Научная статья на тему 'Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья'

Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
773
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / HEALTH GROUPS / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А.

С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗНЫМ ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ, ОБСЛЕДОВАНО 104 УЧАЩИХСЯ 1-4-ГО КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКА. ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВЫКОПИРОВКА ГРУПП ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ: МНОГОФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЕТТЕЛЛА, МЕТОДИКА «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК», ИНДЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. УСТАНОВЛЕНО, ЧТО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К I ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ ОТЛИЧАЛИ ОТКРЫТОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ПОСЛУШАНИЕ, УСТУПЧИВОСТЬ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, II ГРУППЫ ВЫРАЖЕННАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НАПОРИСТОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, ОПТИМИСТИЧНОСТЬ. У УЧАЩИХСЯ С III И IV ГРУППАМИ ЗДОРОВЬЯ ОТМЕЧЕНЫ ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ТРУДНОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, ЧУВСТВЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ВО ВРАЖДЕБНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ, ЧТО СВЯЗАНО С ИМЕЮЩИМИСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN DIFFERENT HEALTH GROUPS

104 SCHOOLCHILDREN, STUDYING IN 1-4 FORMS OF ARKHANGELSK SCHOOL WERE EXAMINED FOR THE PURPOSE OF ESTIMATION OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUNGER CHILDREN IN DIFFERENT HEALTH GROUPS. DIFFERENTIATION BETWEEN HEALTH GROUPS AND PSYCHOLOGICAL METHODS (KETTELL'S MULTIPLE-FACTOR PERSONALITY QUESTIONNAIRE, METHOD «HOUSE. TREE. HUMAN», AND INDEX OF PSYCHOLOGICAL WELLBEING) WERE USED. YOUNGER SCHOOLCHILDREN, RELATIVE TO I HEALTH GROUP HAD SUCH QUALITIES AS OPENNESS, BENEVOLENCE, COMMUTABILITY, OBEDIENCE, PLIABILITY, HONESTY, OBSERVANCE. CHILDREN FROM II HEALTH GROUP HAD DISTINCT FORMING OF INTELLECTUAL FUNCTIONS, INDEPENDENCE, FORCEFULNESS, COMPOSURE, THEY WERE OPTIMISTS. SCHOOLCHILDREN FROM III AND IV HEALTH GROUPS HAD DISTINCT DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, APPARENT IN DIFFICULTIES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION, INCREASED UNEASINESS, AND SENSE OF INFERIORITY, HOSTILITY AND PROPENSITY TO CONFLICTS, WHAT WAS RELATED WITH THEIR FUNCTIONAL DISORDERS.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Н.В. Поляшова1, А.Г. Соловьев2, И.А. Новикова1

1 Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск

2 Северный государственный медицинский университет, Архангельск

Психологические особенности младших школьников с разными группами здоровья

С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗНЫМ ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ, ОБСЛЕДОВАНО 104 УЧАЩИХСЯ 1-4-ГО КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКА. ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВЫКОПИРОВКА ГРУПП ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ: МНОГОФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЕТТЕЛЛА, МЕТОДИКА «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК», ИНДЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. УСТАНОВЛЕНО, ЧТО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К I ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ ОТЛИЧАЛИ ОТКРЫТОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ПОСЛУШАНИЕ, УСТУПЧИВОСТЬ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, II ГРУППЫ — ВЫРАЖЕННАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НАПОРИСТОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, ОПТИМИСТИЧНОСТЬ. У УЧАЩИХСЯ С III И IV ГРУППАМИ ЗДОРОВЬЯ ОТМЕЧЕНЫ ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ТРУДНОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, ЧУВСТВЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ВО ВРАЖДЕБНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ, ЧТО СВЯЗАНО С ИМЕЮЩИМИСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ГРУППА ЗДОРОВЬЯ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ.

Контактная информация:

Соловьев Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор Института психологии и психоневрологии Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий д. 51, тел. (8182) 20-92-84 Статья поступила 30.09.2008 г., принята к печати 01.12.2008 г.

Обучение в школе, особенно детей младшего школьного возраста, требует определенного уровня физиологического и психологического развития ребенка, обеспечивающего его безболезненную адаптацию к режиму и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим результативность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы [1].

