3. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии I Н.А. Кравцова, T.B. Залевский, Л.А. Лозовик II Избранные вопросы клинической психологии: в 3 т. - Bладивосток, 2008. - Т. 2.
4. Хухлаева, О^. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2002.
5. Стернберг, Р Практический интеллект. - СПб., 2002.
6. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта II Психология мышления I под ред. A.M. Матюшкина. - М., 1965.
7. Князева, Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов II Юбилейная международная научно-практич. конф.,
посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Самара, 2004 [Э!р]. - Р!д: www.sspa.samara.ru
8. Куницына, B.K Межличностное общение: учебник для вузов I B.K Куницына, KB. Казаринова, B^. Погольша. - СПб., 2001.
Bibliography
1. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: razvitie subjhektivnoyj realjnosti v ontogeneze I V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 2000.
2. Psikhologiya razvitiya I G. Krayjg, D. Bokum. - SPb., 2005.
3. Istoricheskie i ontogeneticheskie aspektih klinicheskoyj psikhologii I N.A. Kravcova, G.V. Zalevskiyj, L.A. Lozovik II Izbrannihe vo-prosih klinicheskoyj psikhologii: v 3 t. - Vladivostok, 2008. - T. 2.
4. Khukhlaeva, O.V. Psikhologiya razvitiya: molodostj, zrelostj, starostj. M., 2002.
5. Sternberg, R. Prakticheskiyj intellekt. - SPb., 2002.
6. Gilford, Dzh. Tri storonih intellekta II Psikhologiya mihshleniya I pod red. A.M. Matyushkina. - M., 1965.
7. Knyazeva, N.N. Izuchenie socialjnogo intellekta u shkoljnikov i studentov II Yubileyjnaya mezhdunarodnaya nauchno-praktich. konf., posvyathennaya 200-letiyu D.P. Oznobishina. Samara, 2004 [EhIr]. - RId: www.sspa.samara.ru
8. Kunicihna, V.N. Mezhlichnostnoe obthenie: uchebnik dlya vuzov I V.N. Kunicihna, N.V. Kazarinova, V.M. Pogoljsha. - SPb., 2001.
Статья поступила в редакцию 24.08.12
УДК 159.923:37.015.31
Osinskaya S.A., Kravzova N.A. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FATHER‘S IMAGE IN INDIVIDUALS WITH DIFFERENT DEGREE CODEPENDENT. The article discusses the problem of his father's influence on the formation of psychological autonomy. The results of an empirical study of the father in codependent people. It is shown that the image of the father codependent dominate negative emotional components differ heterogeneity and disharmony. Shown that a high degree of misalignment of the real and the ideal in the image is the basis of the internal conflict and affect the degree of co-dependence.
Key words: image of his father, codependency, family, inner conflict, personality, dysfunctional behavior, emotional development.
С.А. Осинская, ст. преп. каф. массовых коммуникаций Гуманитарной школы Дальневосточного Федерального университета, г. Владивосток; Н.А. Кравцова, д-р психол. наук, доц., зав. каф. клинической психологии Владивостокского гос. медицинского университета, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ОТЦА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СОЗАВИСИМОСТИ
В статье обсуждается проблема влияния отца на становление психологической автономии. Приведены результаты эмпирического исследования образа отца у созависимых лиц. Показано, что в образе отца созависимых доминируют отрицательные эмоциональные компоненты, образ отличается неоднородностью и дисгармоничностью. Показано, что высокая степень рассогласования реального и идеального в образе является основой внутренней конфликтности и влияет на степень созави-симости.
Ключевые слова: образ отца, созависимость, внутренняя конфликтность, дисфункциональное поведение, эмоциональное развитие.
