Научная статья на тему 'Психологические особенности развития доброжелательности учителей'

Психологические особенности развития доброжелательности учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катков О. А.

В статье акцентируется вниманием на необходимости развития доброжелательности учителей. Освещаются эмпирические показатели, свидетельствующие об особенностях развития доброжелательности учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития доброжелательности учителей»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

подобном, и неустойчивые, такие как толпа, масса, публика — группы, которые были сформированы случайно. Человек, находящийся в группе людей, испытывает серьезное психологическое давление и, совместно с этим, психологический подъем.

Группы людей могут основываться и на радикальных убеждениях. В данном случае любая идея, основанная на каких-либо убеждениях, идеологиях, приобретает силу и впивается в разум коллектива. В данной радикально настроенной группе людей идея выходит на первый план и происходит отторжение разумности, самосохранения. Примером этому могут служить террористы-смертники, которые полностью утратили контроль над своим разумом и идут на смерть за свою идею, которая получила распространение в социальной группе, к которой они принадлежали.

В каждой социальной группе имеются свои цели, общие нормы, санкции, какие-либо групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность. В рассмотренном примере группы террористов-смертников отчетливо наблюдаются цели, а именно принести себя в жертву, ради блага группы лиц, разделяющих их убеждения. Общие нормы, регулирующие их поведение, которые имеют поощрительный или санкционный характер. Ритуальный характер выражен в особом способе принесения себя в жертву и т. д.

В неустойчивых социальных группах почти всегда есть радикально-идеологическая подоплека. Толпа радикальных активистов имеет четкое управление, которое осуществляют самые идейные и влиятельные члены группы. Они осуществляют контроль за умами и действиями своих соратников. При потере мотивации к участию в данном объединении людей и попытке выхода из неё, на данных людей начинает действовать психологическое давление, со стороны группы.

Поведение людей радикально настроенной социальной группы отличается от обычной группы. В первом случае лица, состоящие в объединении, имеют ярко выраженный агрессивный и возбужденный настрой, в то время как во втором случае группа может собираться исключительно для проведения работы или досуга вместе. Радикальные группы людей пытаются навязывать свои взгляды и идеи всем вокруг себя, что является неким видом психологического давления. Примеров данного давления бесчисленное количество: от безобидных просьб до применения насильственных способов уговоров. Список используемой литературы:

1. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПБ.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9.

2. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.

3. Степанова Е. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни

4. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.

© Замолоцких И.О., Субботин В.В., 2017

УДК 159.923.2

О.А. Катков

директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Астрахань, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье акцентируется вниманием на необходимости развития доброжелательности учителей. Освещаются эмпирические показатели, свидетельствующие об особенностях развития доброжелательности учителей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Педагогическое общение, доброжелательная атмосфера, доброжелательность

Главное содержание деятельности учителя - руководство классными коллективами, обучение и воспитание, культурно-просветительское развитие подрастающего поколения. Поэтому процесс взаимодействия учителя с коллегами, учащимися и их родителями нуждается в пристальном внимании специалистов психолого-педагогического сообщества [5, с.142]. Аспекты этого процесса должны быть составляющими профессионального и личностного развития будущих учителей с позиций компетентностного подхода. В числе основных параметров, отвечающих за качество процесса взаимодействия в образовательном процессе, могут быть прежде всего выделены эмпатия и ответственность [3, с. 136], гибкость в педагогическом общении [2, с. 172], нравственность и понимание будущим учителем себя как профессионала, включающего свою профессиональную деятельность в смысловую основу своей жизнедеятельности [1, с. 32-33]. В наше время особое внимание должно уделяться такому аспекту проявления нравственности в понимании учителем себя как его доброжелательность. Доброжелательность - это характеристика человека, желающего добра людям, готового содействовать благополучию других, благожелательного человека, доброжелательно относящегося к людям, выстраивающего доброжелательные отношения [7, с. 137].