В условиях ограниченности адаптивных резервов, свойственной растущему организму, жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации. Она проявляется у детей ухудшением работоспособности, повышенной утомляемостью и сниженной устойчивостью к неблагоприятным воздействиям. «Цена» учебной деятельности — это общая сумма всех физиологических и психических затрат организма, обеспечивающих должный уровень освоения знаний, умений и навыков [2].

Психологическая адаптация понимается как целостная, многомерная и самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой и отношение к самому себе [3].

В период обучения в школе организм детей способен реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздорав-

N.V. Polyashova1, A.G. Solov'yov2, I.A. Novikova1

1 M.V. Lomonosov Pomor State University, Arkhangelsk

2 North State medical University, Arkhangelsk

Psychological peculiarities of younger schoolchildren in different health groups

104 SCHOOLCHILDREN, STUDYING IN 1-4 FORMS OF ARKHANGELSK SCHOOL WERE EXAMINED FOR THE PURPOSE OF ESTIMATION OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUNGER CHILDREN IN DIFFERENT HEALTH GROUPS. DIFFERENTIATION BETWEEN HEALTH GROUPS AND PSYCHOLOGICAL METHODS (KETTELL'S MULTIPLE-FACTOR PERSONALITY QUESTIONNAIRE, METHOD «HOUSE. TREE. HUMAN», AND INDEX OF PSYCHOLOGICAL WELLBEING) WERE USED. YOUNGER SCHOOLCHILDREN, RELATIVE TO I HEALTH GROUP HAD SUCH QUALITIES AS OPENNESS, BENEVOLENCE, COM-MUTABILITY, OBEDIENCE, PLIABILITY, HONESTY, OBSERVANCE. CHILDREN FROM II HEALTH GROUP HAD DISTINCT FORMING OF INTELLECTUAL FUNCTIONS, INDEPENDENCE, FORCEFULNESS, COMPOSURE, THEY WERE OPTIMISTS. SCHOOLCHILDREN FROM III AND IV HEALTH GROUPS HAD DISTINCT DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION, APPARENT IN DIFFICULTIES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION, INCREASED UNEASINESS, AND SENSE OF INFERIORITY, HOSTILITY AND PROPENSITY TO CONFLICTS, WHAT WAS RELATED WITH THEIR FUNCTIONAL DISORDERS.

KEY WORDS: PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES, HEALTH GROUPS, YOUNGER SCHOOLCHILDREN.

ливающие. Здоровьесберегающие подходы — система мер по охране и укреплению здоровья школьников, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образования, направленная на сохранение здоровья школьников на всех этапах его обучения и развития [4]. Актуальность изучения показателей психологической адаптации младших школьников определяется необходимостью разработки здоровьесберегающих подходов к созданию условий для оптимального обучения, воспитания и развития детей на начальных этапах обучения.

Целью настоящего исследования было выявление психологических особенностей младших школьников в зависимости от группы здоровья.

В исследование включено 104 учащихся 1-4-го классов общеобразовательного учреждения «начальная школа — детский сад № 77» Архангельска: 29 детей учились в 1-м, 24 — во 2-м, 26 — в 3-м и 25 — в 4-м классе; девочек было 43%, мальчиков — 57%.

Нами проведена выкопировка групп здоровья учащихся на основе анализа индивидуальных медицинских карт. Группу здоровья определял педиатр с учетом осмотра специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка в качестве основополагающих учитывали следующие критерии: наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе; уровень физического развития и степень его гармоничности; уровень нервно-психического развития; общую резистентность организма; функциональное состояние органов и систем; наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. Комплексная оценка с определением группы здоровья проводилась по совокупности перечисленных критериев.

Для исследования личностных особенностей младших школьников использовался многофакторный личностный опросник Кеттелла [5]. Опросник содержит 12 шкал, оценивающих: А — холодность-доброжелательность, В — высокая-низкая степень развития интеллекта, С — эмоциональная неустойчивость-стабильность, D — уравновешенность-возбудимость, Е — покорность-независимость, F — озабоченность-беспечность, G — низкая-высокая добросовестность, Н — робость-смелость, I — твердость-мягкосердечность, О — самоуверенность-подавленность, 03 — низкий-высокий самоконтроль, 04 — расслабленность-напряженность. Результаты оценивались в стэнах — от 1 до 10. В ходе исследования строился «профиль» личности, при интерпретации которого учитывались степень выраженности каждого фактора, особенности их взаимодействия, а также нормативные данные. Кроме того, для изучения психологических характеристик использовалась методика «Дом. Дерево. Человек», определяющая степень выраженности таких свойств личности ребенка, как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность [6]. На основе анализа данных медицинских карт и школьных журналов оценивали показатель социально-психологического здоровья — индекс психического благополучия (ИПБ), рассчитываемый по формуле:

