ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КИТАЙЦЕВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
С.И. Кудинов, Чжан Тэн
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия,117198
С.С. Кудинов
Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445020
В статье обсуждается проблема самореализации личности. Рассматриваются отдельные конструкты авторского подхода самореализации. Проводится психологический анализ самореализации китайцев в зависимости от опыта и стажа работы.
Ключевые слова: самореализация, личность, субъект, полисистемный подход, переменные, структура, характеристики, анализ.
В настоящее время исследовательский интерес к самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано модернизацией социально-экономической сферы в России. О растущем интересе отечественной науки к проблеме самореализации личности свидетельствует увеличивающееся число диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Коросты-лева, С.С. Кудинов, И.В. Костакова, Е.А. Денисова и др.).
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме: является ли это процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о полисистемной детерминации [7]. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может
* Исследование выполнено в рамках инициативной НИР филологического факультета
РУДН, НИР № 050412-0-000.
наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализации в теории А. Маслоу [9], идентичности в теории Э. Эриксона [10], стратегий жизни в отечественной психологической теории и др.
Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность.
Согласно полисистемному подходу С.И. Кудинова, на механизм самореализации большое влияние оказывают внешние и внутренние детерминанты, относящиеся к различным системам. Так, педагогические условия оказывают опосредованное влияние через систему обучения и воспитания индивида. Сформированные морально-нравственные ценности влияют на выбор цели и формирование моти-вационных установок самореализации. В то же время экологические и природные условия, например суровый климат Крайнего Севера или тропический климат могут выступать сдерживающими факторами для полноценного самовыражения личности [5—8].
В рамках полисистемного подхода были разработаны методики для диагностики самореализации личности Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ), а также параллельные формы — Ранговый тест и Экспертно-уров-невая методика.
Для китайских респондентов Многомерный опросник самореализации личности был подвергнут двойному переводу для получения достоверных результатов исследования. Исследование проводилось в КНР в провинции Ганьсу г. Ланьчжоу. В исследовании приняли участие работники сферы обслуживания и менеджеры в возрасте от 20 до 45 лет. Все участники имеют высшее образование, одинаковый социальный и материальный статус. По стажу и опыту работы участники были разделены на три группы: от года до пяти лет; от шести до десяти лет; от 11 лет и более. Всего участвовало 93 человека, из них 52 мужчины и 41 женщина.
Полученные эмпирические данные были подвергнуты статистическому анализу. На первом этапе выявлялась иерархическая структура переменных самореализации в группах с разным стажем работы. Так, в группе испытуемых с опытом работы от года до пяти лет среди доминирующих характеристик самореализации были зафиксированы креативность, оптимистичность, энергетичность, социоцент-
ризм и социально значимые цели. Наиболее низкие показатели получены по таким переменным, как пессимистичность, экстернальность и консерватизм. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при самореализации эти испытуемые пытаются реализовать свой внутренний потенциал, способности, знания и опыт всеми доступными способами, не ограничивая себя стандартными схемами. В практической деятельности это выражается в том, что данные респонденты стремятся к постоянному расширению сферы своей реализации, берутся за все новое и необычное. На это указывает их энергетичность. Они стараются быть всегда активными, использовать различные схемы для своего проявления. Их оптимистичность свидетельствует о том, что они не унывают при неудачах, с надеждой смотрят в будущее и охотно осваивают новые горизонты и сферы применения своих возможностей. Социоцентризм и социально значимые цели свидетельствуют о том, что стимулом к реализации себя выступают общезначимые установки и мотивы. Для этих респондентов очень актуальным является самореализация не сама по себе как процесс движения вперед, а значимость результатов их труда для других людей, своей фирмы, семьи и т.д. Низкий ранг по шкалам пессимизма, консерватизма и экстернальности говорит о том, что эти испытуемые не склонны впадать в отчаяние при неудачах, не надеются на случайные обстоятельства и не останавливаются на достигнутом. Среди видов самореализации у данных респондентов на первом месте стоит личностная, профессиональная и затем социальная. Данное ранжирование показывает, что доминантой самореализации выступает все же личностное развитие, затем профессиональное. Подобное соотношение может говорить о том, что для молодого поколения китайцев в настоящее время архиважным является вхождение в мировое пространство. Эмиграция в восточные и западные страны требует от эмигрантов знания языка, культуры, традиций и т.д., что, собственно, и предполагает личностный рост. Однако, несмотря на подобную картину соотношения переменных, в целом самореализация этих респондентов находится на начальной стадии. Из трех возрастных групп в данной группе зафиксирован самый минимальный уровень. Отчасти это согласуется с А. Маслоу; по его мнению, полная самореализация может наступать только к 60 годам.
