Шатохин А.А.
психологические особенности профессиональной идентификации студентов: опыт эмпирического изучения
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам профессиональной идентификации, профессиональному самоопределению и профессиональному развитию в процессе вузовской подготовки позволил констатировать наличие значимой взаимосвязи между успешностью профессиональной идентификации и различными компонентами самосознания личности.
Постановка проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и генезиса, определение психологических оснований ее понимания и изучения имеет теоретическое и практическое значение как в плане достижения самоидентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий и средств массовой информации (Г.м. Андреева, т.м. Буякас, А.В. Кузьмин, Д. Орлов, м.В. Заковоротная, Л.м. Путилова, А.В. Лукьянов, П. Гуревич, A. ТоЙАег, J.F. Luotard и др.) [4, 11, 13].
Профессиональная идентичность - это процесс приобретения профессиональной роли, формирование и функционирование которой не отличается от других социальных ролей. По мнению Т.М. Буякас, профессиональную идентичность можно представить в виде объективации своего «Я» в процессе и в продуктах своего труда. Приобретение профессиональной идентичности происходит в процессе профессионального самоопределения и развития специфических для профессии качеств, в первую очередь, его способностей [2].
Обобщенная модель профессионального становления личности была разработана Поваренковым Ю.П., который проанализировал существующие концепции профессионального развития. Он пришел к выводу, что в большинстве подходов реализуется адаптивная модель профессионального развития. Профессиональное становление личности определяет, как процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий и согласования различных тенденций и требований, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду и его желаниями, возможностями их реализации. Им выделены также
основные функции профессионала, которые он рассматривает как параметры профессионального становления. Первая группафункцийсвязана с производством необходимого обществу продукта и определяется через производительность, надежность и качество работы профессионала. Вторая группа функций связана с реализацией потребностей самого человека и определяется через удовлетворенность трудом, через самореализацию. Третья группа функций связана с обеспечением саморазвития и запуском механизма самодетерминации профессионального развития. Им также рассматрено становление личности в различных типах профессий [8].
Одним из важных факторов и механизмов профессионального развития является удовлетворенность трудом. Котик М.А., анализируя механизмы возникновения интереса к труду, предлагал рассматривать развитие деятельности какдинамику взаимодействиямежду информированностьюинеопределенностью. Регулируется эта динамика эмоциями удовольствия и успеха. Одним из определяющих условий профессионального развития является появление личностной профессиональной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Содержательные характеристики профессиональной идентичности задает профессия, обеспечивая «морфологию» профессиональной деятельности и профессиональной общности, тем самым структурируя диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности [9].
Реализация прецедентного, интердиктивного и юстициального условий становления профессиональной идентичности способствует формированию профессионально дифференцирующих признаков ещё в процессе профессиональной подготовки. Профессия предусматривает специальную целенаправленную и организованную подготовку, которая выполняется за определенное время. Сопоставление профессии, профессиональной идентичности, профессиональной пригодности и профессиональной готовности возможно в координатах активности. Профессия соответствует уровню внешней активности и представляет профессиональную занятость чем-то.
Профессия представляет собой социально-объективную часть профессионального континуума активности. В этом смысле профессия и профессиональная идентичность связаны каузальной зависимостью, как причина и следствие. Профессиональная идентичность связана с этими параметрами профессии опосредованно. Непосредственная же связь обнаруживается, по нашему мнению, с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении ответственности и в переживании собственной профессиональной самоэффективности, в убежденности специалиста реализовать свой потенциал, интеллектуальные ресурсы в профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность - это результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества. Профессиональная идентичность имеет
разные источники формирования, одним из которых является профессиональное образование. Его содержание определяют нормативные государственные документы. В процессе профессиональной идентификации значимую роль играет личностная составляющая, т.е. признание личности окружающими в качестве профессионала.
Э.Эриксон указывал, что при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации. В их число входит: доверие, автономия, инициативность, достижения, идентичность, интимность, творчество, интеграция. Для становления профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация, т.е. защита дипломов, диссертаций, выступления на конференциях [12].
В устойчивом варианте профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и личностной зрелости. Она выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионализации. Став субъектом деятельности, человек в целом завершает свое общее профессиональное самоопределение, не прекращая своего профессионального развития. Профессиональная идентичность отражает единство профессионального менталитета и мастерства.
Профессиональная идентичность может быть описана через три составляющие, которые в Я - концепции часто определяют как совокупность установок «на себя»: когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения); эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»); поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в поведении через поступок).
В плане достижения профессиональной идентичности в обучении можно выделить следующие возможные пути ее становления: через имитационное научение (А. Бандура), транситуационное научение (Е.Н. Емельянов) и совместную продуктивную деятельность (В.Я. Ляудис). В реальной образовательной практике они часто представлены совместно. Они задают направление поиска конкретного подхода, в рамках которого могли бы реализовываться условия становления профессиональной идентичности в период профессионального обучения [1, 3].
