 с.
5. Гримак Л. П. Исследование возможностей стрессоустойчивости оператора / Л. П. Гримак, А. К. Епишкин // Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора : сб. науч. ст. — Москва : Наука, 2003. — С. 10—14.
6. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — Санкт-Петербург, 2001. — 104 с.
7. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy-files.ru/ (дата обращения: 02.04.2015).
8. Лозгачееа О. В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2004. — 158 с.
9. Лозгачева О. В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 13—20.
10. Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина. — Москва : Мысль, 2001. — 488 с.
11. Психологический словарь. URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/ (дата обращения: 27.03.2015).
12. Рыбников В. Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2» для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в вуз // Тезисы доклада на I всеармейском совещании. — Москва : Воениздат, 2005. — С. 17—31.
13. Такман Б. В. Педагогическая психология. — Москва : Прогресс, 2004. — 35 с.
14. Черникова О. А. Психологические особенности спортивных эмоций // Спортивный психолог. — 2008. — № 3. — С. 77—84.
REFERENCES
1. Barabanchikov V. A. [Questions of psychology]. 2007. No. 5. Pp. 146—151 (in Russian).
2. Bodrov V. A. [Psychological stress: development and overcoming]. Мoscow: PER SE, 2006. 524 p. (in Russian).
3. [Boston the social stress test "Lifestyle Analysis"] URL:http://upload.studwork.org / (accessed (02.04.2015) (in Russian).
4. Vardanyan H. B. [Mechanisms of self-regulation of emotional stability]. Moscow: 2003. 159 p. (in Russian).
5. Grimak L. P. [Physiological studies of the functional state of the human operator] Moscow: Nauka, 2003. Pp. 10—14 (in Russian).
6. Kapustina A. N. [Multifactor personal technique of R. Kettell]. St. Peterburg, 2001. 104 p. (in Russian).
7. [Personality inventory EPI (method of Isenck)]. URL: http://www.psy-files.ru/ (accessed 02.04.2015) (in Russian).
8. Lozgacheva O. V. [Formation of stress on the stage of professionalization: the case of law school. Sciences]. Ekaterinburg, 2004. 158 p. (in Russian).
9. Lozgacheva O. V. [Pedagogical education in Russia]. 2012. No. 2. Pp. 13—20 (in Russian).
10. [New encyclopedia of philosophy]. Moscow: Thought, 2000. 488 p. (in Russian).
11. [Psychological dictionary] URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/ (accessed 27.03.2015) (in Russian).
12. Rybnikov V. J. [Abstracts of the I all-army meeting]. Moscow: Voenizdat, 2005, Pp. 17—31 (in Russian).
13. Tuchman B. W. [Educational psychology]. Moscow: Progress, 2004. 35 p. (in Russian).
14. Chernikova O. A. [Sport psychologist]. 2008. No. 3. Pp. 77—84 (in Russian).
Psychological features of resistance to stress of cadets K. Darovskih, N. Naymova
The article deals with the psychological characteristics of stress tolerance of cadets, differences patterns of high and low level of stress identified in the empirical research of the factors of stress.
Key words: stress, psychological stability, stress tolerance, stress tolerance structure, cadet.