Проблема зависимостей остается одной из наиболее актуальных в современном обществе. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях показана связь между нарушениями функционирования семьи и формированием зависимого поведения. Главным и необходимым условием развития ребенка, формирования его личности и внутренней жизни являются окружающие его люди и, прежде всего, родители. Особенности функционирования семьи и каждого из ее членов во многом определяют благополучие в прохождении не только периода детства, но и способность к изменению деструктивных, дисфункциональных форм взаимоотношений, которые поддерживались ближним социальным окружением, в последующие периоды жизни. Значимым фактором для эмоционального развития является вся семейная атмосфера и то, насколько автономные формы взаимоотношений поддерживались на всех этапах онто-генеза[1; 2].
Созависимые индивиды имеют определенные особенности, которые проявляются в состоянии, поведении и взаимоотношениях с другими людьми, особенно их близкими. Анализ публикаций по теме, а также собственный клинический опыт, позволяет рассматривать феномен созависимости не как приобретенную реакцию на стресс в семейных отношениях, то есть вторичное явление, как это принято в наркологической практике, а как изначальную созависимость, отражающую нарушение развития личности [3].
Анализ литературных источников показал, что ключевую роль в процессе развития психологической автономии исследователи отводят отцу. По мнению Г. Фигдора (1995), значение отца не исчерпывается лишь его ролью «третьего» объекта и партне-
ра матери. Отец подает малышу пример модели отношений между автономными субъектами. Путем идентификации с отцом ребенок открывает для себя возможность нового, несимбиозного отношения к матери. Отец в большой мере влияет на развитие сексуальной идентичности как мальчиков, так и девочек. Он представляет собой мужественную сторону жизни, что помогает развивать представление ребенка о том, что такое мужчина и что такое женщина. Большое значение придается роли отца в прохождении и успехе процесса индивидуализации в то время, когда на место разделения образа матери на «плохую» и «хорошую» вступает интегрированный образ - постоянство объекта. Отец является катализатором для развития зрелого отношения к матери [4].
Образ отца является значимым фактором, влияющим на способность индивидуума к раскрытию внутреннего потенциала, на стремление к саморазвитию и самореализации, или же наоборот, приводящим к остановке в развитии и психологическому регрессу. В процессе роста и развития у ребенка формируется образ отца, который впоследствии у «взрослого ребенка» способствует становлению личностной, половой и родительской состоятельности [5; 6; 7; 8; 4; 9; 10; 11].
В последнее десятилетие интерес к проблеме отцовства возрос, что привело к появлению новых исследований и смещению интереса исследователей в сторону внутрисемейных отношений. Были изучены вопросы влияния семьи на формирование личностной беспомощности у детей (Д.А. Циринг, 2008), структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка (Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, 2006), рассматривалось влияние специфических особенностей отцовства на раз-
витие личности ребенка (Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова, 2003), влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков (О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова, 2007). Проблема специфики отцовского влияния рассматривается в различных научных подходах, но, как правило, отсутствуют эмпирические подтверждения выдвигаемых концепций и положений. Не является доказанной обусловленность нарушений личностного развития отношениями с отцом и характером образа отца.
По мнению исследователей Уайнхольд Б., Уайнхольд Дж. (2003), созависимость, как приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения задач развития личности в раннем возрасте, характерна почти для 98 % взрослого населения и является источником большей части человеческих страданий. Данный факт определил эмпирический объект нашего исследования - созависимые люди с различной степенью выраженности личностных нарушений [3].
С целью исследования психологических особенностей образа отца у лиц с различной степенью созависимости было проведено эмпирическое исследование.
На первом, подготовительном этапе осуществлялось определение степени созависимости личности по критериям, выделенным в ходе теоретического анализа, где учитывались: уровень тревожности, уровень субъективного контроля, самооценка, учитывались данные анамнеза. Все обследованные респонденты были разделены на две группы: сильной (С) и средней (Ср) степени созависимости. На втором этапе у респондентов исследовали образ отца.