Несколько отличительная картина наблюдается в группе испытуемых со стажем работы от шести до десяти лет. Здесь на вершине доминирования переменных самореализации находятся конструктивность, креативность, оптимистичность, социально значимые цели и социально значимая мотивация к самовыражению. В данном соотношении переменных просматривается некий рационализм. Для этих испытуемых, а это наиболее активная часть населения, важным становится не просто самовыражение, а реализация своих возможностей в конкретной области, способствующая совершенствованию значимых ресурсов своего Я. Они также широко используют нестандартные приемы и способы для самоосуществления, по всей видимости, это объясняется значительной конкуренцией на рынке труда, учитывая количество населения в стране. Другим не менее важным фактором является их выраженный оптимизм и социально ориентированная мотивация к проявлению данного феномена. Это соотношение обусловлено, скорее всего, тради-
циями, культурой и современными реалиями Китая. Вся история этого народа пронизана движением к великой цели. Поэтому, несмотря на неудачи и сложности, они не утрачивают оптимизм, веру и надежду на хорошее будущее. А их социальная направленность обусловлена особенностями воспитания и заботой о ближних. В целом, у этих респондентов средние показатели переменных самореализации значительно превосходят подобные показатели первой группы испытуемых, что указывает на более высокий уровень их самореализации. Примечательно, что все виды самореализации у них также находятся на более высоком уровне, а дистанция между личностной и профессиональной самореализацией заметно сокращена. Подобная архитектура указывает, что с возрастом профессионализм личности становится более актуальным.
И наконец, в самой старшей возрастной группе китайских респондентов доминирующее положение занимают социально значимые цели, конструктивность, креативность, оптимистичность, энергичность и мотивационные характеристики. Несмотря на то, что большинство характеристик неизменны, их вес и место в иерархии претерпели значительные сдвиги. Так, социально значимые цели к проявлению самореализации в группе респондентов с 6—10-летним стажем работы с пятой позиции переместились у респондентов с самым большим стажем на первую. Заметную роль в самовыражении приобрели эгоцентрические мотивы, хотя в первых двух не оказывали существенного влияния. Несмотря на социально окрашенные цели и установки к самореализации, доля эгоцентрических мотивов в этом процессе велика. Это объясняется тем, что после 40 лет испытуемые больше времени могут посвящать себе, так как основные семейные функции по воспитанию детей выполнены и высвободившееся время респонденты используют для личностного и профессионального совершенства. Другие показатели также свидетельствуют о нестандартных формах, используемых в процессе самореализации личности, конструктивности избираемых стратегий, оптимистическом настрое и выраженных стремлениях к реализации своего Я. Немаловажным фактором является то, что в этой группе самый высокий уровень самореализации. В то же время на российском рынке труда в частном секторе именно этот возраст остается невостребованным. Отличительной особенностью этих респондентов выступает выравнивание личностной и профессиональной самореализации. Они в равной степени стремятся развить свои личностные, нравственные и физические качества, с одной стороны, и довести до совершенства свой профессионализм — с другой. Интересно и то, что, хотя с возрастом от первой группы к третьей показатели по социальной самореализации увеличивали свой удельный вес, в целом этот вид самореализации так и остался на последней позиции. Это говорит о том, что для китайских менеджеров среднего и начального звена политические партии, общественные организации, движения и т.д. не имеют важного значения в жизнедеятельности.
Результаты исследования были подвергнуты обработке и систематизации с помощью методов математической статистики (корреляционный, факторный и кластерный анализ), которые служили основой для подтверждения достоверно-
сти выявленных в процессе исследования закономерностей. В настоящей статье приводятся отдельные результаты использования ¿-критерия Стьюдента. Данный критерий был использован для сопоставления средних значений по всем шкалам самореализации. У испытуемых, принадлежащих к различным по стажу возрастным группам, по показателю социально значимых целей к проявлению самореализации зафиксировано достоверное различие между группой 20—30-летних и 30—40-летних на 0,01% уровне значимости и между 30—40-летними и 40-летними и старше на 0,05% уровне. Чем больше опыт и стаж работы, тем ярче проявляется социально значимая ориентация их самореализации. Подобная картина просматривается по таким переменным, как оптимистичность, энергетичность, креативность, конструктивность и эгоцентричность. Уровень достоверности не ниже 0,05%. Схожая ситуация наблюдается и по различным видам самореализации.
Из этого можно сделать вывод, что самореализация как многоуровневое образование получает свое развертывание, в процессе онтогенеза достигая своего пика к зрелому возрасту. На результативность этого процесса существенное влияние оказывают как внутренние установки, мотивы, способы проявления, интенсивность устремлений, социальный и профессиональный опыт, компетенции, так и многие внешние факторы.
Осуществленное пилотажное исследование позволяет наметить программу дальнейшего изучения данного феномена идентичных этнических групп испытуемых в различных поликультурных и этнокультурных средах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — С. 830.
[2] Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — Тольятти: ТГУ, 2010.
[3] Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. — С. 3—19.
[4] Костакова И.В. Роль общительности в самореализации личности студентов — будущих психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. — Тольятти: ТГУ, 2008.
[5] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — С. 337—346.
[6] Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12.
[7] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и Педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.
[8] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 272—280.
[9] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. [11] Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Лет. сад., 2000.
PSYCHOLOGICAL SELF-ACTUALIZATION ANALYSIS OF CHINESE PEOPLE OF DIFFERENT AGE GROUPS
S.I. Kudinov, Chzhan Ten
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198
S.S. Kudinov
Theoretical and Applied Psychology Department
Togliatti State University Belorusskaya St., 14, Togliatti, Russia, 445020
The problem of personality self-actualization is discussed in the article; the separate components of the authorial self-actualization approach are analyzed. The authorial methods of investigation of the given phenomenon are described. The self-actualization comparative analysis of the Chinese representatives of different age groups is carried out.
Key words: self-actualization, personality, subject, polysystemic approach, variables, structure, characteristics, analysis.