ОБЗОРЫ
УДК 159.9
психологические особенности редукции личных достижений как составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов
О.Б. ПОЛЯКОВА*
Отделение психологии и возрастной физиологии Российской академии образования,
Москва
Обзор с использованием собственных данных автора. Углублено понимание феномена «редукция личных достижений» как составляющей профессиональных деформаций. Выявлены психологические особенности редукции личных достижений психологов и педагогов: уровень выше среднего редукции личных достижений, положительного отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке, поиска новых путей реализации возможностей и роста профессионализма; средний уровень интернальности в области неудач, взаимоотношений в коллективе, реализуемой концепции другого человека, самооценки; адекватная нормальная самооценка с тенденцией к неадекватности завышенности; у работающих специалистов в большинстве доминирует неадекватная завышенная самооценка; уровень ниже среднего интернальности общей, в области семейных, производственных и межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни, отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке; низкий уровень интернальности в области достижений; нежелание изменения существующего порядка, статичные позиции, признаки утомляемости.
Ключевые слова: ответственность, продуктивность, профессиональная мотивация, профессиональные деформации, профессиональные обязанности, редукция личных достижений, самооценка.
Общий анализ проблемы
Исследование психологических особенностей в профессиональном аспекте всегда находилось в центре внимания специалистов. «Как правило, - отмечает В.Н. Дружинин, - труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или
© Полякова О.Б., 2011
* Для корреспонденции:
Полякова Ольга Борисовна
кандидат психологических наук,
главный специалист Отделения психологии
и возрастной физиологии РАО
119121 Москва, ул. Погодинская, 8
Тел./факс: 8 (499) 246-86-26
E-mail: [email protected]
полный характер. при частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например профессионального выгорания» [10].
С.Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Про-
исходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника» (цит. по: [12, с. 132]). «Слово «деформация» (от лат. «deformation» - «искажение») означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды.
С.П. Безносов [4], P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская [9], Л.Н. Корнеева [15] делают вывод, что профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста, они искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены специалисты типа профессий «человек-человек» - представители социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми, к которым относятся врачи, педагоги, работники сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащие, руководители, предприниматели и др. «Это вызвано тем, - подчеркивает с.П. Безносов, - что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда» [4, с. 22].
Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова пишут: «синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций» [8, с. 29-30].
Среди признаков профессиональных деструкций Э.Ф. Зеер, в первую очередь, указывает на нарушение усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, но-
вой профессии или специальности [11, 12]. При этом специалисты демонстрируют:
- социальный стереотип, то есть относительно устойчивое, упрощенное, схематичное, характерное для обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, общности), сложившееся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества;
- стереотипизацию как классификацию и оценку социальных объектов (событий) на основе выработанных стереотипов;
- психические барьеры, понимаемые как интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и другие), мешающие эффективной деятельности, реализации личностного смысла, личностной потенции [14].
Согласно Н.Е. Водопьяновой [6], Н.Е. Водопьяновой, А.Б. Серебряковой, Е.С. Старченковой [7], наиболее значимыми признаками профессиональных деформаций личности являются: изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса; деструкции, изменяющие профессиональное поведение человека; изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей. Здесь отношение рассматривается как взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (отношения временные, пространственные, причинно-следственные, логические, внутриличнос-тные отношения - эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе и т.д., межличностные отношения, межгрупповые отношения, а также система отношений личности, группы, общности людей к действительности). Данный аспект термина «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мя-
сищева [14]. Концепция отношений личности понимается как совокупность теоретических взглядов на личность как индивидуальную систему субъективно-оценочных, субъективно-объектных отношений, явившуюся результатом интериоризации опыта взаимодействия с окружающими в социальной среде. Данную концепцию разработали А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и
др. [14].