Гипотеза и методы исследования
В качестве общей гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что образ отца респондентов с разной степенью созависимости отличается. Частными гипотезами, явились предположения:
1) образ отца созависимой личности отличается неоднородностью (включает в себя либо положительный, либо отрицательный аспекты, в нем нет противоположного полюса) и конфликтностью (несогласованностью между реальным и идеальным образом).
2) в образе отца созависимых присутствуют подавляющие личностные качества (деспотичный, ограничивающий) и попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный), также характерна переоценка его качеств (идеализация).
3) образ отца в большей мере обусловливает степень соза-висимости, чем образ матери.
Исследование проводилось в городе Владивостоке на базе Краевого наркологического диспансера и наркологического центра «Феникс». Общая репрезентативная выборка составила 108 созависимых лиц в возрасте от 24 до 62 лет. Из них 80 человек с сильной степенью созависимости и 28 человек со средней степенью созависимости.
Методический комплекс включал следующие психодиагностические методики: «Ассоциативный эксперимент», «Неоконченные предложения» Сакса и Леви, «Личностный дифференциал», «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Рисунок человека» как проективный метод оценки Я-образа. Для сбора анамнестических данных была составлена анкета.
Обработка результатов осуществлялась методами контент-анализа и математической статистики с использованием пакета прикладных программ статистической обработки STATISTICA. Для установления различий между группами и проверки гипотез использовались критерии: ^критерий Стьюдента, и-критерий Манна-Уитни, критерий Фридмана, точный критерий Фишера, критерий знаков Фишера, критерий знаков G, критерий ф*- угловое преобразование Фишера. Выбор критериев был обусловлен их назначением, требованиями к данным и имеющимися ограничениями.
Результаты исследования и их обсуждение
Данные сравнительного анализа результатов диагностики показали статистически значимые различия в характеристиках образа отца в группах с сильной и средней степенью созави-симости.
По данным методики «Ассоциативный тест» структура образа отца респондентов с сильной степенью созависимости неоднородна, что выражается в присутствии в нем только одной стороны - либо реальный образ, либо идеальный. Кроме того, в реальном образе отца испытуемых данной группы доминируют отрицательные характеристики и отсутствуют положительные, идеальный образ, наоборот, включает в себя только положительные, идеализируемые стороны образа. Полученные данные позволяют нам говорить о рассогласованности Я-реального и Я-идеального, что является основой конфликта на интра- и интерпсихическом уровне. В структуре образа отца испытуемых со средней степенью созависимости отмечается большая согласованность Я-реального и Я-идеального, что выражается в наличии как положительных, так и отрицательных характеристик в оценке образа отца.
В целом по выборке все ассоциации испытуемых были объединены в 6 категорий: «Образ заботливого, эмоционально близкого отца», «Образ социально зрелого, успешного отца», «Образ идеального отца», «Образ эмоционально отвергающего отца», «Образ эмоционально отвергаемого отца», «Образ эмоционально неадекватного, внутренне проблемного отца».
Обращает на себя внимание следующее - первые три категории относятся к положительным аспектам в структуре образа отца, три последние отражают отрицательные стороны. Таким образом, положительные аспекты образа отца представлены эмоциональным, социальным и архетипическим компонентами, тогда как отрицательные аспекты в образе отца включают в себя только эмоциональный компонент, выраженный в трех формах.