ИПБ = 1 — (О — Б) ^ ^ X п X К),

где О — общее количество пропусков; Б — количество пропусков по болезни; N — количество недель; п — количество часов в неделю по учебному плану; К — число учащихся в классе [7].

Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием программы STATISTICA 6.0 (StatSoft,

США). При сравнении различий количественных переменных, представленных в виде среднего значения ± стандартная ошибка среднего, в разных группах здоровья нами использовался Г-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для анализа различий качественных переменных использовался критерий Пирсона х2. Статистически значимый результат сравнения переменных определялся при р < 0,05.

В I группу здоровья (не болеющие или редко болеющие) был включен каждый 6-й ребенок, принявший участие в исследовании; во II группу (с незначительными нарушениями в соматическом состоянии) — 64% учащихся; к III группе (с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии) — каждый 6-й и к IV группе (с хроническими заболеваниями в стадии обострения) — только 2% школьников. Анализ распределения детей по группам здоровья с учетом уровня (класса) обучения представлен на рис. 1. Показано, что в 1-м и 2-м классах подавляющее число детей были отнесены к I и II группам здоровья, тогда как среди школьников 3-го и 4-го классов доля таких детей была существенно ниже. Более того, от 24 до 31% детей 3-4 классов были отнесены к Ш-М группам здоровья.

Сравнительный анализ распределения учащихся младших классов по группам здоровья в динамике обучения (см. таблицу) выявил, что наблюдалась парадоксальная ситуация. Число детей, поступающих в первый класс, и имеющих I и II группы здоровья последние два года было примерно одинаковым. Во втором классе на 2-м году обучения увеличилось число детей, имеющих I группу здоровья. В 3 классе при поступлении в школу 27% детей имели III и IV группы здоровья, однако в динамике обучения к 3-му году обучения появились дети с I группой здоровья (12%), но в то же время 2 ребенка по сравнению со

2 годом обучения стали иметь III группу здоровья. В 4-м классе за все годы обучения динамики в состояния здоровья детей не отмечалось. В целом в динамике обучения у 94% младших школьников состояние оставалось стабильным, у 4% — улучшилось, а у 2% — ухудшилось.

По многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла у учащихся младших классов были обнаружены следующие психологические особенности (рис. 2): недоверчивость, чрезмерная обидчивость, замкнутость, робость, неуверен-

Рис. 1. Распределение учащихся начальных классов по группам здоровья

25

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 6

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Группа здоровья Год обучения

1-й класс, абс. (%) 2-й класс, абс. (%) 3-й класс, абс. (%) 4-й класс, абс. (%)

1-й 1-й 2-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й

I 3 (10) 5 (21) 6 (25) - - 3 (12) 6 (24) 6 (24) 6 (24) 6 (24)

II 23 (79) 17 (71) 16 (67) 19 (73) 20 (77) 15 (58) 13 (52) 13 (52) 13 (52) 13 (52)

III 3 (10) 2 (8) 2 (8) 5 (19) 4 (15) 6 (23) 6 (24) 6 (24) 6 (24) 6 (24)

IV - - - 2 (8) 2 (8) 2 (8) - - - -

Рис. 2. Психологические особенности детей разных групп здоровья по многофакторному опроснику Р Кеттелла

26

н

и

Группа здоровья I -И- Группа здоровья II Группа здоровья III Группа здоровья IV

Примечание.

* — статистически значимое (р < 0,05) различие при сравнении с показателем у детей I, II, III или IV группы здоровья.

ность в себе, легкая ранимость, неустойчивость настроения, плохой контроль эмоций, трудность в приспособлении к новым условиям, серьезность, осторожность. Данные особенности были свойственны 2/3 учащихся.