Рассматривая редукцию личных достижений как один из трех конструктов синдрома «психического выгорания», К. Мас-лач (C. Maslach), С. Джексон (S. Jackson) отмечают, что данная составляющая профессиональных деформаций - это либо тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других [23-26]. Определяя редукцию личных достижений как один из трех компонентов «выгорания» и подчеркивая, прежде всего, сниженную рабочую продуктивность, Б. Перлман, Э. Хартман (B. Perlman, E. Hartman, 1982) среди наиболее значимых характеристик этой составляющей профессиональных деформаций указывают: снижение самооценки своей компетентности, негативное восприятие себя как профессионала, недовольство собой, негативное отношение к себе как личности [27]. Акцентируя внимание на том, что редукция личных достижений - это следствие собственно когнитивно-эмоционального «выгорания», дополнительный компонент синдрома «выгорания», А. Пайнс, Э. Арон-сон (A. Pines. E. Aronson) [28], А. Широм (A. Shirom) [29] утверждают, что это, в первую очередь, деформации субъективной оценки собственных возможностей.
Приводя примеры проявления редукции личных достижений, Э.Ф. Зеер [11] отмечает, что:
1. Как общепрофессиональные деформации у руководителей может наблюдаться синдром «вседозволенности», заключающийся в нарушении профессиональных и этических норм, стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных.
2. Как специальные профессиональные деформации у терапевтов доминирует постановка угрожающих диагнозов.
3. Как профессионально-типологические деформации: а) деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»); перестройка ценностных ориентаций; б) деформации, развивающиеся на основе организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других способностей - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [14], психологическая герметизация, нарциссизм; в) деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.
4. Как индивидуализированные деформации: чрезмерное развитие отдельных профессионально важных и профессионально нежелательных качеств (в результате многолетней профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций: сверхответственность, то есть осуществляемый в различных формах очень высокий внутренний или внешний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга [14].
При этом интернал рассматривается как тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятельства; ему свойс-
твенны умение вызывать доверие у людей, находить контакты с ними, особая чувствительность в межличностных отношениях, к оценке его окружающими; интерналы чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности, менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы [14]. Характерный для интерналов интер-нальный локус контроля понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.д.
Если же личность имеет склонность приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам, находя причины неблагоприятного развития ситуации вне себя, то имеет место экстер-нальный локус контроля:
- суперчестность;
- гиперактивность, то есть очень высокий уровень психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения;
- трудовой фанатизм как приверженность кому-либо, чему-либо, доведенная до крайней степени и выражающаяся в деятельности, в частности профессиональной, и общении [14];
- профессиональный энтузиазм; данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».
Описывая тенденции профессиональных деструкций, А.К. Маркова [16] выделяет восемь признаков редукции личных достижений, среди которых:
- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания; следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда;
- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- низкая профессиональная мобильность, практическое отсутствие подвижности, готовности к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; при этом наблюдается низкий уровень адаптационных реакций организма защитного характера на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры), приспособления организма к внешним условиям, перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды, оптимизации взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоения индивидуумом норм и традиций группы, вхождения в ее ролевую структуру;
- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;
- профессиональные заболевания или потеря трудоспособности; следствие - прекращение профессионального развития;
- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития: одна сфера «забегает» вперед, другая отстает (пример: мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
- ущербная профессиональная позиция.
По мнению В.Г. Артамоновой, H.H.
Шаталов (1988) [3], И.А. Родиной (2007) [21], сам трудовой коллектив, включая администрацию, может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим..., если они ничего не понимают» и т.д.). Подчас условия профессиональной деятельности (общая низкая материально-техническая база, плохое вентилирование помещений, недостаточ-
ная их освещенность, отсутствие у специалиста своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, частые дежурства, отсутствие полноценного отдыха после них и др.) не способствуют успешному решению профессиональных задач.
Ю.А. Александровский [2] отмечает, что утомление оказывает влияние на профессиональную деятельность специалиста и тем самым на его окружение (коллег, реципиентов, клиентов, пациентов). Последствия утомления могут быть самыми разнообразными:
- нетерпеливость и раздражительность проявляются в сокращении времени, затраченного на каждого клиента, стремлении как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу (создание своеобразного «конвейера»); примерами могут служить выражения типа: «не мешайте работать», «выражайтесь яснее», «не отнимайте мое и свое время», «обратитесь к специалисту, я этим не занимаюсь» и т.д.;
- конфликты и нарушение профессионального взаимодействия с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе) и коллегами (вследствие вызванного утомлением раздражения);
- снижение и замедление производительности труда, неспособность концентрировать внимание;
- профессиональные ошибки из-за невнимательности, поспешности;
- недовольство результатами деятельности, переживание собственной профессиональной несостоятельности при нарастании профессиональных ошибок, трудности концентрации, затруднения в восприятии нового материала являются причиной травматизации самого профессионала.
