УДК 159.923.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С
РАЗНОЙ САМООЦЕНКОЙ
Павлова Т.В.
К.психол.наук, Южный федеральный университет
Токарева С.А.
Студенка 4 курса Академии психологии и педагогики Южного федерального
университета
В работе рассматривается эмпирическое исследование особенностей саморегуляции студентов с разным уровнем самооценки. Проведя анализ результатов исследования, было выявлено, что у респондентов с низкой самооценкой, проявляются низкие показатели по всем шкалам саморегуляции. Респонденты со средним уровнем самооценки имеют средние показатели по шкалам. У испытуемых с высокой и очень высокой самооценкой эти показатели будут самыми высокими. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что у студентов с разной самооценкой наблюдаются разные значения по показателям саморегуляции.
Ключевые слова: саморегуляция, волевая саморегуляция, самооценка, студенческий возраст
Современному человеку для успешного существования в обществе необходимо обладать развитым самоконтролем, способностью принимать оперативные и самостоятельные решения, управлять своими эмоциями. Сложности в управлении собственным поведением затрудняет социально-психологическую адаптацию личности к предъявляемым условиям среды, является помехой в становлении и реализации личностного и профессионального потенциала. Проблема саморегуляции интересна и актуальна. Она достаточно активно изучается в психологии. Огромный вклад в изучение этой проблемы внесли такие известные учёные, как, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.М. Семенов, В.Е. Клочко и др. Из современных исследователей можно отметить К.В. Злоказова (2009); Т.О. Сафонову, И.С. Морозову (2010); Никифорова Г.С., Шингаева С.М. (2014) и др. Тем не менее, вопрос зависимости саморегуляции от индивидуальных психических особенностей остается во многом открытым. Одной из важнейших таких особенностей является уровень самооценки, которая завершает свое формирование в студенческом возрасте.
В связи с вышесказанным была сформулирована цель исследования - изучить особенности саморегуляции студентов с различным уровнем самооценки - оказалась актуальной и своевременной. В нашем исследовании мы полагались на определении саморегуляции В.И. Моросановой, по мнению которой, саморегуляция представляет собой, психологический механизм субъектности, описывающий процессуальный уровень субъектной активности (Моросанова, 2010; Захарова Н.С., 2013). Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что саморегуляция студентов с различным уровнем самооценки имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики. Для подтверждения данной гипотезы были подобраны методики: методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; Тест-опросник А.В.Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». Для подтверждения гипотезы на статистическом уровне был использован непараметрический критерий Крускала-Уоллеса. В исследовании приняли участие студенты
Южного Федерального университета и Ростовского Государственного Медицинского Университета. Объем выборки составил 50 человек. Средний возраст испытуемых 22 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Особенности саморегуляции студентов с низкой самооценкой.
Студенты с низкой самооценкой имеют низкие показатели по всем шкалам, кроме шкалы «Гибкость». Ее показатель находится в пределах среднего уровня. У испытуемых с низкими показателями по шкалам: оценивание результатов, планирование, программирование, моделирование, самостоятельность, а также по общему уровню саморегуляции, потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.
По анализу результатов исследования волевой саморегуляции можно сказать, что студенты с низкой самооценкой имеют низкие показатели по шкале «Настойчивость». Это свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, что может приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Респонденты с низкой самооценкой имеют низкие показатели по шкале «Самообладание». Это люди эмоционально неустойчивые, плохо владеющие собой в различных ситуациях.
2. Особенности саморегуляции студентов со средним уровнем самооценки.
Студенты со средним уровнем самооценки имеют средние показатели по всем
шкалам, а также по общему уровню саморегуляции. Это говорит об адекватности постановки целей, оценки себя и результатов своей деятельности, сформированности осознанного планирования деятельности, достаточной автономности и гибкости. Студенты со средним уровнем самооценки имеют средние значения по шкале настойчивость и общей шкале, но низкие - по шкале самообладание. Этих респондентов отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов. В то же время, в сложных и экстремальных ситуациях они способны потерять над собой контроль. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности и импульсивности.
