«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#11îll),2©19 / PHILOSOPHICAL sciences
35
PHILOSOPHICAL SCIENCES
Положенкова Елена Юрьевна
Д.ф.н., профессор
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты,
Чабанова Руслана Андреевна
Студентка 2 курса
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты,
Макарова Вероника Павловна
Студентка магистратуры
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты,
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10316 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
Polozhenkova Elena Yuryevna
Ph.D., professor
Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch) of the DGTU in the city ofShakhty,
Chabanova Ruslana Andreevna 2nd year student
Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch) of the DGTU in the city of Shakhty,
Makarova Veronika Pavlovna Graduate student
Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch) of the DGTU in the city of Shakhty, PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF RELIGIOUS PERSONALITY
Аннотация.
Настоящая работа посвящена исследованию религиозной личности, мотивов её поведения и установок, а также факторов, влияющих на её формирование. В работе рассматриваются основные подходы к интерпретации данной проблематики. Особое место уделяется религиоведческой концепции Д.М Угри-новича. В итоге выявляются специфические особенности религиозной личности, анализируются психологические особенности воцерковлённых подростков.
Abstract.
This paper is devoted to the study of religious personality, the motives of its behavior and attitudes, as well as the factors influencing its formation. The paper discusses the main approaches to the interpretation of this issue. A special place is given to the religious concept of D.M. Ugrinovich. As a result, specific features of a religious personality are identified, and the psychological characteristics of church-minded adolescents are analyzed.
Ключевые слова: религия, личность, психологические особенности, микросреда, макросреда, мотивы, установки.
Keywords: religion, personality, psychological features, microenvironment, macroenvironment, motives, attitudes.
Актуальность обращения к проблемам психологической специфики религиозной личности, на наш взгляд, связана с рядом обстоятельств современных социокультурных реалий: во-первых, с достаточно противоречивым процессом религиозного возрождения, переживаемого российской культурой последних трёх десятилетий; во-вторых, феноменом религиозного экстремизма и терроризма, омрачающего сегодня жизнь целых народов; в-третьих, оживлением религиозного сектанства, несущего определённую социальную угрозу. Исследование данных процессов и явлений предполагает необходимость изучения психологической природы религиозной личности, типов религиозности, а также механизмов её формирования.
В истории психологии религии сформировался целый ряд подходов к пониманию психологиче-
ской природы религиозной личности. Существенный вклад в исследование данной проблематики внёс основатель психологии религии как научного направления,известный американский философ и психолог Уильям Джеймс. «Радикальный эмпиризм У.Джеймса приводит его к идее, что все религиозные системы берут свое начало в опыте конкретных людей, поэтому религия в своих истоках базируется на непосредственном чувственном опыте и лишь, затем превращается в систему теологических и философских идей»[5].При этом У. Джеймс понимает религию двояко: как социальный институт и как личное переживание. Именно её втораяипостась рассматривается им как предмет психологиирелигии. В данном аспекте религия определяетсяУ. Джеймсом как «чувство, действие и опытотдельной личности, а также ее отношение
РШШБОРШСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>>#Щ31)),2(0]9
36_
ктому, что она почитает в качестве боже-ства»[5].При этом, описывая значение религиозности для формирования личности, У.Джеймс подчеркивает, что существенным компонентом формирования религиозного сознания является воля, то есть обращение к религии добровольно с осознанием собственного выбора.
Психоаналитический подход к изучению религиозности нашёл отражение в работах 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма.Так, например, с точки зрения 3. Фрейда, основой формирования религиозного мировоззрения является беспомощность человека перед природными силами и внутренними инстинктами. При этом он предполагает, что религию вытеснит наука, а религиозные функции будут реализовываться личностью в результате её собственного внутреннего роста.
В отечественной психологии религии проблемы религиозности личности рассматриваются рядом известных учёных. Интересен теоретический подход к данной проблематике В.Д. Шадрикова, который отличается тем, что он связывает религиозность с духовностью личности и считает, что религия укрепляет и усиливает духовность человека. Шадриков своим подходом открывает перспективы для эмпирических исследований психологических особенностей религиозного человека.
Современный исследователь Д.М. Чумакова обосновывает многомерный подход, применимый для понимания структуры религиозной личности, в основе которого лежит разработанная модель религиозной личности, состоящая из определенных параметров: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение, религиозные моральные принципы, религиозные знания, религиозные социальные нормы[5].