Отмечая взаимосвязь редукции личных достижений с другими компонентами профессиональных деформаций, В.В. Бойко [5] акцентирует внимание на следующих характеристиках:
1. Недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью,
конкретными обязанностями; действует механизм «эмоционального переноса» -энергетика направляется на себя; симптом возникает в результате неудач или неспособности влияния на психотравмирую-щие обстоятельства (возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»): впечатления от внешних факторов деятельности систематически травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности; особое значение имеют внутренние факторы: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, повышенная совестливость и чувство ответственности; на начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту - симптом «неудовлетворенности собой», один из 4 симптомов напряжения, то есть первой фазы эмоционального выгорания (нервного, или тревожного, напряжения - предвестника и «запускающего» механизма формирования эмоционального выгорания; динамический характер напряжения обусловлен изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов) концепции В.В. Бойко о 3 фазах эмоционального выгорания.
2. Чувство неудовлетворенности работой и собой; переживания ситуативной или личностной тревоги/разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы - симптом «тревоги и депрессии», один из 4 симптомов напряжения, то есть первой фазы эмоционального выгорания по В.В. Бойко.
3. Попытки облегчения или сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат (врач не находит нужным дольше побеседовать с больным; медсестра сделала укол, не обронив доброго слова; официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике; проводник не спешит предложить чай пассажирам; стюардесса, общаясь, смотрит «стеклянными глазами»; редукция
профессиональных обязанностей - привычная спутница бескультурья в деловых контактах, симптом «редукции профессиональных обязанностей», один из 4 симптомов резистенции, то есть второй фазы эмоционального выгорания (сопротивления нарастающему напряжению, осознанного или бессознательного стремления человека к психологическому комфорту, желания снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств, формирования защиты с участием эмоционального выгорания) концепции В.В. Бойко.
Анализ экспериментальных исследований
Важность изучения особенностей профессиональных деформаций психологов и педагогов, а также представителей других профессий, в первую очередь, типа профессий «человек - человек» по концепции Е.А. Климова, подтверждается результатами проведенного нами иссле-
дования уровня профессиональных деформаций (эмоционального и/или физического истощения, деперсонализации и редукции личных достижений) будущих и работающих психологов и педагогов городов Конаково, Лихославль, Москва, Муром, Осташков, Электросталь с помощью «Опросника на «выгорание» - «Maslach Burnout Inventory» (MBI). Его авторы -американские психологи C. Maslach и S. Jackson [25], а автор адаптированного варианта - Н.Е. Водопьянова [13, с.. 469470]. Применялась и модификация «Опросника на «выгорание» - модификация «Maslach Burnout Inventory» (модификация MBI), авторы которой - преподаватели кафедры психологии профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета [19, с. 219-222; 25]. Интересны результаты по каждой составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов [17; 18], но особо обращают на себя внимание результаты диагностики редукции личных достижений (РЛД) (табл. 1).
Таблица 1
Результаты MBI и модификации MBI (редукция личных достижений как составляющей профессиональных деформаций)
Испытуемые/аббревиатуры диагностических процедур и показателей пс пед пс + пед ст-пс ст-пед ст-пс + ст-пед итого
MBI рлд б 28,96 29,86 29,41 28,29 30,74 29,52 29,47
у ВС ВС ВС С ВС ВС ВС
Модификация MBI рлд б 29,21 31,36 30,29 31,81 32,81 32,31 31,30
у ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
итого MBI и модификация MBI рлд б 29,09 30,61 29,85 30,05 31,78 30,92 30,39
у ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
Примечание: пс - психологи, пед - педагоги, ст-пс - студенты-психологи, ст-пед - студенты-педагоги, б -баллы, у - уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий. Модификация обработки данных МВ1 и модификации МВ1 О.Б. Поляковой [18]
Настораживает и заставляет серьезно задуматься в рамках проблемы профессиональных деформаций такая составляющая, как редукция личных достижений: именно по ней все испытуемые (работающие психологи и педагоги, студенты - психологи и педагоги дневной формы обучения) имеют уровень выраженности выше среднего, что, в свою очередь, дает средний уровень выраженности профессиональных деформаций вообще. Все испытуемые в настоящий момент еще не видят, что благодаря своей работе (учебе) они уже сделали в жизни много действительно ценного. Во время работы (учебы) не чувствуется приятного оживления. не всегда педагогам и психологам удается спокойно справляться с эмоциональными проблемами. Не все имеют много планов на будущее и верят в их осуществление. Не всегда удается легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. Некоторые испытуемые не уверены, что их работа нужна людям. Не все умеют находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при обращении с коллегами, подчиненными и согруппниками, хорошо понимают, что чувствуют подчиненные, коллеги и согруппники, и стараются учитывать это в интересах дела.