Доброжелательность предполагает проявление теплоты чувств, гибкости в контактах, коммуникабельности, способности к пониманию других людей [8, с. 82]. Доброжелательности со стороны взрослых является одной из основных потребностей детей [4, с. 73]. Атмосфера доброжелательности является необходимым условием для воспитания и обучения школьников, продуктивного взаимодействия учителей с родителями и коллегами.

Для исследования особенностей развития доброжелательности, как доброжелательного отношения к другим, применялась методика «Диагностика доброжелательности» Д. Кэмпбелла [6, с. 209].

Базой проведения эмпирического исследования явились: муниципальные бюджетные образовательные учреждения Трусовского района г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 22». В эмпирическом исследовании приняли участие 45 учителей школы.

Было выявлено, что учителя характеризуются преимущественно средним уровнем доброжелательности. Выявленное процентное соотношение показателей по шкале «доброжелательность» указывает на то, что максимальное количество учителей характеризуется средним уровнем развития доброжелательности (54%). Пятую часть выборки учителей составляют учителя с низким уровнем развития доброжелательности (21%) и четвертую часть выборки учителей составляют учителя с высоким уровнем развития доброжелательности (25%). Показатели средних значений, характеризующие особенности развития доброжелательности учителей 25 лет, 35 лет и 45 лет, свидетельствуют о том, что у учителей 25 лет доброжелательность развита в наименьшей мере (хср=0,413). Наиболее доброжелательными являются учителя 35 лет (хср=0,628). Учителя 45 лет характеризуются сравнительно средним уровнем доброжелательности (хср=0,529). Это свидетельствует о том, что доброжелательность учителей нуждается в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие доброжелательности у молодых учителей.

Таким образом, доброжелательная атмосфера в школе выступает в качестве нравственного аспекта воспитания и обучения школьников. Развитию доброжелательности, как личностного качества, у учителей должно уделяться большое внимание, в связи с тем, что они должны выступать в качестве нравственных образцов для проявления доброжелательности коллегами, учащимися и их родителями.

Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. - 175с.

2.Брюхова Н.Г., Артемьева Е.В. Психологические особенности развития гибкости в общении педагогов / Социосфера. 2014. №1. С. 172-173.

3.Брюхова Н.Г., Бородай Т.В. Психологические особенности развития ответственности в зрелом возрасте /

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Социосфера. 2013. № 4-1. С. 135-136.

4.Дубровина И. В. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.

5.Катков О.А. Психологические особенности развития коммуникабельности учителей [Текст] / О.А. Катков // Сборник статей международной научно-практической конференции «Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики». - Уфа: Аэтерна, 2016. С. 141-143.

6.Льюнс Д. Язык эффективного общения. Д. Льюнс. - М.: Эксмо, 2004. - 320с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с. / http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/49570 (дата обращения - 9.12.2016).

8.Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 624с.

© Катков О.А., 2017

УДК 159.9

А.В. Лихван

бакалавр

ФГАОУ ВО ЮФУ, АПиП, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Н.Н. Мозговая к.пс.н., доцент ФГАОУ ВО ЮФУ, АПиП, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,

ЗАВИСИМЫХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Аннотация

В данной статье представлен анализ таких понятий как психологическое пространство личности, компьютерная зависимость, описаны признаки кибераддикции и причины ее возникновения. Так же рассмотрены данные, полученные в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей суверенности психологического пространства личности подростков, зависимых от компьютерных игр. Определено наличие особенностей показателей компонентов суверенности личностного пространства.

Ключевые слова

психологическое пространство личности, суверенность личностного пространства, кибераддикция,

школьник-подросток.

На современном этапе развития технологий и различных достижений в области компьютеризации, человек столкнулся с таким явлением как компьютерные игры. Многие учёные спорят о том, как влияют компьютерные игры на развитие детей, мы же предлагаем обратить внимание на особенности психологического пространства личности геймеров.

Целью нашего исследования было изучить особенности суверенности личностного пространства школьников, зависимых от компьютерных игр. Для этого применялись новые диагностические методики: 1. «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот); 2. «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер).

Понятие психологическое пространство личности является достаточно абстрактным. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.