Согласно данным анамнеза и результатам, полученным по методике «Ассоциативный тест», положительный образ отца у созависимых отражает, скорее, идеальный образ, то каким он должен быть в представлении обследованных респондентов. Можно предположить, что идеальный образ отца имеет полную структуру, содержательную наполненность, тогда как реальный образ отца, с одной стороны, ограничен эмоциональной сферой, а, с другой - переполнен негативными эмоциями и переживаниями, что влияет на восприятие отца, а, следовательно, на восприятие себя и приводит к нарушению идентификации. Самыми весомыми категориями оказались - «Образ эмоционально близкого отца» и «Образ эмоционально отвергающего отца». Можно предположить, что эмоциональный компонент в образе отца является наиболее значимым для созависимых респонден-
Таблица 1
Показатели Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе с сильной степенью созависимости (С)
по методике Т. Лири (критерий знаков О)
Октанты Средние значения Уровень значимости
Я реальное Я идеальное
I Властный-лидирующий 6,67 7,62 0,015**
II Независимый-доминирующий 4,87 5,58 0,0019**
III Прямолинейный-агрессивный 5,52 4,03 0,0007**
IV Недоверчивый-скептический 4,9 0,68 0,00**
V Покорно-застенчивый 2,8 3,36 0,06*
VI Зависимый-послушный 3,65 3,38 0,45
VII Сотрудничающий-конвенциальный 5,1 7,49 0,00**
VIII Ответсвенно-великодушный 4,9 8,71 0,00026**
Примечания: * - обозначены значимые различия для р<0,05; ** - обозначены значимые различия для р<0,01.
тов. Формируемый в раннем возрасте, данный аспект образа проносят через всю жизнь. Именно эмоциональный компонент в образе отца трудно корректируется, мало поддается изменениям. И именно этот компонент является системообразующим с точки зрения нарушенного развития.
Соотнесение баллов Я-реального и Я-идеального по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири с использованием критерия знаков О в группах с сильной (С) и средней (Ср) степенью созависимости показало значимые различия. Анализ результатов эмпирического исследования позволяет отметить высокую степень рассогласованности Я-реального и Я-идеального в группе С. Идеальный образ отца по всем октантам, кроме шестого («Зависимый - послушный») имеет расхождение с оценкой реального образа. Большинство октантов превосходят в сторону завышения Я-идеального. Несмотря на довольно высокую степень выраженности в реальном образе первого октанта «Властный - лидирующий», его идеальный образ превосходит в сторону завышения (р<0,015). Такая же картина наблюдается по седьмому «Сотрудничающий - конвенциаль-ный», и восьмому «Ответственно - великодушный» октантам (р<0,0 и р<0,00026 соответственно). Менее значимые различия получены по «Покорно-застенчивому» типу (р<0,06).
Респонденты группы С уменьшают черты, присущие отцу, в его идеальном образе по третьему «Прямолинейный - агрессивный» (р<С8,0007) и четвертому «Недоверчивый - скептический» (р<С8,00) октантам (таблица 1).
Результаты сравнения Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе со средней степенью созависимости показали рассогласование только по трем октантам. Респонденты группы Ср повышают в Я-идеальном седьмой «Сотрудничающий -конвенциальный» и восьмой «Ответственно - великодушный» типы (р<0,001 и р<0,00016 соответственно). Также мы видим значимое уменьшение в идеальном образе черт, соответствующих «Недоверчиво - скептическому» типу (р<0,00016). Результаты сравнения представлены в таблице 2.
Таким образом, дисгармоничный образ отца респондентов с сильной степенью созависимости позволяет сделать вывод о неудовлетворенности общения со своими отцами. Ориентированность отца на значимых других, постоянная необходимость в подтверждении своей личности и признании, или же жесткость и прямолинейность, активное воздействие на окружающих и попытка подчинить их своей воле, говорят о внутренней расщепленности, отчужденности от самого себя. Отец, обладающий такими особенностями, не может реализовать отцовские качества в полной мере, не способен удовлетворить потребности ребенка, в первую очередь, потребности в эмоциональной привязанности, заботе, принятии. Высокая степень рассогласования реального и идеального в образе отца свидетельствует о внутреннем конфликте и повышает степень созависимости.
