Научная статья на тему 'Психологические особенности старшеклассников, играющих в компьютерные игры'

Психологические особенности старшеклассников, играющих в компьютерные игры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Осиповна, Мешкова Таисия Анатольевна

Целью экспериментального исследования было выявление распространенности зависимого поведения от компьютерных игр среди старших школьников и его соотношение с уровнем невротизации, склонности к отклоняющему поведению, гендерной и половой принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности старшеклассников, играющих в компьютерные игры»

стями, как маскулинность/фемининность, ориентация на высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, духовное удовлетворение, сохра-

нение собственной индивидуальности, профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Заковоротная М. В. Идентичность человека / М. В. Заковоротная. — Ростов н/Д : Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высш. шк., 1999. — 235 с.

2. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 474 с.

Поступила 28.02.11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ,

ИГРАЮЩИХ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

О. О. Полякова, Т. А. Мешкова

Целью экспериментального исследования было выявление распространенности зависимого поведения от компьютерных игр среди старших школьников и его соотношение с уровнем невротизации, склонности к отклоняющему поведению, тендерной и половой принадлежности.

Проблема влияния компьютерной игры на личность ребенка является одной из актуальных на данном этапе развития современного общества. Рост числа компьютерной техники и информатизации общества привел к тому, что практически в каждой семье и школе есть компьютер, который часто используется детьми и взрослыми как средство упорядочивания своего свободного времени.

Достаточно активные исследования в отрасли влияния компьютерных игр на личность в зарубежной психологии ведутся с конца 1980-х гг. XX в., отечественными же исследователяхми данная проблема стала рассматриваться с начала 1990-х гг. С развитием данной области исследования поставленная проблема стала изучаться психологами и в контексте возрастных особенностей личности. В основном компьютерные игры рассматривались с точки зрения их отрицательного влияния на личность человека, т. е. как проблемы аддиктивного (зависимого) поведения.

Исследователи И. Ципоркина и Е. Кабанова пришли к выводу, что игра отвлекает от

неисполненных и неисполнимых желаний, помогает личности переживать трудности и разочарования, не прибегая ни к алкоголю, ни к наркотикам, что очень актуально для возрастной группы старших школьников, впоследствии они выделили условия, которые влияют на уход личности в виртуальный мир игры [6]. Выделить стадии формирования зависимости от компьютерных игр попытались ученые О. И. Одарущенко и В. А. Котляров [3].

Одним из актуальнейших направлений психологии компьютерной игры является исследование влияния компьютерной игры на личностные сферы игрока. Особенно актуально это для подросткового и юношеского возрастов (М. В. Бредихина [1], А. Е. Вой-кунский [2], С. А Шапкин [7], Ю. В. Фомичева, И. В. Бурмистров [5], И. Д. Ципоркина, Е. Кабанова [6] и др.).

Результаты исследований влияния компьютерной игры на личностное развитие детей и подростков иногда весьма противоречивы. В этом возрасте взрослеющие дети пытаются найти «свой круг общения», не от-

О. О. Полякова, Т. А. Мешкова, 2011

ставать в разного рода новшествах, в частности, компьютерных играх и социальных сетях. Молодые люди старшего школьного возраста оказываются наиболее уязвимы, поскольку ими сложнее переживаются стресс, дискомфорт, напряжение, возникающие в семье и школе, в кругу сверстников. Компьютерная игра же помогает скрыться от многих проблем взрослой жизни. В поисках средств защиты некоторые из них прибегают к стратегиям аддиктивного поведения, выбирая, в частности, уход в виртуальный мир компьютерной игры. Поведение, при котором возникает зависимость к компьютерным играм, некоторые авторы называют гемблинговой ад-дикцией.

С целью выявления психологических особенностей современных школьников, играющих в компьютерные игры, в октябре — ноябре 2010 г. было проведено исследование 93 учащихся 10 — 11 классов общеобразовательных школ г. Саранска (54,8 % из них — девочки, 45,2 % — мальчики). Испытуемые последовательно заполняли несколько опросников: «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот), «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невро-тизации (УН)», «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел) и методика «Маску-линность-фемининность» (С. Бем). Ниже представлен анализ полученных результатов, описывающий особенности увлеченности старшеклассников компьютерной игрой, их психологические характеристики, а также половые различия.

