Научная статья на тему 'Психологические особенности развития половой идентичности в период молодости'

Психологические особенности развития половой идентичности в период молодости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1401
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПЕРИОД МОЛОДОСТИ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОБРАЗЫ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / DEVELOPMENT / PERIOD OF YOUTH / GENDER IDENTITY / GENDER ROLE IMAGES / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флотская Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития половой идентичности в период молодости. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в когнитивном, эмоциональном и конативном компонентах половой идентичности у представителей мужского и женского пола к 30 годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Gender Identity Development in Youth

The article looks at the main tendencies of gender identity development in youth. Special attention is given to the changes happening in cognitive, emotional and connotative components of gender identity among male and female representatives by the age of 30.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития половой идентичности в период молодости»

УДК 159.922

ФЛОТСКАЯ Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, заместитель директора по учебно-методической работе Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 210 научных публикаций, в т. ч. трех монографий и двух учебных пособий

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

В статье рассматриваются основные тенденции развития половой идентичности в период молодости. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в когнитивном, эмоциональном и конативном компонентах половой идентичности у представителей мужского и женского пола к 30 годам.

Ключевые слова: развитие, период молодости, половая идентичность, полоролевые образы, маскулинность, фемининность, андрогиния.

Социальные процессы, происходящие в последние десятилетия в нашей стране, радикально изменили весь прежний уклад общественной жизни. Происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения, разрушается жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужского и женского поведения, что влечет за собой изменения в индивидуально-психологических характеристиках личности, в частности половой идентичности.

В последние годы в отечественной психологии резко усилился интерес к проблеме половой идентичности, увеличилось количество исследований и публикаций, при этом существующие сведения об особенностях развития половой идентичности на разных этапах онтогенеза фрагментарны и неполны. Также сле-

дует отметить, что из существующих работ, затрагивающих в той или иной степени проблемы половой идентичности, большинство посвящено процессу половой идентификации дошкольника и подростка, период молодости в этом отношении оказывается менее представленным. Однако молодость является особенно важным периодом в развитии мужской или женской идентичности. Период молодости привносит в жизнь человека новые социальные роли, определение перспектив и целей жизни. Поиск партнера и вступление в брак, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало самостоятельной жизни - условия, влияющие на развитие половой идентичности. На наш взгляд, определение потенциальных возможностей развития структурных составляющих половой идентичности в период

© Флотская Н.Ю., 2012

молодости имеет принципиальное значение для понимания специфики психического развития человека. Все это убеждает в необходимости проведения специального исследования, направленного на изучение особенностей развития половой идентичности в период молодости.

В своем исследовании половую идентичность рассматривали как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1. В качестве структурных компонентов половой идентичности были выделены когнитивный, эмоциональный и кона-тивный компоненты. При этом когнитивный компонент определяется как представления субъекта о своей половой принадлежности, основанные на интеграции полоролевых образов. Эмоциональный компонент характеризуется как отношение субъекта к своей половой принадлежности, а также к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности рассматривается как совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме.

Для выявления особенностей развития когнитивного компонента половой идентичности у представителей мужского и женского пола обратились к методике семантического дифференциала Ч. Осгуда2. Для анализа эмоционального компонента половой идентичности была использована методика «Личностный дифференциал»3. Для изучения конативного компонента половой идентичности использована Анкета половых ролей С. Бем4. В исследовании приняли участие 178 респондентов в возрасте 30 лет (80 представителей мужского пола и 98 - женского) и 224 респондента в возрасте 17-18 лет (105 представителей мужского пола и 119 - женского).

В ходе изучения когнитивного компонента было установлено, что свою причастность к мужскому полу мужчины 30 лет обосновыва-

ют способностью мыслить по-иному, нежели женщины, мужским характером и интересом к противоположному полу. У представительниц женского пола на первый план выступает выполнение роли матери, хозяйки, возможность рожать детей и нравиться мужчинам, женские черты характера (нежность, слабость, заботливость, эмоциональность). Результаты проведенного исследования показали, что 21 % женщин хотели бы изменить свою половую принадлежность, если бы это было возможно, мотивируя это тем, что «мужчинам легче в жизни», «женщины чувствуют дискриминацию во всем», «хотят показать, каким должен быть мужчина». Желающих изменить свою половую принадлежность среди представителей мужского пола 30 лет не выявлено. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, что позволяет острее и полнее чувствовать свое «Я». На этой возрастной стадии идет закрепление мировоззренческих ориентаций и дальнейшее становление образов, составляющих индивидуальное сознание субъектов как представителей определенного пола. Результаты исследования показали, что к 30-летнему возрасту полоролевой образ «Я» у мужчин выглядит более маскулинным, нежели в 17-18 лет. В отличие от юношеского периода, мужчины в 30 лет характеризуют себя как более сдержанных, рассудочных и волевых (р < 0,05). У представительниц женского пола образ «Я» становится мягче, женственнее. В 30 лет женщины видят себя более сдержанными и эмоциональными, менее смелыми и активными (р < 0,05), чем в 17-18 лет.

