ББК 74.202.4
Т.Л. Журикова
Психологические особенности развития колористических способностей учащихся
T.L. Zhurikova
Psychological Features to Develop Colouring Abilities of the Pupils
Статья отражает актуальность, цель и новизну исследования проблемы развития колористических способностей учащихся художественной школы, анализ некоторых психологических аспектов теории деятельности, творческого развития, способностей, отношения обучения и развития.
Ключевые слова: цвет, колористические способности, живопись, творческое развитие, обучение, цветовой художественный образ.
Широкий диапазон возможностей цвета и низкий уровень цветовой образованности явились главными предпосылками к исследованию проблемы развития колористических способностей учащихся.
Цвет как компонент природного окружения оказывает влияние на формирование и развитие человека. С другой стороны, постоянное оперирование цветом предполагает активное отношение к нему человека.
В современных условиях, требующих постоянного повышения творческого потенциала, профессиональной средообразующей колористической деятельности, проблема развития колористических способностей учащихся как одного из видов творческих способностей становится особенно актуальной в таких сферах, как образование и искусство.
Для творческих способностей характерно наличие инварианта, являющегося неизменной основой любого вида способностей. Следовательно, развивая творческие способности на одном материале, мы развиваем творческий потенциал личности, что дает ей возможность проявить себя в любой деятельности.
Решение комплекса задач по формированию творческой личности, колористического образования школьника усиливает роль детских художественных школ (ДХШ) и школ искусств как начального художественного образования, предопределяющего профессиональную деятельность учащихся.
В настоящее время в системе художественной подготовки развитие колористических способностей осуществляется учебными дисциплинами, связанными с решением цветовых задач. Ведущим предметом является живопись. Источником развития способностей выступает противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями
The article reflects the urgency, purpose and novelty of the research devoted to development of colouring abilities of pupils of art school. The author analyzes some psychological aspects of the theory of activity, creative development, abilities, relation of training and development.
Key words: colour, colour abilities, painting, creative development, training, colour art image.
учебной деятельности. Выявление исходного уровня колористических способностей на начальном этапе обучения позволяет задать оптимальную направленность их развития. На сегодняшний день в школьной практике развитию колористических способностей уделяется недостаточное внимание. Просмотры учебно-творческих работ учащихся ДХШ редко показывают их высокий уровень. Различные методические подходы к обучению цвету с различным уровнем эффективности обеспечивают развитие способностей владения цветом учащихся. Следовательно, проблема в большей степени состоит в поиске вариантов эффективных методов, способов и приемов обучения.
Для разработки цветодидактического материала необходимо рассмотреть психологические аспекты, связанные с развитием колористических способностей учащихся. Большое значение для нашего исследования имеют теории деятельности, способностей, творческого развития.
Учеными доказано, что психическое развитие происходит в деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). «Только в деятельности, сначала в игровой, а затем в учебной и трудовой, развиваются органы чувств и познавательные психические процессы, чувства и воля, черты характера и способности, потребности и мотивы поведения, формируются убеждения и мировоззрение» [1, с. 34]. Именно в школе, в процессе учебной деятельности, как подчеркивает В.С. Кузин, формирование у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер, а активность формирования способностей школьников определяется целенаправленностью обучения и воспитания. Следовательно, педагогически организованная деятельность человека
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
является основой, средством и условием его психического развития, а развитие способностей зависит от качества обучения.
Вопрос об отношении обучения и развития является основным в педагогической психологии. Л.С. Выготский впервые выдвинул и четко сформулировал положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. По его мнению, обучение идет впереди развития и ведет его за собой.
Психологическое изучение способностей получило освещение в трудах Б.С. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, В.И. Кире-енко, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В. Штерна и др. Интерес ученых был направлен на определение сущности и содержания понятия «способности», на их обусловленность наследственными и социальными факторами, а также на их проявление и развитие в конкретных видах деятельности.
В качестве основных понятий в теории способностей выступают задатки, способности и одаренность (общая и специальная). Задаткам, под которыми понимались анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, придавалось решающее значение в формировании способностей (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн). Исследуя проблему происхождения способностей, наша наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях, подчеркивая решающее значение активной деятельности индивида.
Большое значение в понимании способностей с позиции функциональных систем имеют труды Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. Выдающийся физиолог, создатель теории функциональных систем П.К. Анохин определяет функциональные системы живых организмов как самоорганизующиеся, саморегулирующиеся динамические организации, все компоненты которых взаимодействуют и взаи-мосодействуют достижению полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов. По мнению ученых, функциональная система выступает как прижизненно формирующийся субстрат способностей и представляет собой все, что воздействует на человека с момента рождения, усваивается и перерабатывается мозгом. Л.С. Выготский и Б.Г. Ананьев выделяют в структуре способностей прежде всего функциональный и операционный компоненты (механизмы).
