УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10115
ББК 88 © С.Ю. Михайлова, Е.А. Слесарева, А.А. Страхов, 2019
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Светлана Юрьевна Михайлова, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Екатерина Александровна Слесарева, доцент кафедры информатики и математики, кандидат психологических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Андрей Александрович Страхов, доцент кафедры информатики и математики
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Приводятся результаты исследования детерминант учебной мотивации у курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Ключевые слова: мотивационная сфера личности, мотив, цели, характеристики мотивационной сферы.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION OF EMPLOYEES IN THE PROCESS OF TRAINING AND SERVICE ACTIVITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Svetlana Yu. Mikhaylova, teacher of the Department of psychology UNK PSD
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Ekaterina A. Slesareva, associate professor, Chair of informatics and mathematics, candidate of psychological sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Andrey A. Strakhov, associate professor of the Department of informatics and mathematics Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In article results of research of professional motivation of cadets of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Keywords: motivational sphere of the person, motive, purpose, characteristics of the motivational sphere.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Михайлова С.Ю., Слесарева Е.А., Страхов А.А. Психологические особенности мотивации сотрудников в процессе учебно-служебной деятельности в образовательных организациях. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):260—263.
Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии; именно мотивация определяет конкретное поведение человека в той или иной ситуации, его поведенческую активность, которая направленна на достижение целей, связанных с удовлетворением потребностей. Моти-
вация объясняет целенаправленность действия, организованность деятельности, ее осознанность.
Всю жизнь человека можно разделить на определенные эпохи развития и созревания личности, которые, в свою очередь, включают в себя возрастные периоды развития тех или иных структур. Мотивацион-
ная сфера личности не в полной мере характеризует человека, а только с точки зрения одного компонента. Помимо данной сферы, существуют волевые, эмоциональные, интеллектуальные компоненты, взаимосвязанные друг с другом.
Психологической особенностью юношеского возраста является устремленность в будущее; построение жизненных планов и осмысление жизненной перспективы. О жизненных планах и перспективах можно говорить лишь тогда, когда они осмысленны, когда продумана не только цель, но и реальные способы ее достижения, когда человек стремится оценить как субъективные, так и объективные ресурсы. Предварительное самоопределение, построение целей на будущее, поиск их реализации — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
Приведем основные характеристики мотивацион-ной сферы личности:
♦ разнообразие мотивов (побуждений к действиям великое множество, поэтому все мотивы разнообразны между собой);
♦ наличие структуры (существует иерархичность мотивов, ведь в каждой деятельности есть главенствующие мотивы, а есть те, которые играют второстепенную роль);
♦ устойчивый характер мотивов (даже те мотивы, которые уже удовлетворены не исчезают, они лишь претерпевают некоторые изменения и требуют более совершенных способов удовлетворения);
♦ множественный характер (мотивы постепенно увеличиваются, как и способы и средства их удовлетворения);
♦ гибкость (каждый человек по-своему может удовлетворять те или иные потребности).
Формирование мотивации и ценностных ориен-таций является неотъемлемой частью развития каждого человека, в особенности в период юношества, так как данный период является сензитивным. В переходные, кризисные и иные периоды развития возникают новые мотивы, новые интересы и потребности, на основе которых перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Можно сказать, что мотивы, присущие данному возрасту, выступают в качестве личностных образующих системы, они связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
Каждая личность в юношеском возрасте стремится познать себя, что приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Человек начинает обдумывать каждый свою шаг, задается вопросом, почему он поступил именно так в данной ситуации, мог ли он сделать иначе. Он размышляет о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках. Личность познает не только себя, но и других. Это приводит к постановке задач самосовершенствования.
Исследование особенностей мотивации юношеского возраста и его сравнительный анализ проводился в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя в институте — факультете психологии служебной деятельности. В качестве испытуемых выступили курсанты 1-4-х курсов факультета подготовки психологов в возрасте 18-20 лет.
Курсанты 1-го курса только поступили в образовательную организацию, они начали проходить адаптационный период. Курсанты 2-го курса уже успели влиться в поток, начали проходить учебную практику по получению первичных профессиональных умений. Курсанты 3-го курса уже в полной мере ощутили трудность обучения и служебной деятельности, проходили практику в качестве вожатых в летнем лагере. Курсанты 4-го курса уже практически на финишной прямой, у них остался один год до получения офицерского звания и результаты их практики уже оценивает комплектующий орган.
Для проведения исследования использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма).
Проанализируем результаты, полученные в ходе тестирования.
1-ый курс прошел тестирование в количестве 25 человек. На момент исследования наблюдается, что все курсанты, поступив в учебное заведение, с удовольствием выполняют служебную и учебную деятельность. Они еще не успели столкнуться с трудностями, которые могли бы встать у них на пути и снизить данный результат. Средний уровень мотивации на 1-ом курсе равен 4,5. Однако, этот показатель еще не позволяет говорить о выделении приоритетов профессионализации для проведения необхо-
димых изменений в иерархической структуре удовлетворенности трудом. По итогам исследования 1-го курса психологическая работа с курсантами реализуется как в направлении целенаправленного формирующего воздействия (на этапе адаптации к служебной деятельности), так и развивающих и «поддерживающих» мероприятий (например, коррекци-онных или психопрофилактических на базе центра психологической работы в кабинетах — «кабинет групповой психологической разгрузки», «кабинет для проведения тренинговых занятий»).
