Научная статья на тему 'Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний'

Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / BORDERLINE MENTAL STATES / PRE-NOSOLOGICAL LEVEL / INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURES / ACCENTUATIONS OF CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова А. А.

Рассматриваются психологические особенности подростков, учащихся системы начального профессионально-технического образования, с донозологическим уровнем пограничных психических состояний. В ходе эмпирического исследования выявлена взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями подростков и вариантами пограничных психических состояний донозологического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of adolescents-students of system of primary professional-technical education with pre-nosological level of borderline mental states are considered. In the course of empirical investigation interrelationship between individual-typological features of adolescents and variants of borderline mental states of pre-nosological level has been revealed.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИМ УРОВНЕМ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

А.А. Иванова (Томск)

Аннотация. Рассматриваются психологические особенности подростков, учащихся системы начального профессионально-технического образования, с донозологическим уровнем пограничных психических состояний. В ходе эмпирического исследования выявлена взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями подростков и вариантами пограничных психических состояний донозологического уровня.

Ключевые слова: пограничные психические состояния, донозологический уровень, индивидуально-типологические особенности, акцентуации характера.

Здоровье современных детей и подростков является ведущим показателем социального благополучия общества. Понятие «здоровье населения» является комплексным, интегративным. Оно стоит на пограничной линии между социальной медициной и психологией, демографией и экономикой. В настоящее время отмечается возрастание удельного веса пограничных нервно-психических расстройств в структуре психопатологических явлений подросткового возраста, растет число лиц с донозологическими состояниями [1, 3, 8, 9].

Термин «пограничные психические состояния» используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от патологических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы. Согласно определению Ю.А. Александровского, пограничные состояния не являются начальными, промежуточными («буферными») фазами или стадиями основных психозов. Они представляют особую группу патологических проявлений, имеющих в клиническом выражении свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса [2].

В качестве пограничных психических состояний донозологического уровня нами рассматривались отдельные проявления, которые трудно было отнести к какой-либо определенной патологии вследствие их по-лиморфности, синдромальной незавершенности и крайней вариабельности.

Целостный подход в исследовании больного предполагает изучение индивидуально-типологических особенностей, роли личности в формировании того или иного заболевания. В связи с этим изучение психологических особенностей подростков на донозологическом уровне пограничных психических состояний является актуальной проблемой клинического психолога в психодиагностике и психопрофилактике пограничных психических состояний клинического уровня.

Методы и материал исследования

В качестве основного инструмента исследования использовался психодиагностический метод. Для изучения индивидуально-типологических особенностей, а

также выявления общих тенденций, характерных для подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня, был использован: Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко и предназначенный для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.). Также были использованы Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), модификация теста ММР1 (Миннесотский многофакторный личностный опросник) Л.Н. Собчик (2002), позволяющая получить многосторонний портрет человека, отражающий такие компоненты личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, ведущие потребности, степень адаптирован-ности индивида и возможный тип дезадаптации.

Для проверки достоверности результатов исследования полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики.

Обследование проводилось в первый год обучения на базе подростковой службы ГУ НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН. Срок обследования подростков - с 2000 по 2005 г

Всего было обследовано 150 человек с донозологи-ческим уровнем пограничных психических состояний. Из них лица мужского пола составляли 45,3% (68 чел.), лица женского пола - 54,7% (82 чел.). Средний возраст обследованных подростков 15,98±0,62 лет.

В данном исследовании были выделены следующие варианты донозологического уровня пограничных состояний: астенический, дистимический, соматовегетативный.

Обсуждение результатов исследования

Психодиагностическое обследование подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний позволило выявить общие психологические проявления, а также специфические психологические особенности в зависимости от варианта донозологичес-кого уровня пограничных психических состояний.