Выявление отношения к выполняемой деятельности (профессиональной подготовке), поиска новых путей реализации возможностей или нежелания изменения существующего порядка, роста профессионализма или статичной позиции, наличия признаков утомляемости (блок А) (табл. 2), особенностей взаимоотношений в коллективе, реализуемой концепции другого человека, элементов характеристики самооценки (блок Б) (табл. 3) осуществлялось с помощью опросника «Отношение к деятельности» (ОКД) [1, с. 240-244], авторами которого являются чешские психологи В. каппони и Т. Новак. Результаты диагностической процедуры позволяют также выяснить (в
ситуации беседы в сочетании с применением опросника) приоритеты испытуемых в профессиональной деятельности, потенциальные возможности возникновения симптомов синдрома эмоционального выгорания, возможность рефлексии на свою личностную и профессиональную позицию и перспективы для ее изменения.
У двух третей будущих и работающих психологов и педагогов выявлен уровень выше среднего положительного отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке, поиска новых путей реализации возможностей и роста профессионализма. При воспоминании в воскресенье о том, что завтра снова идти на работу, у специалистов не портится настроение. коллеги на работе не раздражают их, они готовы многократно выслушивать и поддерживать их. С делами на службе они стараются справиться «одной левой», многое в профессиональной подготовке и деятельности психологам и педагогам хорошо известно.
однако у трети испытуемых уровень ниже среднего отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке; у них наблюдается нежелание изменения существующего порядка; часто преобладают статичные позиции; имеются в наличии признаки утомляемости. Если бы у них в настоящий момент была возможность уйти на пенсию, то они сделали бы это без промедления. Их очень сильно раздражают (выводят из равновесия) не только коллеги, но и клиенты. Еще многое в учебе или работе им не известно. Внимание необходимо акцентировать на том факте, что половина будущих и работающих психологов и педагогов в последнее время отказывается от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д., а за последние три месяца им не попала в руки ни одна специальная книга, из которой они почерпнули бы что-нибудь новое.
Таблица 2
Результаты исследования ОКД (блок А)
Испытуемые/пункты диагностической процедуры пс пед пс + пед ст-пс ст-пед ст-пс + ст-пед Итого
А1 (саз) + (%) 26,14 27,91 27,03 28,20 26,66 27,43 27,23
У НС НС НС НС НС НС НС
- (%) 73,86 72,09 72,97 71,80 73,34 72,57 72,77
У ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
А2 (саз) + (%) 20,36 43,70 32,03 15,38 31,11 23,25 27,64
У н С НС Н НС НС НС
- (%) 79,64 56,30 67,97 84,62 68,89 76,75 72,36
У ВС С ВС В ВС ВС ВС
А3 (саз) + (%) 28,97 34,51 31,74 25,64 22,22 23,93 27,84
У НС НС НС НС НС НС НС
- (%) 71,03 65,49 68,26 74,36 77,78 76,07 72,16
У ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
А4 (саз) + (%) 24,08 47,17 35,63 23,07 13,33 18,20 26,92
У НС С НС НС Н Н НС
- (%) 75,92 52,83 64,37 76,93 86,67 81,80 73,08
У ВС С ВС ВС В В ВС
А5 (саз) + (%) 36,15 49,24 42,70 35,89 46,66 41,28 41,99
У НС С С НС С С С
- (%) 63,85 50,76 57,30 64,11 53,34 58,72 58,01
У ВС С С ВС С С С
А6 (саз) + (%) 31,29 43,36 37,33 28,20 40,00 34,10 35,72
У НС С НС НС НС НС НС
- (%) 68,71 56,64 62,67 71,80 60,00 65,90 64,28
У ВС С ВС ВС С ВС ВС
А7 (саз) + (%) 21,98 37,49 29,74 20,51 28,88 24,70 27,22
У НС НС НС НС НС НС НС
- (%) 78,02 62,51 70,26 79,49 71,12 75,30 72,78
У ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
А8 (саз) + (%) 61,72 45,99 53,86 61,53 40,00 50,77 52,32
