УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (на примере студентов ТувГУ)
Ооржак Л.Н.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Монгуш Ч.Н.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE APPEARANCE OF AGGRESSION AT YOUNG AGE (on the example of students of TuvSU)
Oorzhak L.N.
Tuva State University, Kyzyl Mongush Ch.N.
Tuva State University, Kyzyl
Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях, особенно в молодежной среде. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В современном мире усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение молодежи. Нашу республику данная проблема не обошла стороной, этим и объясняется актуальность исследования юношеской агрессии среди студентов.
Ключевые слова: агрессия, поведение, психологические особенности, агрессивное поведение, юношеский возраст, студенты, самооценка
The economic and social instability that has developed in Russia over the past decades has contributed to a decline in values, increased conflict, and aggressiveness in social and interpersonal relationships, especially among young people. These changes led to the emergence of new social problems, which primarily affected the upbringing, development and social formation of children and adolescents. In extreme forms, cruelty and aggressiveness began to manifest, and crime among young people increased dramatically. Our country has not avoided this problem, and this explains the relevance of the study of youth aggression among students.
Keywords: aggression, behavior, psychological peculiarities, aggressive behavior, youth, students, self-esteem
В настоящее время значительное количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева, И.А. Фурманови др.), так как именно данный
возрастной этап причисляется учеными-психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксонидр.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, А.А. Реан, Ф. Райе, М.С. Калистратова, Г. Шихи) убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна. По статистике, лица юношеского возраста составляют 11,5 % населения нашей страны и совершают 5,7 % преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. Результаты психологических исследований свидетельствуют, что за последние 3-4 года у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов показатели агрессивности и демонстративно вызывающего поведения увеличились в среднем на 1,5 раза. Значительно возросли показатели преступности среди молодежи, участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается возрастание жестокости, цинизма, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба [2]. Проведенное нами исследование студентов выявило у них высокие показатели склонности к физической и вербальной агрессии. Полученные данные актуализируют проблему проявления агрессивности в юношеском возрасте в процессе межличностного взаимодействия.
По мнению Аверина В.А., агрессия присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В проявлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей, играет ее непосредственное социальное окружение. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет свою специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [1].
Выделяют четыре основные причины агрессивного поведения: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.
Агрессию порождает социальная среда - это, прежде всего, слова и поступки со стороны окружающих, а также внешние факторы - особенности среды или
ситуации обитания (жара, шум, теснота, загрязненный воздух, воздействие средств массовой информации). Поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности, приводит к неконтролируемому росту агрессивности [4].
Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным и личностным характеристикам (устойчивые черты характера, наклонности: эмоциональная чувствительность, тревожность, установки, ценностные ориентации, самосознание личности и другие черты). Истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции входящие в комплекс враждебности - гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям. В юношеском возрасте роль индивидуальных причин агрессии чрезвычайно велика потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, так как отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому подростковый и отчасти юношеский период - это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения [5].
Таким образом, агрессия в юношеском возрасте является настораживающим фактором, поскольку негативно влияет на взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, на учебную деятельность и индивидуальное развитие, а также на успешность в их будущей профессиональной деятельности.
Объектом нашего исследования является агрессивное поведение лиц юношеского возраста.
Предметом - особенности проявления механизмов агрессивного поведения у студентов.
Цель исследования: изучение особенностей проявления агрессии в поведении студентов и условия ее преодоления.
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать существующий опыт исследований агрессии в отечественной и зарубежной психологии;
2) выявить особенности проявления агрессии в юношеском возрасте;
3) изучить специфику личностно-психологических составляющих агрессивных реакций у студенческой молодежи;
4) разработать рекомендации для кураторов и преподавателей по коррекции агрессивного поведения студентов.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: индивидуальные различия в агрессии представителей студенческой молодежи связаны с их определенными личностными свойствами. Для того чтобы подтвердить вышесказанное, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие студенты 3 курса в количестве 55 человек, из них 15 юношей и 40 девушек.