3. Особенности саморегуляции студентов с высокой самооценкой.
Респонденты с высоким уровнем самооценки имеют средние показатели по шкалам:
планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, а также общий уровень саморегуляции. Эти студенты характеризуются сформированностью планирования, моделирования, оценки результатов и гибкостью, меньшей развитостью программирования. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий.
Однако развитость регуляторной гибкости позволяет им быть восприимчивым ко всему новому, дает хорошую приспособляемость и социальную адаптивность. Низкие показатели по шкале «Самостоятельность» говорят о том, что испытуемые с высокой самооценкой зависимы от мнений и оценок окружающих. Такие люди часто некритично следуют чужим советам. По шкалам «Настойчивость», «Самообладание», а также по общей шкале, студенты с высокой самооценкой имеют завышенные показатели. Это может говорить об эмоциональной зрелости, активности, независимости, самостоятельности. Эти люди деятельны, работоспособны, им свойственно внутреннее спокойствие и самообладание.
4. Особенности саморегуляции студентов с очень высокой самооценкой.
Студенты с очень высокой самооценкой имеют средние показатели по всем шкалам. Эти испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели.
Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. Студенты с очень высокой самооценкой имеют высокие показатели по всем шкалам волевой саморегуляции. Как правило, эти респонденты хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.
Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
5. Сравнительные характеристики особенностей саморегуляции студентов с низкой, средней, высокой и очень высокой самооценкой.
Сравнивая показатели по шкале «Планирование» можно сказать, что студенты с низкой и средней самооценкой находятся на одном уровне. Равно как и показатели студентов с высокой и очень высокой самооценкой по этой шкале также будут идентичны. По шкале «Моделирование» и «Оценивание результатов» индексы у студентов с высокой и очень высокой самооценкой тоже будут находиться на одном уровне. Показатели по шкалам «Програмирование», «Гибкость» и «Самостоятельность» показывают, что чем выше самооценка, тем выше уровень развития компонентов саморегуляции. Проведя анализ результатов исследования волевой саморегуляции, мы выяснили, что у респондентов с низкой самооценкой, проявляются низкие показатели по всем шкалам волевой саморегуляции. Респонденты со средним уровнем самооценки имеют средние показатели по шкалам. У испытуемых с высокой и очень высокой самооценкой эти показатели будут самыми высокими. Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что у студентов с разной самооценкой наблюдаются разные значения по показателям саморегуляции.
6. Статистический анализ данных.
Статистический анализ данных показал, что различия между студентами с разным уровнем самооценки значимы по таким показателям саморегуляции, как: программирование (H=47,483, при р < 0,01), самостоятельности (H=47,483, при р < 0,01), общий уровень саморегуляции (H=47,483, при р < 0,01), настойчивость (H=47,483, при р < 0,01) и самообладание (H=47,483, при р < 0,01). По такому показателю, как моделирование (H=6,747, при р < 0,05) обнаружена тенденция к значимости. По таким показателям, как планирование, оценивание, гибкость и волевая саморегуляция различия не обнаружены. Проведенный статистический анализ позволяет сделать заключение о том, что гипотеза исследования подтвердилась: саморегуляция студентов с различным уровнем самооценки имеет отличия, определяющиеся степенью выраженности отдельных показателей данной психологической характеристики.
Литература
1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. -М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 2009 г., с.141
2. Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 5 - 12.
3. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / В.И. Моросанова, И.В. Плахотникова, Е.А. Аронова идр.; Под ред. В.И. Моросановой. М.: Психологический ин-т РАО, 2011. - 320 с.
4. Осницкий А.К., БяковаН.В, Истомина C.B. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии, 2009. №1. - С.3-12.
5. Павлова Т.В. , Молохина Г.А. Личностные детерминанты стиля мышления// Когнитивные исследования на современном этапе: КИСЭ-2010: материалы Первой Международной научной конференции (25-30 марта 2010 г., Россия, Ростов-на-Дону). -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 264 с., с.84-88.
6. Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2010. - 191 с.