Проблему формирования религиозной личности и ее характерных особенностей исследует с марксистских позиций известный советский философ и религиовед Д.М. Угринович. Согласно его воззрениям, человек не рождается религиозным, он становится таким в процессе формирования его личности и взаимодействия с окружающей действительностью, приобретая религиозные черты, мотивы, веру и т.д. В своих работах Д.М. Угринович разделяет традиционную социально-психологическую и социологическую идею о специфике микросреды и макросреды, оказывающих влияние на формирование личности. Макросреда - это сформировавшаяся на данный момент система социальных взаимоотношений, в которых личность участвует, живет и действует. Микросреда - это непосредственное социальное окружение, которое включает в себя семью, друзей, родственников и членов различных социальных групп, к которым относится личность[4]. Для того чтобы объяснить причины развития религиозности человека, необходимо, прежде всего, изучить его микросреду, т.е. влияние религиозной семьи, а также религиозной общины.
Семья - важный канал формирования религиозной личности [3]. Именно в семье начинается
путь становления человека как личности, формируется его мировоззрение, характер и отношение с окружающей средой. Общение с членами семьи являются для ребенка первыми социальными контактами. Религиоведы признают, что семья оказывает значительное влияние на религиозность ребенка [1]. Особенностями такого влияния является копирование детьми поведения и установок родителей, а также наблюдение ребенка за тем, как молятся его родители или совершают другие религиозные обряды. Зачастую родители с ранних лет начинают водить ребенка в церковь.
Следующим важнейшим фактором Д.М.Угри-нович считает влияние религиозной общины на индивида. Религиозные общины являются малыми контактными группами, которые влияют на человека через совместные культовые действия, через формальные и неформальные межличностные отношения внутри общины, немаловажную роль играет наличие родственных связей внутри неформальной структуры межличностных отношений внутри общины, а также значительное влияние оказывают лидеры и активисты этих общин. Они влияют на сознание религиозной личности через проповеди.
Наряду с социально-психологическими условиями и предпосылками формирования религиозной личности следует выделить экзистенциально -психологические, среди которых ключевое место занимает страх. Страх перед смертью, перед тем, что когда-нибудь человека не станет, заставляет его искать утешение и обнадеживающие ответы. Страх перед неопределенностью подталкивает людей к философии верующего. Именно вера дает людям стабильность, утешение и успокоение.
Д.М.Угринович, наряду с другими религиоведами, уделяет особое внимание феномену религиозного «обращения», то есть обретения человеком веры. При этом религиоведы выделяют два типа религиозного «обращения». Первый — связан с кризисной ситуацией, которая сопровождается бурными эмоциями. «Обращенный» этого типа обычно может точно указать время и место, когда в нем произошел «духовный переворот», «возрождение». Второй тип «обращения» — более постепенное и спокойное возрастание религиозности, протекающее без резких эмоциональных потрясений. Так, Стрикленд настаивает на том, что понятие «обращение» применимо и к процессам второго типа, когда отсутствуют резкие и внезапные сдвиги в духовной жизни личности [3].
Д. М.Угринович рассматривает ключевые особенности религиозной личности, позволяющие выделить её в отдельный тип. Специфической потребностью религиозной личности является контакт, взаимодействие, общение с потусторонним миром, которое выражается в отправлении культовых действий. Эта потребность основывается на существо -вании веры в сверхъестественное. Религия также удовлетворяет нерелигиозные потребности такой личности. Это мировоззренческие, нравственные, эстетические, социальные, творческие, познава-тельныепотребности, которые реализуется через
«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#11Ill),2©19 / PHILOSOPHICAL sciences
межличностные отношения внутри общин, догматы, культы, мифы, нормы поведения и через веру в Бога, через осуществление религиозных обрядов и т.д.
Не каждый религиозный человек осознает свои мотивы, которые заставили его «обратиться» к религии. Впервые религиозную мотивацию рассмотрел Гордон Олпорт в ХХ веке. Он предложил разделить религиозность на внешнюю и внутреннюю. Внешняя религиозность проявляется в следовании определенным правилам, посещения церкви, исполнения ритуалов, а внутренняя заключается в удовлетворении духовных потребностей общения с транцендентным. Как пишет Угринович, украинские социологи провели исследования, чтобы выявить основные мотивы религиозности верующих на основании их высказываний. Так вот около 60% опрошенных людей ответили, что религия это путь к нравственному совершенствованию, 16% ответили, что религия обещает спасение души, а 13% сказали, что религия дает успокоения и радость. Также среди них были те, кто отвечали, что веруют по традиции, что говорит о формировании религиозности с детства.