Полученные данные показывают большую удовлетворенность испытуемых средней степени созависимости своими отцами, так как оценка реального образа их отцов значительно больше соответствует образу идеального отца в сравнении с группой С. Респонденты данной группы имеют более гармоничный образ отца, более реально оценивают своих отцов, не стремятся их идеализировать. Оценка отца носит реалистичный характер, образ более дифференцирован, однороден, что выражается в присутствии в структуре образа как положительных,
так и отрицательных характеристик, содержание образа отличается большей согласованностью Я-реального и Я-идеально-го. Это отражает так же особенности самих испытуемых данной группы: их способность отразить полную структуру образа, способность к дифференцированной оценке характеристик отца. Низкая степень рассогласования реального и идеального в образе отца снижает степень созависимости. Внутренняя конфликтность, тревожность в этом случае остается в пределах нормы, в периоды повышенного стресса и при изменении внешних условий проявляется как форма адаптации. Дисфункции при данной степени созависимости ситуативны и обратимы.
Таким образом, неоднородность (положительного или отрицательного, реального или идеального) в структуре образа отца созависимых влияет на степень нарушения личности. Неинтегрированный образ отца, отсутствие в нем противоположного компонента говорит об отсутствии целостности в восприятии отца, отрицании некоторых сторон его личности, что приводит к неинтегрированному образу себя. Залогом успешного психического развития и здоровья личности является интеграция реального, личностного образа отца с идеальным, трансперсональным (коллективным) образом. Как известно, природа архетипа отца двойственна, и если человек не переживает какие-либо аспекты архетипа в реальности, то они проявляются в архаической и демонической форме. Тогда они проецируются вовне на кого-нибудь или что-нибудь. Если отец не проявлял какую-либо сторону архетипа (зловещую или заботливого отца), то человек не приобретает подобного опыта, и в будущем не обладает способностью противостоять разрушительному отцовскому началу или же проявлять заботу и внимание, считая это проявлениями женского и отрицая собственную феминность. На интрапсихическом уровне это проявляется как отсутствие целостности в восприятии себя, отрицание некоторых важных сторон своей личности. Однобокость образа отца и, впоследствии, образа себя, делает человека воинствующим, склонным проявляет деструктивные поведенческие формы. Или же жертвенным, бесправным, неспособным отстаивать свои интересы и не позволяющим себе иметь и удовлетворять собственные потребности. Неполноценность образа ведет человека к зависимости в широком смысле этого слова, к отсутствию свободы и самореализации во всех сферах жизни [12; 13].
Результаты контент-анализа методики «Неоконченные предложения» и структуры Я-реального образа по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири позволили разделить образ отца две категории: мягкий, зависимый и доминирующий, деспотичный.
Первая категория «Властный, доминирующий» характеризуется такими чертами, как - доминантность в межличностных отношениях, ориентация на собственное мнение, высокая спонтанность реагирования и склонность к активному воздействию на окружающих. Подчинение других своей воле, ригидность установок, убежденность в собственной правоте в сочетании с высокой эмоциональной охваченностью, обидчивостью, чувством враждебности при противодействии и критике в свой адрес, прямолинейности в поступках и высказываниях. Вторая категория «Зависимый, ориентированный на окружающих» характеризуется эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности, зависимостью самооценки от мнения других, повышенной отвлекаемостью на средовые воздействия, поиском
Таблица 2
Показатели Я-реального и Я-идеального в образе отца в группе со средней степенью созависимости (СР)
по методике Т. Лири (критерий знаков О)
Октанты Средние значения Уровень значимости
Я-реальное Я-идеальное
I Властный-лидирующий 6,78 7 0,43
II Независимый-доминирующий 4,5 5,79 0,29
III Прямолинейный-агрессивный 6 4,69 0,25
IV Недоверчивый-скептический 4,42 1,03 0,00016**
V Покорно-застенчивый 3,07 3,62 0,42
VI Зависимый-послушный 3,5 2,86 0,28
VII Сотрудничающий-конвенциальный 4,14 7,17 0,001**
VIII Ответсвенно-великодушный 4,57 7,9 0,00016**
Примечания: * - обозначены значимые различия для р<0,05; ** - обозначены значимые различия для р<0,01.