На первом этапе исследования экспериментальная выборка была поделена на три группы в зависимости от продиагностиро-ванной стадии компьютерной зависимости (по методике Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот) [8]. Статистический анализ эмпирических данных, проведенный с использованием критерия Н Краскала — Уоллеса показал наличие значимых различий между этими тремя группами (Н = 74,214 при Н т = 9,211 для р й 0,001).

В группу с нулевой степенью зависимости (группа А) вошли 26 человек, что составляет 27,96 % выборки. Средний показатель степени зависимости в этой группе достаточно мал М = 13,42. Больше половины опрошенных школьников (56 %) отнесены к категории «увлеченные» (группа Б). Средний показатель степени зависимости в этой группе составил М = 18,63. И еще 16 % находятся на стадии риска возникновения компьютерной зависимости (группа В). Сред-

ний показатель степени зависимости в этой группе составил М = 26,47. Среди опрошенных школьников не было выявлено ни одного, находящегося на стадии зависимости от

компьютерных игр.

Статистический анализ эмпирических данных, проведенный с использованием V-критерия Манна — Уитни, показал наличие значимых различий по полу £/Эмпир = 6,388 при £/тсорст = 8,366 для р < 0,05, что позволяет говорить о наличии психологических особенностей у девушек и юношей. Распределение девушек и юношей по выделенным трем группам практически не различается. 29 % юношей (12 человек) и 27 % девушек (14 человек) составляют группу с нулевой степенью зависимости и средний показатель степени зависимости в этих группах составил М = 12,92 и М = 13,86 соответственно. 59 % девушек и 52 % юношей относятся к категории «увлеченные». Средний показатель степени зависимости в этой группе у девушек и юношей практически не различается (М -= 18,43 и М = 18,91 соответственно). 19 юношей и 14 % девушек находятся на стадии «риска» (М = 25,63 и М = 27,43).

Статистический анализ эмпирических данных, проведенный с использованием критерия Н Краскала — Уоллеса, позволил выявить четыре психологические особенности школьников, по которым существуют значимые статистические различия в зависимости от увлеченности школьников компьютерными играми. Это уровень невротизации

(Нэмпир = 6>891 ПРИ Нтеорет = 5>992 Для

р < 0,05), установки на социальную желательность (Нэмпир = 6,167 при Нтеорет= 5,992 для р < 0,05), склонности к аддиктивному поведению (Нэмпир= 6,039 при Нтеорет= 5,992 для р < 0,05), склонности к делинквентному поведению (Нэмп = 6,011 при Нтеорст= 5,992 для р < 0,05).

Не выявлены статистически значимые различия по таким психологическим особенностям, как склонность к преодолению норм и правил, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, агрессии и насилию. Стоит отметить, что гипотеза, поставленная в начале исследования, касаемая связи степени влечения компьютерной игрой и тендерными особенностями, не подтвердилась: Нэмпир = = 1,970 при Нтеорет= 5,992 для р < 0,05.

Рассмотрим подробнее те психологические особенности школьников, которые статистически значимо связаны с особенностями увлеченности компьютерными играми. Установлено, что чем более школьники увлечены компьютерными играми, тем более у них выражена невротизированность лично-

ста, тем более они эмоционально неустойчивы (НЭМПИр= 6,891 при Нтеорет= 5,992 для р < < 0,05). Низкая степень невротизации выявлена у 42 % школьников из группы А — с нулевой степенью зависимости (М = 46,15, средний показатель степени невротизации), у 27 % школьников из группы Б — «увлеченных» (М = 34,34), у 34 % школьников из группы В, находящихся на стадии риска возникновения компьютерной зависимости (М = 19,53). При низком уровне невротизации отмечаются эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчи-вость.

Отметим, что очень высокая и высокая степени невротизации в группе А не выявлены вовсе. В группе Б выявлены школьники с очень высокой (2 %) и высокой (2 %) степенями невротизации. В группе В (стадия риска) — их даже немного больше: 7 % с высокой и 13 % с повышенной степенями невротизации. При высоком уровне невротизации может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами.

Кроме того, мы видим, что при переходе от стадии увлеченности к другой уменьшается количество старшеклассников с низким и очень низким уровнем невротизации. Если в группе А (0 % зависимости) выявлены 42 % испытуемых с низким уровнем и 38 % с очень низким уровнем невротизации личности, то в группе Б («увлеченные») эти показатели составили 25 и 27 % соответственно, а в группе В («риска») — 20 и 13 %.