Младших школьников I группы (практически здоровые дети) отличали открытость, эмоциональная устойчивость, мягкосердечность, напряженность, смелость, доброжелательность, общительность, низкая сформированность интеллектуальных функций, преобладание конкретных форм мышления, большая послушность, уступчивость, добросовестность, исполнительность, робость, чувствительность к угрозе, зависимость от других, озабоченность. Для учащихся II группы здоровья были характерны более выраженная сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, оптимистичность, эмоциональная устойчивость, напряженность, подавленность, уверенность в себе и независимость. Для детей III группы здоровья были свойственны большая уверенность в себе, социальная смелость, решительность, высокий уровень сформированности интеллектуальных функций, независимость и напряженность.

■' .. школьников IV группы здоровья отличали большая замкнутость, обособленность, неуверенность в себе, легкая ранимость, неустойчивость, холодность, более развитые интеллектуальные функции, неторопливость, сдержанность, флегматичность, независимость, благоразумие, рассудительность, реалистичность, практичность, самоуверенность, оптимистичность. При сравнении с психологическими характеристиками детей разных групп здоровья было показано, что учащиеся IV группы здоровья были более замкнутыми, скрытными, эмоционально холодными по сравнению со школьниками 1-111 группы (р <0,001); они были легко расстраивающимися и тревожными, у них чаще, чем при I и III (р < 0,05) группах, выявлялись невротические симптомы. Дети IV группы здоровья были более флегматичными, чем в II группе (р < 0,01), а также более самоуверенны, независимы и конфликтны, чем в I группе здоровья (р < 0,05), более пессимистичны, молчаливы, чем в I (р < 0,01), II (р < 0,001) и III (р < 0,01) группах. Анализ рисунков «Дом. Дерево. Человек» показал признаки того, что в целом младшие школьники чувствовали себя незащищенными, были тревожными, испытывали трудности в

^

Рис. 3. Личностные особенности детей разных групп здоровья, оцененные по методике «Дом. Дерево. Человек»

Рис. 4. Показатель индекса психического благополучия у учеников младших классов разных групп здоровья

Примечание.

* — статистически значимое (р < 0,05) различие при сравнении с показателем у детей III группы здоровья;

** — р < 0,05 по сравнению с показателем у детей IV группы здоровья.

общении (рис. 3). Выявлено, что дети IV группы здоровья чувствовали себя более защищенными, но в то же время были более тревожными, более доверчивыми, испытывали чувство неполноценности, а также отличались большей враждебностью и конфликтностью. Ученики I группы здоровья в отличие от остальных обладали меньшей враждебность и тревожностью. Учащиеся IV группы здоровья были более тревожными, чем дети III группы (р < 0,05). Ученики I группы здоровья в сравнении со II были более доброжелательны (р < 0,05), а в сравнении с III группой чувствовали себя более неполноценными (р < 0,05).

Примечание.

* — статистически значимое (р < 0,05) различие при сравнении с показателем у детей IV группы здоровья.

На основе анализа данных классных журналов за весь период обучения детей подсчитывали индекс психического благополучия (рис. 4). Самым высоким этот показатель был у учащихся со II группой здоровья, самым низким — у детей с IV группой, у которых были хронические заболевания в стадии обострения. Индекс психического благополучия у учеников IV группы был достоверно более низким, чем у детей II (р < 0,01) и III (р < 0,05) групп здоровья. Таким образом, можно заключить, что младших школьников I группы здоровья отличают открытость, доброжелательность, общительность, послушание, уступчивость, добросовестность, исполнительность, II группы здоровья — более выраженная сформированность интеллектуальных функций, независимость, напористость, спокойствие, оптимистичность. Младшие школьники III и IV групп здоровья имеют выраженные нарушения в психологической адаптации, которые проявлялись трудностями межличностного общения, повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебностью и конфликтностью, что связано с имевшимися функциональными отклонениями. Указанные изменения диктуют необходимость осуществления здоровьесберегающих подходов, предполагающих формирование у каждого ребенка культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, что, в свою очередь, способствует улучшению психологической адаптации.

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. — М.: Флинта: Наука, 2002. — С. 312.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. — С. 380.

3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — С. 440.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2006. — С. 320.

5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2006. — С. 688.

6. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». — М.: Московский психолого-социаль-ный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — С. 144.

7. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. — М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 2004. — С. 400.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.