Таблица 3
Достоверность различий результатов по методике «Личностный дифференциал» между группами С и СР
(с помощью критерия
Шкалы ЛД «Оценка» «Оценка» «Сила» «Сила» «Активность» «Активность»
низкие высокие низкие высокие низкие высокие
Кол-во С (при п=80) 6 (7,5%) 44 (55%) 4 (5%) 40 (50%) - 34 (42,5%)
Кол-во СР (при п=28) 2 (7,1%) 22 (78,6%) - 12 (42,9%) - 18 (63%)
Значение ф* 0,08 2,31** - 0,65 - 2,01*
Примечания: *обозначены значимые различия для р<0,05; "обозначены значимые различия для р<0,01
признания и потребностью в излиянии дружелюбия на окружающих. Также повышенным дружелюбием и стремлением к совместной деятельности на фоне вытесненной эгоцентричности и агрессивности. Вытесненная враждебность вызывает повышенную напряженность и соматизацию тревоги. Характерна выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, легкое вживание в разные социальные роли, эмоциональная вовлеченность, коммуникабельность, потребность производить приятное впечатление и нравиться окружающим [14].
Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, противоречивую наполненность данных категорий, можно выделить в образе отца общие черты: в основе обоих блоков лежит явная или скрытая враждебность, экстравертированность, эмоциональная неустойчивость и повышенная тревожность. Наличие полярных, противоположных особенностей в Я-образе - явление нормальное, это отражает двойственную природу любого архетипа. В образе отца созависимых присутствуют либо подавляющие личностные качества (деспотичный, ограничивающий), либо попустительствующие (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный), что свидетельствует о его неоднородности и подтверждает гипотезу нашего исследования. И в том и в другом случае отец не является сильной фигурой, способной организовать свою собственную жизнь. Особенности поведенческого стиля отцов отражают внутренний характер проблем и характеризуются ограниченным репертуаром позиций в межличностных отношениях. Неспособность отца проявить качества противоположного плана - неумение проявить заботу и внимание, оказать поддержку и принятие, как и неумение быть жестким и требовательным, проявить при необходимости строгость и принять справедливое решение, отражает слабость его позиции относительно осознанного отцовства. Отсутствие противоположного полюса позволяет охарактеризовать образ отца в обобщенном виде как «Слабый».
Сравнение показателей в двух группах по методике «Личностный дифференциал» показывает различия в «Оценке» (когнитивный компонент) Я-образа отца и в уровне «Активности» (поведенческий компонент) Я-образа. Результаты сравнения представлены в таблице 3.
Испытуемые группы Ср выше оценивают отца, для них он обладает большей эмоциональной привлекательностью в сравнении с группой С, но, в целом, по всей выборке, созависимые лица оценивают отца как добросовестного, отзывчивого, справедливого, честного, дружелюбно настроенного к окружающим. Данные характеристики скорее отражают социальные навыки, их отношение к работе, сотрудникам и общественную самореализацию. Испытуемые группы Ср выше оценивают социальные возможности отцов.
Поведенческий компонент Я-образа «Активность» значительно больше выражен в группе Ср. Отцы в представлении респондентов данной группы разговорчивые, открытые, деятельные, энергичные и общительные, тогда как респонденты группы С в подавляющем большинстве видят своих отцов обладающими такими характеристиками как пассивность, замкнутость, чрезмерное спокойствие, вялость и молчаливость. Можно предпо-
Библиографический список
ложить, что подобные свойства отражают астенический синдром, часто сопровождающий алкогольную зависимость.
По шкале «Сила», отражающей статус доминирования-подчинения, практически одинаковая выраженность в обеих группах. Респонденты группы С и Ср чаще всего оценивали своего отца как сильного, но упрямого, решительного, но зависимого, уверенного, но несамостоятельного и чрезмерно расслабленного. Эмоциональный компонент Я-образа содержательно противоречив, по данным методики образ отца созависимых неоднороден, отцы либо доминируют, либо находятся в подчиненном положении. И тот и другой статус лишены целостности, это отражает однобокость образа, отсутствие гибкости в поведении и позитивного отношения к окружающим. Более высокий социальный статус и активная жизненная позиция в оценке отцов созависимыми группы Ср компенсируют низкие волевые качества отца и, вероятно, влияют на степень созависимости в сторону ее уменьшения.