Анализ полоролевых эталонов показал, что у представителей мужского пола 30 лет образ идеального мужчины выглядит более волевым и активным (р < 0,05), чем в 17-18 лет. По сравнению с предыдущим периодом, в структуре данного образа появляется больше маскулинных характеристик. Мужчины 30 лет представляют идеального мужчину умным, сильным, верным, трудолюбивым, мужественным, ответственным. Результаты факторного анализа показали, что для мужчин 30 лет наиболее

значимыми качествами в идеале мужчины являются активность, ум, ориентация на работу. У женщин 30 лет тоже меняются представления об эталоне мужчины по сравнению с возрастом 17-18 лет: они хотят видеть идеального мужчину более постоянным и умным (р < 0,05). К 30 годам наиболее значимыми для женщин в идеале мужчины становятся качества, характеризующие его как семьянина (ум, постоянство, ориентация на семью). При этом сам образ идеального мужчины по-прежнему остается андрогинным. Они представляют его сильным, добрым, умным, надежным, ответственным. Анализируя образ идеальной женщины, можно заметить, в 30 лет представительницы женского пола характеризуют данный образ более фемининным, чем в юношеский период. Идеальную женщину они представляют доброй, умной, обаятельной, любящей и независимой. Необходимо отметить, что образ идеальной женщины у мужчин 30 лет выглядит еще более фемининным, чем у представительниц женского пола. Мужчины 30 лет видят идеальную женщину слабой, подчиняемой, миролюбивой, ориентированной на семью и одновременно активной, смелой, волевой.

Результаты исследования показали, что у мужчин и женщин 30 лет представления

о типичном мужчине практически не меняются по сравнению с возрастом 17-18 лет. Образ типичного мужчины по-прежнему представлен маскулинным и включает негативные качества. Мужчины 30 лет характеризуют его как сильного, агрессивного, раздражительного, безответственного, работящего. Описания типичного мужчины у женщин отличаются еще большей эмоциональной насыщенностью отрицательных характеристик (эгоистичный, ленивый, инфантильный, глупый, слабый). В период с 18 до 30 лет у представителей обоего пола меняется восприятие типичной женщины. К 30 годам у мужчин в образе типичной женщины появляется больше фемининных качеств, но в целом образ остается андрогинным (красивая, изменчивая, эмоциональная, умная, активная). У женщин 30 лет образ типичной

женщины становится более фемининным, нежели в 17-18 лет. При этом в структуру данного образа по-прежнему входят маскулинные и фемининные качества, и сам образ выглядит позитивным (красивая, трудолюбивая, независимая, добрая, мудрая).

Результаты проведенного исследования показали, что к 30 годам у мужчин и женщин происходят дальнейшие изменения в отношении к себе и представителям своего и противоположного пола. В 30 лет женщины считают большинство мужчин менее активными (р < 0,001), чем в 17-18 лет. С точки зрения показателя силы изменений в оценке большинства мужчин не происходит. В целом общая оценка позитивности мужчин остается невысокой, женщины по-прежнему считают их недостаточно сильными, активными и позитивными. По сравнению с предыдущим периодом, значимые изменения происходят у женщин 30 лет в оценке силы и активности большинства женщин. Женщины 30 лет считают большинство женщин более сильными (р < 0,05), чем в 17-18 лет. Так, среднее значение показателя силы увеличивается в два раза: если в 17-18 лет он составлял 0,61 балла, то в 30 лет - 1,22. Увеличивается и общий балл показателя активности по сравнению с предыдущим периодом (р < 0,05). А вот общая оценка позитивности женщин не претерпевает изменений, она остается такой же положительной, как и в предыдущий период. У мужчин 30 лет значимые различия, по сравнению с предыдущим периодом, выявлены лишь по одному показателю. Мужчины в 30 лет считают женщин еще менее слабыми (р < 0,05), чем в 17-18 лет. В целом образ женщины остается таким же позитивным и активным, как и в предыдущий период.

