ротливость, авантюризм, гибкость, высокомерность, грамотность, двуличность, азартность. На протяжении всего фильма пытался найти свою выгоду во всем. В начале «блистал» своей образованностью, пытаясь покорить Л.П. Калугину подарком. Выгода и алчность преобладают над человеческими качествами. В работе с людьми пытался угодить всем, дабы вызвать доверие сотрудников учреждения. Скользкий человек. Стиль его управления можно назвать попустительским. Жизненная ситуация и позиция этого персонажа не меняются, соответственно, мы не можем обнаружить изменений в его управленческой деятельности.
Проанализировав фильм Э. Рязанова, мы можем сделать вывод о том, что перераспределение жизненных приоритетов в ходе изменения ситуации жизни, несомненно, влечет за собой изменения в сфере управленческой деятельности. Соответственно, одним из вариантов повышения эффективности управления является изменение личностных приоритетов руководителя.
УДК 159.9
Токарева И.Ф., Косатенко К.Ю. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Tokareva I.F., Kosatenko K.U. (RANEPA, Moscow, Russia)
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES
При появлении в семье ребенка инвалида, чувство радости и счастья сменяются на чувства горя, растерянности и безысходности. «Почему это случилось именно у нас? Что мы сделали не так? За что нам это!» Это те вопросы, которые родители задают себе. Родители детей-инвалидов сталкиваются не только с материальными, медико-социальными, но и с психологическими проблемами.
Понятие "ребенок-инвалид" разделяется на две категории. Первая категория детей- инвалидов - это дети с врожденными нарушениями. Вторая категория детей - дети - инвалиды, ставшие инвалидами в результате длительной" болезни.
Родители в стрессовом состоянии не могут в полном, необходимом объеме обеспечить психологическую, эмоциональную поддержку ребенку-ивалиду. Из-за того, что один из родителей вынужден оставить работу, следствие чего уменьшение семейного бюджета, стресс в семье может обостряться. Нарушаются социальные и общественные связи, что влечет отсутствие психологической помощи позволяющей противодействовать негативным обстоятельствам и иным проблемам и трудностям, с которыми каждый день приходиться сталкиваться родителям детей-инвалидов.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной" неполноценности.
Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной" защитной" реакцией".
Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической" печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной
зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".
Четвертая фаза - начало социально - психологической адаптации всех членов семьи.
Родителям, находящимся в состоянии длительного хронического стресса, для проведения лечебных и реабилитационных мероприятий с детьми, необходима психологическая стабильность. Работа по формированию психологической стабильности родителей не должна носить разовый, ознакомительный характер. Это должен быть системный, всесторонне-охватывающий подход.
Мы считаем, что одним из качественных и результативным подходов, является «Эмоционально-образная терапия». Это сравнительно новый и оригинальный отечественный метод психодинамического направления психотерапии, который позволяет достичь весьма быстрых и существенных результатов в области психосоматики и при коррекции эмоциональных проблем. Необходимо также отметить, что работая с родителями, стабилизируя их психоэмоциональное состояние, мы косвенно оказываем коррекционное воздействие и на их детей.
С нашей точки зрения, тело является центром идентификации, в котором фиксируются хронические эмоциональные состояния. Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и реальному изменению личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения и интеллекта. Поведение и мышление меняются как бы сами собой, в следствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преображенная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии.
С помощью метода «Эмоционально-образной терапии» мы формируем у родителей навык находить ресурсы в самом себе для решение поставленных задач, для преодоления трудных ситуаций .
Работа эмоционально-образной терапии направлена на изменение эмоциональных состояний, которые лежат в основе психологических проблем, а также на восстановление целостности и гармонии сущности человека.
Как показывает многолетний опыт, только психологически сильный и гармоничный человек может результативно, грамотно, справиться с той ситуацией, с которой сталкиваются родители детей-инвалидов. Умение использовать свои эмоциональные и психологические ресурсы делают жизнь полной и гармоничной не только родителя, но и, безусловно, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка-инвалида, что влечет за собой более результативное лечение и социальную адаптацию детей-инвалидов