Таким образом, наше исследование показало, что существуют качественные различия показателей в группах с сильной и средней степенью созависимости. Структура образа отца респондентов группы С неоднородна, что выражается в присутствии в нем либо реального, либо идеального. Реальный образ отца представлен только отрицательными характеристиками и включает в себя только эмоциональные компоненты. Идеальный же образ отца представлен только положительными характеристиками, имеет полную структуру, включает в себя эмоциональный, социальный и архетипический компоненты. Высокая степень рассогласования Реального и Идеального в образе отца является основой внутренней конфликтности и повышает степень созависимости. Образ отца респондентов группы С отличается дисгармоничностью. Отсутствие интеграции между реальным и идеальным образами, а также положительных и отрицательных аспектов в образе, говорит об отсутствии целостности в восприятии отца, отрицании некоторых сторон его личности, что приводит к неинтегрированному образу себя.
Наличие полярных, противоположных особенностей в Я-образе отражает двойственную природу любого образа, однако, содержательный анализ результатов позволяет выделить в образе отца созависимых две противоположные группы: 1. мягкий, зависимый и 2. доминирующий, деспотичный. Присутствие либо подавляющих личностных качеств (деспотичный, ограничивающий), либо попустительствующих (слабый, отсутствующий, неадекватный, некомпетентный) свидетельствует о неоднородности образа и подтверждает гипотезу нашего исследования.
Образ отца испытуемых со средней степенью созависимо-сти более гармоничен, дифференцирован, они более реально оценивают своих отцов, не стремятся их идеализировать. Образ более однороден, что выражается в присутствии в структуре образа как положительных, так и отрицательных характеристик, содержание образа отличается большей согласованностью Я-реального и Я-идеального. Низкая степень рассогласования реального и идеального в образе отца снижает степень созави-симости. Внутренняя конфликтность и тревожность в этом случае остаются в пределах нормы и в периоды повышенного стресса и при ифмрнении внешних условий проявляются как форма адаптации.
1. Манухина, Н.М. Созависимость глазами системного терапевта. - М., 2009.
2. Москаленко, В. Зависимость: семейная болезнь. - М., 2006.
3. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд. - М., 2003.
4. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М., 1995.
5. Боуэн, М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна.- М., 2005.
6. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006.
7. Паперо, Д. Семья как элементарная единица // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. - М., 2005.
8. Поттер-Эфрон, РТ. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика - М., 2002.
9. Циринг, Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - 2009. - № 1.
10. Clare, A. On men: masculinity in crisis. Para chapter 7. Man the father. Published by Arrow Books in 2001.
11. Heath, D.H., Heath, H. E. Fulfilling lives: paths to maturity and success. - San Francisco, 1991.
12. Гуггенбюль-Крейг, А. Благо сатаны. Парадоксы психологии. - СПб., 1997.
13. Холлис, «Под тенью Сатурна». - М., 2005.
14. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири) // Методическое руководство. - М., 1990.
Bibliography
1. Manukhina, N.M. Sozavisimostj glazami sistemnogo terapevta. - M., 2009.
2. Moskalenko, V. Zavisimostj: semeyjnaya boleznj. - M., 2006.
3. Uayjnkhold, B. Osvobozhdenie ot sozavisimosti / B. Uayjnkhold, D. Uayjnkhold. - M., 2003.
4. Figdor, G. Deti razvedennihkh roditeleyj: mezhdu travmoyj i nadezhdoyj (psikhoanaliticheskoe issledovanie). - M., 1995.