У ВС С С ВС НС С С
- (%) 38,28 54,01 46,14 38,47 60,00 49,23 47,68
У НС С С НС С С С
Итого окд (блок А) + (%) 31,33 41,17 36,25 29,80 31,10 30,45 33,35
У НС С НС НС НС НС НС
- (%) 68,67 58,83 63,75 70,20 68,9 69,55 66,65
У ВС С ВС ВС ВС ВС ВС
Примечание: пс - психологи, пед - педагоги, ст-пс - студенты-психологи, ст-пед - студенты-педагоги, А1-А8 - пункты диагностической процедуры, саз - среднее арифметическое значение, «+» - положительный ответ, «-» - отрицательный ответ, % - проценты, у - уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий
Таблица 3
Результаты исследования оКд (блок Б)
Испытуемые/пункты диагностической процедуры пс пед пс + пед ст-пс ст-пед ст-пс + ст-пед Итого
Б1 а (%) 54,81 40,18 47,50 53,55 35,89 44,72 46,11
У С НС С С НС С С
б (%) 38,73 47,15 42,94 40,00 53,84 46,92 44,93
У НС С С НС С С С
в (%) 6,46 12,67 9,56 6,67 10,27 8,36 8,96
У Н Н Н Н Н Н Н
Б2 а (%) 51,42 52,03 51,73 48,88 46,15 47,52 49,63
У С С С С С С С
б (%) 41,84 45,98 43,91 42,22 46,15 44,19 44,05
У С С С С С С С
в (%) 6,74 1,99 4,36 8,90 7,70 8,29 6,32
У Н Н Н Н Н Н Н
Б3 а (%) 43,65 39,59 41,62 35,55 48,71 42,13 41,88
У С НС С НС С С С
б (%) 53,21 46,88 50,05 57,77 48,71 53,24 51,65
У С С С С С С С
в (%) 3,14 13,53 8,33 6,68 2,58 4,63 6,47
У Н Н Н Н Н Н Н
Б4 а (%) 35,62 34,86 35,24 33,33 46,15 39,74 37,49
У НС НС НС НС С НС НС
б (%) 52,10 44,80 48,45 46,66 33,33 40,00 44,23
У С С С С НС НС С
в (%) 12,28 20,34 16,31 20,01 20,52 20,26 18,28
У Н Н Н Н НС Н Н
Б5 а (%) 46,19 43,70 44,95 44,44 41,02 42,73 43,84
У С С С С С С С
б (%) 20,33 29,62 24,98 17,79 25,65 21,72 23,35
У Н НС НС Н НС НС НС
в (%) 33,48 26,68 30,07 37,77 33,33 35,55 32,81
У НС НС НС НС НС НС НС
Б6 а (%) 22,08 20,36 21,22 24,44 28,20 26,32 23,77
У НС Н НС НС НС НС НС
б (%) 63,15 61,87 62,51 62,22 66,66 64,44 63,48
У ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
в (%) 14,77 17,77 16,27 13,34 5,14 9,24 12,75
У Н Н Н Н Н Н Н
Итого ОКД (блок Б) а (%) 42,30 38,45 40,38 40,03 41,02 40,53 40,46
У С НС НС НС С С С
б (%) 44,89 46,05 45,47 44,44 45,72 45,08 45,28
У С С С С С С С
в (%) 12,81 15,50 14,15 15,53 13,26 14,39 14,26
У Н Н Н Н Н Н Н
Примечание: пс - психологи, пед - педагоги, ст-пс - студенты-психологи, ст-пед - студенты-педагоги, Б1-Б6 - пункты диагностической процедуры, а, б, в - варианты ответов, % - проценты, у - уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий
Почти у половины будущих и работающих психологов и педагогов выявлен средний уровень взаимоотношений в коллективе, реализуемой концепции другого человека, самооценки. Заниматься своими делами в присутствии клиентов они принципиально никогда себе не позволят, но не исключены случаи, когда специалисты оправдывают себя: «все мы люди - быстро улажу свои дела и займусь работой». Если во время разговора с клиентом звонит по телефону супруг(а), то испытуемые в большинстве случаев считают, что это совершенно неуместно, и они не станут переключаться на личные разговоры, но иногда специалисты извиняются перед клиентом и коротко выясняют, в чем дело. Помещение, в котором психологи и педагоги принимают клиентов, отличается некоторым рабочим беспорядком, но, в общем,
всегда убрано. На работу они ходят одетыми очень аккуратно, но иногда нормально, оправдывая себя: «это не суть важно». Чайная комнатка на их работе находится в особом помещении или это, к сожалению, закуток в коридоре или в кабинете. Во время приема у их рабочего стола есть стул, и первое, что они делают после приветствия, это предлагают вошедшему человеку присесть, но не исключены случаи, когда они сидят за своим рабочим столом, а вошедший стоит.