Если говорить о половых различиях в особенностях невротизации, то можно отметить, что юноши более невротизированы, чем девушки. Это видно и по среднему показателю невротизации: у девушек он в 1,4 раза выше, чем у юношей (М = 40,37 и М = = 28,83). А в соответствии с методикой, чем выше абсолютная величина показателя, тем ниже уровень невротизации. Среди девушек только 4 % проявили повышенный уровень невротизации, при этом нет ни одной девушки с очень высоким и высоким уровнями невротизации. Среди юношей на этих трех уровнях оказались в общей сложности 14 %

(2, 5, и 7 % соответственно). С другой стороны, у девушек пониженные, низкие и очень низкие показатели выявлены в общей сложности у 82 % испытуемых (30, 40 и 12 % соответственно), у юношей на этих трех уровнях оказались 72 % испытуемых (7, 16 и 49 %

соответственно).

Средний показатель степени невротизации по группе А составляет М = 46,15, в группе Б — М = 34,17, в группе В — М = = 19,53. У девушек и у юношей невротич-ность увеличивается пропорционально увеличению степени зависимости от компьютерной игры, на что указывают средние показатели степени невротизации: так для группы А среди девушек М = 54,79, группы Б — М = 36,97, группы В — М = 26,14; для юношей он составляет М = 36,08, М = 30,36, М = = 13,75 соответственно.

Математически доказана взаимосвязь степени компьютерной зависимости и склонности школьников к установке на социальную желательность в глазах окружающих (на уровне р < 0,05). С увеличением степени зависимости уменьшается готовность испытуемых представлять себя в благоприятном свете с точки зрения социальной желательности: показатели ниже нормы по уровню установки на социальную желательность в группе А (нулевой степени зависимости) 4 %, группе Б («увлеченные») 19 %, группе В («риска») 20 %. Самый большой уровень настороженности в отношении тестирования и склонности давать о себе благоприятные ответы наблюдается в группе Б.

Девушки больше, чем юноши (40 и 26 %) способны демонстрировать строгое соблюдение социальных норм и давать более благоприятные ответы о себе с точки зрения социальной значимости. Средний показатель в женской группе соответствует М = 4,2, в мужской М = 3,45.

Математический анализ выявил статистические различия между выделенными группами старшеклассников по шкале склонности к аддиктивному поведению на уровне р < 0,05. В группе А с нулевой степенью зависимости очень высока доля испытуемых (80 %) с нормой по шкале склонности к аддиктивному поведению. В группах Б (стадия увлеченности) и В (стадия риска) этот показатель значительно ниже (73 и 60 % соответственно) Наибольшую предрасположенность к уходу от реальности и склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем продемонстрировали испытуемые группы Б (15 %) и В (27 %), причем группа В («риска») (27 %) демонстрирует наиболее выраженные психо-

логические потребности в аддиктивных состояниях. Всего в этих двух группах оказались 42 старшеклассника, что составляет 45 % испытуемых. В группе А высокий показатель по склонности к аддиктивному поведению составляет всего 8 %, что в 2 и 3 раза ниже, чем в группах Б и В соответственно. Так же в группах Б и В высок средний показатель уровня склонности к аддиктивно-ста: М = 9,58 и М = 10.

Такие показатели в соответствии с методикой говорят о предрасположенности этих школьников (45 %) к уходу от реальности посредством изменения своего психологического состояния, о склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонически ориентированных нормах и ценностях. Эти выводы согласуются и с выводами других исследователей, ут-вержадющих, что компьютерная игра служит детям и подросткам средством отвлечения от жизненных проблем, является способом ухода от реальности (И. Ципоркина и Е. Кабанова [6], О. И. Одарущенко и В. А. Котля-ров [3]).

Анализ данных показывает, что и среди девушек, и среди юношей, выявлено одинаковое количество испытуемых (12 %), которые имеют хороший социальный контроль. Причем количество девушек на 15 % превосходит юношей к склонностям к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, при этом юноши превосходят девушек так же на 15 % в выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях. Средние показатели по данным шкалам соответственно равны М = 8,08 для девушек и М = 10,02 для юношей, что характеризует последних как более предрасположенных к аддиктивному поведению. Показатель склонности к аддиктивному поведению выше нормы у юношей — почти в 2,9 раза больше, чем у девушек (23 и 8 % соответственно) .