Хотелось бы обратить внимание, что мужчины и женщины 30 лет дают практически одинаковую оценку образу «Большинство мужчин». Значимых различий у испытуемых обоего пола не установлено и с точки зрения показателей активности и силы. В целом, мужчины и женщины 30 лет не удовлетворены поведением мужчин, считают их недостаточно сильными и активными. Анализируя отношение к

образу «Большинство женщин», можно отметить, что женщины более позитивно оценивают представительниц своего пола (р<0,05), чем мужчины. Женщины 30 лет характеризуют большинство женщин как более добросовестных, добрых, справедливых (р<0,001), нежели мужчины. Необходимо подчеркнуть, что мужчины по-прежнему считают женщин более слабыми, зависимыми, расслабленными, менее решительными и самостоятельными (р < 0,001), чем оценивают их сами женщины. И относительно показателя активности выявлены значимые различия в данных выборках. Женщины 30 лет считают большинство женщин более открытыми, деятельными и энергичными, нежели оценивают их мужчины. Общий балл активности в оценке представителей женского пола у женщин значительно выше (р < 0,001), чем у мужчин. Результаты проведенного исследования показали, что мужчины и женщины 30 лет в целом позитивно оценивают самих себя, но женщины считают себя более позитивными (р < 0,001), чем мужчины. Они воспринимают себя в большей степени обаятельными, добросовестными, добрыми и честными, чем мужчины.

Далее обратимся к рис. 1, на котором видим, что мужчины 30 лет представляют себе большинство женщин позитивнее (р < 0,05),

ПОЗИТИВНОСТЬ

а) мужчины

позитивность

б) женщины

■ большинство мужчин большинство женщин ' я

Рис. 1. Отношение к себе и представителям своего и противоположного пола у мужчин и женщин 30 лет

активнее (р < 0,001), но слабее (р < 0,001) мужчин. Большинство мужчин они оценивают менее позитивно (р < 0,001), чем большинство женщин и самих себя.

Себя мужчины 30 лет считают лучше мужчин и женщин, такими же сильными, как мужчины, но активнее их; сильнее, чем женщины, но менее активными, чем они.

Анализируя отношение женщин 30 лет к представителям своего и противоположного пола, необходимо отметить, что женщины видят образ «Большинство мужчин» менее позитивным и активным (р < 0,001), чем образы «Большинство женщин» и «Я». Образ «Большинство женщин» воспринимается женщинами 30 лет как более позитивный и активный (р < 0,001) и такой же сильный, как образ «Большинство мужчин». Себя женщины в 30 лет осознают как носителей позитивных, социально-желаемых характеристик, считают положительнее большинства мужчин и женщин (р < 0,001), активнее мужчин (р < 0,001), но менее активнее женщин (р < 0,001) и одинаково сильными, как мужчины и женщины. Итак, мы видим, что женщины негативно оценивают большинство мужчин и более позитивно относятся к себе и представителям своего пола. Результаты проведенного исследования показали, что женщины 30 лет воспринимают себя более позитивными, чем мужчин и женщин; более активными, чем мужчин, но менее активными, чем женщин; одинаково сильными, как другие мужчины и женщины. Условно данную позицию можно обозначить так: «Я сильная, как мужчины и женщины, но я лучше их. Женщины активнее меня, но я активнее мужчин». Мужчины 30 лет считают себя более позитивными и активными, чем другие мужчины, и такими же сильными, как они, а также более позитивными и сильными, чем женщины, но менее активными, чем они. Условно данную позицию можно обозначить следующим образом: «Я сильный, как мужчины, но я лучше и активнее, чем они. Я сильнее и лучше женщин, но они активнее меня». Образ «Я» у женщин ближе к образу «Большинство женщин». Это позволяет нам предположить, что в про-

цессе становления половой идентичности на этом этапе онтогенеза женщины идентифицируют себя с женским полом. А вот у мужчин не наблюдается такого совпадения в образах, поскольку они более негативно относятся к представителям своего пола, чем женщины.

Итак, к 30 годам общая оценка мужчин остается невысокой, женщины по-прежнему считают их недостаточно сильными, активными и позитивными. По сравнению с предыдущим периодом, женщины типичную женщину считают более сильной и активной и такой же позитивной. Отношение к себе у женщин не меняется. Они видят себя такими же позитивными, сильными и активными, как и прежде. Мужчины в 30 лет считают большинство женщин по-прежнему позитивными и активными, но более слабыми, чем в 17-18 лет, тогда как отношение к самому себе и представителям своего пола остается без изменений.