При исследовании индивидуально-типологических особенностей методикой ПДО было выявлено, что среди подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний чаще всего встречаются лица с эпилептоидными чертами (34 чел., или 22,7%), затем следуют лица с психастеническими чертами (24 чел., или 16%), истероидные черты выражены у 18 подростков (12%), сенситивные - у 16 чел. (10,7%), неустойчивые - у 16 подростков (10,7%), у 14 чел. (9,3%) выражены лабильные черты, у 14 - гипертимные (9,3%), у 8 подростков преобладали циклоидные черты (5,3%) и всего у 2 (1,3%) превалировали шизоидные. Допускалось сочетание 23 преморбидных личностных черт у одного подростка, например сочетание эпилептоидных и истероидных черт, эпилептоидных и гипертимных черт, но акцент по установлению ведущей идивидуально-типологической особенности делался с учетом преобладания в баллах конкретных черт, а также в соответствии с коррекционной шкалой, представленной в методике ПДО.

Таким образом, среди обследованных подростков на первом ранговом месте стояли лица с эпилептоидными чертами (22,7%), характеризующиеся властностью, неуступчивостью, себялюбием, склонностью к накоплению аффекта, раздражительностью и дисфориями, а также чертами психической ригидности, откладывающими отпечаток на всей психике, от моторики и эмоциональности, до мышления и личностных ценностей. На втором ранговом месте стояли подростки с психастеническими чертами (16%). По мнению А.Е. Личко, этот тип относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов [7]. Подростки с психастеническими чертами отличаются повышенной тревожностью, мнительностью, склонностью к мыслительному «пережевыванию» значимой информации; декомпенсации обычно выступают в новой обстановке либо в моменты высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. На третьем ранговом месте стояли подростки с истероид-ными чертами (12%). Провоцируют развитие пограничной нервно-психической патологии уязвленное самолюбие, утрата ценного для подростка внимания, появление соперника или соперницы, в нашем исследовании такими причинами являлись появление в семье отчима и «отвержение» со стороны одногруппников. Так как подростки с эпилептоидными и истероидными чертами характера соответствуют лицам возбудимого круга, а с психастеническими чертами - лицам тормозимого круга, можно сделать вывод, что у подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний преобладают лица с возбудимыми чертами (24,7 к 16% соответственно), различия достоверны при р < 0,05.

В литературе отмечена большая вероятность формирования пограничных психических состояний у подростков с акцентуированными чертами в сравнении с гармоничными личностями, а также наибольшая выраженность акцентуированных черт в период пубертатного криза. Гар-

моничная личность - это хорошо сбалансированная личность, в структуре которой сочетаются умеренно выраженные разнообразные черты и свойства. Под акцентуациями мы рассматриваем выраженность определенных черт типа характера, которые могут быть декомпенсиро-ваны в определенных ситуациях, когда предъявляются требования к «месту наименьшего сопротивления» [7]. По мнению Ю.А. Александровского, чем сильнее выражена та или иная характеристика личности, тем более ограниченным оказывается количество «степеней свободы» выбора адаптивных средств личности, тем труднее реализуется адаптация личности к сложившейся ситуации [2]. Подростки с акцентуациями наиболее подвержены психогениям, отрицательному микросоциальному воздействию, на фоне акцентуаций в подростковом периоде могут возникать острые аффективные реакции, расстройства поведения (девиантное и аддиктивное) [4-6, 10].

В нашем исследовании было выявлено, что 68% подростков (102 человека) относятся к акцентуированным личностям и 32% (48 человек) - к гармоничным личностям. Подростки с акцентуированными чертами характера достоверно преобладали над гармоничными при р < 0,05, X = 5,06, ёГ = 2, р = 0,05 (х2 - статистика). Лица, соответствующие препсихопатическому и психопатическому типу среди подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний, не выявлены.

На следующем этапе для более четкой дифференциации были составлены усредненные личностные профили для астенического, дистимического и соматовеге-тативного варианта пограничных психических состояний донозологического уровня.

Было выявлено, что при астеническом варианте пограничных психических состояний донозологического уровня преобладали психастенические и сенситивные черты, что свидетельствует о доминировании у подростков индивидуально-личностных черт тормозимого круга. При дистимическом варианте в характерологической структуре преобладали эпилептоидные и неустойчивые черты, при соматовегетативном - эпилептоидные, психастенические, истероидные и гипертимные. Данное сочетание черт свидетельствует о приоритетной принадлежности подростков к лицам возбудимого круга.