Профессия и профессиональная идентичность связаны каузальной зависимостью как причина и следствие. В отличие от них, профпригодность и профессиональная готовность объединены с профессиональной идентичностью актуальной зависимостью, как производные той части профессиональной реальности, которая связана с результативностью специальной подготовки.
Основными составляющими профессиональной идентичности выступают образовательно-профессиональная общность и профессиональная осведомленность. Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют так же определенные ожидания и предпочтения, возможности социальных перспектив, некие идеальные образы выбранной профессии и себя
в ней. Утверждению профессиональной идентичности способствует признание человека окружающими в качестве профессионала. В качестве составляющей профессиональной идентичности в этом случае выступает профессиональная самопрезентация.
Внешние источники формирования профессиональной идентичности являются необходимыми, но недостаточными. К внутренним источникам следует отнести: положительное восприятие себя в качестве субъекта профессии; позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу, присвоение прав и обязанностей профессии.
Становления профессиональной идентичности зависит от меры ответственности, которую специалист готов на себя принять, от соотношения процессуальной и целевой активности, от уровня личностного развития, от мотивационной готовности к реализации себя в избранной профессии, от вхождения в профессиональное сообщество. Эмоциональная профессиональная идентификация совершается, главным образом, в процессе профессионального общения. По мере развития симпатии в межличностных отношениях возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека.
Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) — это постоянно чередующиеся выборы. В основе этих процессов лежит «Я - концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека [15].
Успешность профессиональной идентификации и идентичности во многом определяют становление специалиста в процессе профессиональной подготовки и его эффективность в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие профессионала происходит как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму. Становление личности в процессе профессиональной социализации характеризуется определенной динамикой и механизмами, движущими силами, лежащими в основе этого процесса. Исследование этих явлений в психологии представлено в работах Марковой А.К., Митиной Л.М., Поваренкова Ю. Т., Шаминова P.M., Пряжникова Н.С. и др. [6, 7, 8]
Становление и развитие человека как профессионала осуществляется в ходе систематического обучения в профессиональных учебных заведениях. Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой им необходимых профессионально важных качеств у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Профессиональное становление и развитие человека иногда обозначается понятием профессиогенез. В качестве черт личности, способствующих становлению профессионала, называют такие, как: профессиональная этичность, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля, стрессоустойчивость и конкурентоспособность,
гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д. [6].
Формирование профессионализма идет по трем направлениям: изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения; изменение личности субъекта; изменение соответствующих компонентов установок субъекта по отношению к объекту деятельности.
Возрастной период с 15-18 до 19-23 лет приходится на стадию профессионального обучения (В.А. Бодров). В этот период происходит целенаправленное освоение системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности; формирование целостных представлений о данной профессиональной общности, развития и наполнения предметным содержанием мотивов и целей будущей деятельности; формирование пригодности к обучению профессии и к реальной практической деятельности на основе развития профессионально важных качеств и профессионально ориентированных психологических структур личности.
Профессиональное обучение осуществляется с помощью образовательных программ, разработанных и реализуемых государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Главной целью профессионального обучения, по А.К. марковой, является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себя в труде [6].
Студенческий период - это важнейший этап становления индивидуальности человека как личности и деятеля, впервые в своей жизни формирующего собственную среду развития [10]. Профессиональное развитие человека - это длительный и динамичный процесс, имеющий свои стадии и этапы. Исследователи выделяют стадию подготовки к выбору профессии, стадию профессиональной подготовки и стадию профессиональной деятельности. Профессиональная зрелость специалиста должна включать определенный уровень развития его личности, самостоятельность, развитую рефлексию, способность к внутреннему самоконтролю, активность, которая проявляется в избирательном восприятии им стимулов окружающей среды, в его поведении. Развитие личности студента осуществляется в определенном социальном и культурном пространстве, на тех нормах и образцах, содержание и уровень которых задает высшее учебное заведение.
На развитие специалиста оказывают влияние фактор познавательного развития, представленный проблемным полем профессиональных значений и познавательной деятельностью по его освоению. Не меньшее значение имеет фактор развития личности, который представлен широким диапазоном норм и ценностей социума, в котором вращается студент.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие взаимосвязи между процессом профессиональной идентификации, профессиональным
самоопределением и уровнем начальной подготовки студентов. Исходя из специфики контингента испытуемых, нами была разработана модель исследования. Реализация констатирующей части исследования потребовала проведения ряда диагностических процедур, таких как анкетирование, опрос, тестирование. Они были нацелены на выявление специфики и уровня профессиональной идентификации студентов и представленности в их сознании эталона профессионала, жизненных ориентаций, их взаимосвязь с дальнейшей профессиональной деятельностью. Применение перечисленных диагностических процедур позволило охарактеризовать особенности актуализации данных образов в самосознании студентов в зависимости от степени первоначальной профессиональной подготовки.