Период от 18 до 30 лет отличается от предыдущего тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. На этой возрастной стадии показатель маскулинности у мужчин имеет лишь тенденцию к увеличению, различия с предыдущим возрастом незначимы, но средний показатель маскулинности - 100,07±2,01 является самым высоким на всей линии онтогенеза.

У женского пола средняя величина показателя маскулинности снижается, различия достоверны (р<0,001), а показатель феминин-

ср. зн.

105

100

95

90

85

80

□ мужчины

□ женщины

маскулинность

100,7

88,09

фемининность

88,88

101,01

ности практически не меняется (100,01±1,12) (рис. 2).

Сравнение половых различий выраженности показателей маскулинности и феминин-ности свидетельствует о статистической значимости различий по каждому показателю. Среднее значение показателя маскулинности у мужчин значительно больше, чем у женщин (р < 0,001), а среднее значение показателя феми-нинности значительно больше у женщин, чем у мужчин (р < 0,001). При этом в данном возрасте снова отчетливо прослеживается симметрия в выраженности показателей маскулинности и феми-нинности у представителей мужского и женского пола. Обращает на себя внимание то, что верхнее значение показателя маскулинности у мужчин практически равняется среднему значению показателя фемининности у женщин, аналогично и с нижними значениями, показатель фемининности у мужчин является практически сходным с показателем маскулинности у женщин.

Рассматривая возраст 30 лет, хотелось бы отметить, что именно в данном возрастном периоде наблюдается наибольший процент мужчин с маскулинным типом (35 %) и наименьшим количеством недифференцированного типа половой идентичности (8 %) (рис. 3).

Примечателен тот факт, что изменений у лиц женского пола в распределении типов половой идентичности по сравнению с предыдущим периодом практически не происходит. Как и прежде, женщин с фемининным типом - 31 %, с маскулинным - 13 %, с андрогинным - 41 % и недифференцированным типом полоролевого поведения - 15 %. В ходе исследования установ-

мужчины

Уел. обозначения: □□ - фемининный - недифференцированный И - маскулинный I; I; ;1 - андрогинный

Рис. 2. Показатели выраженности маскулинности и Рис. 3 Распределение типов п°лов°й

фемининности у мужчин и женщин 30 лет у мужчин и женщин 30 лет

лены значимые различия у мужчин и женщин в распределении типов половой идентичности. Так, мужчин с маскулинным типом почти в три раза больше, чем женщин (р < 0,001), а женщин с фемининным типом, наоборот, в два раза больше, нежели мужчин (р < 0,001). Количество мужчин и женщин с андрогинным типом половой идентичности составляет примерно равное количество (42 и 41 % соответственно).

Системное рассмотрение становления половой идентичности в период молодости позволило выявить качественные особенности развития этого личностного образования психики. У мужчин и женщин 30 лет продолжаются процессы феминизации в женских образах. У представителей мужского пола в этот период происходят процессы маскулинизации в мужских образах, тогда как у женщин к 30 годам в мужских образах изменений в сторону увеличения выраженности показателя маскулинности не наблюдается. К 30 годам у женщин общая оценка мужчин остается невысокой, они по-прежнему считают представителей мужского пола недостаточно сильны-

ми, активными и позитивными; отношение к себе и другим женщинам остается таким же положительным, как и раньше; мужчины 30 лет считают большинство женщин по-прежнему позитивными и активными, но более слабыми, тогда как отношение к самим себе и представителям своего пола остается без изменений. У женщин 30 лет показатель маскулинности имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности - к повышению. В целом для мужского пола возраст 30 лет является кульминационным в развитии половой идентичности, поскольку в этом возрасте показатель маскулинности является самым высоким на всей линии онтогенеза и наблюдается наибольший процент мужчин с маскулинным типом и наименьшим количеством недифференцированного типа половой идентичности.

На наш взгляд, результаты, полученные в исследовании, будут способствовать накоплению знаний о развитии человека и позволят использовать их для решения современных задач возрастной психологии и психологии развития.

Примечания

1 Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: учеб. пособие. Архангельск, 2009. С. 37.

2 Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 299-302

3 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал: метод. рекомендации. Л., 1983. С. 3-12.

4 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. С. 199-202.

Flotskaya Natalia Yuryevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Work

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF GENDER IDENTITY DEVELOPMENT IN YOUTH

The article looks at the main tendencies of gender identity development in youth. Special attention is given to the changes happening in cognitive, emotional and connotative components of gender identity among male and female representatives by the age of 30.

Key words: development, period of youth, gender identity, gender role images, masculinity, femininity, androgyny.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Медведев Д.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.