Анализируя индивидуально-типологический склад личности в зависимости от варианта пограничных психических состояний донозологического уровня, было установлено, что в группе подростков дистимического и соматовегетативного варианта преобладали акцентуированные преморбидные черты (соответственно 88 и 12% при р < 0,01; 78,8 и 21,2% при р < 0,05; х2 - статистика). Больше половины подростков с астеническим вариантом соответствовали гармоничному личностному преморбиду 58,8%.

Индивидуально-типологические характеристики личности в большей части наблюдений находили свое отражение в клинической картине пограничного психи-

№ 30

Сибирский психологический журнал

2008 г.

ческого расстройства донозологического уровня. У подростков с выявленными неустойчивыми чертами личности обнаружена тяга к вовлечению в асоциальные компании, ранняя алкоголизация в них, девиантное поведение. Подростки с эпилептоидной акцентуацией характера также обнаруживали разнообразные формы девиантного поведения. Эмоциональное состояние характеризовалось высоким уровнем внутреннего напряжения, переживанием внутриличностных конфликтов, склонностью к накапливанию аффекта, поведение -повышенной раздражительностью, вспыльчивостью и конфликтностью. Психастенический и сенситивный

радикалы в структуре преморбидной личности вели к преобладанию в клинической картине фобических, тревожных, обсессивных расстройств.

Также для подтверждения выявленных общих тенденций, характерных для подростков с различными вариантами донозологического уровня пограничных психических состояний, была рассчитана средняя арифметическая балльной оценки, полученной ими при заполнении опросника СМИЛ. Полученный в результате расчетов усредненный профиль для всех подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня в графической форме представлен на рис. 1.

Рис. 1. Усредненный профиль СМИЛ. Код профиля: ¥; 7; 2; 6

Полученный профиль характеризуется подъемом по шкалам: 7 - тревожности, 2 - пессимизма, 6 - ригидности, что свидетельствует о пассивно-страдательной позиции, высокой чувствительности и подвластности сре-довым воздействиям, сенситивности, легкости возникновения опасений и страхов, а также склонности фиксироваться на негативных переживаниях и затрудненным вытеснением отрицательных эмоций.

Положительно были связаны результаты, полученные с помощью опросника ПДО.

Психодиагностическое обследование подростков с пограничными психическими состояниями донозологи-ческого уровня было направлено на изучение личностной

предиспозиции к психодезадаптационным состояниям. Полученные данные использовались для разработки комплексных психокоррекционных программ. Критерий отбора для работы в группах осуществлялся с учетом варианта пограничного психического состояния донозоло-гического уровня и психологических особенностей, являющихся факторами риска в развитии пограничных психических состояний клинического уровня.

Таким образом, ранняя диагностика, психокоррекция и профилактика пограничных психических состояний в подростковом возрасте являются важной задачей сотрудников образовательных учреждений, сферы здравоохранения, семьи и всего общества в целом.

Литература

1. Агарков А.П., Варанкова Л.В. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области // Социальные

преобразования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с междунар. участием. М., 2006. С. 141.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учеб. пособие. М.: Медицина, 2000. 496 с.

3. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 с.

4. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. 272 с.

5. Залевский Г.В., Стоянова И.Я., Семке В.Я. Развитие психологических исследований и их значение при изучении пограничных состояний

// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1996. № 2. С. 78-80.

6. Залевский Г.В. Объяснение и понимание как методы наук о психике // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 3-14.

7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.

8. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. 183 с.

9. Семке В.Я. Основы персонологии. М.: Академ. проект, 2001. 476 с.

10. Семке В.Я., Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. 209 с.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENTS WITH PRE-NOSOLOGICAL LEVEL OF BORDERLINE MENTAL STATES Ivanova A.A. (Tomsk)

Summary. Psychological features of adolescents-students of system of primary professional-technical education with pre-nosological level of borderline mental states are considered. In the course of empirical investigation interrelationship between individual-typological features of adolescents and variants of borderline mental states of pre-nosological level has been revealed.

Key words: borderline mental states, pre-nosological level, individual-typological features, accentuations of character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.