В качестве психодиагностических методик были выбраны: личностный опросник агрессивности (А. Басс, А. Дарки), «Тест агрессивности» (опросник Л.Г. Почебут), методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г.Н.).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что агрессивность изучена как проявление межличностного взаимодействия молодежи. Обоснована необходимость рассмотрения агрессивности как одного из свойств человека. Агрессивность представлена как противоречивое составляющее личности студента, обусловленное, с одной стороны, внутренним содержанием психики человека, а с другой, содержанием самой деятельности, через которую он осуществляет взаимодействие с окружающим миром.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике социально-психологического консультирования, а также в коррекционной работе и при проведении тренингов. С помощью используемых в работе тестовых методик психолог получает возможность четко дифференцировать разные уровни агрессивных реакций при разработке путей и способов коррекционной работы с молодежью. Теоретические выводы и практическая разработка могут быть положены в основу курсов по психологии агрессивного поведения и его коррекции для студентов-психологов и практикующих психологов, педагогов.
Результаты, полученные в ходе проведения психодиагностической методики «Изучение агрессивности» А. Басса-Дарки, представлены на рисунке 1.
60%
40%
20%
0%
30% 26%
высокии уровень среднии уровень низкии уровень
юноши девушки
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Изучение агрессивности» А. Басса-Дарки.
Результаты проведенной методики показали, что 30% испытуемых присущ высокий уровень агрессии, выражающаяся в непосредственном физическом воздействии на людей, что негативно влияет на их взаимоотношение с окружающими. У 15% испытуемых - средний уровень агрессии, которая выражается слабой способностью к торможению и спонтанностью. И у большинства испытуемых (55%)
прослеживается низкий уровень агрессии: для них характерен перенос агрессивного поведения на неживые предметы, на животных и т.д.
Полученные результаты по методике «Тест агрессивности» (опросник Л.Г. Почебут), направленный на выяснение степени агрессивности испытуемых, представлены на рисунке 2.
80% 60% 40% 20%
0%
высокии уровень среднии уровень низкии уровень ■ юноши ■ девушки
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Тест агрессивности» (опросник Л.Г. Почебут).
Анализ полученных данных показывает, что в результате проведенной методики у 20% испытуемых повышенный уровень агрессивности: они могут прибегать к использованию физической силы в конфликтных ситуациях, у них возникает эмоциональное отчуждение, которое сопровождается недоброжелательностью по отношению к ним, что обусловлено в большинстве случаев низким уровнем самооценки. Склонны к повышенному раздражению, готовности при малейшем возбуждении к резкости, вспыльчивости, грубости. У 20% испытуемых средний уровень агрессивности, которая, как правило, выражается в ситуациях, когда человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. Для них характерна косвенная агрессия: направлены против других через сплетни, шутки, а также через ненаправленные, неупорядоченные взрывы ярости. У 60 % испытуемых низкий уровень агрессивности, сопровождающаяся недоверием и осторожным отношением к людям. Они чрезмерно подозрительны к окружающим, так как уверены, что все хотят причинить им вред. Для данных лиц характерно также проявление ненависти и зависти, что обусловлено чувством гнева или обидой.
Результаты методики «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г.Н.) представлены на рисунке 3.
0%
высокии уровень среднии уровень низкии уроваень самооценки самооценки самооценки
юноши девушки
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Казанцевой Г.Н.).
В результате мы выявили, что у 25% испытуемых завышенный уровень самооценки: они уверены в себе, всегда выражают свои предпочтения и просьбы откровенно от своего имени, всегда позитивно оценивает свои силы, знают себе цену, имеют высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их реальным возможностям. Зачастую такие качества личности как самолюбие, гордость, достоинство перерастают в эгоцентризм, тщеславие, высокомерие.
У 55% испытуемых - адекватная самооценка, подразумевающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. Их отличает также уверенность в себе, которая позволяет регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.