5. Bouehn, M. Teoriya semeyjnihkh sistem Myurreya Bouehna. - M., 2005.
6. Lippo, S.V. Obraz otca kak faktor samoaktualizacii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006.
7. Papero, D. Semjya kak ehlementarnaya edinica // Teoriya semeyjnihkh sistem Myurreya Bouehna. - M., 2005.
8. Potter-Ehfron, R.T. Stihd, vina i alkogolizm: klinicheskaya praktika - M., 2002.
9. Ciring, D.A. Semjya kak faktor formirovaniya lichnostnoyj bespomothnosti u deteyj // Voprosih psikhologii. - 2009. - № 1.
10. Clare, A. On men: masculinity in crisis. Para chapter 7. Man the father. Published by Arrow Books in 2001.
11. Heath, D.H., Heath, H. E. Fulfilling lives: paths to maturity and success. - San Francisco, 1991.
12. Guggenbyulj-Kreyjg, A. Blago satanih. Paradoksih psikhologii. - SPb., 1997.
13. Khollis, «Pod tenjyu Saturna». - M., 2005.
14. Sobchik, L.N. Diagnostika mezhlichnostnihkh otnosheniyj (modificirovannihyj variant interpersonaljnoyj diagnostiki T. Liri) // Metodicheskoe rukovodstvo. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 10.09.12
УДК 377.5
Gabitova E.M. FORMING MULTIFUNCTIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE TECHNICAL SCHOOL: THE RESULTS OF THE STUDY. In work considers the results of research the forming of multifunctional competences of students of the technical school. The author describes the forming of multifunctional competences and the course of experimental research, the analysis of the results of the work.
Key words: competences, multifunctional competences, the pedagogical conditions, criteria and levels of the formation of competences.
Э.М. Габитова, аспирант каф. «Педагогика и психология профессионального образования» Башкирского
гос. педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе рассмотрены результаты исследования по формированию полифункциональных компетенций студентов техникума. Автор описывает модель формирования полифункциональных компетенций и ход опытно-поисковой работы, проводится анализ результатов работы.
Ключевые слова: компетенции, полифункциональные компетенции, педагогические условия, критерии и уровни сформированности компетенций.
Современная профессиональная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества. Осуществляемые преобразования определяют появление новых целей профессионального образования, заключающееся в достижении такого уровня образованности отдельной личности и общества в целом, который обеспечивает решение жизненно важных задач. Становиться важным обновление технологического обеспечения профессионального образования на основе переосмысления всего арсенала традиционно сложившихся и новых технологий в отечественной профессиональной школе, а также потребность в разработке новых образовательных технологий, нацеленных на становление личности, усиление ценностей и социокультурной значимости современного профессионального образования, методов и технологий обучения. Одним из основных направлений развития содержания профессионального образования является усиление общепрофессиональной подготовки, обеспечивающей развитие профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования.
Исследования феномена формирования профессиональной компетентности специалиста отражены в научных работах: В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Иванова, В.А. Каль-ней, Е.А. Могилевкин, Спенсер Лайл М., А.В. Хуторской, О.Б. Читаева, С.Е. Шишов и др. Основной структурной единицей компетентности являются компетенции. Н.Ф. Зеер обозначает «компетенции как обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной дея-
тельности» [1]. В нашем исследовании компетенции рассматриваются как способности личности к реализации своего профессионального развития в производственной ситуации в соответствии с должностными требованиями, предъявляемыми специалисту в рамках его квалификации.
В рамках исследования рассмотрены компетенции для специальности среднего профессионального образования 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Профессиональная компетентность специалиста включает в себя общие, полифункциональные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. В диссертационном исследовании мы рассматриваем структуру и процесс формирования полифункциональных компетенций.
Полифункциональные компетенции объединены в следующие группы:
• информационно-технологические (интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств);
• мотивационно-целевые (реализация личных амбиций в сфере профессиональной деятельности, умение быть мобильным и адаптивным в условиях изменяющейся социально-политической и производственно-экономической обстановке региона, города, страны; профильная направленность);