Рассмотрим особенности аддиктивного поведения в женской и мужской выборках в зависимости от степени увлеченности компьютерными играми. Юноши из группы В (20 %) больше, чем все другие испытуемые, имеют выраженную психологическую потребность в аддиктивных состояниях (М = = 12,13). Основной контингент девушек показал норму по уровню склонности к аддиктивному поведению во всех трех группах: в группе А таких девушек 46,2 %, группе Б — 44,1, в группе В — 33,2 %. Девушки

из группы «увлеченных» (Б) более подвержены иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Хороший социальный контроль демонстрируют юноши из группы А (7,7 %) и девушки из группы Б (7,7 %). Их средние показатели соответственно равны М = 7,58 и М = 8,63.

В исследованиях, посвященных влиянию компьютерной игры на личность детей и подростков, встречаются достаточно противоречивые выводы о взаимосвязи увлеченности компьютерной игрой и делинквентным поведением. Исследования Шимаи с соавторами показали, что дети, часто играющие в игры-приставки, более социализированы, чем их неиграющие сверстники [1, с. 30]. По другим данным, увлеченность компьютерными играми ведет к социальной дезадаптации, появлению делинквентного поведения [8, с. 41].

В нашем исследовании подтверждена последняя взаимосвязь: выявлены статистические различия между выделенными группами старшеклассников по шкале склонности к делинквентному поведению (НЭМПЩ) = = 6,011 при Нтеорет = 5,992 для р < 0,05). Установлено, что с повышением увлеченности компьютерной игрой уменьшается доля испытуемых с нормой по шкале склонности к делинквентному поведению и повышается доля испытуемых с показателями по этой шкале выше нормы. Так, в группе А с нулевой степенью зависимости доля старшеклассников с нормой по данной шкале составляет 73 %, в группе Б (стадия увлеченности) таких на 2 % меньше, а в группе В (стадия риска) таких школьников меньше на 13 %. Напротив, старшеклассников с высокими показателями делинквентного поведения в группе А всего 12 %, в группе Б — 17, а в группе В — уже 27 %, т. е. более чем в 2 раза по сравнению с группой А.

Юноши имеют более высокую готовность к реализации делинквентного поведения (26 %), чем девушки, их средний показатель степени делинквентного поведения равен М = 8,62. Девушки (82 %) имеют более низкий уровень социального контроля и предрасположенность к делинквентному поведению, чем юноши (58 %). Данные тенденции практически равны в обеих выборках (10 и 11 % соответственно).

Девушки (6,7 %) и юноши (20 %) из группы В имеют наиболее высокую готовность к реализации делинквентного поведения в сравнении с другими группами, причем у юношей данная тенденция выражена сильнее, что подтверждают и средние показатели по данной группе, составившие для девушек М = 8,43, для юношей М = 11,13. Наи-

менее склонны к делинквентному поведению девушки из группы В (6,7 %) среди женской выборки М = 8,43 и среди мужской — юноши из группы А (11,5 %), М = 11,16. Наиболее высокий уровень социального контроля и меньшую склонность к делинквент-ным тенденциям среди юношей и девушек имеют юноши из группы А (11,5 %) М = 7, как и наиболее высокие тенденции к делин-

ф

квентному поведению юноши из группы В (20 %) М = 11,13. Склонность к реализации делинквентного поведения увеличивается вследствие возрастания степени зависимости от компьютерной игры.

Спорным в психологии остается вопрос о формировании агрессивности у детей: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь [8, с. 89]. По мнению С. А. Шапкина, среди игр, которые популярны у подростков, имеются и игры с элементами войны и насилия, и ролевые игры. Однако утверждение средств массовой информации о предпочтении подростками игр агрессивного содержания следует считать сильным преувеличением [7]. В нашем исследовании не выявлены статистически значимые взаимосвязи увлеченности компьютерной игрой и агрессивностью играющих школьников (Нэм" = 3,415 при Нтеорет = 5,992 для р < 0,05). По всей видимости, в этой проблеме необходимо проводить более подробный анализ влияния различных видов компьютерных игр, прежде всего игр с элементами агрессии, насилия.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование 93 старшеклассников г. Саранска позволило сделать следующие выводы. Современные старшеклассники Саранска достаточно увлечены кохмпьютер-ной игрой, причем юноши больше, чем девушки. Только 28 % опрошенных не имеют риска развития компьютерной зависимости. Больше половины опрошенных школьников (56 %) отнесены к категории «увлеченные». И еще 16 % находятся на стадии риска возникновения компьютерной зависимости. Среди опрошенных школьников не было выявлено ни одного, находящегося на стадии зависимости от компьютерных игр. Большинство, как девушек, так и юношей (59 и 52 % соответственно) относятся к категории «увлеченные». В группе риска возникновения зависимости юношей на 5 % больше, чем девушек.