Определение самооценки профессиональной пригодности и способностей, самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей осуществлялось с помощью «Методики изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей» (МИСППИС) [20, с. 201-202] (табл. 4).
Таблица 4
Результаты исследования МИСППИС
Испытуемые/аббревиатуры коэффициентов самооценки пс пед пс + пед ст-пс ст-пед ст-пс + ст-пед Итого
Кс+ б 0,74 0,79 0,77 0,67 0,62 0,65 0,71
у ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
в ад норм неад зав неад зав ад норм ад норм ад норм ад норм
Кс- б 0,29 0,25 0,27 0,33 0,28 0,31 0,29
у ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
в неад зав неад зав неад зав неад зав неад зав неад зав неад зав
пвс 0,71 0,75 0,73 0,67 0,72 0,69 0,71
Итого МИСППИС б 0,73 0,77 0,75 0,67 0,67 0,67 0,71
у ВС ВС ВС ВС ВС ВС ВС
в ад норм неад зав неад зав ад норм ад норм ад норм ад норм
Примечание: пс - психологи, пед - педагоги, ст-пс - студенты-психологи, ст-пед - студенты-педагоги, Кс+ -коэффициент самооценки по положительному множеству, Кс- - коэффициент самооценки по отрицательному множеству, б - баллы, у - уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий, в - виды самооценки: ад норм - адекватная нормальная, неад зав - неадекватная завышенная, неад зан - неадекватная заниженная, пвс - перевод в стены
Даже использование метода самооценки дало возможность определить у будущих и работающих психологов и педагогов адекватную нормальную самооценку с тенденцией к неадекватности завышенности (о чем свидетельствует пограничное значение 0,71). При этом у работающих специалистов в большинстве доминирует неадекватная завышенная самооценка. Испытуемые склонны переоценивать свою профессиональную пригодность, профессиональные способности, самих себя, свои возможности, качества и место среди других людей, что, безусловно, не лучшим образом сказывается на профессиональной деятельности, в частности на ее эффективности, и является предпосылкой возникновения редукции личных достижений как составляющей профессиональных деформаций.
Оценивая сформированность субъективного контроля психологов и педагогов с помощью «Метода исследования уровня субъективного контроля» (УСК) - модификации «Шкалы локус контроля» Дж. Роттера, выполненной сотрудниками санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [22, с. 207-220], акцент делался на выявлении интерналов и экстерналов не только по общей шкале, но и в отдельных сферах жизнедеятельности. Для определения уровней выраженности экстернальности/интернальности по общей и отдельным шкалам нами была проведена модификация обработки данных «метода исследования уровня субъективного контроля» (табл. 5, 6).
У большинства будущих и работающих психологов и педагогов обнаружен уровень интернальности ниже среднего: иногда не склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; сильно реагируют на утрату личной свободы; лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи; активно ищут информацию; осведомлены о ситуации; приписывают большую от-
ветственность индивидам, участвующим в этой ситуации; стараются избегать ситуационных объяснений поведения; популярны, благожелательны, уверены в себе, проявляют терпимость. При этом определены: средний уровень интернальности в области неудач, уровень ниже среднего интернальности в области семейных, производственных и межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни, а также низкий уровень интернальности в области достижений. Здесь подтверждаются оба положения, действующие в отношении интернальности/экстерналь-ности: 1) локус контроля универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций; 2) большинству людей свойственна широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций; особенности субъективного контроля могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. из этого следует, что измерение локу-са контроля перспективнее строить как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.