Особенно четко проявляются специфические социальные установки верующих, когда речь идет об отношении к их единоверцам и служителям культа, с одной стороны, и к атеистам и атеистической информации — с другой. У глубоко верующих, как правило, существует прочная позитивная установка по отношению к служителям культа и религиозным проповедникам. Большинство верующих хотя и имеют негативные установки к неверующим, но допускают, что среди неверующих есть люди высоких нравственных качеств с высокими моральными ценностями. Также специфической установкой является чувство единства с трансцендентным миром и стремление человека решать вопрос о смысле жизни путь обращения к религии.
Наряду с социальными установками важную роль в системе характеристик социальной направленности личности играют ее ценностные ориента-ции.Религия прививает верующим специфическую систему ценностных ориентаций, которая характеризуется тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Вера является главной ценностью религиозного сознания.Ценностные ориентации религиозных людей это, прежде всего, главные ценности, той религии, которую они исповедуют. В основном такими ценностями является духовный рост, духовное самосовершенствование и духовное спасение, в котором человек находит смысл своего существования, любовь, сострадание, милосердие, духовная и материальная помощь нуждающимся, прощение и т.д. В современном религиозном сознании важное место занимает воля и свобода человека. Для религиозного человека это означает, что он сознательно и добровольно выбирает ту или иную веру.
37_
Рассматривая личностные особенности воцер-ковленных подростков, современные исследователи Л.Г.Попова и М.В. Разина приходят к выводу о том, что воцерковленный человек XXI века значительно отличается по внешним параметрам от предыдущих религиозных поколений. Тем не менее, человек, который воспитывается в религиозной среде, прежде всего, гармонично и духовно развивается, в нем формируется ответственность, чувство долга, справедливости и другие качества. Наиболее ярко эти культурные черты заметны у верующих подростков, так как в этом возрасте подростки открыты, их личность только формируется, и в этот период присутствуют те качества, которые с возрастом уходят на второй план. Л.Г.Попова и М.В. Разина в результате проведенного ими исследования выявляют целый ряд психологических особенностей современных воцерковлённых подростков - эмоциональную сдержанность, консерватизм, стремление к принятию «взрослых решений», осторожность по отношению к другим, толерантность и т.д. [2]
Таким образом, по мере развития личности на её религиозность влияют различные социально-психологические и экзистенциально-психологические факторы. Если к первым относятся семья, религиозная община и другие малые социальные группы, то ко вторым - страх перед неопределённостью, онтологическая потребность, то есть стремление найти устойчивую основу бытия, своего рода гарант существования. При этом основными особенностями религиозной личности являются религиозная вера, потребность в общении со сверхъестественным, мотивы «обращения к религии», а также своеобразная система ценностей и идеалов, которая основана на любви, всепрощении, милосердии, духовном развитии личности и ее свободы.
Список использованных источников:
1. Донцов, А. В. Особенности влияния религиозных институтов на формирование ценностно -нравственной сферы и семейных установок личности // Поддержка семьи в условиях кризиса / А.В. Донцов: материалы КВсерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании». Новосибирск, 2010. С.187-196.
2. Попова, Л.Г., Разина М.В. Личностные особенности воцерковленных (православных) подростков: штрихи к психологическому портрету во-церковленного человека // Л.Г. Попова, М.В. Разина, 14 марта 2013 г.
3. Угринович, Д.М. Психология религии / Д.М. УгриновичМ.: Политиздат, 1986. — 352 с.
4. Угринович Д. М. О предмете психологии религии и ее месте в системе наук // Вопросы научного атеизма.Вып. 11. Психология и религия / Д.М. Угринович // Редкол. сб. А. Ф. Окулов (отв. ред.) и др.; Акад. обществ.наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1971. — С. 9—28. — 344 с.
5. Д.М. Чумакова Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика / Д.М. Чумакова // Вестник ЮУрГУ, № 42, 27 мая 2011