Понимая способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, В.Д. Шадриков сформулировал гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей. «Любая деятельность осваивается,
а способности развиваются в деятельности на основе общих способностей, присущих индивиду. Способности развиваются за счет развития операционных механизмов, тонкого приспособления свойств личности к требованиям (условиям) деятельности (формирование оперативности общих способностей, как и обратный процесс - приобретение посредством деятельности индивидуального лица), формирования решающих правил, критериев достижения цели, программ выполнения (построения) отдельных действий по критериям эффективности деятельности. За счет отмеченных процессов формируются способности субъекта деятельности на основе способностей индивида. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности» [2, с. 42].
В.Д. Шадриков рассматривает способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Творческие колористические способности формируются в колористической деятельности, которая требует решения новых задач, поиска новых путей, средств для решения задач.
Проблематика творчества, аспекты творческого развития способностей широко отражены как в зарубежной философии, психологии и педагогике (Аристотель, Д. Гилфорд, Д.Ж. Диксон, В. Дильтей, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Е. Торренс, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Эллис, К. Юнг и др.), так и в отечественной науке (Н. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.А. Гройсман, Б.В. Зайгарник, В.С. Кузин, В.И. Кириенко, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.Л. Яковлева и др.). В исследованиях отмечается интегративный характер творчества, в котором неразрывно связаны познавательный, эмоциональный и личностный компоненты.
Формирование личности художника-колориста связано с освоением тех способов деятельности, при помощи которых создается художественный цветовой образ. Специальные знания, умения и навыки в колористической деятельности сами по себе еще не создают художественный цветовой образ, но они необходимы, чтобы приблизиться к возможностям его создания. Для того чтобы овладеть этими знаниями, умениями и навыками в достаточном объеме, надо параллельно развивать органы чувств и те познавательные психические процессы, которые развиваются на их основе [3, с. 47].
Уровень развития познавательных психических процессов личности, куда входят ощущение, восприятие, память, представление, мышление и вооб-
ражение, самым непосредственным образом влияет на способности человека к творческим действиям [4, с. 178]. Чем лучше развиты все познавательные процессы, тем больше вероятность того, что продукт творчества будет иметь какую-то ценность (В.И. Петрушин). Известно, что восприятие является опорой нашего опыта. Развивая восприятие средствами колористической деятельности, мы расширяем эмоционально-эстетический опыт ребенка и создаем основу для творческой деятельности.
Большой вклад в разработку проблем зрительного, художественного восприятия, восприятия цвета внесли выдающиеся ученые и художники Л. Альберти, Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л. да Винчи,
Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Г. Гельмгольц, И.В. Гете, Э. Делакруа, В.П. Зинченко, А.А. Иванов, К.А. Коровин, С.В. Кравков, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, И.Е. Репин, С.Л. Рубинштейн, Ч. Ченнини, П.П. Чистяков, П.М. Якобсон и др.
Таким образом, на основе анализа некоторых психологических аспектов развития творческих способностей можно сделать следующие выводы:
- предложенный В.Д. Шадриковым подход к пониманию способностей позволяет определить колористические способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации колористической деятельности;
- творческий процесс является инвариантным во всех видах деятельности, следовательно, развивая творческие способности на материале обучения цвету, мы развиваем творческий потенциал личности, что
дает ей возможность проявить себя в любой деятельности;
- развитие колористических способностей будет эффективным, если оно будет представлять целенаправленный процесс обучения цвету, в ходе которого решаются учебные задачи, направленные на достижение цели;
- процесс обучения цвету направлен на развитие познавательной, эмоциональной и личностной сферы;
- для развития колористических способностей как условия творческого развития необходимо совершенствование цветового зрения и развитие на его основе ощущения и восприятия цвета, цветовой памяти и представления цвета, колористического мышления и воображения цвета, эмоциональной реакции на цвет, переживания и чувства цвета, изобразительновыразительных способностей владения цветом.
Цель и новизна нашего исследования заключается в разработке и научном обосновании методики, которая включает систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное изучение и проработку колористических понятий. При создании методики мы ориентировались на концепцию «творческости» (Е.Л. Яковлева), которая предполагает развитие творческого потенциала через эмоциональное содержание. Возраст учащихся художественной школы совпадает с подростковым периодом, сенситивным к овладению средствами эмоционального творческого самовыражения. Целенаправленное обучение цвету учащихся развивает колористические способности, что дает огромную возможность и для накопления опыта эмоциональных переживаний, и для практического выражения эмоциональных состояний через художественный цветовой образ.
Библиографический список
1. Кузин В.С. Психология : учебник. - 3-е изд., перераб. 3. Яковлева Е.Е. Психология развития творческого пои доп. - М., 1997. тенциала личности. - М., 1977.
2. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. - 4. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета : учеб.
М., 2004. пособие. - Самара, 2001.