В большинстве своем будущие и работающие психологи и педагоги, когда строят планы, то в общем верят, что смогут осуществить их. В семейных конфликтах они чаще чувствуют вину за собой, чем за противоположной стороной. Полагают, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства, а также что случай или судьба не играют важной роли в их жизни. обычно то хорошее, что они делают, бывает по достоинству оценено другими. Предпочитают принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу; такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. согласны с тем, что за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней
Таблица 5
Модификация обработки данных УСК о.Б. Поляковой
Шкалы Уровни выраженности экстернальности/интернальности
Н НС С ВС В
ИО 0-4 5-8 9-13 14-17 18-22
ИД, ИН 0-1,4 1,5-2,4 2,5-3,4 3,5-4,4 4,5-6
ИС 0-1,1 1,2-2,1 2,2-3,1 3,2-4,1 4,2-5
ИП 0-0,8 0,9-1,5 1,6-2,2 2,3-3,1 3,2-4
ИМ, ИЗ 0-0,3 0,4-0,7 0,8-1,1 1,2-1,5 1,6-2
Примечание: ИО - интернальность общая, ИД - интернальность в области достижений, ИН - интерналь-ность в области неудач, ИС - интернальность в области семейных отношений, ИП - интернальность в области производственных отношений, ИМ - интернальность в области межличностных отношений, ИЗ -интернальность в отношении здоровья и болезни, уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий
Таблица 6
Результаты исследования УСК
Испытуемые/ аббревиатуры шкал пс пед пс + пед ст-пс ст-пед ст-пс + ст-пед итого
ио сас +12,46 +13,62 +13,04 +4,90 +2,03 +3,47 +8,26
у С И ВС И с и НС И Н И н и не и
ид сас +1,06 +0,58 +0,82 +0,51 -0,03 +0,24 +0,53
у Н И Н И н и Н И Н э н и н и
ин сас +4,62 +5,20 +4,91 +0,69 +0,49 +0,59 +2,75
у В И В И в и Н И Н И н и С и
ис сас +2,33 +4,12 +3,23 +0,96 +1,08 +1,02 +2,13
у С И ВС И ВС и Н И Н И н и не и
ип сас +1,84 +3,09 +2,47 +0,67 +0,31 +0,49 +1,48
у С И ВС И ВС и Н И Н И н и не и
иМ сас +1,39 +0,27 +0,83 +1,07 +0,03 +0,55 +0,69
у ВС И Н И С и С И Н И не и не и
из сас +1,22 +0,36 +0,79 +1,00 +0,15 +0,58 +0,69
у ВС И НС И С и С И Н И не и не и
Примечание: пс - психологи, пед - педагоги, ст-пс - студенты-психологи, ст-пед - студенты-педагоги, ИО - интернальность общая, ИД - интернальность в области достижений, ИН - интернальность в области неудач, ИС - интернальность в области семейных отношений, ИП - интернальность в области производственных отношений, Им - интернальность в области межличностных отношений, ИЗ - интернальность в отношении здоровья и болезни, сас - средняя алгебраическая сумма, у - уровни: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий, И - интернальность, Э - экстернальность
работают; что, то, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. Считают, что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
Психологи и педагоги убеждены в том, что большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу; что дети вырастают такими, какими их воспитывают родители; что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя; что успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения; что человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий. Уверены в том, что большинство неудач в их жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения; что если они очень захотят, то смогут расположить к себе почти любого. Чувствуют, что от них больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье их семьи.
Заключение
Таким образом, осуществляя профессиональную подготовку будущих психологов и педагогов и сопровождение работающих специалистов, следует учитывать такие психологические особенности их редукции личных достижений, как: уровень выше среднего редукции личных достижений; средний уровень интернальности в области неудач; уровень ниже среднего общей интернальности, интернальности в области семейных, производственных и межличностных отношений и в отношении здоровья и болезни, отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке; у них наблюдается нежелание изменения существующего порядка; часто преобла-
дают статичные позиции; имеются в наличии признаки утомляемости (у трети испытуемых); низкий уровень интерналь-ности в области достижений. Половина будущих и работающих психологов и педагогов в последнее время отказывается от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д., а за последние три месяца им не попадала в руки ни одна специальная книга, из которой они почерпнули бы что-нибудь новое.