Применение критерия Н Краскала — Уоллеса позволило выявить 4 психологические особенности старших школьников, по

которым существуют статистически значимые различия между выделенными группами, а именно в уровне невротизации, установки на социальную желательность, склонности к аддиктивному и делинквентному поведению. Не выявлены статистически значимые различия по таким психологическим особенностям старшеклассников, как склонность к преодолению социальных норм и правил, самоповреждающему и саморазрушающему поведению/ агрессии, насилию, тендерным особенностям.

В целом старшеклассники достаточно эмоционально устойчивы, однако, с увеличением степени увлеченности компьютерной игрой повышается и степень невротизации. Эта тенденция повторяется и в женской, и мужской выборках. Юноши более невроти-зированны, чем девушки.

С увеличением степени увлеченности компьютерной игрой уменьшается установка на социальную желательность. Девушки более, чем юноши, стремятся демонстрировать строгое соблюдение социальных норм.

Чем выше увлеченность компьютерными играми, техМ более высока степень склонности к аддиктивному поведению. Наибольшую предрасположенность к уходу от реальности и склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем продемонстрировали старшеклассники, находящиеся на стадии риска возникновения зависимости от компьютерной игры (27 %). 45 % школьников продемонстрировали стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психологического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У старшеклассников с нулевой степенью зависимости высокий показатель по склонности к аддиктивному поведению встречается в 2 и 3 раза реже, чем у старшеклассников, находящихся на стадии увлеченности компьютерной игрой и стадии риска возникновения зависимости. Юноши более, чем девушки, предрасположены к аддиктивному поведению.

Склонность к реализации делинквентного поведения увеличивается из-за возрастания степени зависимости от компьютерной игры. Юноши имеют более высокую готовность к реализации делинквентного поведения, чем девушки. Девушки (82 %) имеют более низкий уровень социального контроля и предрасположенность к делинквентному поведению, чем юноши (58 %).

Таким образом, подтвердилась актуальность исследования проблемы влияния компьютерных технологий на развитие личности детей, подростков и юношества. Подчерк-

нем необходимость разработки специальных программ по профилактике возникновения компьютерной игровой зависимости в этих возрастных группах.

По мнению исследователей проблемы компьютерного гемблинга (Р. Е. Радеева, Е. О. Смирнова [4], А. Е. Войскунский [2], М. В. Бредихина [1] и др.), единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных раз-

влечений помимо компьютера (боулинг, сноу-борд, пейнтбол, рафтинг, футбол и т. д.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Также следует уделять внимание обучению педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о возможных отклонениях в развитии личности игрового аддикта, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, дискуссионная работа), способами формирования систем, альтернативных компьютерным игровым увлечениям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бредихина М. В. Педагогические аспекты психологии гемблинговой аддикции у подростков / М. В. Бредихина // Социология образования. — 2007. — № 3. — С. 28 — 32.

2. Войкунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войкунский // Психол. журн. - 2004. - Т. 25, № 1. С. 90-100.

3. Котляров В. А. Другие наркотики, или Homo Addictus : Человек зависимый / В. А. Котля-ров. — М. : Психотерапия, 2006. — 480 с.

4. Радеева Р. Е. Влияние компьютерной игры на психологию учащихся [Электронный ресурс] / Р. Е. Радеева, Е. О. Смирнова. — Режим доступа: http://vvww.childpsy.ru/lib/articles/ id/10345.php. — Загл. с экрана.

5. Фомичева Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестн. МГУ. - Сер. № 14, психология. -2001. - К? 3. - С. 27-39.

6. Цилоркина И. Д. Психологическая зависимость : как не разориться, покупая счастье / И. Д. Ципоркииа, Е. Кабанова. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 336 с.

7. Шапкин С. А. Компьютерная игра : новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 86-102.

8. Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. -196 с.

Поступила 10.03.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.