2-ой курс принял участие в прохождении методики в количестве 25 человек. Практически у каждого курсанта есть хотя бы одна шкала, в которой уровень мотивации занимает самую высокую позицию. Курсанты, у которых уровень мотивации низкий или очень низкий, на данном курсе не выявлены. По результатам обследования хочется отметить, что средний уровень мотивации на 2-ом курсе составляет 4,1, что показывает нормосодержащую мотивацию, которая поможет курсантам в дальнейшей учебной и служебной деятельности. Показательно, что на 2-ой курс курсанты переходят после работы с психологами психологического отдела, направленность работы которых состоит в укреплении таких проблемных ситуаций, как «адаптивность в окружающей среде», «субъективный контроль собственного Я», «коммуникабельность», «когнитивно-перцептивные особенности восприятия полученных знаний» и т.д.
3-ий курс прошел методику в количестве 25 человек. Не у всех курсантов есть результат 5,0 хотя бы по одной шкале. Курсанты уже прошли достаточно большой путь обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Низкий уровень мотивации, который составляет 3,5 говорит о том, что третий год обучения является более трудным по реализации на практике курсантами именно тех предметов, которые осваивались на 1-ом и 2-ом курсах. Практически полностью проходит идеализация выбранной профессии, снижается романтизм и идеализация выбранного специалитета. На этом этапе главное — не сойти с дистанции и продолжить качественное обучение. При осуществлении психологического обеспечения служебной деятельности психологам, курсовым офицерам, кураторам необходимо ориентироваться на установку курсантам на прогнозирование успешности собственной слу-
жебной деятельности. Подкрепление установки производится комплексом мероприятий, направленных на повышение и когнитивного потенциала, а именно — эффективность работы памяти и ее стабильность, точность внимания и прогнозирования, работа с такими процессами как:
♦ социальная желательность;
♦ удовлетворенность жизнью;
♦ компромиссность;
♦ внутренний конфликт;
♦ личностный адаптационный потенциал;
♦ законопослушность.
На 4-ом курсе методику прошли 24 респондента. Мотивация на курсе повышается, средний результат в данном взводе равен 4,22. Данный факт можно объяснить тем, что годы обучения в Университете сокращаются, ребята понимают, что совсем скоро выпуск, они получат первые в своей жизни звезды, осталось сделать один шаг на пути к мечте. Оказывает влияние принятие курсантами целей выбранной специальности как личностно значимых.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, которые проводились на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя, можно сказать, что мотивационная сфера не стоит на месте. С переходом на каждый курс она либо повышается (переход с 3-го на 4-ый курс), либо значительно падает вниз (переход со 2-го на 3-ий курс). На основании полученных данных, на младших курсах следует уделить внимание таким мероприятиям, которые повышают удовлетворенность за принятие целей службы, преданность и гордость за выбранную профессию «Полицейский». Полученные результаты изменений учебной мотивации на старших курсах следует учитывать практическим психологам органов внутренних дел в интересах развития психологической компетентности старшекурсников и предлагается использовать комплекс мероприятий, включающих специально разработанные модульные служебно-профессиональные программы охватывающие кейс-стади метод «Профессиональная реализация учебных навыков будущего офицера в условиях службы» и социально-психологический тренинг «Рефлексия выбранного специалитета».
Реализация предлагаемых мероприятий по закреплению положительного роста эффективного использования методов мотивации для согласования
целей организации (комплектующий орган) и занятых в ней курсантов создает психологическую основу для формирования установки на профессиональное саморазвитие, а также обеспечивает повышение объективности оценки эффективной служебной деятельности старшекурсников образовательных организаций МВД России.
Полученные результаты исследования мотивации сотрудников в процессе учебно-служебной деятельности в образовательных организациях могут быть использованы для решения конкретных задач кадровой политики, в частности, повышения качества индивидуальной работы курсовых офицеров с личным составом факультетов; профилактики отклоняющегося поведения кураторами взводов.
Выявленная специфика требует дальнейших исследований с целью применения полученного материала для прогнозирования успешности служебной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Литература
1. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Мирзахме-дов Д.Ш. Особенности взаимосвязи ценностно-смысловых факторов и ценностных ориентаций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3.
2. Михайлова С.Ю., Слесарева Е.А., Мирзахме-дов Д.Ш. Сравнительный анализ ценностных ориентаций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Междуна-
родный журнал психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 4.
3. Николаева Ю.В. Кадровый менеджмент в системе органов внутренних дел: Учеб. пособие. М.: Издательство Русимпо, 2013.
4. Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД, и их преодоление: Учеб.-метод. пособие. М.: МосУ МВД России, 2012.
References
1. Slesareva E.A., Mikhaylova S.Yu., Mirzakhme-dov D.Sh. Osobennosti vzaimosvyazi tsennostno-smy-slovykh faktorov i tsennostnykh oriyentatsiy kursantov i slushateley Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3.
2. Mikhaylova S.Yu., Slesareva E.A., Mirzakhme-dovD.Sh. Sravnitel'nyy analiz tsennostnykh oriyentatsiy kursantov i slushateley Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya // Mezhdunarodnyy zhurnal psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deya-tel'nosti. 2016. № 4.
3. Nikolayeva Yu.V. Kadrovyy menedzhment v sisteme organov vnutrennikh del: Ucheb. posobiye. M.: Izdatel'stvo Rusimpo, 2013.
4. FedotovA.Yu., MedvedevI.N. Emotsional'nyye sostoyaniya, negativno vliyayushchiye na professio-nal'nuyu deyatel'nost' sotrudnikov OVD, i ikh preo-doleniye: Ucheb.-metod. posobiye. M.: MosU MVD Rossii, 2012.