Также необходимо учитывать при осуществлении профпросвещения и психопрофилактики следующие результаты: средний уровень взаимоотношений в коллективе, реализуемой концепции другого человека, самооценки (почти у половины испытуемых); адекватная нормальная самооценка с тенденцией к неадекватности завышенности; у работающих специалистов в большинстве доминирует неадекватная завышенная самооценка; уровень выше среднего положительного отношения к выполняемой профессиональной деятельности и профессиональной подготовке, поиску новых путей реализации возможностей и росту профессионализма (у двух третей испытуемых).
Литература
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / В кн.: Психология в медицине. - М.: Ка-федра-М, 1998. - С. 231-244.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1993. - 400 с.
3. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина; - 416 с.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. A.A. Крылова. - Л.: Медицина, 1989. - Вып. 13. - С. 22-26.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
6. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / В кн.: Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. -С. 443-463.
7. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Стар-ченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. - Серия 6. - 1997. - Вып. 2 (№ 13).
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Питер, 1994. - 421 с.
10. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2007. - 656 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.
13. Ильин Е П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
14. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - 160 с.
15. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности / В кн.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 1991.- С. 34-46.
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
17. Полякова О.Б. Быть или не быть: к вопросу об учебном курсе для будущих психологов «Психогигиена и психопрофилактика профессиональных деформаций личности» // Мир психологии. - 2007. - № 4 (52). - С. 174-184.
18. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.
19. Практикум по психологии профессиональной деятельности. - СПб.: СПбГУ, 2000. -304 с.
20. Ратанова Т.А., Золотарева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: МГОПУ, 1997. -219 с.
21. Родина И.А. Социально-гигиеническая оценка профессиональной деятельности врачей судебно-медицинских экспертов отделов экспертизы живых лиц, экспертизы трупов и судебно-гистологической лаборатории / В сб.: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. - Новосибирск-Красноярск, 2007. -Вып. 12. - С. 50-54.
22. энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: АСТ, 1997. - 300 с.
23. Maslach С. Burnout: a social psychological analysis / In: The burnout syndrome: Current search, theory, interventions. Ed. by J.W. Jones. - London, 1982.
24. Maslach С. Burnout: The cost of caring. - New York: Prentice-Hall, 1982.
25. Maslach C., Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition. -California, 1986.
26. Maslach C., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. - 1981. - Vol. 2. - P. 99-113.
27. Perlman В., Hartman E. Burnout: summary and future research // Human relations. -1982. - Vol. 35(4). - P. 283-305.
28. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. - New York, 1988.
29. Shirom A. Burnout in work organizations / In: International review of industrial and organizational psychology. - New York, 1989.
Список сокращений:
МИСППИС - методика изучения самооценки профессиональной пригодности и способностей,
ОКД - отношение к деятельности, РЛД - редукция личных достижений, УСК - уровень субъективного контроля, MBI - Maslach Burnout Inventory
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE REDUCTION OF PERSONAL ACHIEVEMENT AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF PSYCHOLOGISTS AND TEACHERS
o.B. polyakova
Department of psychology and developmental physiology of the Russian Academy of Education,
Moscow
overview with using author's own data. Deepened understanding of the phenomenon of «reduction of personal achievement» as a component of professional deformation. Identified the psychological characteristics of reduction of personal achievements of psychologists and teachers: the level above the middle reduction of personal achievement, positive attitudes towards their profession and training, find new ways to pursue opportunities for growth and professionalism; the middle level of internality in the failures, relationships in a team, implemented the concept of another rights, self-assessment; self-assessment with an adequate normal trend of heavy reliance on inadequate; for working professionals in the most dominant inadequate high self-assessment; the level below the middle total internality, of family, work and interpersonal relationships, in health and disease, attitudes towards their profession and training; low level of internality in achievements; reluctance to change the existing order, static position, the signs of fatigue.
Keywords: responsibility, productivity, professional motivation, professional deformation, occupational duties, reduction of personal achievements, self-assessment.