20% испытуемых имеют заниженную самооценку: они испытывают трудности с определением своих желаний, у них возникают сложности с принятием комплиментов, подарков, похвалы, знаков внимания, не умеют сказать «нет», отказаться выполнить чью-либо просьбу, потому что это вызывает у них чувство эмоционального дискомфорта. Всё внимание человека с заниженной самооценкой концентрируется на том, что ему кто-то что-то не додал, не то сказал, что-то не сделал, не так посмотрел, поэтому появляется излишняя неуверенность в себе, чрезмерная робость и стеснительность, боязнь выскать свое мнение, боязнь критики, неодобрения, осуждения и порицания.
Чтобы удостовериться в валидности данных методик и целесообразности их совместного использования, мы прибегли к математической проверке их степени корреляции, используя критерий г - Спирмена и Пирсона. По результатам математических подсчетов выявлена корреляция между данными методиками: внутришкальные коэффициенты корреляции по критерию г - Спирмена превышают
0.98.и значимы на 1%-ном уровне, по критерию Пирсона превышают 0,94 и значимы на 5%-ном уровне.
Таким образом, у студентов с заниженной самооценкой, уровень агрессии низкий и проявляется в форме вербальной агрессии, а у студентов, имеющих адекватную самооценку, уровень агрессии выражен средне, то есть у них происходит перенос агрессии на неодушевленный предмет, и практически не приносит вреда окружающим. У студентов с завышенной самооценкой наблюдается повышенный уровень агрессии, и, прежде всего, сказывается на их поведении и в отношении к окружающим, а также указывает на то, что самооценка во многом влияет на агрессивность.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что среди студентов имеется достаточно большой процент молодых людей, отличающихся повышенным уровнем агрессии, враждебностью, негативизмом. Они нуждаются в своевременной психолого-педагогической помощи. Этим обусловлена необходимость разработки для кураторов (педагогов) психолого-педагогических рекомендаций, чтобы обратить их внимание на работу со студентами с повышенным уровнем агрессии.
Среди основных методов и способов борьбы с высоким уровнем агрессивности следует отметить:
- аутогенную тренировку, методы психорегуляции и релаксацию;
- пиходрамму, арттерапию, гештальт-терапевтические методы, юнгианский психоанализ и холотропное дыхание;
- различные тренинговые программы (например, тренинги социальных умений, самопознания и саморазвития).
Наиболее эффективным является тренинг, направленный на формирование социальных умений и навыков. Он включает в себя следующие процедуры:
- моделирование ситуаций, где демонстрируются примеры адекватного поведения, даже если провоцируют вступить в конфликт и проявить агрессивность;
- ролевые игры (применение социальных умений в ситуациях, приближенных к реальным, но с максимальной безопасностью для психики человека, то есть под контролем тренера);
- обратная связь и рефлексия (происходит обмен реакций между участниками и их анализ);
- перенос сформированных на тренинговых занятиях умений и навыков в жизненные ситуации.
Библиографический список
1. Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
3. Бютнер. К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Просвещение, 1991. -141 с.
4. Керенберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и переверсиях О.Ф. Керенберг. - M.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 368 с. б. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие, 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. - M.: Изд-во УРАО, 1998. - 176 с.
6. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. - M.: Республика, 1994. -384 с.
7. Mилграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Mилграм. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 336 с.
8. Mожгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Mожгинский. - СПб.: Изд-во «Лань»; Санкт-Петербургский ун-т MВД России,
1999. - 128 с.
9. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - M.: Дом «Форум», 1997. - 160 с.
10. Собчик Л.Н. Mетоды психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Mодифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Mетод. руководство / Л.Н. Собчик. - M., 1990. - Вып. 3.
11. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте / В.А. Худик. - Киев: Здоровье, 1993. - 144 с. Bibliograficheskij spisok
1. Аverinv.A. Psikhologiyalichnosti I V.A. Averin. - SPb.:Izd-VomikhajIovav.a., 1999. - 89 s.
2. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol I l. Berkovits. - SPb.:Prajm-evroznak, 2001. - 512 s.
3. Byutner.K. Zhit s agressivnymidetmi I K. Byutner. - M.: Prosveschenie, 1991. - 141 s.
4. Kerenbergo.F. Agressiya pri rasstrojstva k hlichnosti i pereversiyakh. F. Kerenberg. -M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1998. - Зб8 s.
б. Kulagina i.Y. Vozrastnaya psikhologiya. Razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let: uchebnoeposobie, 4-e izd. I i.Y.Kulagina. - M.: izd-vo URAO, 1998. - 17б s.
6. Lorents K. Agressiya: taknazyvaemoe «zlo» / K. Lorents. - M.: Respublika, 1994. -З84 s.
7. Milgram S. Eksperiment v sotsialnojpsikhologii I S. Milgram. - SPb.: izd-vo «Piter»,
2000. - ЗЗб s.
8. Mozhginskijyu B. Agressiya podrostkov: emotsionalnyj i krizisnyj mekhanizm I Yu.B. Mozhginskij. - SPb.: izd-vo «Lan»; Sankt-Peterburgskij un-t mvdrossii, 1999. - 128 s.
9. Parens G. Agressiyanashikhdetej I G. Parens. - M.: Dom «Forum», 1997. - 1б0 s.
10. Sobchikl N. Metody psikhologicheskoj diagnostiki. Diagnostika mezhlichnostnykh otnoshenij. Modifitsirovannyj variant interpersonalnoj diagnostiki T. Liri: Metod. rukovodstvo I L.N. Sobchik. - M., 1990. - Vyp. З.
11. Khudik V.A. Psikhologiya anomalnogo razvitiya lichnosti v detskom i podrostkovo-yunosheskom vozraste I V.A. Khudik. - Kiev: Zdorove, 199З. - 144 s.
Ооржак Лариса Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КПИ ТувГУ, E-mail: [email protected]
Монгуш Чодураа Николаевна - преподаватель кафедры психологии КПИ ТувГУ
Oorzhak Larisa - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, KPI TuvSU, E-mail: [email protected] Mongush Choduraa - Teacher of the Department of Psychology, KPI TuvSU
УДК 15.07(04)
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КЫЗЫЛСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА
Марюхина В.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE LEVEL OF ANXIETY OF STUDENTS OF THE KYZYL PEDAGOGICAL INSTITUTE
Maruhina V.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена одной из актуальных тем в педагогике и психологии -тревожности. Рассматривается история изучения данного вопроса в психологии. Определены основные причины возникновения тревоги у студентов и представлены итоги исследования тревожности у студентов Кызылского педагогического института.
Ключевые слова: тревога, тревожность, студенчество.
The article is devoted to one of the topical issues in pedagogy and psychology -anxiety. Histoty of the studying this issue is considered in psychology. The main causes of anxiety are identified in students. Results of a study of anxiety are presented among students of the Kyzyl pedagogical Institute.
Key words: anxiety, anxiety, students.
Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй.
Именно тревожность, как отмечают многие исследователи, находится в основе большинства случаев психологических и педагогических трудностей, в том числе многих нарушений развития, саморазвития, образования, которые могут служить поводом для обращения к специалистам. Роль тревожности чрезвычайно высока в нарушениях поведения, например, как деликвентность и аддиктивное поведение. Для данного исследования важно значение коррекции тревожности, ее преодоление при подготовке студентов к трудным ситуациям (экзамены, соревнования) и при овладении новой деятельностью.
Первым, кто обратил внимание на проблему тревожности, был З. Фрейд. В его исследованиях мы видим два варианта объяснения тревожности, во-первых, как результат разрядки подавленного сексуального влечения, во-вторых, как сигнал о наличии опасной ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления. Таким определением З. Фрейд подчеркивает, что неприятное состояние тревоги