Анализ данных, полученных в результате констатирующего исследования, дал возможность определить особенности развития образа-Я студентов. Их когнитивный показатель отражает семантическую насыщенность и сложность образа, которая характеризуется наличием знаний о себе в системе деятельности, в системе межличностных отношений и в системе своего личностного развития.
Эмоциональный показатель отражает особенности отношений к себе. Он характеризуется как глобальным, так и дифференцированным самоотношением, то есть интегрированным чувством «за» или «против» собственного «Я» и более специфическим измерением, т.е. открытостью для самого себя, самоуверенностью, саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием, самопривязанностью, внутренней конфликтностью и самообвинением.
Конативный показатель характеризуется представлениями о типичных способах поведения и общения и доминирующих мотивах. Это позволило нам сориентироваться в поиске релевантных подходов к созданию психолого-педагогических условий для профессионального развития студентов.
Выявлено, что сущность и динамика профессиональной идентичности реконструируются в пространстве самоопределения, самоорганизации и персонализации. Психологическая природа идентичности эксплицируется в перспективе «Профессия» (Дело), «Личность» (Образ Я), «Другие» (Профессиональное сообщество). Структурными компонентами профессиональной идентичности являются смыслы осуществляемой деятельности, индивидуальные ценности человека, прототипические профессиональные образы, пространственные и временные характеристики деятельности. Структура идентичности имеет уровневую организацию, соответствующую генетически различным формам памяти: невыраженная идентичность, выраженная, но пассивная; выраженная, но активная; выраженная, открытая и устойчивая.
Нами установлено, что становление профессиональной идентичности зависит от меры ответственности, которую специалист готов на себя принять, от соотношения процессуальной и целевой активности, от уровня личностного и «технологического» развития, от характера выраженности экзистенциального
и функционального Я, от мотивационной готовности к реализации себя в избранной профессии, от вхождения в профессиональное сообщество, от постоянной рефлексии развития своей личности, образа Я.
Профессиональная идентичность в качестве образовательно-культурной стратегии имеет свою специфику. Становление профессиональной идентичности не может выступать в качестве статической цели образования. Ее достижение возможно только в динамике саморазвития, в процессе профессионального обучения и профессиональной самостоятельной деятельности. Осуществление профессионализации в аспекте становления профессиональной идентичности имеет ряд особенностей. Сам характер профессиональной деятельности ориентирован на положительный образ будущего и его предвосхищение. Глубина профессиональной осведомленности дополняется погружением в профессиональную деятельность, качеством профессионального менталитета и деятельности [14].
Эмпирически выявлена динамика содержания образа профессионального «Я» студентов различных форм обучения и с различным уровнем первичной профессиональной подготовки. Согласно полученным результатам, студенты, обладающие первичной профессиональной подготовкой, имеют более структурированную и осознанную систему представлений о содержании своей будущей профессиональной деятельности, о своем дальнейшем профессиональном пути. так, было выявлено, что практически у половины студентов очной формы обучения отсутствует четкая система представлений о целях и задачах будущей профессиональной деятельности. Они не стремятся планировать свой профессиональный путь, считая это нецелесообразным.
Исследование взаимосвязи смысложизненных и ценностных ориентаций, эмоционально-оценочного отношения к себе студентов с особенностями их профессиональной идентификации показало, что студенты, имеющие начальное профессиональное образование и обучающиеся по ускоренной форме, обладают более высоким уровнем удовлетворенности результатами своей жизни, более выраженным локусом контроля относительно собственного жизненного пути, а также достаточно высоким уровнем развития эмоционально-оценочных компонентов самоотношения. Основными терминальными ценностями у данной категории студентов являются - «Достижения», «Развитие себя» и «Высокое материальное положение», а наиболее значимыми жизненными сферами -«Сфера профессиональной жизни» и «Сфера обучения и образования».
Проведенный анализ оценок качества обучения в вузе, даваемых студентами разных курсов и форм обучения, позволяет утверждать, что студенты, обучающиеся по ускоренной форме, более адекватно оценивают различные составляющие учебного процесса, что обеспечивает их лучшую адаптированность к образовательному процессу, а, следовательно, более осознанную включенность в него.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А. Социальное научение. - М., 2001г.
2. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами //Вопросы психологии, М., 2000г.-с.96-109.
3. Емельянов Ю. Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике.// Вопросы психологии. - М., 1988г. -с.26-33.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996г.
5. Кузьмин А.В. Метафизика Я: самоидентичность, самопознание, духовность. Автореф. дис. ... канд, философ. наук. - Улан-Удэ, 1998г.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996г.
7. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. -Кемерово, 1996Г.
8. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дисс.докт.психол.наук. - М., 1999г.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.
- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г.
10. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2/Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Л., 1974г. - с.3-14
11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982г.
12. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. - Обнинск, 1993г.
13. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей.// Вопросы сихологии.- М., 1990г.
14. Allport G.W. Becoming. Basic consideration for a psychology of personality.
- New Haven, 1955.
15. Super D.E. The psychology of careers: introduction to vocational development.
- N.Y, 1957. - 362 p.